АВТОРСКАЯ ПРОГРАММА СТАЖИРОВКИ «Создание ситуаций выбора как одно из педагогических условий развития самостоятельности и ответственности у детей дошкольного возраста»

СПИСОК УЧАСТНИКОВ СТАЖИРОВКИ

  1. Балдина Наталья Викторовна, Снежинск
  2. Бузунова Галина Александровна, Лесной
  3. Велиева Ирина Владимировна, Новоуральск
  4. Ичетовкина Надежда Демьяновна, Новоуральск
  5. Сучкова Татьяна Ивановна, Снежинск
  6. Шукшина Лилия Фахртдиновна, Снежинск

 

Информационный блок программы

Название программы  «Создание ситуаций выбора как одно из педагогических условий развития самостоятельности и ответственности у детей дошкольного возраста».
Цель программы  Освоение стажёрами технологии создания ситуаций выбора для ребёнка в соответствии с требованиями ФГОС ДО.
Задачи программы
  1. Выявить проблематику понятий «свобода», «выбор».
  2. Познакомить стажёров с ситуацией выбора посредством погружения в непосредственную детскую деятельность в подготовленной среде.
  3. Способствовать приобретению у стажёров опыта создания ситуаций выбора.
  4. Разработать совместно со стажёрами критерии оценки по данной теме.
  5. Определить перечень требований к предметно-пространственной среде с учётом ориентиров, определённых ФГОС ДО, для внедрения в своих группах детского сообщества.

Ключевые идеи опыта, в который будут погружены стажёры.

Образовательный процесс в детском саду организован на основе педагогики Марии Монтессори. Её педагогическое кредо: «гуманная педагогика возможна только тогда, когда ребёнку предоставляется свобода действий, а сдерживают его лишь в особых случаях».

Из юного поколения мы должны создать сильных людей, а сильными людьми мы называем людей самостоятельных и свободных. Одним из аспектов воспитания самостоятельности является самостоятельный выбор. Умение самостоятельно сделать выбор, принять решение, а не просто пассивно следовать чьим-то советам – одно из важнейших социальных качеств.

Воспитатель научается новому искусству. Вместо того, чтобы навязывать и «вкладывать» новые сведения в детей, он служит ребёнку и направляет его в окружающей среде к тем предметам, которые соответствуют внутренним потребностям ребёнка, свойственным его возрасту.

Понятие «свободы» Мария Монтессори разъясняла так: «…то, что называют свободой ребёнка, не может быть ничем иным, как постепенный отход от взрослого, становящийся возможным при помощи подходящей ребёнку окружающей среды, в которой он может найти всё, что ему необходимо для развития собственных функций».

Ребёнок свободен, когда он может многие вещи делать самостоятельно, и достичь истинной свободы он может при наличии развивающей предметно-пространственной среды.

Основные СВОБОДЫ, предоставленные ребёнку в Монтессори-детском саду:

  • свобода передвижения по помещению,
  • свобода выбора материала,
  • свобода выбора места работы,
  • свобода выбора момента начала работы и её продолжительности,
  • свобода выбора партнёра.

В нашей разновозрастной группе (3-7 лет) предусмотрено всё для решения проблемы свободы и выбора. С 3-х лет ребёнок попадает в такую среду, где эта проблема решается сама собой: игры, дидактические материалы, материалы для творчества находятся в непосредственной близости от ребёнка, на нужной высоте, в свободном доступе, в достаточном количестве. На подносах, в ящиках, коробках, в корзиночках детям предоставлены различные материалы для самостоятельной свободной деятельности: трубки и палки, верёвки и ткани, бумага разного цвета, размеров и фактуры, природный и бросовый материалы, всевозможные коробки и баночки. Ребёнку достаточно дать мотивацию на какую-нибудь деятельность, и он может развить её, «купаясь» в подготовленной среде, и выдать продукт (альбом, книжку, игрушку, поделку и др.)

1,5 часа в день ребята свободно работают с Монтессори-материалом, который так же открыт и доступен ребёнку любого возраста. Определив место для работы (стол, коврик или другое удобное место), ребёнок самостоятельно выбирает материал и начинает с ним действовать. Если ему понадобился дополнительный материал (например, для изготовления продукта), он, свободно перемещаясь по группе, реализует свою задачу. Ребёнок может поменять вид деятельности и заняться творчеством.

Ребёнок может воспользоваться ширмой, по своему усмотрению установить её и работать, уединившись от остальных.

Выбор деятельности ребёнка и времени не пресекается и не ограничивается, только в случае некоторых режимных моментов: приём пищи, сон, сбор на прогулку. К примеру, в данный момент он не может рисовать, так как у него свои «важные дела» (с оговоркой, что эти «важные дела» не имеют разрушительного агрессивного характера).  

Важным является то, что ребёнок обязан соблюдать ПРАВИЛА, выработанные детьми и поддерживаемые взрослыми. Эти правила оформлены в символах и размещены в группе в удобных для детей местах.

Практическая значимость программы стажировки для её участников заключается в возможности использования технологии, которой овладеют стажёры, в своей дальнейшей педагогической деятельности.

 

2. Содержательный блок программы.

2.1. Перечень необходимого оборудования, которым располагает автор программы для проведения стажировки.

  1. Аудиторные помещения: музыкальный зал, физкультурный зал, методический кабинет, 4 групповых помещения, помещение столовой.
  2. Техническое оборудование:
  • мультимедийная установка (проектор, экран на штативе, ноутбук);
  • ноутбуки – 4 шт.;
  • офисная техника: цветной и чёрно-белый принтеры, сканер, ламинатор, брошюратор.
  1. Оборудование и материалы групповых помещений.
  2. Кейс стажёра: дневник стажировки, содержащий информационные и раздаточные материалы, раскрывающие содержательные и рефлексивные материалы стажировки; канцелярские материалы.   

2.2. Программа стажировки.

Программа стажировки включает 5 модулей и рассчитана на 24 часа.

№ п/п

Название модуля

Содержание модуля

Кол-во часов

1

Создание ситуаций выбора для ребёнка во время образовательной деятельности с Монтессори-материалом. Организация работы с дошкольниками в Монтессори-группе устроена так, что предоставляет детям все свободы, описанные выше. В данном модуле стажёры познакомятся с основными принципами свободы. Педагоги разработают критерии оценки выбора, которые апробируют в образовательной среде. За «круглым столом» стажёры обсудят результаты наблюдений. С помощью технологии «Острова» будет проведена рефлексия.  

 

Основные формы, методы, приёмы работы: тестирование, лекторий, работа в подгруппах, наблюдение в среде, экспертиза среды, общегрупповое обсуждение, стажёрская проба, «Круглый стол», анкетирование.

 

7,5

2

Создание ситуаций выбора в игровой деятельности с учётом ФГОС ДО. Во втором модуле стажёры увидят реализацию заявленной темы посредством погружения в игровую деятельность детей, проанализируют и разработают критерии, предъявляемые к предметно-пространственной развивающей среде в соответствии с требованиями ФГОС ДО. На практических занятиях стажёрам будет предоставлена возможность самостоятельно создать продукт для   игры. Участники стажировки поделятся своими впечатлениями, своим видением реализуемых задач.  

 

Основные формы, методы, приёмы работы: педагогическое наблюдение, стажёрская проба, практическая деятельность, ведение рефлексивного дневника.

 

5

3

Создание ситуаций выбора в режимных моментах с учётом ФГОС ДО.  Педагоги погрузятся в педагогические размышления в поисках решения проблемных ситуаций, возникающих в детской среде. Во время стажёрских проб педагоги попрактикуются в создании ситуаций выбора.  

 

Основные формы, методы, приёмы работы: работа в подгруппах, стажёрская проба, решение проблемных ситуаций в форме интерактивной игры, ведение рефлексивного дневника.

 

4

4

Создание ситуаций выбора в семье. В этом модуле участникам будет предложено подискутировать о свободах, предоставляемых детям в семье. Стажёры проведут экспертизу видеороликов по теме программы.  

 

Основные формы, методы, приёмы работы: групповая дискуссия, практическая работа в подгруппах, стажёрская проба, ведение рефлексивного дневника.

 

4,5

5

Итоговый. В заключение стажёрам представится возможность закрепить полученный опыт в виде моделирования ситуаций выбора ребёнка.  

 

Основные формы, методы, приёмы работы: работа в подгруппах, моделирование, презентация, самооценка (технология «ПМИ»), рефлексивный круг.

 

3

 

2.3. Учебный план стажировки.

Формулировка понятийной и (или) практической задачи, решаемой в рамках стажировки

Количество часов

Лекции

Практические занятия

Стажерская проба

Оценочное событие

1 модуль

Входная диагностика (тестирование). Определение стажёрами целей обучения, мотивов и потребностей на стажировке.

 

 

 

0,5

Презентация развивающей предметно-пространственной среды группы.

1

 

 

 

Лекторий на тему «Свобода и ребёнок? Свобода и ребёнок!».

1,5

 

 

 

Педагогическая лаборатория «Разработка критериев оценки выбора». Работа в подгруппах.

 

 

1

 

Защита критериев в форме диспута.

 

 

 

0,5

Педагогическое наблюдение в образовательной среде. Апробация разработанных критериев.

 

 

1,5

 

Обсуждение со стажёрами результатов наблюдения.

 

 

 

1

Рефлексия (технологии «Острова», «Три факта, которые удивили. Три вопроса, которые возникли»).

 

 

 

0,5

2 модуль

Практическое занятие по изготовлению игровых атрибутов «Помоги мне сделать самому».

 

 

2

 

Погружение в детскую игровую деятельность «Реализация свобод в игре».

 

 

1,5

 

Обсуждение «Мои впечатления от погружения в игру».

 

 

 

1

Рефлексия (технология «Три факта, которые удивили. Три вопроса, которые возникли»).

 

 

 

0.5

3 модуль

Интерактивная игра «В поисках решения проблемных ситуаций».

 

1,5

 

 

Практическое занятие стажёров с детьми в зонах по интересам.

 

 

1

 

Анализ эффективности данной технологии для развития самостоятельности и ответственности у дошкольников (технология «Алфавит»).

 

 

 

1

Рефлексия в форме рефлексивного дневника.

 

 

 

0,5

4 модуль

Полипозиционная дискуссия «Свобода в семье: за и против».

 

1

 

 

Практическая работа в малых группах с использованием видеороликов «Оценка предоставления свобод ребёнку в семье».

 

1,5

 

 

Образовательное событие с участием родителей.

 

 

1,5

 

Рефлексия (технологии «Острова», «Три факта, которые удивили. Три вопроса, которые возникли»).

 

 

 

0,5

5 модуль

Построение модели создания ситуаций выбора (технология mind map).

 

1

 

 

Презентация модели создания ситуаций выбора.

 

 

 

1

Итоговая рефлексия стажёров по определению целостности и практической значимости приобретённых компетенций для дальнейшего саморазвития (технологии «ПМИ: плюс, минус, интересно», «Рефлексивный круг»).

 

 

 

1

ИТОГО: 24 часа

2,5

5

8,5

8

 

3. Способы оценки результатов стажировки.

3.1. Внешняя оценка результатов стажёров.

Форма организации оценки

Кем организована оценка

Способ фиксации оценки

Размещение на сайте ДОУ материалов стажировки.

Посетители сайта

Бальная оценка

Анализ стажёрских проб.

Специалисты управления образования города Трёхгорный, муниципальный координатор проекта «Школа Росатома»

Отзывы, бальная оценка в соответствии с разработанными критериями

Интервьюирование.

Педагоги,

родительская общественность ДОУ

Видеозапись интервью

 

3.2. Самооценивание стажёрами собственных результатов.

Самооценивание стажёрами собственных результатов происходит с помощью рефлексивного дневника. Педагоги посредством записей, схем смогут описать полученные результаты, проанализировать свою работу во время стажировки по предложенным критериям.

Форма организации самооценки

Кем организована самооценка

Способ фиксации самооценки

Технология «Острова».

Стажёры

Визуализация позиции

Технология «Три интересных факта. Три возникших вопроса»

Записи в стажёрском дневнике

Технология «ПМИ»

Записи в стажёрском дневнике

Рефлексивный круг

Качественная оценка