Ваш браузер устарел!

Обновите ваш браузер для правильного отображения этого сайта. Обновить мой браузер

«Технология – ГеймДжаз, как технология проектирования образовательных событий через игровую деятельность на культурном содержании пяти образовательных областей»

«Технология – ГеймДжаз, как технология проектирования образовательных событий через игровую деятельность на культурном содержании пяти образовательных областей»

Ведущий стажировки: Щёлокова Мария Владимировна, МБДОУ «Детский сад №18», музыкальный руководитель

Участники стажировки: музыкальные руководители, педагоги детских садов, методисты

Даты проведения стажировки: 22.05-24.05.2023 г.

E-mail: mari.schelokowa@mail.ru

Город: Снежинск, Челябинская область

Цель программы: Освоение стажерами инструментария самостоятельного проектирования образовательного события через игровую деятельность на культурном содержании пяти образовательных областей с использованием технологии ГеймДжаз.

Задачи программы:

  • Создать условия для активного погружения стажеров в практико-ориентированную деятельность по проектированию образовательных событий и развитию игровой деятельности дошкольников на культурном содержании пяти образовательных областей с использованием технологии ГеймДжаз,
  • Исследовать семантику и адаптивную проблематику понятий: «образовательное событие», «субъектность», «пространство детской инициативы», «игровая деятельность дошкольников», «проблемная ситуация», «нейроигры», «дивергентное мышление», «ролевое поведение» и др.
  • Способствовать приобретению стажерами практических компетенций работы с технологией «ГеймДжаз».
  • Сформировать совместно со стажерами картотеку рамочных проектов, алгоритма действия педагога для использования в профессиональной деятельности по теме стажировочной площадки.
  • Создать условия для самостоятельной оценки деятельности педагогов при проектировании и реализации образовательного события по технологии ГеймДжаз.
Программа мероприятий стажировки
Программа стажировки
https://vk.com/gamejazz_snz

Участники стажировки

Бездомникова Наталья Петровна, Глазов

Залетова Алена Алексеевна, Заречный ПО

Игина Дарья Владимировна, Снежинск

Иштыбаева Татьяна Геннадьевна, Заречный СО

Кныш Елена Анатольевна, Озерск

Козлова Ольга Сергеевна, Лесной

Котова Екатерина Александровна, Лесной

Криворучкина Лариса Викторовна, Лесной

Луковкина Наталья Владимировна, Лесной

Любчик Светлана Андреевна, Сосновый Бор

Пыхова Марина Владимировна, Снежинск

Ушакова Елена Сергеевна, Новоуральск

Халиуллина Ирина Магсумовна, Трёхгорный

Юрченко Елена Васильевна, Волгодонск

Анализ стажировки

Стажировка «Технология Геймджаз, как технология проектирования образовательных событий через игровую деятельность на культурном содержании пяти образовательных областей» проходила с 22 по 24 мая 2023 года на базе МБДОУ «Детский сад общеразвивающего вида №18» города Снежинска Челябинской области. В работе стажировки приняло участие 14 педагогов, из них 2 заведующих, 2 методиста, 1 воспитатель, 9 музыкальных руководителей из 10 городов-участников проекта «Школа Росатома», 75 детей – участники стажерских проб, (25 детей – участники образовательного события «Лесной патруль», 25 детей – участники образовательного события «В поисках зоопарка», 25 детей –участники образовательного события «Пиратская вечеринка»).

Информационной площадкой стажировки стала группа в социальной сети «ВКонтакте».

Если посмотреть на название самой технологии, которую предстояло освоить стажерам, то оно кажется непонятным. Но на самом деле суть технологии, ее квинтэссенция, душа данной технологии заключается в том, что педагог должен сымпровизировать, вдохновить, взять на себя роль Дирижера и Аранжировщика, и, как по нотам, повернуть ход детской активности. Решить игровую проблемную ситуацию. Продолжить, изменив линию сюжета и расширив звучащий ряд игры.

Но как же не мешать детям играть? Как сберечь их игровое пространство, ценность их воображения и фантазий… Как педагогам не забыть, что игра – это то, чем должен жить ребенок дошкольного возраста… На все эти вопросы участники постарались ответить в ходе трехдневной стажировки.

Заходя немного вперед нужно отметить, что стажеры в полной мере овладели технологией «ГеймДжаз» и умело импровизировали в своем образовательном событии, которое звучало у каждой команды по-своему!

Применять технологию «ГеймДжаз» в своей работе могут не только музыкальные руководители, но и воспитатели, так как эта технология универсальна!

Вступление.

Стажировка началась еще накануне, с вечера 21 мая. Вечер, проведенный вместе, стал вступлением, «затактом» для дальнейшей стажировки, благодаря которому стажеры могли познакомиться друг с другом, с командой детского сада «Радуга», ведущим стажировки, и стать одной командой.

Будущим джазистам было предложено познакомиться в игровой форме посредством коммуникативных игр. Дружное сочинение «Сказки о стажировке» еще больше объединило стажеров и подняло настроение. Вечер закончился на очень позитивной ноте. Предыстория стажировки стала удачным началом всей «игры стажировки».

Первый день «Экспозиция».

Торжественное открытие стажировки началось с танцевального флешмоба веселых детей-апельсинчиков «Все зависит от нас самих» и приветственной речью заведующего МБДОУ №18 Оксаны Анатольевны Лебедевой. Дети-апельсинчики посвятили стажеров в Джазисты, и вручили каждому стажеру Партитуру Джазиста. Для того, чтобы участники стажировки чувствовали себя «как дома», дети-апельсинчики пригласили гостей отправиться в увлекательное путешествие по детскому саду. Экскурсия началась! Джазистов очень впечатлила экскурсия, ведь дети так охотно, с любовью, открыто и эмоционально рассказывали про детский сад.

Технология «В предвкушении гармонии» помогла стажёрам определиться с ожиданиями от стажировки. Оправдаются ли они? Узнаем позже. Одной из задач стажировки было формирование представлений у Джазистов об игре (классификация Е.Е. Кравцовой) и о джазе, импровизации. Как это все соединить? Как можно увидеть, понять, удержать и поддержать в непосредственном взаимодействии детей и музыкального руководителя? Очень изящно и непринужденно коснулись теоретических вопросов, касающихся классификации игры по Е.Е. Кравцовой.

Став участником джазбенда по освоению новой технологии поддержки детской игры, разобравшись в терминологии, повторив классификацию Е.Е. Кравцовой в игре «Где логика?», расставив нужные и важные акценты, у Джазистов появилась возможность продемонстрировать, как все это заработает на практике!

Для погружения стажеров в тему стажировки педагоги познакомились с этапами реализации технологии «ГеймДжаз» и ее особенностями. В рамках теоретического погружения стажеры получили ответы на все интересующие их вопросы.

Неожиданно появившись, дети-апельсинчики пригласили Джазистов отправиться в увлекательное путешествие, и раздали всем стажерам пригласительные билеты. Приглашение оказалось экспертной картой образовательного события с применением технологии «ГеймДжаз». Погружение стажеров в технологию началось в музыкальном зале, где ведущий стажировки с ребятами играла в музыкальные нейроигры, которые перешли в решение задач из области «художественно-эстетическое развитие». Провокация, предложенная руководителем стажировки, замотивировала педагогов на участие в образовательном событии.

У стажеров не получилось быть просто наблюдателями, они вместе с детьми взаимодействовали, изготавливали шумовые инструменты из бросового материала и приняли участие в музыкальном баттле с «Бременскими музыкантами». Стажеры умело справлялись с несколькими задачами, и в своих экспертных картах фиксировали:

  • элементы развивающей предметно-пространственной среды;
  • действия педагога, направленные на поддержку и развитие игровой деятельности дошкольника;
  • использование технологии «ГеймДжаз»;
  • когнитивные задачки, решаемые в ходе образовательного события.

Событие состоялось! Дети ушли делиться впечатлениями, с планами, а стажерам предстояло проанализировать происшедшее. Свои наблюдения стажеры озвучили во время рефлексивного «блиц-анализа» образовательного события. Конечно, не обошлось без вопросов и спорных моментов. Эксперт-куратор стажировки Ольга Сергеевна Новгородцева помогла расставить нужные акценты.

Во второй половине дня стажерам была предложена игра «Воображариум». В этой игре стажеры-джазисты приобрели опыт по использованию игр с правилами на развитие сюжетосложения, воображения и дивергентного мышления для обогащения и провоцирования сюжета детской игры, развития детей на культурном содержании пяти образовательных областей. Разделившись на три команды, в воздухе царили игра, сюжет, дивергент. Командам было дано три одинаковых по количеству кадров, и одинаковые картинки, но насколько у всех команд получился разный сюжет! И здесь же стажеры внедрили технологию «ГеймДжаз» со своей игрой, с проблемной ситуацией, ее решением, и выходом на новую сюжетную линию.

Первый день получился очень насыщенным! Теория, игры, практика и знакомство с ребятами детского сада. Волнительно, как встретят гостей наши ребята? Стажеры, разошлись по трем группам, в две подготовительные и в старшую. Джазисты погрузились в игровую деятельность ребят с увлечением и большим интересом.

В завершении дня Джазисты получили домашнее задание: спроектировать свое образовательное событие с применением технологии «ГеймДжаз». Каждая команда выбрала свою тему для образовательного события в соответствии с приоритетным видом игры для детей.

Рефлексия первого дня прошла под названием «Веселые нотки». Итогом дня стал мастер класс от руководителя стажировки «Флюид арт». Стажеры создали для себя картины в оригинальной технике, которые оставили себе на память.

Второй день «Разработка».

Главным вопросом первого дня стажировки стало решение задачки – как спроектировать образовательное событие для детей, применив технологию, с которой познакомились только вчера, и продемонстрировать его для экспертной оценки своим коллегам.

Утром второго дня стажеры презентовали свои проекты коллегам, которые выступали не только в качестве экспертов, но и в качестве детей, проживающих сюжетно-ролевую игру и игру с правилами, перевоплотиться в которых не так-то просто! Совместно с экспертом Ольгой Сергеевной Новгородцевой, стажеры скорректировали образовательные события, четко расставили акценты, выявили сильные стороны событий, ошибки, отметили наличие основных этапов технологии. Как ребенок заново собирает рассыпавшийся дворец из кубиков, так же у Джазистов появлялись новые варианты развития, новые варианты образовательного события.

Следующей частью второго дня стало знакомство с развивающей предметно-пространственной средой групп детского сада. Каждая команда стажёров проанализировала РППС своей группы, на предмет поддержки игровой инициативы детей. А также особый интерес вызвала зона Open Space, в которой царит особая атмосфера: творчества, перевоплощений, а главное, пространство детской инициативы.

В финале этого этапа стажировки Татьяна Ивановна Сучкова, психолог МБДОУ №18 провела практическое занятие, которое вызвало массу эмоций и размышлений. Под цепким взглядом Татьяны Ивановны стажеры погружались в пучину субъектности ребенка, попутно делая открытия и своей душе!

В завершении второго дня стажировки домашним заданием стала следующая задача – доработать проект своих образовательных событий.

Третий день «Реприза».

Начался настоящий событийный марафон, и всем стажерам представилась возможность поучаствовать в оценке собственных стажерских проб.

Три команды стажеров представили три образовательных события, с яркими, интересными замыслами, с решением когнитивных задачек в игровой деятельности. Предугадать, как все пройдет было невозможно! Несмотря на то, что у стажеров за плечами два дня погружения в технологию «ГеймДжаз», дети смогли внести свои провокации, и превратить педагогов из дирижеров в игровых партнеров.

Первая команда Джазистов развернула свое образовательное событие на улице, на площадке у детей. Джазисты предложили ребятам вступить в ряды лесного патруля. Дети с удовольствием включились в игру из бросового материала, изготовили знаки и правила, помогающие защищать природу. По ходу события педагоги старались вбросить задачки из разных областей, но самым большим вызовом для них стал вопрос, как в сюжетно-ролевую игру, которая развернулась на прогулке у ребят старшей группы, включить прослушивание музыки, исполненной на скрипке. У Джазистов все получилось: и решение проблемных ситуаций, и прослушивание музыки в исполнении стажера Дарьи Владимировны Игиной из Снежинска.

Второе событие развернулось в группе у ребят подготовительного возраста. Перед педагогами была поставлена задача – разобраться, какие условия созданы для реализации детьми собственных игровых и познавательных интересов. Тему выбрали актуальную – строительство зоопарка в городе Снежинске. Дети сразу откликнулись, образовательное событие случилось!

Третье образовательное событие отличалось от предыдущих своей непредсказуемостью, импровизацией, и тем, что сами дети вносили провокации и проблемные ситуации не только себе, но и стажерам! Педагоги «вбросили» интересный проблемный экспромт в виде бутылки с приглашением на пиратскую вечеринку. У детей отклик был мгновенный! Джазисты шли за ребятами, за их идеями, мудро импровизируя, аккуратно дирижируя игрой. Добравшись до места назначения, ребята не обнаружили никаких следов обещанной вечеринки, но совершенно случайно нашли карту, оставленную после тренинга с психологом. Вот это провокация! Импровизация стажёров началась! Очень было интересно наблюдать, как дети самостоятельно развернули свою игру! Как стажеры играли вместе с ребятами! Надо отметить, что вечеринка все-таки состоялась. Из бросового материала дети сделали костюмы, придумали и зарисовали танец. Зарисовать танец – это ведь очень сложно, но дети справились! Запомнили! И станцевали!

Стоит отметить, что после завершения каждого образовательного события, после ухода стажеров из групп, ход игры продолжался в самостоятельной деятельности детей.

Во время рефлексии стажеры поделились своими впечатлениями и профессиональными приобретениями. Но важно, что все вышли за рамки стандартного восприятия образовательного процесса! Стажеры экспертировали не только результаты своих проб, но и результаты проб своих коллег. Благодаря тому, что за каждым образовательным событием наблюдали другие две команды, были услышаны мнения всех стажёров. Джазисты обозначили свою готовность применять полученные знания на практике, внедрять технологию «ГеймДжаз» в свою работу.

В завершении стажировки участникам были вручены сертификаты и памятные подарки. И неожиданным подарком от участников стажировки был музыкальный момент, подаренный для коллектива Детского сада №18. Эмоции переполняли!

Хочу выразить слова благодарности всем стажерам за их открытость и активную позицию! Отдельная благодарность всей команде «Школы Росатома» за возможность провести трехдневную стажировку!

В заключении хочется сказать, что стажировка – это тоже образовательное событие, и это образовательное событие не свершилось бы без сплоченной команды Детского сада №18 «Радуга».

…Играй, не считая минуты, просто играй свои ноты,

Не думай о том, почему ты, помни о том, для кого ты…

Не важно, что кто-то не слышит,

Важно, что кто-то услышал…

С уважением, автор и ведущий стажировки Мария Владимировна Щёлокова

Фотоальбом стажировки

Видеоматериалы со стажировки

Отзывы о стажировке

Полезные материалы

Партитура джазиста