Обновите ваш браузер для правильного отображения этого сайта. Обновить мой браузер
Педагогический треугольник «РАЗВИТИЕ: Игра + Образовательное событие»
Ведущий стажировки: Иванова Анастасия Дмитриевна, МАДОУ Детский сад комбинированного вида «Гармония», структурное подразделение – детский сад №22 «Надежда», воспитатель
Участники стажировки: воспитатели дошкольных образовательных организаций
Даты проведения стажировки: 10.04-12.04.2023 г.
E-mail: nastya.ivaa32@yandex.ru
Город: Новоуральск, Свердловская область
Цель программы: совершенствование профессиональной компетентности стажеров по реализации технологии образовательного события для развития детей дошкольного возраста в игровой деятельности.
Задачи программы:
Батухтина Елена Борисовна, Лесной
Белобородова Наталья Шамильевна, Снежинск
Брусенцова Елена Сергеевна, Снежинск
Ворожцова Евгения Николаевна, Лесной
Галимова Виктория Сергеевна, Усолье-Сибирское
Даулеткалиева Аида Жаукеновна, Озерск
Достовалова Татьяна Николаевна, Лесной
Евтина Светлана Александровна, Сосновый Бор
Звездина Ирина Геннадьевна, Железногорск
Калмакова Ольга Анатольевна, Полярные Зори
Кащеева Татьяна Владимировна, Саров
Киселева Анна Александровна, Лесной
Колодкина Лариса Анатольевна, Сосновый Бор
Макарова Дарья Александровна, Саров
Мурыгина Елена Александровна, Лесной
Мухаметшина Диана Алексеевна, Лесной
Парыгина Алена Александровна, Заречный СО
Телятникова Галина Николаевна, Заречный ПО
Чернецкая Анастасия Ивановна, Лесной
Шилова Мария Александровна, Снежинск
Стажировка проходила с 10 по 12 апреля 2023 года на базе детского сада №22 «Надежда», структурного подразделения МАДОУ детский сад «Гармония» города Новоуральска Свердловской области, в которой приняли участие воспитатели, старшие воспитатели, заместитель заведующего и педагог-психолог из 11 городов-участников проекта «Школа Росатома»: Лесной, Сосновый Бор, Зеленогорск, Полярные Зори, Заречный ПО, Усолье-Сибирское, Озерск, Саров, Заречный СО, Железногорск и Снежинск. Информационной площадкой стажировки стала группа в социальной сети «ВКонтакте».
Цель программы: совершенствование профессиональной компетентности стажеров по реализации технологии образовательного события для развития детей дошкольного возраста в игровой деятельности.
Принимая во внимание то, что участники стажировки – это педагоги с различным опытом участия в мероприятиях и стажировках проекта «Школа Росатома», а также новички, которые только вошли в сеть «Школа Росатома», были внесены небольшие корректировки в программу стажировки.
Наша стажировка совпала с замечательным праздником – Днём космонавтики. И стажёры вместе с детским садом отправились в незабываемое космическое путешествие.
Первый день.
Стажировка началась с тимбилдинга «Мы разные, но мы вместе», благодаря которому стажёры смогли познакомиться друг с другом и ведущим стажировки, а также высказать свои ожидания. Начало космического приключения началось с инпута «3,2,1 Поехали!». Одной из задач стажировки было формирование представлений у стажёров о детской самодеятельной игре, как основном виде деятельности в дошкольном детстве в соответствии с технологией развития игровой деятельности Е.Е. Кравцовой (некоторые участники были незнакомы с данным подходом). Разбираясь с данной классификацией игр, стажёры проанализировали особенности разных видов игры и выделили ценность каждой из них в различных возрастных периодах. Все выводы мы фиксировали в бортовых журналах. Чтобы закрепить полученную информацию практикой, педагоги отправились в педагогический дайвинг «Открытый космос». Стажёры на экране выбрали группу (было открыто 7 групп разного возраста), в которую они отправились. Стажёрам была представлена возможность поменять свой выбор и пойти в другую группу. Таким образом, стажёры смогли побывать во всех группах детского сада №22 «Надежда».
Выходя в «Открытый космос», перед стажерами стояла задача ответить на 3 вопроса:
Вернувшись с педагогического дайвинга, стажёры разделились на 7 групп (самоопределились с выбором группы для проведения стажёрских проб), и отправились на выполнение следующей миссии «Космо-совет», с задачей проэкспертировать 7 групп детского сада и дать каждой оценку. Для многих стажеров это вызвало затруднения. Педагоги не только активно участвовали в детской игре, но и выступали в роли «наблюдателя» и отслеживали, какие игры живут в группах. Возникли спорные моменты в определении вида игры в 2 группах.Поэтому для обсуждения были приглашены педагоги групп. Во время диалога обсуждались спорные вопросы (возраст детей, какие виды игр живут в группах). Но благодаря слаженной работе и конструктивному диалогу все вопросы были решены. Педагоги приобрели навыки экспертной оценки. Они экспортировали не только свои проекты, но и проекты своих коллег. Благодаря чему оценка получилась детальная и включала мнение всех стажеров.
Пожалуй, самым интересным этапом первого дня стажировки стала стажёрская проба. Стажёры, разделившись на 4 группы с помощью отличительных знаков, отправились в пространство «Open Space», где им необходимо было развернуть 4 вида игры: режиссерская, образная, сюжетно-ролевая, игра с правилами. Для демонстрации каждой игры группе было выделено 20 минут. Стажёры великолепно справились с заданием, но возникли трудности в образной игре и игре с правилами. Чего же не хватило стажерам? Во время обсуждения были высказаны следующие предположения:
Используя свои бортовые журналы, стажёры закрепили особенности каждой игры и проэкспертировали игру своих коллег. Благодаря чему стажеры зафиксировали представления о технологии Е.Е. Кравцовой, смогли уточнить нюансы, а также сформировать основания для применения технологии развития детской самодеятельной игры в своей практике.
Завершился такой трудный, но увлекательный день обзорной экскурсией по городу.
Второй день.
Второй день был насыщен с самого начала. На культурную практику «Утренний круг» в гости к стажёрам пришла Miss Julia в образе инопланетянина и предложила отправиться на планету «Спортландия». Создав из подручных материалов костюмы, стажёры отправились на неизведанную планету, где вместе с другими инопланетянами смогли провести танцевальный флешмоб. Вернувшись на Землю, участники стажировки начали погружение в «Событийный коктейль». Познакомившись с теоретической частью технологии, а именно с определением, ролью педагога, а также компонентами и этапами образовательного события. Благодаря чему у стажеров началось формирование компетенций по реализации технологии образовательного события. Проанализировав утреннею деятельность, стажеры смогли лучше понять событийный уклад жизни детского сада №22 «Надежда». В ходе бурного обсуждения стажёрами были зафиксированы особенности образовательного события, а также отличие образовательного события для детей младшего и старшего дошкольного возраста.
Отправившись в «Открытый космос», стажёры начали практическое погружение в образовательные события детского сада.
На все эти вопросы стажёрам необходимо было ответить во время педагогического дайвинга. Погрузившись и отследив этапы образовательных событий в группах, стажеры познакомились с событийными технологиями в образовательном пространстве детского сада №22 «Надежда».
На следующем этапе стажёры отправились проектировать свои образовательные события. Вооружившись программой «Развитие», а также своими записями в бортовых журналах, стажеры приступили к работе в «Космо-лабораториях». Они создавали и продумывали свои образовательные события с решением когнитивных задач из программы «Развитие».
Затем стажёры презентовали свои проекты своим коллегам и педагогам детского сада №22 «Надежда», которые выступили в качестве экспертов, а также поделились своим опытом проведения образовательных событий. Благодаря чему стажеры и эксперты смогли выявить лучшие приемы и методы практической реализации технологии образовательного события. Выступив в роли экспертов, стажеры помогли своим коллегам скорректировать образовательные события, благодаря чему у многих из них произошла корректировка результатов в отношении формирования профессиональных компетенций.
В ходе контент-анализа стажёры разводили понятия «образовательное событие» и «занятие» с фиксацией различий в своих бортовых журналах. Определив отличия образовательного события от занятия, стажёры разработали экспертные карты оценки образовательного события. Это помогло им в формировании системы оценки истинности образовательного события, а также для анализа разработанных ими образовательных событий.
В завершении второго дня стажировки домашним заданием стала следующая задача: доработать проект своих образовательных событий в соответствии с представленным опытом педагогов детского сада №22 «Надежда» и разработанными экспертными картами.
Третий день.
Третий день стажировки начался с вопроса ребенка: «А почему вы здесь? Вас ждут в другом месте». На доске был размещён план второго этажа и значок, где ждут стажёров. Разобравшись с планом, стажёры отправились на место встречи. И ведь, правда, благодаря провокации в среде можно запустить целое образовательное событие.
И вот свершилось самое ожидаемое событие – стажёрская проба «Полный вперед!». Стажёры отправились инициировать свои образовательные события, а воспитатели групп выступали в роли экспертов. Самое трудное – удержать не только в уме когнитивные задачи, которые нужно решить, но также помнить про ведущий вид деятельности детей. Ведь запустить образовательное событие нужно в игровой деятельности.
Конкретизация опыта стажеров в ходе «космо-совета» помогла зафиксировать проблемные места и определить лучшие практики стажеров – благодаря экспертным картам, которые разработали стажеры, а заполнили педагоги детского сада №22 «Надежда». Видеоматериалы со стажерских проб помогли наглядно увидеть, какие трудности возникли у стажеров в ходе «запуска» образовательных событий.
С какими же трудностями встретились стажеры в ходе инициирования образовательных событий? Одной из главных трудностей стажеры выделили выявление игровой активности детей в группе. Ярким примером поддержки детской инициативы стал стажер из группы «Умка». Придя в группу, он заметил, что несколько детей увлеченно принимали на себя образ кошки. Благодаря чему, когда она с командой запускала своё образовательное событие «Магазин», она поддержала их инициативу. И ее образ помог привлечь внимание детей, а также обогатить представление детей об образе кошки. Но что будет, если не отследить инициативу? Такой вариант мы смогли отследить в группе «Кораблик». Стажеры пришли в группу со своими образами, но дети были увлечены другим. Из-за этого событие вначале не запустилось, но педагоги сразу заметили свою ошибку и начали разворачивать образовательное событие с учетом детской инициативы. И все получилось. Ребята активно включились в деятельность и смогли отправиться на другую планету. У стажеров сложилась картина инициирования образовательных событий на разных возрастах.
В заключительной части стажировки были вручены сертификаты, сказаны теплые слова и пожелания.
Проведя анализ ожиданий и результатов стажировки, пришли к выводу, что у педагогов произошли профессиональные и личностные изменения, появилось желание внести представленные технологии в свою практику. Ожидания, с которыми стажёры пришли на стажировку, не только оправдались, но и превзошли их.
Проанализировав отзывы стажёров, нужно отметить, что они планируют транслировать и воплощать полученный опыт в своих детских садах, содержат планы на дальнейшее профессиональное развитие, также все стажёры отметили положительный эмоциональный фон стажировки, работу сплочённой команды детского сада №22 «Надежда» и возможность для профессионального общения и обмена опытом.
Надеемся, что атмосфера сотрудничества и позитива, созданная на стажировке, будет способствовать дальнейшему общению и взаимодействию педагогов проекта «Школа Росатома»!
С уважением, автор и ведущий стажировки Анастасия Дмитриевна Иванова