Ваш браузер устарел!

Обновите ваш браузер для правильного отображения этого сайта. Обновить мой браузер

«Технология геокешинг как средство развития игры в активной познавательно-исследовательской деятельности дошкольников при реализации ФГОС дошкольного образования»

СПИСОК УЧАСТНИКОВ СТАЖИРОВКИ

  1. Алтухова Татьяна Петровна, Снежинск
  2. Каширина Юлия Васильевна, Нововоронеж
  3. Кириллова Жанна Ипполитовна, Снежинск
  4. Кувикова Ирина Олеговна, Снежинск
  5. Ларионова Ирина Владимировна, Волгодонск
  6. Мелякина Елена Владимировна, Трехгорный
  7. Нарукова Наталья Ивановна, Снежинск
  8. Новгородцева Ольга Сергеевна, Снежинск
  9. Оттмар Анна Николаевна, Заречный СО
  10. Польская Екатерина Александровна, Снежинск
  11. Рассказова Наталья Валериевна, Зеленогорск
  12. Рубашкина Татьяна Александровна, Лесной
  13. Смолина Елена Александровна, Сосновый Бор
  14. Швайкова Наталья Владимировна, Железногорск

Ознакомиться  с программой стажировки

Информационный блок программы

Название программы Технология геокешинг как средство развития игры в активной познавательно-исследовательской   деятельности дошкольников при реализации ФГОС дошкольного образования
Цель программы Обеспечить освоение стажерами особенностей организации игровой познавательно-поисковой деятельности с использованием технологии геокешинг в различных пространственных условиях
Задачи программы Сформировать представления об игровой технологии геокешинг Выделить значимые эффекты игровой технологии, возможные при достижении целевых ориентиров дошкольниками при реализации ФГОС ДО Обеспечить активное погружение стажеров в совместную познавательно-поисковую деятельность в различных игровых условиях технологии геокешинг Спроектировать разнообразные игровые модели реализации технологии геокешинг Ключевые идеи опыта, в который будут погружены стажеры Дети по своей природе — исследователи. Неутолимая жажда новых впечатлений, любознательность, постоянное стремление экспериментировать, самостоятельно искать новые сведения о мире традиционно рассматриваются как важнейшие черты детского поведения. Исследовательская, поисковая активность — естественное состояние ребёнка: он настроен на открытие мира, он хочет его познать. Исследовать, открывать, изучать — значит сделать шаг в неизведанное, получить возможность думать, пробовать, искать, экспериментировать. Развитие познавательной активности у детей дошкольного возраста сегодня особенно актуально, так как развивается детская любознательность, пытливость ума, формируются устойчивые познавательные интересы через исследовательскую деятельность. Ведь, согласно требованиям ФГОС ДО «Познавательное развитие предполагает развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации; формирование познавательных действий, становление сознания; развитие воображения и творческой активности; формирование первичных представлений о себе, других людях, объектах окружающего мира, о свойствах и отношениях объектов окружающего мира…». А на этапе завершения дошкольного образования ФГОС определяет возможные достижения ребенка в виде таких целевых ориентиров, как: ребенок проявляет инициативу и самостоятельность в разных видах деятельности – игре, общении, познавательно-исследовательской деятельности; активно взаимодействует со сверстниками и взрослыми, участвует в совместных играх, обладает развитым воображением, которое реализуется в разных видах деятельности, и прежде всего в игре, владеет разными формами и видами игры, различает условную и реальную ситуации, умеет подчиняться разным правилам и социальным нормам и др. Одной из оптимальных и ценнейших технологий, позволяющей максимально активизировать познавательно-исследовательскую деятельность дошкольников и реализовывать  требования ФГОС и задачи по достижению дошкольниками обозначенных целевых ориентиров является игровая технология геокешинг. Все помнят детские «секретики»? Когда под зеленое бутылочное стеклышко в землю вкапывают какой-нибудь красивый фантик или еще что-нибудь. Так вот, геокэшинг — это почти то же самое, только уже по-новому, со взрослыми кладами и средствами поиска тайника. А какой ребенок не мечтает найти тайник или отправиться на поиски клада? Такая уникальная возможность реальна для воспитанников нашего детского сада в условиях активной игровой деятельности, организованной по технологии геокешинг. Мои воспитанники и их родители очень любят играть в эту увлекательную игру. Они просто испытывают азарт в поиске «тайников», проявляют большой интерес в игре к новым познавательным объектам, учатся дружно работать в команде. При этом ребята не только обогащают свои представления об окружающем мире, родном городе, но и приобретают навыки поисково – исследовательской деятельности, учатся видеть проблемы и самостоятельно искать пути их решения. Кроме этого для моих дошколят геокэшинг – это своеобразный способ узнать много интересного и познавательного, это одновременно потрясающий феномен, замечательный вид отдыха и отличная игра. Название этой игры состоит из двух слов: греческого — гео (земля) и английского cache (тайник). Это наименование точно отображает суть геокешинга, которым увлекаются миллионы людей по всему миру. Идея игры основана на двух основных технологиях: Интернет и GPS-навигация. Интернет нужен игрокам, чтобы общаться, а навигация — чтобы находить тайники. Но мы с ребятами несколько упростили и облегчили игровые задачи, адаптировали игру в новых пространственных условиях, разработали разные варианты игры в геокешинг. Модель развития игровой технологии «Виды геокешинга для детей, родителей и педагогов дошкольного учреждения» можно представить в виде кругов Эйлера. На начальном этапе реализации данной технологии вместе с ребятами мы изучили историю и особенности Российского геокешинга, узнали о правилах игры в геокешинг, о том, какие бывают тайники и как их находят. В результате этого одна семья (мама и ребенок) проявили инициативу и самостоятельно создали познавательную презентацию «Что такое геокешинг?» в компьютерной программе Power Point с использованием яркой анимации, которая в качестве речевого сопровождения и наглядного материала помогла ребенку представить материал о необычной игре и связно, логично, выразительно рассказать о ней своим сверстникам, друзьям, педагогам и родителям. Отличительной особенностью игры в нашей группе детского сада является отсутствие GPS- навигатора. Мы решили использовать адаптированный вариант игры – по картам и схемам. Поэтому первым шагом работы стало обучение детей ориентироваться по карте, схеме, в пределах группы, детского сада, прогулочного участка с помощью проведения тренировочных игр с детьми по формированию пространственных отношений и специальных игровых заданий, и упражнений на нахождение тайников с использованием загадок, вопросов. Для того, чтобы интерес детей увеличивался, в первые тайники я закладывала конфеты, игрушки. В результате ребята научились искать тайник по указанным меткам и указаниям, которые для них записывались на бумажках. Затем, при организации геокешинга в пространстве ДОУ и на территории детского сада задача усложнялась — чтобы ребятам было легче ориентироваться в более широком пространстве и искать тайники по картам или схемам, необходимо было научить их читать карту. Для этого мы учились создавать план группы, нашего участка, рассматривали различные карты путешественников, изучали географические карты нашего города и страны, знакомились с глобусом, находили на картах интересующие нас объекты и учились ориентированию. Таким образом, когда дети научились ориентироваться не только в групповом пространстве, но и стали читать любую карту, мы организовали игры в геокешинг в пространстве помещений детского сада «Геокешинг в «Семицветике» и на территории ДОУ. В сюжете игры дети вместе с пиратом отправились на поиски сокровищ по морю «Семицветному», заплывали на разные острова и при выполнении разных заданий, находили тайники. Игровые задания на интерактивной доске Smart Board активизировали мыслительную деятельность детей и помогли им быстро собраться в плавание. В ходе игры мы наблюдали детский азарт, яркий интерес, и огромное желание играть, искать тайники. Главное, что дети не только познавали, исследовали, творили, но и успешно реализовали свою естественную потребность в игре. Ребята очень полюбили игру в геокешинг. Они с удовольствием делились своими впечатлениями с родителями, эмоционально рассказывали им о поисках разных сокровищ и это очень заинтриговало наших родителей. Им тоже захотелось узнать об этой игре и научиться играть у своих детей в геокешинг. Так у нас с детьми появилась новая более масштабная идея организовать совместно с родителями «Геокешинг в Лесном» и мы приступили к следующему содержательному этапу реализации игровой технологии. Хотелось объединить детей и родителей в совместной игровой, познавательно-поисковой деятельности и обогатить их знания о достопримечательностях родного города. Поэтому главной целью дальнейшей работы стало — создать условия для  расширения представлений детей о родном городе в процессе игровой познавательно-исследовательской деятельности при реализации технологии геокешинг. Основные задачи, которые предстояло решить – это активизировать желание у детей и родителей совместно исследовать «уголки» своей малой Родины в процессе игры в геокешинг, расширить кругозор о достопримечательностях родного города, формировать у детей предпосылки  поисковой, исследовательской деятельности, умение ориентироваться по карте и схеме местности, развивать у них логическое, пространственное мышление, внимательность, наблюдательность.  Способствовать возникновению дружеских партнёрских взаимоотношений и сплочению родительского коллектива, развивать интеллектуальную инициативу и творческий потенциал семьи. Воспитывать у каждого чувство гордости за свой город, прививать патриотические чувства, любовь к родному городу. После проведенного анкетирования с родителями, было выявлено, что родители не знакомы с понятием геокэшинг, но желают узнать об этом подробнее. Большинство родителей группы (15 человек) высказали желание поиграть в эту игру совместно с детьми. Результаты анкет так же помогли спланировать содержание работы по подготовке к игре Геокешинг в Лесном. Мы с ребятами организовали предварительную встречу с родителями, где познакомили их с правилами игры геокешинг, условно поделились на две команды, разработали план подготовки к игре каждой команды, определили время и место встречи, разработали маршрут игры для обеих команд и назначили ответственных. А моя задача как воспитателя — организатора игры заключалась в том, чтобы заранее спрятать в условленные объекты тайники с заданиями и сюрпризами. И вот в воскресное февральское утро родители вместе с детьми стартовали, играя в геокешинг. Главная задача для обеих команд была – пройти весь обозначенный маршрут и обнаружить все тайники по описанию объектов достопримечательностей города.  В результате обе команды дошли до финиша и поставленную задачу выполнили успешно. Дети много называли достопримечательностей города, показали знания улиц родного города, и в честь кого они названы, рассказали о своих любимых местах в Лесном.  Кроме этого, все участники игры смогли не только обогатить свои представления о родном городе, но и одновременно получили массу впечатлений и хорошего настроения. В их глазах был заметен азарт и удовольствие от игры. Таким образом, совместная игра детей и родителей, позволила ребятам учиться дружно работать в одной команде, совершенствовать навыки поисково – исследовательской деятельности, учиться видеть проблемы и самостоятельно искать пути их решения, что в конечном итоге, будет способствовать воспитанию у них первоначальных чувств патриотизма, осознанию того, что они являются гражданами  города Лесного, жителями своей малой Родины. Кроме этого игра геокешинг позволяет каждому ребёнку реализовать свою естественную потребность в игре и проявить свою самостоятельность, геокешинг — это действительно мощный инструмент, позволяющий развивать каждого ребёнка в позиции субъектной деятельности. Когда ребёнок активно действует, самостоятельно исследует, размышляет и познаёт окружающий мир, и мы видим, его интерес, азарт и желание. В этом и заключается главная ценность этой игровой технологии. Поэтому, хочется, чтобы в геокэшинг играли и другие ребята нашей большой страны, а воспитатели детских садов смогли бы умело организовать эту уникальную игру в любых условиях. Деятельность педагогов в рамках программы предлагаемой стажировки поможет каждому воспитателю погрузиться в удивительный познавательно-поисковый мир геокешинга, освоить комплекс тренировочных игр по формированию у дошкольников пространственных отношений, выстроить систему организации разных видов игрового геокешинга и в целом овладеть новейшей современной игровой технологией.

Содержательный блок программы

Перечень необходимого оборудования Техническое оборудование: компьютерный класс, оборудованный персональными ноутбуками (8 шт.), мультимедийным комплексом и интерактивной доской Smart Board на четыре точки, принтеры, сканер, наушники; навигаторы, компасы, рации, компьютерные программы для просмотра карт и навигации; доступ Интернет. Игровое оборудование: туристические наборы, комплекты карт, планов, схем, кладки со специальными принадлежностями для тайников. Методический навигатор по реализации игровой технологии геокешинг с раздаточным материалом.

Программа стажировки

Во время всей трехдневной стажировки каждый стажер, осваивая технологию геокешинг, будет преодолевать смысловые позиции от стартовой точки А. до финишной точки С. На каждом смысловом «отрезке пути» педагоги в тесном сотрудничестве через погружение в практику и стажерские пробы смогут решить ряд понятийных и практических задач, что в целом обеспечит реализацию всех поставленных задач стажировки. Так, например, деятельность стажеров в движении от точки А до точки В (в течение 7 часов) будет направлена на решение задач: формирования представлений об игровой технологии геокешинг и определения значимых эффектов игровой технологии, играющих роль в достижении целевых ориентиров дошкольниками при реализации ФГОС ДО. На ряду с полученными знаниями об игровой технологии, продуктами деятельности стажеров в данной позиции будут являться готовые смысловые карты, отражающие цепные связи данной технологии с видами детской деятельности, содержанием образовательных областей и целевыми ориентирами ФГОС ДО. Для решения следующей задачи стажировки — спроектировать разнообразные игровые модели реализации технологии геокешинг, стажеры в активной практическойдеятельности (в течение 10 часов) проведут ряд стажерских проб на пути от точки В до С. В результате взаимодействия стажеры овладеют умениями поэтапно организовывать подготовительную работу и игровую деятельность при организации геокешинга, овладеют методикой организации с детьми тренировочных игр и заданий на пространственное ориентирование, смоделируют различные варианты организации геокешинга в разных игровых условиях. На финишной прямой от точки В до С, в течение 5 часов, стажеры будут непосредственно увлечены игрой геокешинг, которую они самостоятельно организуют в совместной деятельности с дошкольниками, опираясь на собственный выбор любой из разработанных игровых моделей. Таким образом, в результате навигации педагогов от точки А1 до конечной С3, будут решены все понятийные и практические задачи стажировки, все стажеры успешно овладеют современной игровой технологией геокешинг и смогут её эффективно использовать в работе со своими детьми в разных образовательных территориях. Во время пути стажеры будут оформлять или заполнять страницы навигационного журнала, с целью ведения рефлексивного дневника стажировки и креативного отражения в нем своих мыслей, эмоций, впечатлений, предложений. Это поможет в итоге проанализировать результативность и эффективность организации стажировки.

Учебный план стажировки на 24 учебных часа по форме

Формулировка понятийной и (или) практической задачи, решаемой в рамках стажировкиКоличество часов
 Лекции Практические занятия Стажерская проба Оценочное занятие
Точка А. Стартовая познавательно-поисковая позиция навигации стажеров
А1 Детская интерактивная презентация «Что такое геокешинг?». Видеодайджест «Геокешинг в Лесном». Интеллектуальный спринт на основе Интернет-поиска «История геокешинга. Геокешеры России.» Понятийная задача: сформировать представления об истории возникновения геокешинга, о людях, увлеченных геокешингом и об игровой образовательной технологии геокешинг. Практическая задача: выделить и обозначить главные особенности игры в геокешинг. 3
А2 Командная игра «Картографическое бюро». Составление макета смысловой карты «Значимые эффекты геокешинга». Понятийная задача: расширить представления стажеров о разных видах карт, их смыслового содержания и вариативности условных обозначений. Практическая задача: научить «читать» разные карты, уметь видеть их отличительные особенности, выделить «значимые эффекты» игровой технологии геокешинг, возможные при организации разных видов детской деятельности и при достижении целевых ориентиров дошкольниками при реализации ФГОС ДО 2
А3 Презентация готовых смысловых карт. Ролевая игра «Эксперты-картографы». 2
Точка В. Активно-методическая позиция навигации стажеров
В1 Мастер-класс «Как эффективно организовать геокешинг с дошкольниками?». Практическая задача: выделить основные этапы реализации игровой технологии геокешинг и спроектировать содержание деятельности участников игры на каждом этапе. 3
В2 Игровой самотренинг «В поиске сокровищ», с включением разных видов игр (образной, режиссерской, сюжетно-ролевой). Практическая задача: отработать на практике методику организации тренировочных игр и заданий на пространственное ориентирование, а также найти эффективные методы и приемы  внедрения в игру с правилами «Геокешинг»  других видов игр. 1
В3 Методическое движение Тур-команд «Проектирование игровых вариантов геокешинга в различных пространственных условиях» 4
В4 Презентация игровых проектов геокешинга. 2
Точка С. Деятельностно-игровая позиция навигации стажеров.
С1 Подготовка Тур-команд к реализации разработанных игровых проектов. Практическая задача: продумать и подготовить необходимое игровое оборудование для организации игры геокешинг с дошкольниками 1
С2 Играем в геокешинг вместе! Тур-команды совместно с детьми играют в геокешинг в различных пространственных условиях с учетом разработанных собственных игровых проектов. Практическая задача: обеспечить активное погружение стажеров в совместную познавательно-поисковую деятельность в различных игровых условиях технологии геокешинг. 4
С3 Креативный экспресс — коллаж «Игровой драйв» 2
ИТОГО: 24 часа 5 13 6

Способы оценки результатов стажировки

Внешняя оценка результатов стажеровГлавными результатами стажеров будут разработанные вариативные модели игрового геокешинга и правильно организованная совместно с детьми игра геокешинг. Поэтому внешнюю оценку разработанных стажерами разных моделей игрового геокешинга будет осуществлять команда экспертов в составе воспитателей детского сада, использующих данную технологию в работе с детьми. Каждый вариант игры будет проанализирован экспертами и получит свою рецензию. А для внешней оценки проведенной совместно с детьми игры геокешинг будет проведено интервьюирование среди всех участников данного события (дети, педагоги, родители).
Самооценивание стажерами собственных результатов Собственные результаты стажеры будут оценивать во время пути движения по заданному в программе стажировки маршруту в каждой точке, начиная от точки А1 до точки С3. Для этого они будут прокладывать собственный маршрут результативности на «условной физической карте» двигаясь от центра в разные стороны горизонта, обозначающие следующие критерии: «Север» — Движение затруднено, «сильные морозы» — множество вопросов, на которых ответ не найден. «Восток» — С огромным интересом двигаюсь навстречу солнцу, стараясь преодолевать все преграды. «Юг» — Двигаться легко, «погода в голове ясная», в пути всё получается. «Запад» — Продвигаюсь медленно, маленькими шажками, с трудом преодолеваю «камни». Таким образом, кривая от точки А1 до точки С3 выведет каждого стажера на анализ результатов своей деятельности и позволит не только увидеть «подъёмы и падения» в пути, но и оценить уровень успешности своей деятельности в каждой позиции стажировки.

АНАЛИЗ СТАЖИРОВКИ

20 февраля 2017 года МБДОУ «ЦРР- детский сад №18 «Семицветик» с радостью открыл  свои двери и пригласил  к творческому и профессиональному взаимодействию в рамках образовательного события проекта «Школы Росатома» на стажировку 14 педагогов из разных образовательных территорий, ЗАТО России, а именно:

Так получилось, что открытие стажировочной площадки совпало с открытием масленичной недели, поэтому стажеров встречали дети в народных костюмах с песнями, стихами,  с хорошим настроением, подарками, сделанными своими руками.

После знакомства со всеми участникамисостоялась церемония посвящения в стажеры, в ходе которого стажерами была произнесена клятва:

Я освою Геокешинг

И все клады отыщу,

А потом домой приеду,

Своих деток научу.

Трудностей я не боюсь

Быть стажером я клянусь!!!

С таким внутренним обещанием самим себе стажеры прожили  все 3 дня стажировки, во время которой  мы вместе преодолевали смысловые позиции от стартовой точки А до финишной точки С, с целью активного освоения игровой технологии геокешинг, погружаясь в различные пространственные условия.

1 день стажировки был обозначен  Точкой А, которая называлась «Стартовая познавательно-поисковая позиция навигации стажеров». Первоначальное погружение в тему стажировки:  «Игровая технология геокешинг как средство развития исследовательской активности  в увлекательной познавательно-поисковой  деятельности дошкольников  при реализации ФГОС ДО»  началось с проведения нескольких игр:

— Игра-знакомство+ «Пожелание друзьям»

— Игра на смарт-доске «Собери чемодан» в педагогический геокешинг

— Игра- тест «Собери сундучок» знаний о технологии Геокешинг.

В течение первого дня  стажерам предстояло  решить следующие  задачи: 

— Сформировать представления об игровой технологии геокешинг
— Выделить значимые эффекты игровой технологии, возможные при достижении целевых ориентиров дошкольниками при реализации ФГОС ДО

Для этого мы отправились в путешествие из точки А и весь день двигались  вперед, занимаясь вместе познавательно-поисковой деятельностью, в результате которой  стажеры сформировали четкие представления об игровом геокешинге, как образовательной технологии и увидели значимую роль геокешинга в развитии дошкольника.

Первым остановочным пунктом нашего путешествия была Точка А1  «Открытая образовательная практика «Флотокешеры в поисках сокровищ моря «Семицветного». Стажерам было предложено стать участниками педагогического наблюдения за игровой деятельностью детей в рамках образовательного мероприятия. Перед просмотром стажерам были обозначены следующие задачи:

1.Через наблюдение за детской игрой познакомиться с игровой технологией «Образовательный геокешинг», понять её правила, выделить этапы игры.

2.Выделить, какие целевые ориентиры достигаются дошкольником при реализации данной игровой технологии?

3. Увидеть и отметить на занятии интеграцию образовательных областей и разных видов детской деятельности.

Решать поставленные задачи стажерам помогали заметки в навигационном журнале, в котором они  фиксировали  результаты своих наблюдений в процессе открытого просмотра. Также в журналах на последней странице был конверт с наклейками («Корзина, мясорубка, чемодан»), с помощью которых стажеры на протяжении трех дней делали пометки о прожитых событиях.

После просмотра образовательной практики мы вместе со стажерами обсудили их  впечатления от первого прожитого события с помощью метода «Корзина, мясорубка, чемодан». Стажеры выбирали и наклеивали ту наклейку, которая соответствовала их  впечатлению: если для них это было важно, они готовы забрать этот опыт с собой и использовать в своей деятельности, то они выбрали чемодан. Если увиденное оказалось интересным, но пока не готовым к употреблению в своей работе, что нужно еще додумать, доработать, «докрутить», они выбирали  «мясорубку». Ну а если образовательная практика  оказалось ненужной, бесполезной, наклевали  «мусорную корзину». Порадовало, что ни одной «корзины» стажерами выбрано не было, следовательно, увиденное ими образовательное мероприятие было для них интересным и важным. Стажерам очень понравились дети: их непосредственность, открытость, интерес и азарт к игре, знания об истории развития Геокешинга., а также организация и поведение образовательного мероприятия.

Следующая остановка в нашем образовательном путешествии обозначилась точкой А2, называлась она «Командная игра «Картографическое бюро». Образовательное событие — составление смысловой карты «Значимые эффекты геокешинга». Участники были разделены на 3 команды, затем  в роли великих картографов  создавали комплексную смысловую карту, опираясь на знание документа ФГОС ДО. После создания карты, один из участников презентовал ее другим стажерам, которые должны были четко увидеть: «Какую значимую роль в развитии каждого ребенка играет технология геокешинг», «На сколько, полезно заниматься игровым геокешингом дошкольникам».

Анализируя данный этап работы, хочется сказать, что все участники справились с заданием на отлично. Каждой команде удалось достаточно полно раскрыть  содержание мыслей по теме, кратко и четко сформулировать «ключевые идеи». По итогу работы был сделан вывод — игра геокешинг играет значительную роль в развитии каждого ребенка, потому что она позволяет интегрировать все виды детской деятельности, и развивать все целевые ориентиры ФГОС ДО, а педагог, организуя игровую деятельность по технологии геокешинга имеет возможность реализовывать задачи всех пяти образовательных областей ФГОС в непосредственной детской деятельности через игру.

Успешно продвигаясь дальше, мы оказались в Точке А3, где стажеров ожидал Педагогический Геокешинг «В поисках следов  игровой деятельности детей». Перед участниками были выделены следующие задачи: сориентироваться по карте нашего детского сада, найти нужные группы, обследовать предметно-развивающую среду в группах, а главное – найти самое ценное — следы  игровой деятельности детей, сделать отметку об увиденном в своем навигационном журнале (в экспертных листах, оригинал которого я были  привезла с г. Трехгорный).  Чтобы  не сбиться с пути, стажерам были выданы карты нашего Семицветного моря. Итогом педагогического геокешинга стал профессиональный диалог об увиденном, в ходе которого было сказано, что игры в нашем детском саду живут; рекомендации – больше костюмов и атрибутов, сделанных руками детей, разнообразить и увеличить количество предметов-заместителей, обогатить детскую документацию детей в группах старшего дошкольного возраста.

Прибыв в конечную точку первого дня А4, стажерами была проведена рефлексия прожитого дня. Она состояла из нескольких этапов. Сначала коллегам было предложено сказать по одному прилагательному, характеризуя сегодняшний день. Затем с помощью рефлексии «Радуга», педагоги высказали свое мнение: чему они научились, что было трудно,  а что интересно. Трудностей как таковых педагоги не испытывали, но зато многому научились, многое узнали, что меня, как руководителя, очень порадовало.

Педагоги продолжили анализировать свою деятельность в первый день стажировки в своих навигационных журналах. Во-первых, им необходимо было подсчитать, сколько за весь день  было выбрано наклеек: чемодан, мясорубка, корзина. На основании этого, сделать вывод и записать его. Приятно было услышать, что ни одной наклейки с корзиной выбрано не было, следовательно, всю информацию первого дня, коллеги переработают и заберут с собой, применяя в дальнейшем в своей педагогической деятельности. Далее, в своих журналах стажеры выполняли рефлексию «Вокруг света» — на графике  отмечали  направление   движения собственной результативности,  прокладывая  по точкам путь своего движения. Большая часть стажеров двигалась в юго-восточном направлении, это означало, что они  с огромным интересом двигались навстречу солнцу, «погода в голове была ясная».

Результатом деятельности первого дня стажировки стало определение  педагогами значимости игровой технологии геокешинг в развитии каждого ребенка, которая является эффективным средством при достижении целевых ориентиров, обозначенных в ФГОС дошкольного образования. Заинтересованность стажёров, не знающих данную технологию это главный результат  для меня,  как руководителя стажировки.  Желание реализовать эту игру в  своём дошкольном учреждении создаёт почву для дальнейшего сотрудничества.  

Продуктом деятельности стажёров является смысловая карта  «Значимые эффекты геокешинга», с дополнением преимуществ технологии Геокешинг. А также заполненные экспертные листы по оценке развивающей предметно-пространственной среды в группах.

Вечером стажёры были приглашены в центр диагностики  и консультирования на «Верёвочные курсы», способствующие сближению коллектива стажёров, что в дальнейшем положительно повлияло на работу следующих дней стажировки.

Второй день нашей стажировочной площадки начался с приветствия друг друга на разных языках: Нихао ! (Китай), ГомарДжоба ! (Грузия),  Хэллоу (Англия),  Бонжур! (Франция), Здравей! (Болгария). 21 февраля был знаменателен не только проведением второго дня стажировки, а также днем рождения одного из ее участников – Кирилловой Жанны Ипполитовны. Всем нашим дружным коллективом мы поздравили именинницу, подарили подарок, сказали  много приятных слов, а потом приступили к плодотворной работе. Второй день нашего педагогического путешествия обозначался Точкой Б, название которой звучало:  «Активно-методическая позиция навигации стажеров». Началось наше методическое движение  с Точки Б1, стажерам было предложено стать участниками  проблемного семинара-практикума «Как эффективно организовать геокешинг с дошкольниками?».  Я предложила коллегам высказать свои предположения, мысли на данный вопрос. После обсуждения мы пришли к общему мнению: для эффективной организации геокешинга  необходимо во-первых, обязательно чётко спланировать каждый этап игры и во-вторых, определить мотивирующие к деятельности формы, методы и приёмы взаимодействия участников геокешинга. Таким образом, была выделена первая практическая задача — выделить основные этапы реализации игровой технологии геокешинг; решение которой было организованно через самостоятельное погружение (чтение и осмысление) стажеров в содержание информационных материалов «Методической копилки».  Успешно справившись с решением первой задачи, мы двигались дальше: на этот раз стажерам необходимо было спроектировать содержание деятельности участников игры на каждом этапе. Для этого участники  разделились  на 4 команды, с помощью  путеводных звезд.  Каждая команда  выстраивала «навигацию» особенностей каждого этапа  используя метод «кластера». Для многих коллег метод  создания «кластера»   был не знакомым, поэтому понадобилась предварительная работа  для разъяснения данного приема. Затем были обозначены правила работы в группах, критерии оценки, а также была представлена экспертная группа  педагогов из нашего д/с:  воспитатель Турчина Анна Михайловна, педагог-психолог Светлана Николаевна, заведующий  д/с Сапегина Лилия Анатольевна. После  самостоятельной работы в командах, было представлено решение второй практической задачи – ответы стажеров в форме презентации кластеров. После презентации каждой команды, я вносила свои дополнения, тем самым, делилась своим опытом, а также закрепляли теоретические знания практикой: моделирование  помещения, используя блоки Дьенеша, «составь план-схему», «Найди по карте  свой город» и др. В ходе игрового практикума, мы обратились к классификации игр по Кравцовой, почти никто из стажеров не были  с ней знакомы. После ознакомления с данной классификацией, участники демонстрировали каждый вид игры. Анализируя «игровую» деятельность стажеров, я увидела, что не все педагоги знают четкую структуру каждого вида игры, путали «Образную», с «Сюжетно-ролевой». После наглядного объяснения  неточностей, все встало на свои места. Следующим практическим заданием было: показать, каким образом можно включить разные виды игр в деятельность детей в ходе геокешинга. С этой задачей все справились успешно. После  насыщенной плодотворной  работы стажеров, экспертная группа педагогов  провела анализ результатов деятельности каждой команды и вынесла свой «вердикт». Количество  баллов у всех трех команд было примерно одинаковым и соответствовало фразе —  «Поработали отлично».

Продолжая  путешествие  второго дня,  мы подошли к точке Б2, название ее звучало как «Игровой самотренинг «В поиске сокровищ». В данной точке стажерам предстояло самим стать непосредственными участниками игры Геокешинг. Игра началась с обнаружения диска, адресованного стажерам города Лесного, просмотрев который, они активно включились в игру. Дмитрий Крылов, ведущий передачи «Непутевые заметки», объяснил правила игры и помог найти подсказку местонахождения первого тайника. Разгадав ребус, Геокешеры-стажеры нашли свой первый клад  около березы (пришлось покопаться в снегу). Чтобы определить свой дальнейший маршрут игрокам предстояло отгадать кроссворд на тему «Береза», вопросы были сложными, помог интернет, но зато узнали много интересного о данном дереве, например, как называется мужская особь березы… Березун. Кроссворд отгадан, маршрут проложен – Библиотека им. П. П. Бажова, данное учреждение необходимо было найти по адресу, с помощью навигатора. По такому принципу — выполняя различные задания, стажеры смогли обнаружить все зашифрованные объекты и найти в них бесценное «сокровище». В библиотеке для нас провели экскурсию по многочисленным ее залам с интересным рассказом, в качестве подарков геокешеры получили магниты с изображением города Лесного; в кафе «Гном» стажеров ждал горячий, вкусный и питательный обед. Свои двери открыл для нас детский сад №29 «Даренка», здесь наши стажеры обогатили свои знания об использовании с детьми такой технологии, как «Арт-игра «Живые картины», с которой познакомила нас воспитатель Лопаева Галина Александровна. Следующим  найденным «сокровищем» стала технология «ТИКО- моделирования», которую нам представили педагоги из детского сада №21 «Чебурашка».  Пользуясь случаем, хочется выразить огромную благодарность руководителям данных учреждений Кислициной Ирине Анатольевне (д/с№29 «Даренка»),  Литвяк Ольге Петровне, Исаковой Ларисе Михайловне (д/с №»21 «Чебурашка») и, конечно же, коллегам за теплый прием и интересную информацию.

По окончанию игры, стажерами была проведена рефлексия второго стажировочного дня в три этапа:

1 —  продолжалась рефлексия «Мясорубка, корзина, чемодан» — все  наклейки с изображением корзины остались в конвертах, это означало, что полученная информация и приобретенные умения были коллегам интересны и  полезны.

2 – рефлексия с помощью Кубика  Блума – участники  заполняли все грани кубика, затем вырезали его, склеивали. Каждый  педагог бросал кубик, и озвучивал  ту грань своих впечатлений прожитого дня, которая  выпала на кубике. Все педагоги в этот день получили  для себя новую информацию о различных технологиях (Арт-игра «Живые картины», ТИКО-моделирование),  интересные факты о березе. Каждый из них научился чему-то новому:  составлять класстеры, поэтапно организовывать игру геокешинг. Им было интересно искать клады, быть непосредственными участниками мастер-классов, посещать экскурсии. У каждого  появились идеи в организации образовательных мероприятий с детьми, с учетом использования новых технологий, применить все полученные знания на практике. Такие грани, как «мне было трудно и непонятно» остались не заполненными, это говорит о том, что предложенный материал всего дня был доступен, актуален и обязательно пригодится каждому участнику стажировки в своей деятельности. Такая обратная связь для меня, как организатора стажировки, очень важна, так как понимаешь, что вся работа, проделанная мной не напрасна. 

3 — Рефлексия в навигационных журналах по сторонам  света показала, что во второй день стажировки педагоги с огромным интересом двигались навстречу солнцу, стараясь преодолевать преграды,  в пути всё получалось.

После рефлексии коллегам было озвучено домашнее задание: «Спроектировать игровые варианты геокешинга с детьми в различных пространственных условиях».  

Для этого им необходимо было:

— распределиться по группам;

— выбрать  пространство для организации геокешинга;

— определить возраст детей;

— обозначить общий сюжет игры;

— договориться о совместном проектировании и т.д.

Забегая вперед, скажу, что со всеми пунктами мои дорогие стажеры справились отлично. Вечером участников стажировки ждали  сюрпризы – экскурсия по городу и  посещение бассейна. Наконец-то они смогли расслабиться, обсудить все произошедшие события, и просто насладиться плаванием и общением друг с другом.

В третий день нашей стажировочной площадки мы добрались до финишной точки С, ее название трактовалось как —  «Деятельностно-игровая позиция навигации стажеров». На данном этапе, стажеры должны были продемонстрировать свое домашнее задание, то есть то, чему они научились за 2 дня плодотворной работы. Для придания большей уверенности и внутреннего настроя, педагоги взялись за руки и произнесли следующие  слова: «С детьми событие сейчас, проведем на высший класс Педагоги проводили стажерские пробы с детьми подготовительной  к школе группы №14 «Гномики». Оценивали данный этап эксперты нашего ДОУ: Колногорова О. Л, Девятирякова Н. Р.,  родители: Матвеева Т. В., Терко Н. В, а также сами дети.

Педагоги организовали игру геокешинг под названием «В поисках дружбы». С помощью карты дети отправились в путешествие по детскому саду, в ходе которого разгадывали  загадки, ребусы, играли и танцевали с различными персонажами, результатом выполненных  заданий были  найденные детьми «сокровища». «Сокровищем» были эмблемы-символы, сделанные руками  детей из других городов ЗАТО (Снежинск, Заречный СО, Волгодонск). Дети с радостью принимали подарки и с огромным интересом двигались дальше. Последним найденным кладом был контейнер с канцелярскими принадлежностями, а также письмо, в котором  ребята из других городов предложили «Гномикам» сделать эмблемы с символом своего города Лесного. Ребята с удовольствием приступили к творческой деятельности, предложения были разнообразные: елочка, солнышко, «серп и молоток»… Узнав, что на данном этапе игра закончилась, ребята немного расстроились, им хотелось искать, искать и искать…

Игровая деятельность, разработанная стажёрами,  была интересна, и увлекла наших воспитанников в удивительный мир Геокешинга. Это стало возможным благодаря слаженной работе команды педагогов, знанию нового материала, умению реализовать полученный опыт. 

Хочется отметить свободное общение наших детей со стажёрами, это получилось потому, что педагоги учитывали интерес детей, предоставляли им выбор, использовали разные приёмы поддержки инициативы и самостоятельности, настраивали детей на успех, стали партнёрами в совместной игре.

В результате проведения данной пробы все участники стажировки,  в момент обсуждений результатов,  пришли к выводу, о целесообразности использования технологии Геокешинг в организации игровой деятельности детей. Они были удовлетворены своей деятельностью, получили огромное удовольствие и опыт в организации данной игры, смогли увидеть  изнутри все нюансы подготовительной работы, а  также со стороны отметить возникшие  недочеты.

Результатом деятельности третьего дня стажировки стало приобретение опыта организации игровой деятельности детей с использованием технологии Геокешинг.

Продуктом деятельности: разработанные самими стажерами конспекты игровой деятельности с детьми, фото и видео материалы.

Рефлексия всей стажировки

Предложив  коллегам вспомнить все этапы, все маршруты нашего пути на протяжении трех дней, я провела  упражнение «Маска». Стажерам необходимо  было дорисовать на масках недостающие части лица (брови и губы), тем самым показав ту эмоцию,  которая ими переживалась в данный момент, приложить  получившуюся маску к своему лицу. Таким образом, я получила обратную связь от стажеров – на всех лицах была лучезарная улыбка!!! Затем, как и в первый день стажировки, мы провели игру «Собери сундучок» знаний о технологии Геокешинг. Сравнив 2 сундучка («первый день стажировки» и «второй день стажировки»), мы  наглядно увидели, что знания стажеров о технологии Геокешинг за 3 дня плодотворной работы значительно обогатились. Это значит, что наше взаимодействие было полезным и результативным. 

Далее была проведена рефлексия по сторонам света (индивидуальная работа в своих навигационных журналах), где они сравнивали свое   продвижение в пути в течение всех трех дней, записывали выводы и свои мысли, а  также отзывы о прожитом дне и о всей стажировке в целом.

Общий итог стажировки был проведён в  формате «Образовательные 3Д эффекты», каждый из участников ответил на вопросы:

Думали (о чём?)…

Действовали (как?)…

Демонстрировали (что?)…

Все педагоги смогли определить 3-Д эффекты нашей стажерской площадки,  значит, наша стажировка была, не только эффективной, но и результативной и успешной.

Время трех дней пролетело с огромной скоростью, мы познакомились с интересными и талантливыми людьми, прожили вместе много ярких событий, пришло время прощаться. Наша стажировочной площадка завершилась прекрасным концертом под названием «Экскурсия по военно-историческому музею», подготовленный  детьми  и музыкальным руководителем нашего детского сада Усановой Екатерины Владимировны, а также вручением сертификатов и  подарков.

Хочется с огромным удовольствием и с теплотой в душе, сказать несколько слов своим дорогим и совсем родным стажерам, с которыми мы провели плечо к плечу 3 плодотворных и насыщенных дня:

Я не могу красиво говорить,
Я от волнения теряюсь,
Но чувства выразить пытаясь,
Попробую на стих переложить.
Хочу сегодня всем сказать спасибо,
За общий труд, совместные дела,

Когда порой вам в чем-то было трудно,
Всегда вы находили добрые слова.

Я не прощаюсь, говорю до скорой встречи,

Мы обязательно увидимся еще.

И те три дня и этот славный вечер,

Надолго сохраню в своей душе…

Я хочу поблагодарить всех наших гостей  за то, что, во-первых, выразили свое доверие мне, выбрав тему моей стажировочной площадки, во-вторых, за то, что нашли время и возможность приехать в наш уральский городок: и соседям (Снежинск, Заречный, Трехгорный), и жителям «дальнего зарубежья» (Зеленогорск, Железногорск, Сосновый Бор, Волгодонск, Нововоронеж). Спасибо за интересную творческую работу и профессиональное общение, я надеюсь, что тот багаж знаний и умений, который вы приобрели в нашем детском саду, вам, несомненно, пригодится в вашей педагогической деятельности, а также вы сможете им поделиться со своими коллегами. Тем самым пополняя численность геокешеров в нашей стране.

Видеоролики стажировки

Отзывы

Страницы дневника

Отзывы стажеров

Отзывы

Полезные материалы

Дневник стажера

Ссылка газета «Росатом скул»

Ссылка на статью в интернете в Снежинске