АВТОРСКАЯ ПРОГРАММА СТАЖИРОВКИ «Эффективное применение личностно-ориентированных технологий в моделировании образовательного пространства, обеспечивающих единый процесс социализации-индивидуализации ребенка, развитие его способностей»

СПИСОК УЧАСТНИКОВ СТАЖИРОВКИ

  1. Алексеева Галина Викторовна, Полярные Зори
  2. Борисова Марина Павловна, Удомля
  3. Гончар Тамара Владимировна, Полярные Зори
  4. Кадомцева Ирина Владимировна, Сосновый Бор
  5. Науменкова Елена Геннадьевна, Заречный ЗАТО
  6. Польская Ольга Викторовна, Снежинск
  7. Процевская Елена Анатольевна, Курчатов
  8. Сидорова Татьяна Ивановна, Полярные Зори
  9. Фатеева Евгения Вячеславовна, Снежинск
  10. Халявкина Людмила Леонидовна, Удомля

Информационный блок программы

Название программы  Эффективное применение личностно-ориентированных технологий в моделировании образовательного пространства, обеспечивающих единый процесс социализации-индивидуализации  ребенка, развитие его способностей
Цель программы  Развитие у стажеров практической готовности к реализации идей личностно-ориентированных технологий в моделировании образовательного пространства.
Задачи программы

— развивать у стажеров профессионально – педагогические компетенции, обеспечивающих реализацию принципов личностно-ориентированных технологий в соответствии с ФГОС ДО

— формировать у стажеров положительную мотивацию и комплекс практических умений, необходимых для эффективной социализации-индивидуализации каждого ребенка

— апробировать на практике стажерами освоенных технологий и методик. Создать идеальную модель образовательного развивающего пространства.

 

Ключевые идеи опыта, в который будут погружены стажеры.

«…создание благоприятных условий развития детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями, развитие способностей и творческого потенциала каждого ребенка…»

ФГОС ДО.

Современное состояние дошкольного образования характеризуется тем, что одним из наиболее значимых направлений в его реформировании и модернизации является замена традиционных ценностей обучения ребёнка на ценности развития личности.

Исходя из этого, я отметила для себя эффективность личностно-ориентированных технологий в  моделировании развивающего  пространства, позволяющем ребенку проявить собственную активность и наиболее полно реализовать себя в характерной для этого возраста деятельности, а именно в игре.

Моделирование образовательного развивающего пространства нового уровня должно обеспечивать сознательную, целенаправленную, систематически и взаимодополняющую деятельность педагогов, детей, родителей, направленную на всестороннее развитие ребенка, включающее такие структурные компоненты как самоопределение, самопознание, самореализацию и саморазвитие. Целью данного моделирования является организация такого образовательного развивающего пространства, в котором будут формироваться индивидуально-психологические и специальные способности детей. Этого позволяют достичь личностно-ориентированные технологии, так как ставят в центр всей системы дошкольного образования личность ребенка, обеспечение комфортных условий в семье и дошкольном учреждении, бесконфликтных и безопасных условий ее развития, реализация имеющихся природных потенциалов.

Стажеры получат возможность построения структурной модели образовательного развивающего пространства, установят взаимосвязи его компонентов: субъектов системы образования, пространственно-предметной, социально-контактной и информационной.

Суть моделирования образовательного пространства с применением личностно-ориентированных технологий заключается в позиционировании ребенка как субъекта активности в единстве четырех составляющих: вхождение в мир природы, в рукотворный мир, в общество, возникновение самосознания. Моя задача состоит в том, чтобы, используя принципы эффективного общения, поддержать и развить самоценную активность ребенка, тем самым достигая искомое взаимопроникновение, в чем и состоит основная идея личностно-ориентированного подхода.

Реализуя, личностно-ориентированные технологии необходимо придерживаться шести стратегических принципов:

Принцип самоактуализации. В каждом ребенке существует потребность в актуализации своих интеллектуальных, коммуникативных, художественных и физических способностей. Важно пробудить и поддержать стремление к проявлению и развитию природных и социально приобретенных возможностей.

Принцип индивидуальности. Создание условий для формирования индивидуальности личности ребенка и содействие его дальнейшему развитию.

Принцип субъектности. Индивидуальность присуща тому человеку, который реально обладает субъектными полномочиями и умело использует их в построении деятельности, общении и отношений. Следует помочь ребенку стать подлинным субъектом жизнедеятельности в детском саду. Межсубъектный характер взаимодействия должен быть доминирующим в образовательно-воспитательном процессе.

Принцип выбора. Без выбора невозможно развитие индивидуальности и субъектности, самоактуализации способностей ребенка. Педагогически целесообразно, чтобы малыш жил, учился и воспитывался в условиях постоянного выбора, обладал субъектными полномочиями в выборе цели, содержания, форм и способов организации образовательно-воспитательного процесса.

Принцип творчества и успеха. Индивидуальная и коллективная творческая деятельность позволяют определить и развивать индивидуальные особенности детей и уникальность группы в целом. Благодаря творчеству ребенок выявляет свои способности, узнает о «сильных» сторонах своей личности. Достижение успеха в том или ином виде деятельности способствует формированию позитивной Я-концепции личности, стимулирует осуществление ребенком дальнейшей работы по самосовершенствованию и самостроительству своего «Я».

Принцип доверия и поддержки предполагает решительный отказ от идеологии и практики социоцентрического по направленности и авторитарного по характеру образовательно-воспитательного процесса, присущего педагогике насильственного формирования личности. Важно обогатить арсенал педагогической деятельности гуманистическими личностно- ориентированными технологиями обучения и воспитания. Вера в ребенка, доверие ему, поддержка его устремлений к самореализации и самоутверждению должны прийти на смену излишней требовательности и чрезмерного контроля. Не внешние воздействия, а внутренняя мотивация детерминирует успех обучения и воспитания ребенка.

Реализация данных принципов предполагает «через-себя-понимание», создание единого развивающего образовательного пространства, игровое построение процесса образования, а в качестве форм работы с детьми — организацию дискуссий, диалогов, совместных наблюдений и экспериментов. Технологический арсенал личностно-ориентированного подхода составляют следующие методы и приемы: диалоги, дискуссии, наблюдения и эксперименты, игровые, рефлексивные, групповые, презентативные, исследовательские, поисковые методики, а так же метод проектов и проблемного обучения.

В рамках личностно-ориентированных технологий применяю такие направления:

Гуманно-личностные технологии  для оказания помощи ребенку с ослабленным здоровьем, в период адаптации к условиям дошкольного учреждения, осуществления индивидуального подхода.      

Технология сотрудничества для реализации партнерских взаимоотношений «Взрослый — ребенок» и создания условий развивающей среды. Совместного определения разнообразной творческой деятельности.

Исследовательская технология для внедрения модели «обучение через открытие».

Имитационного моделирования (игровая) для поиска путей решения жизненно важных затруднений путем их моделирования в образовательном пространстве.

Деятельностная, для формирования у ребенка позиции субъекта деятельности и способности проектировать предстоящую деятельность.

Рефлексивная для осознания ребёнком деятельности: того как, каким способом получен результат, какие при этом встречались затруднения, как они были устранены, и что чувствовал он при этом.

Если особенности всех технологий объединить в одну, то получится интегральная технология. В своей практике я определила и использую такую интегральную технологию, как технология моделирования образовательного пространства.

Использование данных технологий требует от участников образовательного процесса создания ряда условий, а именно:

— разрабатываются индивидуальные программы обучения, моделирующие исследовательское (поисковое) мышление;

— организуются групповые образовательные ситуации на основе диалога и имитационно-ролевых игр;

— новый материал конструируется для реализации исследовательского метода, в ходе которого осуществляется деятельностный подход.

В организации развивающего образовательного пространства, основанного на личностно-ориентированных технологиях необходимо учитывать  следующие особенности:

— оценка и необходимая коррекция психологических состояний всех участников образовательного процесса; (эмоциональных – радость, досада, весёлость и др.; интеллектуальных – сомнение, сосредоточенность и др.);

— поддержка высокого уровня мотивации во взаимодействии с использованием приёма смещения мотива на цель;

— выявление и применение субъектного опыта по предложенной теме;

— использование различных сенсорных каналов для осуществления эффективного взаимодействия всех участников образовательного процесса;

— построение деятельности каждого ребёнка с учётом данных психолого-педагогических обследований и рекомендаций психолога;

— отказ от фронтальной работы как основной формы образовательной деятельности и широкое использование различных вариантов индивидуальной, парной или групповой работы;

— гендерный аспект в организации различных форм работы; в подборе методов и приёмов образовательно-воспитательного процесса;

— положительная установка на успех и получение результата деятельности; создание условий для формирования у каждого ребёнка высокой самооценки, уверенности в своих силах;

— системная рефлексия для ориентирования на последующую работу.

Таким образом, личностно-ориентированные технологии являются на сегодняшний день одними из наиболее подходящих для всестороннего развития личности в процессе образования детей дошкольного возраста и максимально отвечающих требованиям ФГОС ДО.

Предлагаемая программа стажировки позволит слушателям, опираясь на имеющийся практический опыт, включиться в активную практическую работу по развитию и  совершенствованию  развивающего образовательного пространства среды в соответствии с ФГОС ДО.

Для реализации программы стажировки автор располагает необходимым набором методических и дидактических разработок.

 

2. Содержательный блок программы.

2.1. Перечень необходимого оборудования, которым располагает автор программы для проведения стажировки:

1. Помещения для реализации программы стажировки: ресурсно-методический центр, центр коррекционно-психологической помощи, музыкальный, физкультурный залы, 11 групповых помещений;

2. Мультимедийное оборудование: 2 проектора, 1 переносной экран на штативе, 1 статичный экран, различная аудио, видео и фотоаппаратура и оргтехника, оснащение персональными компьютерами, с выходом в Интернет со скоростью до 1 Мбит/с;

3. Учебно-методический комплект: авторские оценочные карты для проведения экспертизы образовательной среды ДОУ, листы наблюдений за педагогическим процессом на наличие личностно-ориентированного подхода; видеофильм с фрагментами образовательных событий;

4. Дневники стажеров, содержащие информационные и раздаточные материалы, раскрывающие содержательные и рефлексивные материалы стажировки.

 

2.2. Программа стажировки.

Программа стажировки включает 3 модуля и рассчитана на 24 часа. ориентирована на воспитателей, старших воспитателей, специалистов и административных работников дошкольных общеобразовательных учреждений.

В ходе обучения слушатели разрабатывают проекты моделей образовательного пространства с применением личностно-ориентированных технологий, которые направлены на социализацию и индивидуализацию ребенка и развитие его способностей.

Модуль №1. «Самоопределение слушателей стажировки как субъектов развивающего образовательного пространства посредством личностно-ориентированных технологий» (8 часов)
Понятийные задачи:

 

 

 

Определение ключевых компонентов и принципов личностно-ориентированных технологий.

Формирование понятийной картины «многокомпонентное развивающее образовательное пространство в соответствии с ФГОС ДО».

Погружение в психолого-педагогические основания личностно-ориентированных технологий.

Практические задачи:

 

 

 

Освоение на практике методов личностно-ориентированных технологий в процессе интерактивной экспозиции игрового оборудования.

Обсуждение с помощью методов «мозговой штурм», «дебаты», ПОПС-формулы эффективности применения личностно-ориентированных технологий в создании многокомпонентного развивающего образовательного пространства ДОУ Экспертная оценка среды ДОУ по разработанным картам.

Рефлексивный анализ и оценка: самооценивание с помощью графика, разработанного автором стажировки; выявление реального опыта с помощью формулы ХИМС; размещение экспертных карт анализа предметно-пространственной и образовательной среды ДОУ на сайте; выбор форм проведения стажировки и вектора прохождения стажера в ней.
Модуль №2. «Личностно-ориентированные технологии как фактор единого процесса социализации-индивидуализации ребенка, развитие его способностей» (11 часов).
Понятийные задачи:

 

 

 

Ознакомление с концептуальными основами применяемой технологии;

Погружение в опорные точки технологии:

-методы и приемы личностно-ориентированного взаимодействия как условия формирования активности ребенка;

— технология моделирования — как способ организации образовательного пространства.

Практические задачи:

 

 

 

Разработка и анализ модели образовательного пространства с применением кейс-метода, составление синквейна.

Создание картотеки методов и приемов личностно-ориентированных технологий и оценка их эффективности в развитии игровой деятельности детей. Игровая лаборатория.

Разработка карты наблюдений за игровой деятельностью детей и индивидуальных маршрутов развития.

Погружение стажеров в образовательную среду ДОУ с целью исследования действий педагогов.

Рефлексивный контроль и оценка: отражение эффективности работы в образовательной среде ДОУ на мониторинг-экране; оценка профессиональных действий стажеров с учетом интернет голосования.
Модуль №3. «Личностно-ориентированные технологии как средство организации эффективного взаимодействия участников образовательного пространства» (5 часов)
Понятийные задачи:

 

 

 

Формирование представлений о личностно-ориентированной модели взаимодействия участников образовательного пространства ДОУ;

Расширение представлений о возможностях сотрудничества с семьями на примере личностно-ориентированных технологий;

Переосмысление понятия «идеальная модель образовательного развивающего пространства».

Практические задачи:

 

 

 

Освоение личностно-ориентированной модели взаимодействия с акцентом на индивидуализацию ребенка, развитие его способностей;

Проектирование стажерами собственной идеальной модели образовательного развивающего пространства ДОУ;

Проживание участниками стажировки образовательного события в роли модератора, фасилитатора, медиатора, тьютора по самостоятельному выбору.

Рефлексивный контроль и оценка: презентация результатов работы групп; интернет-голосование по итогам работы в микро группах; заполнение анкеты «Результаты приращения профессиональных компетенций».

 

2.3. Учебный план стажировки:

 

Формулировка понятийной и (или) практической задачи, решаемой в рамках стажировки Количество часов

Л

Е

К

Ц

И

И

Прак

 

 

 

тические

заня

тия

Ста

 

 

 

жерс

кая

проба

Оце

 

 

 

ноч

ное собы

тие

1. МОДУЛЬ 1. «Самоопределение слушателей стажировки как субъектов развивающего образовательного пространства посредством личностно-ориентированных технологий»
1.1. Тема 1. «Определение личностно значимых целей обучения на стажировке»  

1

 

 
1.2. Тема 2. «Компоненты, составляющие личностно-ориентированные технологии. Сравнительный анализ личностно-ориентированного и традиционного образования»  

1

 

 
1.3. Тема 3. «Анализ эффективности личностно-ориентированных технологий с позиции требований ФГОС ДО»  

1

   
1.4. Тема 4. «Роль личностно-ориентированных технологий в создании многокомпонентного развивающего образовательного пространства ДОУ в соответствии с требованиями ФГОС ДО»

 

1

   
1.5. Тема 5. «Экспертиза образовательной среды ДОУ с учетом принципов личностно-ориентированного подхода»    

2

 

1.6. Тема 6. «Выявление стажерами собственных дефицитов в технологии моделирования образовательного пространства»    

 

0,5

1.7. Тема 7. «Самооценка собственного реального опыта с позиций личностно-ориентированных технологий»    

 

0,5

1.8. Тема 8. «Рефлексия первого дня. Выбор форм проведения стажировки и вектора прохождения стажера в ней»    

 

1

2.

МОДУЛЬ 2. «Личностно-ориентированные технологии как фактор единого процесса социализации-индивидуализации ребенка, развитие его способностей»

2.1. Тема 1. «Алгоритм моделирования образовательного пространства с применением личностно-ориентированных технологий»

0,5

0,5

 

 

2.2. Тема 2. «Создание картотеки личностно-ориентированных методов и приемов с целью социализации-индивидуализации каждого ребенка»

 

2

 

 

2.3. Тема 3. «Разработка стажерами карты наблюдения за игровой деятельностью детей»

 

 

1

 

2.4. Тема 4. «Технология моделирования образовательного пространства, включающего организацию разнообразных видов деятельности»

0,5

0,5

 

 

2.5. Тема 5. «Разработка индивидуального маршрута развития конкретного ребенка в определенном образовательном пространстве»

 

 

1

 

2.6. Тема 6. «Планирование образовательной деятельности с учетом индивидуальных маршрутов развития детей»

 

 

1

 

2.7. Тема 7.  «Разработка шкалы оценки эффективности методов и приемов по степени соответствия их принципам личностно-ориентированных технологиий»

 

 

1

0,5

2.8. Тема 8. «Личностно-ориентированные технологии как средство формирования активности ребенка в игровой, конструктивной, творческой, исследовательской и других видах деятельности»

 

 

2

0,5

3.

МОДУЛЬ 3. «Личностно-ориентированные технологии как средство организации эффективного взаимодействия участников образовательного пространства»

3.1. Тема 1. «Личностно-ориентированные формы взаимодействия  участников образовательного пространства ДОУ»

0,5

0,5

 

 

3.2. Тема 2. «Эффективное сотрудничество с семьями воспитанников как результат применения личностно-ориентированных технологий»

 

 

1

0,5

3.3. Тема 3. «Проектирование идеальной модели образовательного развивающего пространства»

 

 

1

0,5

3.4. Тема 4. Итоговая рефлексия выполнения программы стажировки

 

 

 

1

  Всего:

1,5

7,5

10

5

  Итого:

24

 

3. Способы оценки результатов стажировки.

3.1. Внешняя оценка результатов стажеров.

Разработанные в рамках стажировки проекты  развивающих образовательных пространств будут размещены на сайте стажерской площадки. Внешняя оценка результатов деятельности стажеров будет возможна, благодаря организации работы Интернет-форума, в котором будет организована перекрестная оценка разработанных материалов стажерами по заранее разработанной критериальной шкале, либо по шкале разработанной самими стажерами. В оценивании посредством Интернет-голосования смогут принять участие коллеги стажеров, педагоги образовательных учреждений.

Руководитель стажировки оценивает по той же шкале каждого участника и дает рецензию.

 

3.2. Самооценивание стажерами собственных результатов.

Стажерам будет предложено:

1) Оценить разработанные материалы по разработанной критериальной шкале.

2) Заполнить анкету самооценки обучения по программе, подготовленную автором стажировки.

3) Принять участие в итоговой рефлексии, ответив на вопросы:

1. Что Вы ожидали от стажировки и что получили?

2. В чем Вы видите собственное приращение как педагога? Какие навыки Вы получили и как они помогут Вам в дальнейшей педагогической деятельности?

3. Что Вам более всего удалось?

4. Перечислите в порядке убывания основные проблемы и трудности, которые Вы испытывали во время обучения? Какими способами Вы их преодолевали или предполагаете преодолевать? Какова была роль этих проблем в вашем самосовершенствовании?

5. Мои замечания и предложения:

— себе по дальнейшей работе в освоении личностно-ориентированных технологий;

— коллегам по стажировке;

— автору стажировки.