Ваш браузер устарел!

Обновите ваш браузер для правильного отображения этого сайта. Обновить мой браузер

«Технология графической фасилитации как способ создания условий для формирования функциональной грамотности обучающихся в учебной деятельности уровня начального общего образования»

«Технология графической фасилитации как способ создания условий для формирования функциональной грамотности обучающихся в учебной деятельности уровня начального общего образования»

Ведущий стажировки: Казакова Оксана Анатольевна, МБОУ «СОШ №64», учитель начальных классов

Участники стажировки: учителя уровня начального общего образования, заместители директора

Даты проведения стажировки: 12.04-14.04.2023 г.

E-mail: oks-melach2008@mail.ru

Город: Лесной, Свердловская область

Цель программы:

  • освоение стажерами технологии графической фасилитации как эффективного средства формирования у обучающихся начальной школы функциональной грамотности в предметной области «Русский язык и литературное чтение»;
  • самостоятельное овладение стажерами способов проектирования и модерирования образовательной среды, направленной на формирование функциональной грамотности младших школьников в предметной области «Русский язык и литературное чтение»;
  • совершенствование механизмов становления и развития субъектной позиции стажеров в развитии профессиональной компетентности.

Задачи программы:

  • обеспечить готовность стажеров к освоению технологии графической фасилитации как эффективного средства формирования у обучающихся начальной школы функциональной грамотности в предметной области «Русский язык и литературное чтение»;
  • самостоятельно освоить способы деятельности для:
    — моделирования стажерами компонентов образовательной среды, где графическая фасилитация выступает средством формирования у обучающихся начальной школы функциональной грамотности;
    — проектирования образовательных событий с включением технологии графической фасилитации;
  • конструирования стажерами критериев, показателей образовательной среды, где графическая фасилитация выступает средством формирования функциональной грамотности младших школьников в предметной области «Русский язык и литературное чтение».
    — приращения профессиональных качеств стажеров, их готовности к инициативным профессиональным действиям
Программа мероприятий стажировки
Программа стажировки
https://vk.com/club218649295

Участники стажировки

Деркачева Алена Анатольевна, Нововоронеж

Дубровская Екатерина Александровна, Димитровград

Ежкова Екатерина Сергеевна, Лесной

Исламова Елена Георгиевна, Лесной

Казакова Юлия Олеговна, Лесной

Климанская Ольга Фёдоровна, Заречный ПО

Колтыгина Людмила Владимировна, Лесной

Коновалова Ксения Сергеевна, Лесной

Корнеева Оксана Владимировна, Новоуральск

Кузина Елена Владимировна, Балаково

Кучина Ольга Викторовна, Северск

Лебедева Любовь Александровна, Озерск

Лукинских Оксана Сергеевна, Новоуральск

Макаридина Наталья Николаевна, Заречный СО

Макарова Анна Геннадьевна, Новоуральск

Павлова Александра Алексеевна, Полярные Зори

Падерина Надежда Александровна, Лесной

Сагдиева Яна Сергеевна, Лесной

Трубина Анастасия Александровна, Лесной

Ярова Ольга Александровна, Удомля

Анализ стажировки

С 12 по 14 апреля 2023 года на базе МБОУ СОШ №64 г.Лесного Свердловской области проходила стажировка по теме «Технология графической фасилитации как способ создания условий для формирования функциональной грамотности обучающихся в учебной деятельности уровня начального общего образования». В ней приняли участие учителя, советники директоров по воспитанию образовательных организаций, руководитель информационно-методического центра системы образования из 11 городов-участников проекта «Школа Росатома»: Балаково, Северск, Заречный ПО, Заречный СО, Полярные Зори, Удомля, Димитровград, Нововоронеж, Озёрск, Новоуральск, Лесной. Информационной площадкой стажировки стала группа в социальной сети «ВКонтакте».

Целью программы стало освоение стажерами технологии графической фасилитации как способа формирования функциональной грамотности у обучающихся начальной школы; самостоятельное овладение стажерами проектирования и модерирования образовательной среды, направленной на ее формирование, совершенствование механизмов становления и развития субъектной позиции участников программы в развитии профессиональной компетентности.

Вся стажировка проходила в цифровой и аналоговой средах, состояла из четырех этапов: нулевой («Разворот»), Dynamic Facilitation («Динамическая фасилитация»), Open Space («Открытое пространство»), Appreciative Inquiry Summit («Саммит позитивных перемен»).

Нулевой этап.

На нулевом этапе программы для организации взаимодействия стажеров была создана группа в социальной сети «ВКонтакте», в которой задавались различные ситуации развития функциональной грамотности с возможностью для действования (проб) и рефлексии.

Ситуация 1. Стажерам предлагалось рассказать о своих детских увлечениях, которые, возможно, «перекочевали» во взрослую жизнь, трансформировались во что-то более глубокое или ушли совсем. Участники программы активно включились в процесс, писали тексты, иллюстрируя их фото из личного архива.

Смодерированная ситуация сработала не только на  раскрытие интересов участников программы, но и на командообразование, коммуникацию.

Ситуация 2 стала своеобразным вызовом для стажеров. Рассказать о шалостях и безобразиях, которые им удалось сорганизовать или участвовать, решились немногие. Благодаря историям и их рефлексии удалось «закинуть» в процесс обучения профессиональные термины: «опасная и безопасная пробы», раскрыть структуру деятельности, обозначить содержательные установки программы.

Ситуация 3. Стажерам предлагалось ответить на три вопроса: как шалят современные дети? На чем строятся их «шалости»? Какие действия со стороны взрослых предпринять, чтобы перевести «шалость» в плоскость инициативы? В своих профессиональных описаниях о переводе «шалостей» в инициативу стажеры фиксировали, что стараются детские «шалости» поддерживать, пробуют переводить их в плоскость образовательных форм: квесты, игры, виртуальные бродилки и т.д., но затрудняются зафиксировать, каким содержанием наполняются эти формы.

Ситуация была смодерирована, с одной стороны, для пробы стажеров экспертной позиции и перевода содержания программы в профессиональную плоскость. С другой стороны, для презентации их опыта по формированию функциональной грамотности, оценки возможностей стажеров по переводу знаниевой составляющей в плоскость сквозных результатов: самостоятельность, инициатива, ответственность.

Ситуация 4, с одной стороны, обращала участников программы стажировки к экспертному обобщению нулевого этапа и фиксации маркеров, позволяющих обнаружить следы формирования функциональной грамотности взрослых. С другой – раскрывала условия, при которых функциональная грамотность развивается.

Таким образом, во время нулевого этапа отслеживалась не только активность стажеров, но и основания, на которые они опираются в рефлексии ситуаций развития, готовность к самостоятельным инициативным действиям.

Нулевой этап был необходим, чтобы ближе познакомиться друг с другом, обратиться к жизненному опыту; чтобы опробовать позиции (наблюдатель, эксперт); создать набор кейсов для моделирования среды по формированию функциональной грамотности стажеров; ситуации-провокации «вызвали» на самостоятельность, на обнаружение трудностей.

Модерация и фасилитация деятельности команды участников на нулевом этапе содержательно подготовила их к первому очному такту стажировки, в котором стажеры находились в экспертной позиции.

Первый день.

Любая стажировка в рамках проекта «Школа Росатома» – это обучение взрослых во взаимодействии с детьми в образовательной среде (Непомнящая Е.С., эксперт проекта «Школа Росатома»), но в то же время, стажировка выстроена в деятельностном формате (от мотивов до целеполагания, от целеполагания до моделирования или проектирования, затем пробы и оценки того, что опробовалось).

Именно поэтому нетворкинг «Педагогическая разморозка» начался с детского задания на командообразование участников программы. На протяжении всего дня дети были не только в позиции «ученик», но и стали настоящими «мастерами», организуя для педагогов различные форматы обучения.

Фасилитационная сессия «Образовательный челлендж» обратила участников программы к дистанционному этапу. Отвечая на вопрос: «В чем замысел нулевого этапа?» стажеры отрефлексировали собственный опыт погружения в содержание обучения и спроектировали некоторые основания для оценки среды, в которой формируется функциональная грамотность. Фасилитационная сессия продолжилась на учебных занятиях по математике (педагог – Комарова С.Н.), русскому языку (педагог – Кокорина Е.Ю.), занятиях интегрированного курса ОРКСЭ (педагог – Квасова Е.А.), профориентационного погружения учащихся начальной школы (педагог – Казакова О.А.).

Рефлексивная сессия в форме «The World Café» помогла определиться с собственными дефицитами участников стажировки. Ими были соотнесены потребности и возможности с ресурсами, выбором модулей программы, форм самоорганизации и взаимодействия. Собран индивидуальный маршрут стажера. Усилила деятельность участников фасилитационная сессия «Трансформация: выход за рамки». Её провел эксперт-куратор стажировки Селюков Р.В., к.п.н., директор «Института новых технологий развития образования».

Первый день стажировки был выстроен на переносе способов действования: анализу подвергались эффективность и проблемы организации деятельности обучающихся и педагогов в МБОУ СОШ №64 по проектированию, реализации и рефлексии среды для формирования и развития функциональной грамотности, а также вскрывались профессиональные дефициты стажеров, обеспечивались некоторые профессиональные разрывы.

Усиливали ситуации развития «Недомашние незадания» в цифровой среде стажировки.

Продуктом деятельности стажёров в первый день стала модель образовательной среды, в которой графическая фасилитация выступает способом формирования функциональной грамотности; модель листа предложений для локальных проб стажёров на втором дне стажировки.

Второй день.

Второй день стажировки начался с «удивления», который подготовили семиклассницы школы №64. На первый взгляд, «шалость» детей, но она обернулась серьезной «зарядкой» для мозга перед насыщенным форматами и рефлексией второго дня погружения в технологию графической фасилитации.

На фасилитационной сессии ««Поиск золота: от практики к экспертизе» стажеры разбирались с вопросами: какие грамотности формируются у школьников 2-5 классов в цифровой среде и как работают все три ее компонента на их формирование? Усилило развитие стажеров проектирование общего листа экспертизы, основанной на моделировании знаковой системы компонентов функциональной грамотности, включающей различные типы графических решений.

В формате «Open Space» стажеры стали участниками образовательных событий «Безопасный фейерверк» (педагог – Лужбина Т.А.); «Маршрутами первых» (педагоги – Корепанова О.Р., Коротков В.О.). Наравне с детьми создавали инсталляции и пробовали запускать «безопасные фейерверки», прошли «маршрутами первых» строителей, инженеров, врачей, педагогов и узнали историю города Лесного. Одной из рабочих групп, действительно, пришлось выйти из здания школы, чтобы проложить свой маршрут по заданным координатам и ответить на письмо строителей, найденное в школе во время реконструкции мастерских под открытое образовательное пространство Open Space. Ценно то, что выйдя из стен школы, образование продолжилось в городской среде.

Графическая сессия в форме мастерской по упаковке смыслов провела девятиклассница Игнатович Виктория, подкинув стажерам задачку «Разгадать смысл послания», представленного в несплошном тексте. Затем стажеры реконструировали деятельность учителя по следам данной детской деятельности (той детской задачки, которую решали на предыдущем такте). Свои замыслы участники стажировки представили на аналитической сессии. Её экспертом стала Зырянова И.В., заместитель директора школы №64, учитель русского языка и литературы. Именно ее деятельность с детьми по формированию функциональной грамотности «собирали» стажеры. Попали ли они в замысел учителя? Для обратной связи у эксперта было два листа: белый (если стажеры в замысел «попадали») и желтый (если не «попадали»). После экспертизы в своём спиче Зырянова И.В. развернула стажеров на методические приемы конструирования учебных занятий, на понимание того, что в основе «замысливания» деятельности лежат интересы и грамотности, а не продукт, который хотят получить взрослые от детей.

На стратегической сессии, которой предшествовало задание по созданию кейсов для проведения проб в третий день стажировки, эксперт-куратор Селюков Р.В. представил подходы к формированию функциональной грамотности, тем самым усилив внимание стажеров на ценностях развивающего обучения, недирективных формах взаимодействия педагога с детьми, поддержки их самостоятельности.

Рефлексивная сессия «Как совместить несовместимое?» была направлена на то, чтобы стажеры посмотрели сквозь «очки» на собственное продвижение в программе стажировки, обозначили свои дефициты и способы их минимизации.

В качестве «недомашнего незадания», которое было «вброшено» в цифровой среде стажировки, участникам программы предлагалось самостоятельно разработать экспертный лист для оценки проб своих коллег, чтобы разработанные критерии носили не оценочный, а развивающий характер для разработчиков критериев и участников стажировки.

Продукты деятельности стажеров во второй день стажировки: скорректированные модели образовательной среды стажерами, кейсы-задачи для формирования функциональной грамотности, скорректированные маршруты индивидуального развития.

Третий день.

Третий день – финишная прямая стажировки, точка для дальнейшего роста. Неслучайно в программе он назывался «Саммит позитивных перемен». Он начался с задания «Какой чудесный день», ориентированного на командообразование, на чувство собственной ответственности и уверенности в помощи и поддержке каждого участника рабочей группы.

Образовательная сессия «Мечта – модель – маршрут» прошла в три этапа:

  • корректировка развивающего экспертного листа стажеров;
  • активная подготовка участников программы к профессиональным пробам;
  • экспертный взгляд «Про жизнь или ее имитацию» на стажерские пробы с точки зрения формирования функциональной грамотности с приглашением внешних спикеров: директора МБОУ ДОД ЦДТ Кадциной Т.А.; депутата городской Думы ГО «Город Лесной», директора центра патриотического воспитания детей и молодежи, руководителя военно-патриотического клуба «Грифон» Чусовлянкина И.С.; заместителя директора МАОУ «Лицей» Царёвой О.Б.; методиста МБОУ ДОД ЦДТ Демидовой И.С.; учителя русского языка и литературы МАОУ «Лицей» Максимовой С.А.

На фасилитационной сессии «Есть идея!» стажерам была предложена модель стажировки, где графическая фасилитация выступает способом формирования функциональной грамотности, а также даны ценные советы от эксперта-куратора Селюкова Р.В. для участия стажеров в конкурсных мероприятиях проекта «Школа Росатома» в новой учебному году.

Рефлексивная сессия «В это же время в том же месте в следующем году…» ориентировала стажеров на то, что по завершении стажировки они не только имеют представление об объекте деятельности, но и могут соотносить его с выбором средств деятельности.

Тёплые слова в адрес всех участников программы от Главы городского округа «Город Лесной» Черепанова С.Е., начальника управления образования Парамонова А.П. и муниципального координатора проекта «Школа Росатома», директора ИМЦ Левиной И.В. произвели на стажеров неизгладимые впечатления. Они увидели сплочённую работу настоящей команды: администрации города, управления образования, школы №64, всего профессионального сообщества Лесного.

Постстажировочная рефлексия показала не только понимание стажерами направления своего дальнейшего профессионального развития, но и осуществление проб изменения образовательной среды с учетом подходов к формированию функциональной грамотности.

Проектирование и модерирование стажировочной программы являлось и для автора ситуацией разрыва, возможностью пробы. Рефлексия собственного действования по проектированию и модерированию образовательной среды, анализ результатов и эффектов, позволили выявить проблемы, определить собственные дефициты, наметить траекторию дальнейшего профессионального развития.

Таким образом, по результатам проведенной стажировки стажеры освоили:

  • моделирование условий и механизмов формирования функциональной грамотности;
  • формы и способы самостоятельного проектирования образовательной многокомпонентной среды;
  • способ самостоятельного построения траектории собственного профессионального развития;
  • способ проектирования и модерирования образовательной среды, обеспечивающей формирование и развитие функциональной грамотности;
  • подходы к проектированию ситуаций рефлексии и проб движения по собственному образовательному маршруту в различных образовательных форматах в урочном и внеурочном пространствах;
  • инструменты модерирования и фасилитации.

Спасибо стажерам за встречу с опытом, взглядом, мнением, переживанием! Желаю удачи на пути личного и профессионального самоопределения и смыслообразования, интересных профессиональных открытий и побед! А главное – чтобы иметь будущее, надо быть готовым сделать что-то новое сегодня!

С уважением, автор и ведущий стажировки, Оксана Анатольевна Казакова

Фотоальбом стажировки

Видеоматериалы со стажировки

Отзывы о стажировке

Полезные материалы

Продукты деятельности стажеров