АВТОРСКАЯ ПРОГРАММА СТАЖИРОВКИ «Создание ситуаций выбора как одно из педагогических условий развития самостоятельности и ответственности у детей дошкольного возраста»

СПИСОК УЧАСТНИКОВ СТАЖИРОВКИ

  1. Афонина Татьяна Николаевна, Трехгорный
  2. Балдина Наталья Викторовна, Снежинск
  3. Бузунова Галина Александровна, Лесной
  4. Велиева Ирина Владимировна, Новоуральск
  5. Гафурова Оксана Валерьевна, Трехгорный
  6. Ичетовкина Надежда Демьяновна, Новоуральск
  7. Кирякова Елена Юрьевна, Трехгорный
  8. Маркова Светлана Николаевна, Трехгорный
  9. Минеева Татьяна Владимировна, Трехгорный
  10. Подрядова Елена Александровна, Трехгорный
  11. Соколова Юлия Николаевна, Трехгорный
  12. Сулимова Елена Юрьевна, Трехгорный
  13. Сучкова Татьяна Ивановна, Снежинск
  14. Шукшина Лилия Фахртдиновна, Снежинск

 

Информационный блок программы

Название программы  «Создание ситуаций выбора как одно из педагогических условий развития самостоятельности и ответственности у детей дошкольного возраста».
Цель программы  Освоение стажёрами технологии создания ситуаций выбора для ребёнка в соответствии с требованиями ФГОС ДО.
Задачи программы
  1. Выявить проблематику понятий «свобода», «выбор».
  2. Познакомить стажёров с ситуацией выбора посредством погружения в непосредственную детскую деятельность в подготовленной среде.
  3. Способствовать приобретению у стажёров опыта создания ситуаций выбора.
  4. Разработать совместно со стажёрами критерии оценки по данной теме.
  5. Определить перечень требований к предметно-пространственной среде с учётом ориентиров, определённых ФГОС ДО, для внедрения в своих группах детского сообщества.

Ключевые идеи опыта, в который будут погружены стажёры.

Образовательный процесс в детском саду организован на основе педагогики Марии Монтессори. Её педагогическое кредо: «гуманная педагогика возможна только тогда, когда ребёнку предоставляется свобода действий, а сдерживают его лишь в особых случаях».

Из юного поколения мы должны создать сильных людей, а сильными людьми мы называем людей самостоятельных и свободных. Одним из аспектов воспитания самостоятельности является самостоятельный выбор. Умение самостоятельно сделать выбор, принять решение, а не просто пассивно следовать чьим-то советам – одно из важнейших социальных качеств.

Воспитатель научается новому искусству. Вместо того, чтобы навязывать и «вкладывать» новые сведения в детей, он служит ребёнку и направляет его в окружающей среде к тем предметам, которые соответствуют внутренним потребностям ребёнка, свойственным его возрасту.

Понятие «свободы» Мария Монтессори разъясняла так: «…то, что называют свободой ребёнка, не может быть ничем иным, как постепенный отход от взрослого, становящийся возможным при помощи подходящей ребёнку окружающей среды, в которой он может найти всё, что ему необходимо для развития собственных функций».

Ребёнок свободен, когда он может многие вещи делать самостоятельно, и достичь истинной свободы он может при наличии развивающей предметно-пространственной среды.

Основные СВОБОДЫ, предоставленные ребёнку в Монтессори-детском саду:

  • свобода передвижения по помещению,
  • свобода выбора материала,
  • свобода выбора места работы,
  • свобода выбора момента начала работы и её продолжительности,
  • свобода выбора партнёра.

В нашей разновозрастной группе (3-7 лет) предусмотрено всё для решения проблемы свободы и выбора. С 3-х лет ребёнок попадает в такую среду, где эта проблема решается сама собой: игры, дидактические материалы, материалы для творчества находятся в непосредственной близости от ребёнка, на нужной высоте, в свободном доступе, в достаточном количестве. На подносах, в ящиках, коробках, в корзиночках детям предоставлены различные материалы для самостоятельной свободной деятельности: трубки и палки, верёвки и ткани, бумага разного цвета, размеров и фактуры, природный и бросовый материалы, всевозможные коробки и баночки. Ребёнку достаточно дать мотивацию на какую-нибудь деятельность, и он может развить её, «купаясь» в подготовленной среде, и выдать продукт (альбом, книжку, игрушку, поделку и др.)

1,5 часа в день ребята свободно работают с Монтессори-материалом, который так же открыт и доступен ребёнку любого возраста. Определив место для работы (стол, коврик или другое удобное место), ребёнок самостоятельно выбирает материал и начинает с ним действовать. Если ему понадобился дополнительный материал (например, для изготовления продукта), он, свободно перемещаясь по группе, реализует свою задачу. Ребёнок может поменять вид деятельности и заняться творчеством.

Ребёнок может воспользоваться ширмой, по своему усмотрению установить её и работать, уединившись от остальных.

Выбор деятельности ребёнка и времени не пресекается и не ограничивается, только в случае некоторых режимных моментов: приём пищи, сон, сбор на прогулку. К примеру, в данный момент он не может рисовать, так как у него свои «важные дела» (с оговоркой, что эти «важные дела» не имеют разрушительного агрессивного характера).  

Важным является то, что ребёнок обязан соблюдать ПРАВИЛА, выработанные детьми и поддерживаемые взрослыми. Эти правила оформлены в символах и размещены в группе в удобных для детей местах.

Практическая значимость программы стажировки для её участников заключается в возможности использования технологии, которой овладеют стажёры, в своей дальнейшей педагогической деятельности.

 

2. Содержательный блок программы.

2.1. Перечень необходимого оборудования, которым располагает автор программы для проведения стажировки.

  1. Аудиторные помещения: музыкальный зал, физкультурный зал, методический кабинет, 4 групповых помещения, помещение столовой.
  2. Техническое оборудование:
  • мультимедийная установка (проектор, экран на штативе, ноутбук);
  • ноутбуки – 4 шт.;
  • офисная техника: цветной и чёрно-белый принтеры, сканер, ламинатор, брошюратор.
  1. Оборудование и материалы групповых помещений.
  2. Кейс стажёра: дневник стажировки, содержащий информационные и раздаточные материалы, раскрывающие содержательные и рефлексивные материалы стажировки; канцелярские материалы.   

2.2. Программа стажировки.

Программа стажировки включает 5 модулей и рассчитана на 24 часа.

№ п/п

Название модуля

Содержание модуля

Кол-во часов

1

Создание ситуаций выбора для ребёнка во время образовательной деятельности с Монтессори-материалом. Организация работы с дошкольниками в Монтессори-группе устроена так, что предоставляет детям все свободы, описанные выше. В данном модуле стажёры познакомятся с основными принципами свободы. Педагоги разработают критерии оценки выбора, которые апробируют в образовательной среде. За «круглым столом» стажёры обсудят результаты наблюдений. С помощью технологии «Острова» будет проведена рефлексия.  

 

 

 

 

 

Основные формы, методы, приёмы работы: тестирование, лекторий, работа в подгруппах, наблюдение в среде, экспертиза среды, общегрупповое обсуждение, стажёрская проба, «Круглый стол», анкетирование.

 

7,5

2

Создание ситуаций выбора в игровой деятельности с учётом ФГОС ДО. Во втором модуле стажёры увидят реализацию заявленной темы посредством погружения в игровую деятельность детей, проанализируют и разработают критерии, предъявляемые к предметно-пространственной развивающей среде в соответствии с требованиями ФГОС ДО. На практических занятиях стажёрам будет предоставлена возможность самостоятельно создать продукт для   игры. Участники стажировки поделятся своими впечатлениями, своим видением реализуемых задач.  

 

 

 

 

 

Основные формы, методы, приёмы работы: педагогическое наблюдение, стажёрская проба, практическая деятельность, ведение рефлексивного дневника.

 

5

3

Создание ситуаций выбора в режимных моментах с учётом ФГОС ДО.  Педагоги погрузятся в педагогические размышления в поисках решения проблемных ситуаций, возникающих в детской среде. Во время стажёрских проб педагоги попрактикуются в создании ситуаций выбора.  

 

 

 

 

 

Основные формы, методы, приёмы работы: работа в подгруппах, стажёрская проба, решение проблемных ситуаций в форме интерактивной игры, ведение рефлексивного дневника.

 

4

4

Создание ситуаций выбора в семье. В этом модуле участникам будет предложено подискутировать о свободах, предоставляемых детям в семье. Стажёры проведут экспертизу видеороликов по теме программы.  

 

 

 

 

 

Основные формы, методы, приёмы работы: групповая дискуссия, практическая работа в подгруппах, стажёрская проба, ведение рефлексивного дневника.

 

4,5

5

Итоговый. В заключение стажёрам представится возможность закрепить полученный опыт в виде моделирования ситуаций выбора ребёнка.  

 

 

 

 

 

Основные формы, методы, приёмы работы: работа в подгруппах, моделирование, презентация, самооценка (технология «ПМИ»), рефлексивный круг.

 

3

 

2.3. Учебный план стажировки.

Формулировка понятийной и (или) практической задачи, решаемой в рамках стажировки

Количество часов

Лекции

Практические занятия

Стажерская проба

Оценочное событие

1 модуль

Входная диагностика (тестирование). Определение стажёрами целей обучения, мотивов и потребностей на стажировке.

 

 

 

0,5

Презентация развивающей предметно-пространственной среды группы.

1

 

 

 

Лекторий на тему «Свобода и ребёнок? Свобода и ребёнок!».

1,5

 

 

 

Педагогическая лаборатория «Разработка критериев оценки выбора». Работа в подгруппах.

 

 

1

 

Защита критериев в форме диспута.

 

 

 

0,5

Педагогическое наблюдение в образовательной среде. Апробация разработанных критериев.

 

 

1,5

 

Обсуждение со стажёрами результатов наблюдения.

 

 

 

1

Рефлексия (технологии «Острова», «Три факта, которые удивили. Три вопроса, которые возникли»).

 

 

 

0,5

2 модуль

Практическое занятие по изготовлению игровых атрибутов «Помоги мне сделать самому».

 

 

2

 

Погружение в детскую игровую деятельность «Реализация свобод в игре».

 

 

1,5

 

Обсуждение «Мои впечатления от погружения в игру».

 

 

 

1

Рефлексия (технология «Три факта, которые удивили. Три вопроса, которые возникли»).

 

 

 

0.5

3 модуль

Интерактивная игра «В поисках решения проблемных ситуаций».

 

1,5

 

 

Практическое занятие стажёров с детьми в зонах по интересам.

 

 

1

 

Анализ эффективности данной технологии для развития самостоятельности и ответственности у дошкольников (технология «Алфавит»).

 

 

 

1

Рефлексия в форме рефлексивного дневника.

 

 

 

0,5

4 модуль

Полипозиционная дискуссия «Свобода в семье: за и против».

 

1

 

 

Практическая работа в малых группах с использованием видеороликов «Оценка предоставления свобод ребёнку в семье».

 

1,5

 

 

Образовательное событие с участием родителей.

 

 

1,5

 

Рефлексия (технологии «Острова», «Три факта, которые удивили. Три вопроса, которые возникли»).

 

 

 

0,5

5 модуль

Построение модели создания ситуаций выбора (технология mind map).

 

1

 

 

Презентация модели создания ситуаций выбора.

 

 

 

1

Итоговая рефлексия стажёров по определению целостности и практической значимости приобретённых компетенций для дальнейшего саморазвития (технологии «ПМИ: плюс, минус, интересно», «Рефлексивный круг»).

 

 

 

1

ИТОГО: 24 часа

2,5

5

8,5

8

 

3. Способы оценки результатов стажировки.

3.1. Внешняя оценка результатов стажёров.

Форма организации оценки

Кем организована оценка

Способ фиксации оценки

Размещение на сайте ДОУ материалов стажировки.

Посетители сайта

Бальная оценка

Анализ стажёрских проб.

Специалисты управления образования города Трёхгорный, муниципальный координатор проекта «Школа Росатома»

Отзывы, бальная оценка в соответствии с разработанными критериями

Интервьюирование.

Педагоги,

родительская общественность ДОУ

Видеозапись интервью

 

3.2. Самооценивание стажёрами собственных результатов.

Самооценивание стажёрами собственных результатов происходит с помощью рефлексивного дневника. Педагоги посредством записей, схем смогут описать полученные результаты, проанализировать свою работу во время стажировки по предложенным критериям.

Форма организации самооценки

Кем организована самооценка

Способ фиксации самооценки

Технология «Острова».

Стажёры

Визуализация позиции

Технология «Три интересных факта. Три возникших вопроса»

Записи в стажёрском дневнике

Технология «ПМИ»

Записи в стажёрском дневнике

Рефлексивный круг

Качественная оценка

 

Анализ стажировки

С 20 по 22 апреля 2017г. в г. Трёхгорном проводилась стажировка педагогических работников детских садов по теме «Создание ситуаций выбора как одно из педагогических условий развития самостоятельности и ответственности у детей дошкольного возраста». На стажировке присутствовали педагоги из четырёх городов Уральского региона – Снежинска, Лесного, Трёхгорного и Новоуральска.

              Цель стажировки: освоение стажёрами технологии создания ситуаций выбора для ребёнка в соответствии с требованиями ФГОС ДО.

              Задачи стажировки:

  • Выявить проблематику понятий «свобода», «выбор».
  • Познакомить стажёров с ситуацией выбора посредством погружения в непосредственную детскую деятельность в подготовленной среде.
  • Способствовать приобретению у стажёров опыта создания ситуаций выбора.
  • Разработать совместно со стажёрами критерии оценки по данной теме.
  • Определить перечень требований к предметно-пространственной среде с учётом ориентиров, определённых ФГОС ДО, для внедрения в своих группах детского сообщества.

В основу заявляемого нами опыта положен заказ государства системе образования – воспитание инициативного, ответственного человека, готового самостоятельно принимать решения в ситуации выбора.     

Работая с детьми по методике Марии Монтессори много лет, мы увидели, что именно её уникальный метод воспитания и обучения дошкольников и предполагает создание ситуаций выбора для ребёнка в подготовленной предметно-пространственной среде. Мы поняли, что нам есть, чем поделиться с коллегами.

Программа стажировки включала пять модулей.

  1. Создание ситуаций выбора для ребёнка в образовательной деятельности с Монтессори-материалом с учётом ФГОС ДО.
  2. Создание ситуаций выбора в игровой деятельности.
  3. Создание ситуаций выбора в режимных моментах.
  4. Создание ситуаций выбора в семье.
  5. Итоговый модуль.

Открытие стажировки и знакомство друг с другом было тёплым, дружеским. Выступавшие дети пожелали гостям успешной учёбы, хорошего настроения. Коллеги отметили, насколько открыты наши воспитанники, свободны в общении, действиях.

Входная диагностика методом «Снежного кома» показала, что педагоги ожидают от стажировки разъяснения понятия «создания ситуаций выбора», хотят увидеть, как реализуется представленная тема в нашем Монтессори-детском саду, есть ли результаты в работе с детьми. Стажерам были предложены для работы дневники, где отражены: справочная информация, контактные данные участников стажировки, программа стажировки, содержание модулей, выдержки из лекций, листы с заданиями, методические разработки, странички для ежедневной рефлексии.

В первом модуле стажёры прослушали лекцию «Свобода и ребёнок? Свобода и ребёнок!», где основной мыслью звучало, что только свободный самостоятельный человек сможет легко принять решение, сделать выбор в некой жизненной ситуации и понести за это ответственность. Опираясь на научные исследования, мы попытались донести до стажёров, что свобода для ребёнка – это не анархия и вседозволенность, а защита его права на индивидуальность, на принятие самостоятельного решения и т.д. Познакомили с основными свободами, предоставляемыми ребёнку в нашем Монтессори-детском саду – свобода передвижения по помещениям, выбора материала, выбора места работы, выбора момента начала деятельности, её продолжительности и темпа, свобода выбора партнёра.

Далее стажёры работали в «педагогической лаборатории», где им была предоставлена возможность самим разработать критерии оценки развивающей предметно-пространственной среды для предоставления детям свободы выбора. Эти критерии необходимо было апробировать: стажёры провели экспертизу РППС в группах. Большим удивлением и откровением для них оказалась зона, где расположен Монтессори – материал с учётом реализуемых стандартов дошкольного образования, насыщенность, трансформируемость и полифункциональность развивающей среды во всех группах. Во время обсуждения результатов экспертизы нам, ведущим стажировку, видно было, как у людей «взрывается» мозг, переворачивается всё «с ног на голову» (о чём позже стажеры и написали в отзывах).

Утром второго дня стажёрам предоставилась возможность «погрузиться» в образовательную Монтессори-среду. Работали наравне с детьми. На собственном опыте коллеги прочувствовали, как реализуется представленная тема в образовательной среде. Обсуждение этого события прошло бурно, эмоционально. «Погружение» помогло многим ответить на вопросы по Монтессори-педагогике и даже влюбиться в неё.

На практическом занятии во время моделирования идеального группового пространства педагоги применяли свои разработанные критерии. Пространства получились креативными, почти фантастическими, но мы увидели, насколько стажёры прониклись идеей создания открытого свободного пространства для детей с лёгкой передвижной и подвесной мебелью, мягкими пуфами и подушками, стеклянными перегородками и др. Во всех проектах прослеживалась тенденция к огромным помещениям. Как все воспитатели мечтают увеличить свои группы!

Во время экскурсии по группам стажёры могли видеть, как можно использовать все помещения группы для свободной детской деятельности, были поражены наличием предметов-заместителей в большом количестве в каждой группе, задавали много вопросов ведущему по организации среды.

Во втором модуле мы решили напомнить педагогам о четырёх видах детской игры по методике Е.Е.Кравцовой (в форме лектория), так как известна проблема отступления от игровой деятельности в пользу занятийной. Воспитатели затруднялись дать ответы на некоторые вопросы по организации, поддержке и развитию игры. Поэтому консультация пригодится педагогам в работе с детьми.

Далее стажёрам предоставилась возможность понаблюдать за детьми в игровой деятельности в группах. Суть наблюдения – увидеть, как во время игры дети используют предметно-пространственную среду, подготовленную по ФГОС воспитателями, как можно поддержать и дать развитие игре. Во время наблюдений необходимо было вести фотофиксацию по теме.

На практическом занятии совместно с воспитателями групп педагоги подготовились к непосредственному взаимодействию с детьми по любому виду деятельности.

Во время стажёрской пробы в каждой группе развернулись настоящие события либо по инициативе детей, либо по предложению взрослых. Педагоги в обсуждении высказались, что это было самым сложным заданием на стажировке, потому что во взаимодействии с детьми велика роль педагога – суметь поддержать уже создавшуюся в группе детскую деятельность, или привлечь и заинтересовать детей своей. Поэтому следующее задание – разработка критериев роли педагога в создании ситуаций выбора – далось стажёрам легче.

Всё время пребывания в группах не забывали делать фотофиксацию (копилка для создания презентаций).

Третий модуль был самым интригующим и интересным. Дело в том, что реализовать свободы в режимных моментах в рамках детского сада практически невозможно. Есть требования СанПиНа, которые предполагают неукоснительное соблюдение. Какую же свободу выбора мы можем предложить ребёнку во время приёма пищи или во время сончаса?

Педагоги разрабатывали критерии свобод в режимных моментах по технологии World cafe. Стажёры предложили настолько интересные реальные варианты предоставления свобод, не нарушая требования СанПиНа! От споров обстановка «накалилась» до высшей точки, но все пришли к выводу, что надо что-то менять в своих садах и группах во имя детей. Мы все хотим, чтобы дети были более самостоятельными и ответственными.

Во время стажёрской пробы педагогам нужно было найти выход из предложенных проблемных ситуаций, постоянно возникающих при работе с детьми. Необходимо было обыграть ситуацию, приняв на себя роли детей и воспитателей. Как обычно, стажёры ждали готовые ответы после выполнения задания, чтобы убедиться в своей правоте или наоборот. Мы не предоставили готовых ответов для активной живой дискуссии, что и произошло. На наш взгляд, здесь готовых ответов быть не может. Каждый педагог сам решает, как поступить в той или иной ситуации.

В четвёртом модуле речь шла о предоставлении ребёнку свобод в семье. Во время полипозиционной дискуссии встал вопрос, надо ли это делать, не ослабнет ли роль родителей при этом, их авторитет. После просмотра видеороликов на данную тему, стажёры убедились, что ничего страшного не происходит в семье. Родители, наоборот, выходят на первый план для ребёнка, т.к. выступают в роли путеводителя в выборе чего-либо, в роли наставника, действуя по принципу «помоги мне сделать самому».

Итоговый модуль. Стажёрам было предложено создать и защитить презентации по результатам фотофиксаций. С этой работой справились потрясающе, увезли с собой приобретённый и подытоженный опыт!

Для рефлексии, помимо дневника, были предложены такие технологии, как «Острова», «Три факта, которые удивили. Три вопроса, которые возникли».

Для создания благоприятной атмосферы использовали тренинг «Будем знакомы», игры-Ледоколы, флэшмобы.

Работа проводилась и в подгруппах, и индивидуально, и целой группой.

Анализируя отзывы стажёров и мои наблюдения, можно сделать вывод, что стажировка прошла успешно. Поставленные задачи выполнены: проблематику понятий «свобода» и «выбор» выявили, познакомили стажёров со способами создания ситуаций выбора, способствовали приобретению опыта у стажёров, определили перечень требований к РППС с учётом ФГОС ДО для внедрения в своих группах.

Спасибо за ТАКОЙ опыт работы с коллегами! Было страшно, интересно, где-то весело, в чём-то трудно. Воспоминания об этом самые великолепные!

 

Фотоальбом стажировки

 

Видеоролики стажировки

 

Отзывы стажеров

  Отзывы стажёров
  Отзывы экспертов

Полезные материалы

  Дневник_стажёра
  Рефлексия. Первый день.
  Рефлексия. Второй день.
  Итоговая работа Свобода в объективе Группа 1
  Итоговая работа Свобода в объективе Группа 2
  Итоговая работа Свобода в объективе Группа 3