Ваш браузер устарел!

Обновите ваш браузер для правильного отображения этого сайта. Обновить мой браузер

«Игры с правилами = правильные игры», или технология, обеспечивающая развитие дошкольников в игровой форме на культурном содержании пяти образовательных областей»

«Игры с правилами = правильные игры», или технология, обеспечивающая развитие дошкольников в игровой форме на культурном содержании пяти образовательных областей»

Ведущий стажировки: Тарасова Дарья Сергеевна, МАДОУ «Детский сад комбинированного вида № 13», учитель-логопед

Участники стажировки: педагогические работники дошкольных образовательных организаций: воспитатели, специалисты детских садов

Даты проведения стажировки: 10.05-12.05.2023 г.

E-mail: borcova_darya@mail.ru

Город: Снежинск, Челябинская область

Цель программы: Создание условий для практического овладения стажерами профессиональными компетенциями организации детской игры с правилами, как технологии, обеспечивающей развитие дошкольников в игровой деятельности на культурном содержании пяти образовательных областей.

Задачи программы:

  • Сформировать и/или актуализировать теоретические представления о проблемах развития игры дошкольников в онтогенезе;
  • Повысить уровень профессиональных компетенций стажеров по организации самостоятельной игры дошкольников;
  • Сформировать у стажеров представления о технологии применения игр с правилами, применяющейся для развития дошкольников на культурном содержании пяти образовательных областей в соответствии с ФГОС ДО;
  • Дать возможность стажерам получить практический опыт по организации и адаптации среды и пространства группы детского сада под технологию применения игр с правилами, как технологии, обеспечивающей развитие дошкольников в игровой деятельности на культурном содержании пяти образовательных областей.
Программа мероприятий стажировки
Программа стажировки
https://vk.com/stazhirovka_schoolrosatom_snz

Участники стажировки

Еловикова Зоя Николаевна, г.Лесной

Еремеева Наталия Владимировна, г.Лесной

Запольская Альбина Викторовна, г.Удомля

Касымова Надежда Михайловна, г.Снежинск

Киреева Марина Владимировна, г.Снежинск

Маташ Кристина Александровна, г.Снежинск

Николаева Светлана Валерьевна, г.Новоуральск

Ордина Ирина Олеговна, г.Снежинск

Петрова Наталья Ивановна, г.Озерск

Полянская Светлана Александровна, г.Волгодонск

Синеок Светлана Гарифулловна, г.Снежинск

Титова Галина Ивановна, г.Димитровград

Чухалева Оксана Васильевна, г.Заречный СО

Южанина Татьяна Анатольевна, г.Снежинск

Анализ стажировки

Стажировка «Игры с правилами = правильные игры» проходила с 10 по 12 мая 2023 года на базе МАДОУ «Детский сад комбинированного вида № 13» города Снежинска Челябинской области. В стажировке приняли участие 14 стажеров, в числе которых: 7 воспитателей, 5 учителей-логопедов, один инструктор по физической культуре и один старший воспитатель. География стажировки объединила в себе восемь городов-участников проекта «Школа Росатома», а именно: Удомля, Новоуральск, Димитровград, Волгодонск, Озерск, Заречный СО, Лесной и Снежинск.

Для решения организационных вопросов, обмена информацией, мнениями, впечатлениями и, конечно, фотографиями стала группа в социальной сети «ВКонтакте»: Стажировка «Игры с правилами = правильные игры».

Стажировка объединила играющих педагогов из разных уголков страны, хотя до её начала, некоторые из них даже не подозревали, что являются «играющими». Все стажеры стали участниками игры-бродилки «Путешествие в страну правильных игр». Именно так была выстроена логика погружения в авторскую технологию. Классические правила игры были изменены в соответствии с образовательными задачами: кубик оказался не нужен, так как нельзя было довериться случаю и пропустить хоть один ход на карте игры.

День первый. СТАРТ

С утра гостей Детского сада «Родничок» встретили его воспитанники и подарили стихотворение о родном городе Снежинске. После непродолжительного, но яркого приветствия стажерам было предложено определить собственные профессиональные ожидания от прохождения стажировки. Для этого педагогам необходимо было отметить свой уровень теоретических знаний и практических навыков в тех областях, которые указаны на «мишени». Примечательным оказалось то, что большинство стажеров очень высоко оценили свои знания и навыки по выделенным областям, таким как «Развитие детской игры в онтогенезе», «Роль педагогов в развитии игры дошкольников», «РППС в развитии игры дошкольников», «Организация игры дошкольника», «Включение в игру культурного содержания 5 образовательных областей».

Далее стажерам было предложено в своих дневниках пройти опрос об ожиданиях от прохождения стажировки «Что я хочу узнать?».

Выделим наиболее популярные ответы:

  • организация игры с правилами в логопедической работе;
  • роль педагога в развитии игры дошкольника;
  • организация РППС, стимулирующей развитие игры;
  • узнать технологию «Игры с правилами = правильные игры» как технологию, обеспечивающую развитие дошкольников в игровой деятельности на культурном содержании пяти образовательных областей.

А меж тем, на поле игры уже обозначился переход к третьему шагу, на котором стажерам предлагалось в ходе дискуссии познакомиться с классификацией детской игры, предложенной Е.Е. Кравцовой. Последовавшая далее практическая работа в группах по закреплению основных особенностей того или иного вида игры, показала высокую степень освоения стажерами классификации детской игры Е.Е. Кравцовой. Поэтому было принято решение долго не задерживаться на этом этапе и двигаться дальше.

На следующем этапе стажеры познакомились с технологией «Игры с правилами = правильные игры». В процессе обсуждения основных идей технологии были выделены необходимые условия для включения в игру с правилами культурного содержания пяти образовательных областей, рассмотрены особенности РППС групп, реализующих данную технологию, роли взрослого, владеющего этой технологией.

После этого, исходя из уже имеющихся теоретических представлений о технологии, участникам стажировки нужно было составить карту наблюдения за событием, демонстрирующим применение технологии «Игры с правилами = правильные игры». Образец карты им был уже дан, ее необходимо было доработать и/или видоизменить его на своё усмотрение. Данный шаг был подготовкой перед непосредственным погружением в технологию, в рамках которого ведущий стажировки продемонстрировал использование технологии «Игры с правилами = правильные игры» в реальном взаимодействии с детьми подготовительной к школе группы.

Событие было построено по принципу классической игры-бродилки, но игра разворачивалась не на бумажном поле, а на полу в спортивном зале. «Вход» в игру был предложен детям через внесение в среду провокации в виде письма от Незнайки с инструкцией к действию. Дети активно включились в игру, пытались расшифровать и прочитать письмо и в этот момент педагог был лишь наблюдателем, который не директивно направлял и подсказывал. В ходе игры ребята, следуя маршруту бродилки, выполняли различные задания, приготовленные для них Незнайкой, тем самым реализовывались включенные педагогом образовательные задачи. Финальным моментом игры стала победа одной из команд и получение детьми приза, который мог продолжить данное событие уже в самостоятельной деятельности детей.

В ходе данного события стажерам были продемонстрированы варианты «зачина» игры, так, чтобы педагог, входя в неё, её не разрушил, а также возможности включения образовательных задач, вариант выхода педагога из игры и возможность продолжения игры самими детьми.

Работая в группах, стажеры смогли проанализировать данное событие, выделить его сильные и слабые стороны, особенности применения данной технологии в работе с детьми. Уже на основе теоретических и практических знаний о технологии «Игры с правилами = правильные игры» педагогам было предложено спроектировать 4 варианта событий с применением технологии, что стало для стажеров домашним заданием.

Рефлексия в конце первого дня проходила с помощью метода «Рефлексивной мишени». Стажерам предлагалось описать тремя словами свою деятельность, деятельность спикера, форму взаимодействия и содержание первого дня и «выстрелить» в соответствующее поле мишени.

Наиболее часто встречающие оценки:

  • интересно,
  • удовлетворительно,
  • познавательно,
  • продуктивно,
  • профессионально,
  • информативно,
  • весело.

Кроме того, дополнением к домашнему заданию было написание отзыва о своих впечатлениях дня, чувствах и эмоциях и размещение поста в социальной сети «ВКонтакте».

В качестве релаксирующего шага после продуктивного дня команда «Родничка» подготовила для стажеров творческий мастер-класс «Цветная футболка». Где педагоги смогли «выдохнуть», направить свои мысли в другое русло и выплеснуть свои эмоции в творчество.

День второй.

Если немного забежать вперед, то ключевым словом второго дня было «СО-бытие». Позже станет понятно, почему… А теперь обо всем по порядку.

Утром стажеров встретил зажигательный флэшмоб от дружной команды «Родничка». Слова песни «Все зависит от нас самих» стали негласным девизом стажировки. После встречи и утреннего круга, карта игры перебросила всех на 11 шаг, где стажеров ждал мастер-класс по включению в простые и известные игры с правилами разнообразных образовательных задач.

Стоит отметить, что на протяжении всей стажировки педагоги работали в группах с непостоянным составом, что позволило по итогу сплотиться и стать настоящей командой. Выбор членов команды в большинстве случаев не был за стажерами, очень часто использовались различные способы случайного комплектования групп (с помощью различных способов жеребьевки).

Итак, в ходе мастер-класса у стажеров была задача изготовить из подручных материалов известные игры с правилами, меняя в них содержание так, чтобы была включена та или иная образовательная задача. Таим образом, были изготовлены два вида домино (на автоматизацию звука [Р], в которое параллельно были включены и другие задачи, и математическое домино, направленное на закрепление навыков сложения и вычитания в пределах 10) и настольная игра-бродилка, в которую было включено множество образовательных задач из разных областей. Все эти игры педагоги опробовали друг на друге. Из данного шага стажеры сделали вывод, что включение в игру с правилами образовательных задач требует от педагога творческого подхода, креативности и понимания особенностей данного вида игры. Так же у стажеров появились мысли, как подключить к изменению правил в играх самих детей.

Последующие шаги второго дня были направлены на реализацию спроектированных «событий» стажерами, их апробация друг на друге, анализ, выявление сильных сторон и проблемных мест. Каждая группа стажеров побывала в различных ролях: экспертов, педагогов и детей.

Основной проблемой в рамках первых стажерских проб оказалось перейти от занятийного формата к событийному. Анализируя продемонстрированные события совместно с экспертом Ольгой Сергеевной Новгородцевой, стажеры выявили проблемные места своих проектов, определили интересные задумки и ответили, себе на вопрос «состоялось ли СО-бытие?», вместе определили критерии того, чтобы СО-бытие можно считать состоявшимся.

Одним из практических шагов в рамках второго дня стал анализ РППС групп детского сада в соответствии с технологией «Игры с правилами = правильные игры». Кроме того, на данном этапе решалась одна из самых важных задач – знакомство с детьми, с которыми уже на следующий день стажерам предстоит играть. Две группы стажеров составили карты анализа РППС групп, с помощью случайной жеребьевки отправились в группы «Ромашки», где дети активно проживают период игры с правилами и «Цветик-семицветик», где живут 2 вида игры – сюжетно-ролевая и игра с правилами. Ребята провели экскурсию по своей территории. Знакомство прошло успешно. Стажерам нужно было определить особенность детских групп (в составе одной из групп была скрыта провокация), особенности РППС, за которые можно было бы «зацепиться» в планировании событий.

Анализ РППС групп в соответствии с технологией происходил с помощью метода SWOT-анализа. Стажерам предстояло проанализировать выявленные характеристики РППС с точки зрения наличия в ней элементов технологии «Игры с правилами = правильные игры», способствования РППС развитию игры дошкольников и развитию дошкольников вообще. С помощью данного метода стажеры выявили сильные и слабые стороны РППС, возможности и угрозы для развития игры и дошкольников. После подробного анализа РППС стажеры сделали для себя вывод о том, что должно быть в среде группы, чтобы игра дошкольников развивалась и это способствовало развитию самих детей.

В конце второго дня стажерам вновь нужно было описать тремя словами предложенные в «Рефлексивной мишени» критерии. Наиболее популярными стали:

  • помощь, поддержка, взаимопомощь;
  • трудно, взрыв мозга;
  • интересно, весело, играючи;
  • дружелюбно, продуктивно, результативно.

На этом, как и в первый день, рефлексия не окончена. Стажерам также предстояло описать свои мысли и эмоции в дневнике стажера и написать содержательный пост в социальной сети «ВКонтакте».

Домашним заданием стала доработка (или разработка) Со-бытий с учетом всех тех нюансов, которые были выделены в течение дня.

День третий. ФИНИШ

До финиша оставалось совсем немного… В повестке третьего дня запланированы стажерские пробы – реализация подготовленных событий в рамках технологии «Игры с правилами = правильные игры» в непосредственном взаимодействии с детьми. Небольшая подготовка и выход к детям… Дети встретили стажеров с радостью!

Первая подгруппа стажеров выбрали «вход» в игру через просьбу о помощи. Дети откликнулись на неё незамедлительно. Через несколько минут ребята рассредоточились небольшими группами и занимались поставленными задачами для решения общей проблемы – создание игры-бродилки в подарок таким же ребятам, но из другого города. Дети старались сделать игру интересной, в меру трудной, продуманной. Включенность детей в процесс работы и их эмоциональный отклик показывали успешность и состоятельность СО-бытия, придуманного первой подгруппой.

Участники второй подгруппы зашли через предыдущую ступень развития игры: сюжетно-ролевую, так как стажёры вовремя уловили (хоть и не случайно) особенность группы. Это было удачное решение и сыграло им на руку. За основу взяли подвижные игры с правилами. Стажёры активно поддерживали детскую инициативу, при этом реализуя поставленные образовательные задачи. В итоге СО-бытие случилось.

При обсуждении, рефлексии по результатам стажерских проб, все участники стажировки отметили, какое удовольствие может получать сам педагог, если начинает играть не с детьми, а вместе с ними. Но важно было показать возможности развития детей в игровой деятельности на культурном содержании 5 образовательных областей, состоятельность и эффективность авторской технологии, роли педагога в развитии игры детей, в образовании через игру, показать всю важность игры для развития ребёнка. Стажёры отметили возможности применения данной технологии в своей работе, ушли с багажом не только знаний, но и задумок, как, каким образом, зачем применять данную технологию в своей профессиональной деятельности.

Для подведения методических итогов стажировки стажерам было предложено провести обсуждение роли педагога в развитии дошкольников на культурном содержании пяти образовательных областей в рамках технологии «Игры с правилами = правильные игры» в формате думских дебатов. Данный формат был творчески переработан для удобства использования в рамках стажировки. Одна из подгрупп стажеров обозначали какую-либо проблему в рамках предложенной темы. Члены второй команды высказывались по данной проблеме, аргументируя свое мнение. В итоге у стажеров сложился четкий образ педагога в рамках технологии.

В завершении стажировки участники провели развернутую рефлексию, описав свои впечатления о прохождении стажировки в виде отзывов в дневниках стажеров, определив свои личные профессиональные результаты, и выстрелив в последний раз в рефлексивную мишень.

Основными и наиболее часто встречающимися результатами стажировки стажеры выделили следующие:

  • я знаю о роли педагога в развитии детей в игровой деятельности в рамках технологии;
  • я знаю, как организовать событие, а не занятие;
  • я думаю о том, как реализовать данную технологию в своей работе.

При этом стажеры отметили для себя возможность роста в данном направлении.

По результатам стажировки можно сказать о выполнении поставленных задач в рамках программы стажировки и достижении ее цели.

С уважением, автор и ведущий стажировки Дарья Сергеевна Тарасова

Фотоальбом стажировки

Видеоматериалы со стажировки

Отзывы о стажировке

Полезные материалы

Дневник стажировки