Обновите ваш браузер для правильного отображения этого сайта. Обновить мой браузер
«Технология интерактивного воспитания, как методологическая стратегия развития креативного мышления («мягких навыков») у школьников»
Ведущий стажировки: Кузина Ольга Александровна, город Трехгорный, МБОУ «СОШ №110», учитель технологии, истории, обществознания
Участники стажировки: классные руководители, педагоги- организаторы школ, заместители директора по УВР, учителя – предметники
Даты проведения стажировки: 11, 12, 14. 04.2022
E-mail: vinogradovaolyaa@mail.
Город: Трехгорный
Цель программы: обеспечить условия стажерам для овладения технологиями проектирования (конструирования) способов реализации деятельностного и событийного подходов воспитания через методологию развития креативного мышления.
Задачи программы:
Васенина Светлана Викторовна, г. Саров
Баласанова Ольга Валентиновна, г. Балаково
Серпунина Наталья Андреевна, г. Железногорск
Иванова Вера Владимировна, г. Лесной
Жукова Наталья Александровна, г. Зеленогорск
Лукинских Оксана Сергеевна, г.Новоуральск
Батова Татьяна Сергеевна, г. Озерск
Десятова Лариса Васильевна, г. Снежинск
Скоблова Виктория Алексеевна, г. Димитровград
Чаусова Мария Михайловна, г. Десногорск
Самсонова Наталья Владимировна, г. Вологодск
Самоделкина Вера Михайловна, г. Глазов
Буйновский Александр Андреевич, г. Северск
Идрисбаева Светлана Николаевна, г. Полярные Зори
Николаева Юлия Владимировна, г. Новоуральск
Аксанова Олеся Петровна, г. Нововоронежск
Бородулина Екатерина Владимировна, г. Заречный
Алексеева Людмила Константиновна, г. Новоуральск
Геншель Ирина Викторовна, г. Заречный
Панкова Дина Александровна, г. Заречный
Боброва Алена Владимировна, г. Заречный
Берсенева Валентина Сергеевна, г. Заречный
Десятова Лариса Васильевна, г. Снежинск
Васильева Елена Николаевна, г. Нововоронежск
Бессонова Юлия Владимировна, г. Снежинск
Яковлева Юлия Васильевна, г Глазов
Степанько Ирина Анатольевна, г. Сальск
Мамоева Елена Малхазовна, г. Трехгорный
Куценко Светлана Сергеевна, г. Нововоронеж
Плаксина Наталья Михайловна, г. Трехгорный
Тема: «Технология интерактивного воспитания, как методологическая стратегия развития креативного мышления («мягких навыков») у школьников».
Целью программы было обеспечить условия стажерам для овладения технологиями проектирования (конструирования) деятельностного и событийного подходов воспитания через методологию развития креативного мышления. Задачи стажировки были обозначены следующие:
Сроки: 11-14 апреля 2022 год, г. Трехгорный, МБОУ «СОШ №110», в режиме онлайн, через платформу ZOOM.
Статистика: 30 стажеров, 16 городов, 2 дистант-команды, 12 девятиклассников – участники стажерских проб, 20 детей – участники образовательного события в рамках мастер- класса для стажеров.
На предстажировочном этапе (за неделю до начала работы) была создана группа в «Вконтакте» https://vk.com/club210883619 для организации взаимодействия стажеров. Где стажерам была предложена форма для регистрации, а также предлагались разные вопросы, отражающие технологию развития креативного мышления.
В рамках предстажировочного этапа, для виртуального знакомства, стажерам предлагалось оформить свою визитку на доске Padlet по ссылке https://padlet.com/kuzinaolya120674/8somre2z8no7e27e.
Во время подготовительного этапа отслеживалась активность стажеров, их интерес к теме. Вызов приняли не все (в силу разных причин), скажу больше, для некоторых этот этап работы был «болезненным», так как не все стажеры владели навыками ИКТ.
Первый день. Перед началом совместной деятельности в режиме онлайн участникам стажировки предлагалось совместно написать ключевые слова, что необходимо для того, чтобы стажировка была значимой и приятной. Работа осуществлялась в течении 10 минут на доске Padlet по ссылке https://padlet.com/kuzinaolya120674/fegujo9drw0t7p7j 1.
Таким образом был составлен и принят кодекс совместной деятельности стажировочной площадки.
Во время группового Коучинга стажерам была дана ситуация, работая над которой методом «мозгового штурма», предполагалось определить необходимость развития мышления и мягких навыков.
Ситуация: два выпускника одного вуза и одной специальности, устраиваются на одно предприятие и на одинаковые должности. После собеседования выпускника с красным дипломом не принимают на работу, а другого, с тройками — приняли.
Через совместный поиск решений были выявлены причины, а также личностные качества, которыми должен обладать современный человек.
Затем стажерам было предложено при личном участии рассмотреть способы развития «мягких навыков».
Развитие креативного мышления – процесс увлекательный и несложный. Основное препятствие, с которым предстояло столкнуться участникам стажировки – это внутренний критик. Некоторые упражнения казались глупыми, бессмысленными, придурковатыми, но многие смело отметали все эти мысли, позволяя себе на время тренировок быть несерьезными, что позволило продуктивно выполнить задания.
Привиду пример некоторых заданий.
Тем, кто получал личное сообщение в чате, необходимо было назвать ассоциации к слову «мышление», ответы были следующие: сознание, память, ум, разум, способность, логика, разум.
Перед выполнением очередного задания, использовав метод «гирлянд», коллеги определили чувства, которые испытывает человек мыслящий, находясь в непростой жизненной ситуации, это- тревожность, страх, боязнь, спокойствие, безразличие, агрессия.
Следующее задание немного усложнили, суть его заключалась в том, что необходимо было визуализировать через ассоциации слово «мышление» и любое чувство, которые были определены ранее.
Приведу примеры некоторых ответов: мышление и страх, ассоциируется с камнем или мышью. При выполнении данного задания педагоги раскрепостились и позволили себе проявить фантазию и актерские способности.
Далее через совместную деятельность мы приступили к рассмотрению парадоксальных связей.
На слайде были даны изображения объектов: алюминий, мох, валик. Нужно было назвать, что объединяет эти объекты, что у них общего?
Надо отметить, что выявление объединяющего признака объектов, вызвало затруднение у коллег, но с методом «мозгового штурма» определили, что объединяет объектов их свойство- они мягкие.
На этом этапе развитие мягких навыков у нас не завершилось, нужно было придумать предложение, в котором будут логично употреблены два любых слова. Предложений составили стажеры не мало и все они были очень интересные.
Подводя итог рассмотрению методологии креативного мышления стажерам предлагалось выполнить практическое задание. Необходимо было вспомнить несколько рабочих ситуацийили проектов, когда показали очень хорошие результаты, по своему мнению, и мнению других и составить два списка: «мягкие» навыки, которые помогли и навыки, которых не хватило.
Оцените уровень развития своих навыков по шкале Дрейфусов (шкала оценивания была также предложена).
Следующий этап совместной работы заключался в погружение стажеров в реальное событие с детьми «Зеленый бизнес», где использовалась методология креативного мышления.
Во время просмотра события коллегам необходимо было определить, какая модель использовалась для проектирования данного образовательного события, а также выявить методы креативного мышления.
Ссылка на фильм https://cloud.mail.ru/public/8mBs/WVBYpreM1
Рефлексивная сессия по теме «Soft skills- учим мыслить не стандартно через интерактивное воспитание» в формате «SWOT — сессия» была направлена на выделение ключевых характеристик «мышления». Стажерами были смоделированы определения «мышление», определены, что может являться результатом мышления – как деятельности. Анализ определений являлся также основанием для составления стажерами экспертных листов, на основании которых осуществлялась разработка критериев образовательного события при проведении стажерами.
Таким образом, осуществлялась проба по составлению понятийной картины «мягких навыков» и рефлексия понимания стажерами применения данной методологии в образовательном событии.
Домашнее задание стажером было дано следующее: необходимо разработать идею и вызов образовательного события, которое реализует технологию интерактивного воспитания по развитию креативного мышления («гибких навыков»).
Второй день стажировочного этапа начался с презентации выполненных заданий и их обсуждением.
Любая стажировка предполагает стажерские пробы. Задание стажерам было следующее: сформулировать вызов и разработать модель образовательного события с применением методов развития креативного мышления.
Замысел данного этапа заключался в том. что стажеры подготавливают презентацию модели и вызова образовательного события, работать можно было в группах или индивидуально (по выбору стажеров). Презентацию необходимо было разместить на доске Padlet, «Фестиваль проектов»
Ссылка на доску: https://padlet.com/kuzinaolya120674/fegujo9drw0t7p7j 1.
После защиты стажерами идей, было проведено голосование между участниками стажировки за понравившейся проект, таким образом выявлено событие, которое доработано и проведено с детьми МБОУ «СОШ №110».
Для того, чтобы спроектировать образовательное событие нужно было выяснить, что такое «образовательное событие», какими характеризующими показателями оно обладает, чем отличается от мероприятия и как оно проявляется в действиях детей, взрослых и среде. Совместной работой двух групп был собран и проанализирован кейс «Образовательное событие».
В совместной работе мы определили образовательные задачи, обозначили этапы образовательного события и действия которые будут со стороны обучающихся. Сформулировали перечень взаимоотношений модераторов и детей.
Далее мы приступили непосредственно к разработке образовательного события, направленного на реализацию стажерами образовательного формата на основе принципа применения технологии интерактивного воспитания, как методологической стратегии развития креативного мышления («мягких навыков») у школьников.
Стажеры были разделены на две группы: первая группа работали над разработкой образовательного события, а второй группе была предоставлена возможность осуществить пробу экспертной позиции, осуществляя поиск «следов» методологической стратегии развития креативного мышления («мягких навыков») у школьников.
Второй день завершился рефлексией, где стажёры кратко описали, что нового они узнали, что у них получилось, что было трудно, что их удивило, что было интересно, и что, по их мнению, они теперь умеют.
Третий день. Последний день стажировки начался с проектирования и изменения развивающей предметно-пространственной среды в соответствии с «гибким» сценарием образовательного события. Проба проводилась в режиме онлайн, для проведения образовательного события были приглашены обучающиеся 9 класса.
Итоговое образовательное событие началось с вызова, детей вовлекли в проблемную ситуацию, дети ее приняли, осознали и начали предлагать способы решения возникшей проблемы. Образовательное событие «Новая жизнь старых вещей» проживалось всеми участниками ярко и эмоционально.
Последующий анализ проведенного образовательного события, основанный на выделенных ранее показателях образовательного события, показал, что СОБЫТИЕ состоялось!
Стажёры заполнили страницу рефлексии третьего дня стажировки, написали манифест «Моя стажировка», поделились своими впечатлениями по итогам трёхдневной работы. Основываясь на отзывах стажёров, можно сделать вывод, что поставленные цель и задачи стажировочной площадки были выполнены.
Во время закрытия стажировки и вручения сертификатов мы услышали теплые слова благодарности за полученные новые знания, за предоставленную возможность обменяться опытом.