Ваш браузер устарел!

Обновите ваш браузер для правильного отображения этого сайта. Обновить мой браузер

«Технология «START play» как инструмент провокации и развития игровой деятельности дошкольников на основе Реджио-подходов»

«Технология «START play» как инструмент провокации и развития игровой деятельности дошкольников на основе Реджио-подходов»

Ведущий стажировки: Урвачёва (Балакина) Марина Викторовна, МБДОУ «Детский сад компенсирующего вида №25» (для детей с нарушением зрения), воспитатель

Участники стажировки: педагогические работники детских садов

Даты проведения стажировки: 15.05-17.05.2023 г.

E-mail: balakina.mari0721@gmail.com

Город: Снежинск, Челябинская область

Цель программы: Формирование профессиональных компетенций стажеров посредством освоения авторской технологии «START play», обеспечивающей провокацию и развитие игровой деятельности дошкольников на основе Реджио-подходов.

Задачи программы:

  • Создать условия для развития компетенций стажеров посредством погружения в деятельностные форматы работы по теме авторской технологии «START play».
  • Обеспечить освоение стажёрами основных принципов и подходов Реджио-педагогики в контексте соотнесения с задачами ФГОС ДО.
  • Создать условия для овладения стажерами технологией организации развивающей предметно-пространственной среды, соответствующей Реджио-подходам и требованиям ФГОС ДО, направленной на провокацию и развитие игровой деятельности дошкольников.
  • Создать условия для рефлексии стажерами практического опыта, приобретенного в ходе стажировки в рамках технологии «START play».
Программа мероприятий стажировки
Программа стажировки
https://vk.com/club218548237

Участники стажировки

Брусницына Юлия Геннадьевна, Лесной

Григорьева Елена Николаевна, Волгодонск

Жукова Татьяна Игоревна, Новоуральск

Журавлева Лилиа Сергеевна, Лесной

Лощинина Мария Николаевна, Саров

Мальцева Елена Владимировна, Усолье-Сибирское

Михайлова Екатерина Владимировна, Новоуральск

Окунева Ксения Валерьевна, Новоуральск

Ромашкина Александра Алексеевна, Саров

Самойлова Елена Валентиновна, Железногорск

Сидоркина Оксана Юрьевна, Заречный ПО

Суровцева Наталья Геннадьевна, Зеленогорск

Трутнева Юлия Михайловна, Саров

Тупикова Анна Александровна, Удомля

Шушпанова Мария Сергеевна, Нововоронеж

Анализ стажировки

Стажировка проходила с 15 по 17 мая 2023 года на базе МБДОУ «Детский сад компенсирующего вида №25» г.Снежинска Челябинской области, в которой приняли участие воспитатели, старшие воспитатели, заместитель заведующего из 10 городов-участников проекта «Школа Росатома»: Волгодонск, Лесной, Зеленогорск, Заречный ПО, Усолье-Сибирское, Саров, Железногорск, Нововоронеж, Новоуральск, Удомля. Информационной площадкой стажировки стала группа в социальной сети «ВКонтакте».

Целью стажировки явилось формирование профессиональных компетенций стажеров посредством освоения авторской технологии «START play», обеспечивающей провокацию и развитие игровой деятельности дошкольников на основе Реджио-подхода.

14 мая все стажеры прибыли в город Снежинск, где их встретили игрой «Педагогический крокодил». В ходе игры участники смогли поближе познакомиться друг с другом, немного отдохнуть после долгой дороги, настроиться на дружественную атмосферу стажировочных дней.

День первый. «Взлет ракет»

«Крекс, фекс, пекс»!!! Именно такими словами дети детского сада «Золотой ключик» помогли гостям стажировки открыть потайную дверцу «Вселенной игры XXI века». С приветственным словом выступили муниципальный координатор проекта Школа Росатома в г.Снежинске Ирина Леонидовна Смирнова и эксперт-куратор стажировки Елена Сергеевна Непомнящая. Посвящение в стажеры прошло в виде парада-звезд, где участникам была вручена символика «Школы Росатома» и дневники стажеров.

Далее стажерам было предложено с помощью QR-кода пройти входящую диагностику на платформе Google Формы, которая показала готовность стажеров к развитию и обогащению игровой деятельности дошкольников. По результатам диагностики выявилось, что уровень знаний находится в среднем на отметке 2 – 2,5 из 5. Теперь можно отправлять в полет по «Вселенной игры XXI века».

Знакомство стажеров с авторской технологией началось с интеллектуальной игры «Что? Где? Когда?» с настоящими экспертами, вопросами, чёрным ящиком и, конечно, призами. В ходе игры стажеры познакомились с ключевыми моментами технологии «START play», основными идеями Реджио-подхода и еще раз вспомнили классификацию игры Е.Е. Кравцовой. Проанализировав особенности разных видов игры и выделив ценность каждой из них в различных возрастных периодах, стажеры смогли продолжить путешествие. Все самое важное было зафиксировано в дневниках.

Следующим шагом стажеров по «Вселенной игры XXI века» стала интерактивная экскурсия по детскому саду. Участники посетили четыре групповые комнаты и спортивный зал детского сада «Золотой ключик». Познакомились со средой в группах и определили ее дефициты и находки.

Далее стажерам предстояло разобраться с вопросом «Что же необходимо воспитателю для воплощения всего задуманного в детской игре?» В ходе практической деятельности по составлению экспертных листов оценки «играющего педагога» стажеры пришли к следующим выводам:

  • самая оптимальная позиция педагога в игре – поддерживающая;
  • педагог должен владеть игровой компетентностью, в состав которой входят три главных качества: развитое воображение; эмоциональная выразительность; коммуникативные способности.
  • обязательно создание правильно выстроенной РППС группы для определенного вида игры;
  • ценность умения педагогом внести когнитивные задачи в игре;
  • необходимость создания условий для рефлексии ребенком прожитого события. 

Упражнения «Автобусы», «Предметы – заместители», «Времена года» помогли стажерам «прокачать» свои игровые компетенции, необходимые для реализации поддерживающей позиции педагога в игре дошкольников.

Следующим шагом в практическом освоении технологии «START play» стало оценочное событие нетворкинг «Навыки игры XXI века». Было дано задание трем группам стажеров: «Инициировать игру, используя материалы, которые находятся в корзинах» (режиссерскую, образную, сюжетно-ролевую). Данный вид активности заставил участников выйти из зоны комфорта – побыть в роли детей. Стажерам удалось продемонстрировать каждый из трёх видов игр, определить дефициты в тонкостях воплощения разных видов игр от возраста к возрасту. По итогу этого задания был сделан главный вывод – очень сложно развернуть и развить игру, вжиться в роль ребенка – сказывается недостаток опыта наблюдения за детской игрой.

В ходе разработки карт пространства под девизом «Ничего для нас, без нас» участники стажировки спроектировали зоны активности групповых помещений, примерив на себя роли педагогов, родителей и, конечно же, детей. В роли педагога проектировать оказалось намного проще. А вот озвучить свои «хотелки» с позиции ребенка оказалось очень тяжело. Снова и снова включался «педагог». По итогам соучаствующего проектирования стажерами было отмечено, что очень важно учитывать мнение всех участников образовательных отношений для того, чтобы среда стала действительно развивающей и провоцировала дошкольников на игру.

После обсуждения стажеры отправились наблюдать за образной игрой с применением технологии «START play». Развернувшаяся дискуссия, мнения стажеров и эксперта, позволили детально разобрать функционал педагога по поддержке игры, разглядеть сильные и слабые стороны в его действиях.

День безумно насыщенный и плодотворный! Рефлексия в виде мини-эссе «Мои личностные результаты после первого дня» показала, что увеличилось количество высказываний об интересе и понимании темы. По итогам дня сделали вывод, что все теоретические аспекты получили своё практическое закрепление в деятельности, это позволило сформировать у стажеров понимание взаимосвязи теории с практикой.

Благодаря Ирине Леонидовне Смирновой вечером участники стажировки посетили Дворец культуры «Октябрь», где смогли ощутить тонкий спектр эмоций народной мистерии «Русский крест» с Евгением Мироновым.

День второй. «Выход в открытый Космос!»

На дискуссионной площадке «Через тернии к звездам» участники стажировки пришли к пониманию, как на практике применение технологии «START play» помогает развивать ребенка с позиции пяти образовательных областей.

Далее был организован выход в группы с целью выявления актуальных для детей интересов и тем деятельности, чтобы в дальнейшем осуществить стажерские пробы. Для этого было предложено наблюдение за детьми на трёх группах: вторая младшая, старшая и разновозрастная. Но стажеры не стали просто наблюдать, а решили сразу заняться делом. Играли, выявляли «недостающие элементы пазла», не дающие жизни игре! Были выявлены проблемные поля, которые мешают развитию игровой деятельности дошкольников в соответствии с классификацией игры Е.Е. Кравцовой. Как итог – в двух группах детского сада для обогащения детской игры была изменена «среда – третий учитель». В старшей группе было расширено пространство для развития сюжетно-ролевой игры. Во второй младшей – добавлены материалы для образной игры, соответственно и среда группы так же была немного трансформирована. Совместно стажёры пришли к выводу: в каждом возрасте присутствуют все виды игр, но на определенном возрастном этапе, один из видов игры является доминирующим.

Следующим шагом путешествия стал этап «Ательеристо». Что же это такое? Ателье – это такие пространства для совместных игр и открытий, где дети не только соавторы образовательного процесса, но инициаторы идей. Участникам были представлены примерные модели создания разных видов ателье в пространстве детского сада. В ателье «Света и тени» стажеры увидели, как можно совместить исследования с игрой, не навязывая свои условия, ребенок сам решает, что ему делать, а грамотный педагог лишь помогает ему в его исследованиях. В ателье «Художники» воспитанники выступили в роли наставников и научили стажеров создавать очень интересные поделки-открытки с использованием разнообразного материала. Ребята поразили всех своей открытостью, раскрепощенностью, а также своими интеллектуальными способностями!

Такт стажировки «Киноклуб» помог погрузить стажеров в практическое применение Реджио-приема «Провокация». Просмотр сюжетно-ролевой игры «Космические приключения» помог глубже познакомить участников с приемами авторской технологии, наглядно показал, как вносятся когнитивные задачи в игре. В ходе обсуждения увиденного, участники отмечали, что приглашение к игре в духе «провокации» вдохновляет ребёнка творить, строить, исследовать, обсуждать увиденное и генерировать новые идеи. И не просто вдохновляет, а провоцирует!

Самым интересным этапом второго дня стала стажерская проба «Работа в открытом Космосе», пункт A. Участникам предстояло разделиться на три подгруппы, выбрать вид игры (режиссерскую, образную или сюжетно-ролевую), определиться с когнитивными задачами и подготовиться к взаимодействию с детьми. Обсуждение в ходе процесса соучаствующего проектирования помогло стажерам получить развернутые ответы на свои вопросы, подсказки для осуществления стажерских проб и своей дальнейшей работы по обогащению детской игры.

Все события спроектированы. Осталось дождаться следующего дня, и воплотить намеченные цели. А чтобы отвлечься немного, для участников стажировки была организована музыкальная игра «Антиквиз». Рефлексия второго дня стажировки, проведенная в формате «Соковыжималка», показала, что стажёры разобрались с главными составляющими авторской технологии.  

Прогулка по красивейшему берегу озера Синара завершила второй день стажировки.

День третий. «Полет приличный!»

Стажерам предстояло продемонстрировать на практике то, чему они научились за эти дни. Была немного скорректирована программа стажировки. Разработка «говорящих стен» уже не понадобилась, стажеры отметили, что за первые два дня они полностью разобрались с этим элементом авторской технологии. Третий день стажировки начался с обсуждения предстоящей стажерской пробы. И после важного напутствия эксперта-куратора стажеры приступили к работе.

Во второй младшей группе стажеры отлично справились с поставленной задачей. Они грамотно распределили между собой виды игры. Одни инициировали режиссерскую игру, использовали разные поверхности для размещения своих индивидуальных полей, роль «волшебника», и много материала открытого назначения. Одному из стажеров не хватило эмоциональной выразительности, которая помогла бы привлечь внимание детей. Два стажера показали образную игру, поскольку к концу года многие дети в данной группе уже готовы к развитию данного вида игры. Педагоги были полностью погружены в деятельность, они просто вживались в роль, вкладывая всю душу в проживаемое событие. Включаясь в игру детей, педагоги заняли позицию «игра рядом», что позволило им обогатить игру, а также решить свои когнитивные задачи.

Образная игра была представлена в разновозрастной группе. В качестве провокации была выбрана корзина с атрибутами для перевоплощения и фотоаппаратом, которую разместили на самом видном месте в группе. После чего стажеры активно приступили к воплощению своих образов. Не сразу, но дети среагировали на провокацию. Стали исследовать содержимое корзины, примерять на себя образы. Решение когнитивных задач в образной игре было направлено на детей среднего возраста данной группы, однако в игру включились дети старшего возраста и смогли увести стажеров в сюжетно-ролевую, которая им более интересна и увлекательна.

Сюжетно-ролевая игра разворачивалась на группе старшего возраста, когнитивная задача была выполнена. Провокацией к игре послужила пустая коробка от пиццы, с помощью которой педагоги смогли увлечь детей. Директор (стажер) с помощью видеоролика познакомила ребят с процессами, которые происходят в цехах её пиццерии. А затем предложила им работу. Ребята пекли пиццы, создавали горячий и холодный цех, обслуживали клиентов, создавали меню. Не все задуманное получилось. Ошибкой стало то, что роли в игре не были распределены, поэтому работа пиццерии была немного сумбурной.  

После просмотра всех стажерских проб был проведен подробный анализ по опорным точкам авторской технологии на основе собственного, полученного опыта.

Заключение.

В торжественной обстановке прошло подведение итогов и вручение сертификатов об участии в стажировке. Много слов благодарности было сказано в адрес всего дружного, сплочённого коллектива «Золотого ключика». Самым трогательным моментом закрытия стала рефлексия в стихотворной форме от стажера Александры Ромашкиной.

В итоговой рефлексии стажёры дают положительные отзывы о прожитой стажировке: «Могу с точностью заявить приехала с одним чемоданом, уехала с пятью – знания, опыт, практика, новые знакомства!»; «Восхищаюсь теми, кто виртуозно входит в роль, не упуская при этом когнитивные задачи, позволяя детям с головой погрузиться в игру, прожить её. Мне этому ещё учиться и учиться. Спасибо Марине Викторовне, Елене Сергеевне и всей команде «Золотого ключика» за то, что помогли стать хоть немного ближе к цели – стать играющим педагогом»; «Технология «START play» является актуальной, эффективной и интересной как для педагогов, так и для детей»; «Научилась запускать игру с помощью провокаций, решать поставленные задачи. Правильно, с использованием материалов открытого назначения, организовывать развивающую среду в соответствии с элементами Реджио-подхода».

С уважением, автор и ведущий стажировки Марина Викторовна Урвачева

Фотоальбом стажировки

Видеоматериалы со стажировки

Отзывы о стажировке

Отзывы о стажировке

Полезные материалы

Дневник стажера
Нетворкинг Крокодил
Разработка карт пространства
Рефлексия первого дня стажировки
Рефлексия второго дня стажировки