Обновите ваш браузер для правильного отображения этого сайта. Обновить мой браузер
«Индивидуализация учебного процесса на основе ученического взаимообучения»
Развитие профессиональных компетенций участников через погружение в образовательную среду на основе ученического взаимообучения.
Работа стажёрской площадки будет представлена в сети Интернет (сайт МБОУ Школы № 161, личные веб-страницы, беседа в сети Facebook, сайт «Школы Росатома»).
Актуальность деятельности площадки.
Реализация принципа индивидуализации в учебном процессе предполагается как заглавный принцип в организации обучения в целом. Потому что, по сути, в конечном итоге результаты направлены на обеспечение качества понимания и усвоения каждым учащимся учебного материала. При классно-урочной организации учебной среды мы видим явное противоречие между ведущей фронтальной формой обучения и индивидуальным характером усвоения учебного материала. Кажется, самый эффективный способ обучения – индивидуальный. О чем и свидетельствует широкое распространение репетиторства, коучтехнологий, индивидуального дистанционного обучения и т.п. Однако, есть два важных аспекта для обсуждения. Первое – это то, что при создании образовательной среды есть необходимость рассматривать общение на уровне учитель-ученик., и ученик – ученик. В работах Цукерман Г.А. говорится об обучении другого как главной составляющей учебной деятельности ученика, уметь учиться – значит уметь учить другого. В работах Дьяченко В.К. говорится о принципе завершенности обучения: когда ученик может научить другого, можно говорить о том, что он научился. Обучение имеет еще и социальный характер. Учебная деятельность для ребенка школьного возраста является ведущей деятельностью (по Эльконину – Давыдову), и, следовательно, через нее происходит формирование человека. И здесь важно, чтобы учебная деятельность была разнопланова с точки зрения социальных контактов. Таким образом, в условиях дефицита индивидуализированных форм общения учителя и ученика при ведущей фронтальной форме обучения, есть необходимость говорить о технологии ученического взаимообучения как важном компоненте учебного процесса для достижения индивидуализации.
Проблема состоит в том, что организация ученического взаимообучения может восприниматься упрощенно. Уже достаточно привычно слышать от педагога: «А теперь поработайте в паре, а теперь обменяйтесь заданиями, тетрадками…». Мы считаем, что в организации парной работы есть тонкости, которые на самом деле обеспечивают индивидуализацию учебного процесса, а не просто смену организационных форм на формализованном уровне. Мы предлагаем погрузиться в основания организации ученического взаимодействия в позиции технолога обучения в паре и технолога организации обучения в паре.
Предполагается, что ведущее умение технолога обучения в паре – это коммуникативные умения, основанные на умении обеспечить понимание. На площадке мы говорим об универсальных умениях слушать и говорить с пониманием, читать и писать с пониманием. Предполагается, что ведущее умение технолога организации обучения в паре – это управленческие умения, основанные на умение включить участников в деятельность.
Теоретические основания технологии, предлагаемой стажерам, представлены в теории и методологии коллективного способа обучения и развивающего обучения. А также в обобщенном практическом опыте педагогов Красноярского края, представителей общественно-профессионального сообщества педагогов, внедряющих коллективные формы работы.
Обучение стажеров будет организовано на основе взаимообучения. Стажеры будут непосредственно погружены в коллективные учебные занятия учащихся. Однако стажерам предстоит реализовать свою актуальную образовательную программу через взаимодействия в учебных парах.
Формат общей работы стажеров будет представлять из себя день без классов и уроков – учебное занятие с небольшим объемом фронтальной работы, основанное на индивидуальных маршрутах и взаимообучении.
День без классов и уроков – это учебное пространство, устроенное под задачу перераспределения ответственности и проявления новых учебных позиций у ученика и у педагога. В этот день осваивается образовательная программа по разным направлениям. Это может быть предметное и надпредметное содержание, может осваиваться комплекс содержательных задач. Разворачиваться Дни без классов и уроков могут в учебное и внеурочное время. При проектировании таких Дней используется специальный набор конструкторских элементов. Продолжительность Дня и периодичность Дней определяется задачами Школы, конкретного учителя. Масштабы субъекта, для которого проектируются такие Дни, возможны на уровне разновозрастной группы, одного класса, параллели, целой ступени и всей школы в целом. В таком случае меняется масштабы учительской команды, организующей День без классов и уроков.
Конструкторская модель основывается на 7 элементах: Содержательная программа дня, Табло учета продвижения учащихся, Центр аттестации, Набор заданий, Индивидуальный план дня, Пульт управления, Запуск Дня.
Формат Дня без классов и уроков может предполагать учебные занятия и образовательные события. Однако конструкторская модель сохраняется.
На площадке будет обсуждаться и апробироваться такое устройство учебного процесса, когда бы разделение ответственности между учителем и учеником в самом процессе обучения происходило за счет технологических моментов и воспринималось естественно с обеих сторон. Устройство школы, меняющее позиции учителя и ученика. Учитель из обучающего и контролирующего превращается в управляющего-организующего-консультирующего-сопровождающего. Ученик из обучающегося превращается в учащегося–обучающего – самоуправляющегося. Стажеры побывают в разных позициях учителя и ученика. Предполагается, что в результате стажерских проб свои позиции учителя и ученика стажеры смогут усилить действиями из позиции технолог обучения в паре и технолог организации обучения в паре.
В Программу стажировки положен опыт разработки и проведения Дней без классов и уроков в школе в рамках Программы развития школы. Научно-методическое сопровождение осуществляется лабораторией методологии и технологии КСО Красноярского краевого ИПК.
№ | Формулировки понятийных и практических задач | Количество часов | Содержание работы |
1 | Уточнение и согласование целей программы с индивидуальными ожиданиями | 2 | — Домашнее сочинение «Для чего я планирую использовать работу в парах» — Знакомство стажеров в парах -Образовательное событие для собственной проблематизации темы — Работа с Дневником стажера |
2 | Освоение и проектирование образовательного пространства на основе взаимообучения | 2 | -Оформление стажерами собственной актуальной образовательной программы -Составление индивидуального учебного плана на основе учебной программы -Уточнение оргпроекта Дня без классов и уроков |
3 | Освоение учебной части программы | 7 | -Разработка экспертных чек-листов -Запуск учащихся-стажеров -Взаимообучение -Участие в коллективном учебном занятии с учащимися школы -Участие в образовательном событии с учащимися школы -Работа с чек-листами |
4 | Выполнение производственной части программы. | 7 | -Работа в парах над собственной образовательной программой -Моделирование стажерами учебных занятий и (или) образовательных событий для учащихся -Работа с чек-листами |
5 | Рефлексия собственных действий и подведение итогов работы площадки | 6 | -Предъявление результатов реализации индивидуальной образовательной программы -Дневник собственного обучения с использованием чек-листов — Анализ дня по схеме -Проектирование модели открытой группы в сетевом сообществе «Про взаимообучение» -Отчеты |
Транслировать работу стажерской площадки предполагается через ежедневные «Строчки из дневников» и фотоотчеты дня.
№ | Формулировка понятийной и (или) практической задачи, решаемой в рамках стажировки | Количество часов | |||
Лекции | Практические занятия | Стажерская проба | Оценочное событие | ||
1 | Обеспечить мотивацию деятельности стажеров через этап собственной проблематизации и целеполагания по вопросам формирования понимающих умений при работе в парах. | 2 | |||
2 | Обеспечить оформление стажерами собственной актуальной образовательной программы для ее реализации на основе ученического взаимообучения. | 2 | |||
3 | Обеспечить разработку стажерами экспертных чек-листов для индивидуального продвижения и рефлексии деятельности. | 3 | |||
4 | Организовать учебную деятельность стажеров по индивидуальной программе в ученической и экспертной позиции в учебных занятиях и образовательных событиях с учащимися школы. | 5 | |||
5 | Организовать предъявление стажерами результатов реализации образовательной программы как этап оценки деятельности стажера в позиции технолога работы в паре. | 3 | |||
6 | Организовать моделирование стажерами учебных занятий и (или) образовательных событий для учащихся на основе опыта собственной учебной деятельности с предъявлением себя как технолога организации обучения в парах. | 5 | 2 | ||
7 | Создать условия для дальнейшего общения и консультаций на основе взаимообучения. Проектирование модели открытой группы в сетевом сообществе «Про взаимообучение» | 2 | |||
Итого | 0 | 2 | 15 | 7 |
Предполагается, что группа «Про взаимообучение» позволит продолжить взаимообучение стажеров в сетевом сообществе в дистанционном формате. Организация образовательной среды на основе ученического взаимообучения в дистанционном формате является новой темой для разработки. И может стать неким вызовом и мотивом для стажеров на дальнейшее профессиональное общение.
…и жизнь моя
Без этих трех блаженных дней
Была б печальней и мрачней…
(Мцыри. М.Ю.Лермонтов)
Вот таким эпиграфом мне хочется начать свой отчет-эссе по итогам проведенной стажировки. Я благодарю своих стажеров, куратора, товарищей-педагогов, участников учительской кооперации за предоставленную возможность сказать внимающему слушателю о выстраданных открытиях по поводу образования и индивидуализации учебного процесса, в частности, и сотворить вместе это уникальное пространство взаимодействия и жизни, которое называлось ранее стажерская площадка, а случилось как Вселенная.
Если говорить официальным языком, состоялась индивидуализация обучения в полном смысле этого слова. Каждый из нас реализовал свою индивидуальную образовательную программу. Но не буквально ту, которая была первоначально прописана в оргпроекте, а ту, которая случилась на основе тем и устройства взаимодействия в постоянных парах и парах сменного состава.
Итак, для стажировки было тщательно отобрано содержание, составлен оргпроект и программа. Задача — дать возможность стажерам прожить собственную индивидуальную образовательную программу и на себе понять, что же случается или не случается в учебном процессе, если мы не ставим задачу индивидуализации. Но и это еще не все. Индивидуализация будет формальной, если ученика вынуждают брать только тот учебный материал, который предусмотрен программой. Поэтому мы поставили задачу прикоснутся к дидактическим, методическим и ценностным основаниям индивидуализации учебного процесса. Важно было каждым словом, каждым нюансом, каждым текстом и действием вычленять детали в этой теме и в то же время создавать целостность. Еще важно было, чтобы стажер унес с собой размышления о ценностях индивидуализации в обучении, о необходимости коллективности для индивидуализации. Хорошо, если стажер увидит целостность неклассно-урочной организации учебного процесса, которая возможна в школе только в условиях действия командой управленцев и педагогов. И в то же время важно, что стажер будет научен простым методическим приемам для организации диалогов в учебном процессе, которые не формально, а по-настоящему позволяют ученику проявить и сознать свое понимание – через ошибки, разные мнения, самостоятельность и самопроверку.
Мне вообще в отчете больше хочется писать о том, что произошло со мной. Поскольку я четко понимаю, глубина моего проживания есть показатель важности происшедшего со стажерами.
А теперь все по порядку.
До начала стажировки общение было деловым, по поводу приезда-отъезда. Это был осознанный шаг. Были советы по поводу организации предварительного обсуждения основных понятий стажировки в он-лайн общении. Но я понимала, что мне важно сразу задать тонкий и совместный тон разговора, а для этого надо смотреть друг другу в глаза. Слышите? Слышите? Эту мою фразу-обращение я даже и не знала, ее показал нам всем наш куратор стажировки. Слышите, это значит, включите тонкие струны восприятия, понимания и чувствования. Поэтому, накануне за три дня до начала я, уже спокойная от творческих волнений, написала совершенно искренне незнакомым мне людям, но с кем мне предстояло говорить о важных для меня профессиональных аспектах, письмо своему любимому стажеру!
Дорогой друг! Завершились все мои волнения подготовки к стажировке. Теперь волнения приятные — от ожидания встречи с вами. Долго думала — давать ли домашние задания…И решила, что мы будем нашу площадку проживать по принципу «здесь и сейчас». Вот немного важной информации… Погода — Весна. +0 или -0. Снежная и ледяная слякоть. Ветерок. Солнце. Капель. Одевайтесь тепло. До встречи! Приезжающим — хорошей дороги! Всем — отличных выходных! С уважением, Елена Волкова
А в ответ было разное – или молчание, или спасибо за то, что без домашнего задания.
Приехали – пришли. 14 участников – 8 приезжих, 6 наши зеленогорцы. В составе 1 директор, 4 завуча, 9 учителей. Хороший состав, с разных аспектов можно посмотреть на вопросы организации взаимообучения в школе. Моя главная задача была максимально включить людей во взаимодействия не призывами, а общей организованностью, когда общение всех станет естественным и важным, а каждый проявится со своими особенностями и поэтому станет необходимым для общей целостности, а общую целостность будем создавать вместе.
Поэтому, первое. По замыслу. Сразу тезисно берем концепцию коллективного способа бучения. Это первые рамки разговора. Сразу все составляют свою программу – из избыточного материала берут то, что считают важным. Сразу все ориентированы на то, что по итогам обучения будут проводить свое занятие. В составе учительской кооперации, где объединяются представители разных городов. Это требование. Сразу всем вызов – стажерские пробы рассматриваются нами как запуск наших учеников, которые еще не обучаются по индивидуальным образовательным программам. И от качества запуска, т.е. качества действий стажеров, зависит дальнейшее продвижение учеников в школе. Были назначены два класса, всего 50 учеников 7б и 8б классов. Общая тема обучения для стажеров – виды учебного взаимодействия в парах сменного состава, на основе которых можно строить разные частные методики и приемы, уже придумывать самим. Запуски в наиболее важные темы – две – были осуществлены мной лично. Я выбрала двух педагогов, через одного запустила тему – виды работ в парах, через другого тему — как составить маршрутно-логическую схему изучения материала по разным маршрутам. Выбор мой оказался удачным. Это были учителя (а не управленцы), они очень четко взяли задачу и научили другого ученика-стажера. К середине второго дня обсудили в сводной группе первую тему, по второй – каждый проработал в паре. Можно было давать задание для подготовки стажерской пробы. В аспекте технологии, все остальные темы из программы являлись частным вариантом 2-х главных тем, и их изучение хорошо дополняло друг друга и создавало с одной стороны целостность, с другой стороны – конкретные примеры, как это может быть встроено в учебное занятие. Стажеры действовали в своем темпе. В первый день стажеры совершили экспедицию на коллективные учебные занятия в школе. В начальной школе приняли участие в полуторачасовом занятии для 150 учеников 2-4 классов на материале русского языка, математики, литературного чтения и окружающего мира. На занятии ученики взаимодействовали в парах сменного состава, работали по методикам коллективных учебных занятий. В старшей школе стажеры приняли участие в 3-х часовом учебном занятии для 40 учеников 10 класса при изучении предметов на базовом уровне по выбору учащихся. Ученики 10 класса помогли стажерам составить свой первый вариант индивидуальной образовательной программы на основе общей программы стажировки.
Второе. Важно было показать, что только взаимодействие в парах сменного состава дает возможность каждому максимально проявиться в очень естественных условиях, найти себя и своего товарища. Что ученики отличаются не способностями, а способами освоения учебного материала. Это уже было близко к вопросу о ценностных основаниях организации взаимодействия в учебном процессе. Для этого в стажировку были включены игровые моменты, основанные на взаимообучении в парах сменного состава. В некоторых случаях трудно сходу отличить, чем просто игра отличается от игры, основанной на парах сменного состава. И после того, как игра проживалась и получался потрясающий эффект продуктивного эмоционального (игра ведь!) и смыслового опыта, мы проводили анализ игры и ее основания. Не сюжет – идею, а технологические (дидактические) основания. Игра есть игра! Вот тут -то и началась дружба стажеров друг с другом. Сложились три учительские кооперации, в которые стажеры включились по выбору, но от разных городов. Это позволило отлично взаимодействовать друг с другом.
Во второй половине второго дня стажеры должны были придумать тему учебного занятия на 45-60 минут для разновозрастной группы учащихся 7-8 классов из 16-17 учеников. Каждая учительская кооперация получила индивидуальное задание – по жребию. Первая кооперация должна была включить в занятие такой вид работы в парах сменного состава как взаимообучение, вторая – взаимотренаж и взаимопроверку (чтобы понимать, чем принципиальным отличаются эти виды взаимодействия), третья – обсуждение. Каждое учебное занятие могло включать любые из 4- видов работы в парах, но полученные по жребию – обязательны. Учащимся должна быть предоставлена возможность работать в своем темпе, отсюда и растяжка времени при планировании и проведении занятия, иметь право на выбор задания, иметь возможность действовать самостоятельно на основе табло учета и необходимых памяток с алгоритмами действий. Педагоги могли выполнять роль ассистентов, организаторов, или запускать тему в паре с одним учеником. В итоге, оказалось, что все деловые игры, «смотрины» учебных занятий в школе, чтение и понимание текстов – это лишь маленькая толика для настоящего умения. Пока не продумаешь, как научить другого – стажерам предстояло включить учащихся в виды работы в парах, которые ученики еще ни разу не выполняли, – оказывается, трудно понять научился ли сам. Волнение нарастало. Хотя ситуация учительской кооперации позволяла стажерам проговорить совместные действия, а значит, еще и еще раз приходить к осознанию темы стажировки. Мною было сделано два круга консультаций в каждую группу. Через полчаса – первый круг – что придумали. И полное мое разочарование. Я критиковала и показывала разрывы, которые не замечают учителя – классно-урочники. Через еще полчаса, успокоилась, и сделала второй круг. Тут уже стажеры встречали меня с вопросами по существу. И мы начали раскручивать идеи и детали предстоящих занятий. Но учительской кооперации как команды еще нет. Завершился день игрой «Колечко», призом Мисс Марпл и Мистер резидент и первым рефлексивным кругом. Рисование позволило говорить о себе смелее. И тогда в рефлексивном круге можно было обсудить, что способствовало или мешало работать в учительской кооперации.
На третий день мы поджидали стажеров к 9.00, чтобы сделать определенную разминку, а потом выполнить последние приготовления и в 10.00 встретить учеников на занятия. Однако, каково же было удивление, когда стажеры пришли к 8.00, в своем самостоятельном порядке готовились к занятию, обсуждали, доделывали, приглядывались к аудиториям….Мы им в этом уже были не нужны. И это радовало! Получилось! Раздали стажерам небольшой лист для самоанализа. Оказалось, все было понято и принято в задачах, лист никого не напугал. На занятия я лично не ходила. В экспертизе приняли участие куратор и наши педагоги. А потом смотрели на все это глазами корреспондента зеленогорского видеоканала. Получилось! И у учеников, и у педагогов. Но и без телеканала по незримой атмосфере было понятно, что состоялось. Дети ушли, а у нас рефлексия. И слезы радости, слезы того, что можно и нужно по-другому, и слезы благодарности друг другу в своей учительской кооперации. И гордость – педагоги это сделали сами. И наперебой – говорить – говорить – говорить о том, что случилось с каждым и у каждого – о себе и об учениках. Мы своих учащихся тоже увидели многих по-другому. Один вступил в диалог, хотя раньше всегда на уроке молчал, другой начал работать и у него получилось разобраться и выполнить задание, хотя он в школе считается крутым двоешником…
Темы занятий были такие. 1.Биология- наука о человеке. Что не знает об этом восьмиклассник. 2. Культурология: семь чудес света. 3. Основы безопасности в походе. В основе всех занятий – работа в парах сменного состава, самостоятельное продвижение по материалам занятий по индивидуальному маршруту и в своем темпе, управление на основе табло учета, отсутствие в занятии фронтальной работы.
Запуск учащихся нашей школы в коллективные занятия на основе взаимообучения получился качественный. Теперь это вызов школе – подхватить этих учеников, которые начали – каждый – с ситуации собственного успеха.
Отдельно хочется обратить внимание на игры. В первый день – дидактический театр. Во второй – утренняя индивидуальная рефлексия через игру «Ловцы слов» в парах сменного состава, вечерний выход на самих себя в игре «Колечко». Рисуем, делимся задумками и развиваем дальше сюжет своего рисунка в процессе рисования и общения. В основе этих игр — методика «Обратная методика Ривина» в авторском прочтении.
Третий день с самого начала был объявлен как «День Я». Это и есть цель индивидуализации – прийти к «я» через качественные и согласованные взаимодействия с другими участниками учебного процесса. К «я» — потому что назначение образования не в узком заучивании конкретных знаний, а в формировании своей собственной образовательной программы от незнания к знанию и умению ее реализовать. День «Я» начался с челленджа – вызова самому себе. Первой стажеры предложили мне записать свой вызов. Ну что ж, неожиданно, но важно: уметь удерживать время! Это мой дефицит. Обо всем люблю обстоятельно. Иногда не замечаю, что вместо обстоятельно получается занудно. Выход в том, чтобы разными способами об одном и том же. Эта идея была заложена в стажировку, все было продумано для этого, а вот задача была держать руку на пульте времени. Не регламента, а времени. Это разные вещи. Все, как смогли, записали вызовы сами себе. Есть фото. Потом были стажерские пробы. Потом рефлексия проведенных занятий и своих новых умений-ощущений. Потом еще одна игра – Хобби-бум. Научи другого тому, что умеешь, н это никак не связано с твоей профессионально деятельностью. Некоторый шок от задания. А после – радость общения! А на рефлексии – задание. Расскажи, что ты узнал про своего товарища через его хобби…Открывать самого себя чудесно.
Зачем все это на стажировке по поводу обучения учащихся? Зачем видеть учителю самого себя таким, какой он есть – в учебном материале, в коммуникации, в привычках, в интересах, в способностях….Только когда мы начнем видеть и чувствовать себя, мы сможем видеть и чувствовать учеников. И не сердечной болью, не через эмпатию, хотя без нее никуда, а за счет технологии обучения, основанной на ученическом взаимообучении в парах сменного состава. Это и была цель стажировки.
В заключении хочу обратить внимание на два аспекта. Первый – о роли куратора. Мой куратор Нехорошева Елена Викторовна много работала со мной. Не с оргпроектом и программой стажировки, а с моими личными качествами – уважать себя, быть смелой, уверенной, осознавать свои интересы и ценить их. Оказывается, это такой мой дефицит. Индивидуализация обучения позволяет работать над собой, а не просто усваивать учебный материал. Общение с куратором проходило за пределами рабочего времени со стажерами, поздним вечером. Елена Викторовна просто попросила меня использовать анкету, которая была приготовлена стажерам для анализа среды. Оказалось, я себе наименьшее количество баллов поставила именно там, где речь идет о понимании моих интересов. А без этого не складывается ни одна индивидуальная образовательная программа. И после первого дня для меня интерес стажера и как он его понимает стал одним из главных вопросов. Не просто усвоение технологии, которая обеспечивает индивидуализацию. А сама индивидуальность….И отсюда, второй аспект. О формате повышения квалификации как образовательном событии. Стажировка, которая может стать образовательным событием, обязательно предполагает создание ситуаций для вызова. В нашем случае, это была стажерская проба с ответственностью запуска учащихся-новичков нашей школы в систему коллективного обучения по индивидуальным образовательным программам. Вызов был усилен участием стажеров в составе учительской кооперации, с одной стороны. И углублен ситуацией взаимообучения между стажерами, с другой. А наличие в программе стажировки учебной части, производственной и клубной, выстроенных в логике взаимодействия в парах сменного состава и коллективного сотворчества, позволило выходить стажерам на рефлексию более доверительно. Как в тренинге.
В итоге, сейчас бы с такой командой уже единомышленников и умельцев, строить бы реальный учебный процесс! Вот где было бы поле для творчества и вопросов!
Девизы про индивидуализацию, которые родились в дни стажировок. День первый: индивидуализация – это хаос как порядок. День второй: а что, неправильно – это тоже правильно? День третий: слышите, вы слышите?
А еще вот это, ностальгическое: все подружки по парам сменного состава, только я в этот вечер…Или вот такие описки: папы сменного состава.
В стажировке были использованы учебные материалы семинаров лаборатории теории и методологии коллективного способа обучения Красноярского краевого института повышения квалификации педагогов http://kco-kras.ru/ и дидактические материалы 2-х учительских коопераций 161 школы.
В стажировке использовался авторский формат «Диалоги с самим собой» для знакомства стажеров с постулатами и принципами коллективного способа обучения в интенсивном режиме.
Разработки игр на основе обратной методики Ривина являются авторскими, и использовались в ситуации тренинга и рефлексии.
На протяжении все трех дней участником стажировки был костыль….Кто был на стажировке, тот теперь понимает о чем это я говорю.
Мозг в папочку сбирая со стола,
И про костыль не позабуду я!
Методики в карманы разложив,
В реальность возвращаюсь я отважно.
И на занятие вернувшись в класс
Родной,
Услышу все же завтра за спиной:
«Вы слышите?» — я слышу!
Это важно!!!
(Ольга Черкасова, учитель английского языка МБОУ СОШ № 164 г.Зеленогорска, участник стажировки)