Обновите ваш браузер для правильного отображения этого сайта. Обновить мой браузер
«Эффективное применение личностно-ориентированных технологий в моделировании образовательного пространства, обеспечивающих единый процесс социализации-индивидуализации ребенка, развитие его способностей»
Название программы | Эффективное применение личностно-ориентированных технологий в моделировании образовательного пространства, обеспечивающих единый процесс социализации-индивидуализации ребенка, развитие его способностей |
Цель программы | Развитие у стажеров практической готовности к реализации идей личностно-ориентированных технологий в моделировании образовательного пространства. |
Задачи программы | — развивать у стажеров профессионально – педагогические компетенции, обеспечивающих реализацию принципов личностно-ориентированных технологий в соответствии с ФГОС ДО — формировать у стажеров положительную мотивацию и комплекс практических умений, необходимых для эффективной социализации-индивидуализации каждого ребенка — апробировать на практике стажерами освоенных технологий и методик. Создать идеальную модель образовательного развивающего пространства. Ключевые идеи опыта, в который будут погружены стажеры. «…создание благоприятных условий развития детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями, развитие способностей и творческого потенциала каждого ребенка…» ФГОС ДО. Современное состояние дошкольного образования характеризуется тем, что одним из наиболее значимых направлений в его реформировании и модернизации является замена традиционных ценностей обучения ребёнка на ценности развития личности. Исходя из этого, я отметила для себя эффективность личностно-ориентированных технологий в моделировании развивающего пространства, позволяющем ребенку проявить собственную активность и наиболее полно реализовать себя в характерной для этого возраста деятельности, а именно в игре. Моделирование образовательного развивающего пространства нового уровня должно обеспечивать сознательную, целенаправленную, систематически и взаимодополняющую деятельность педагогов, детей, родителей, направленную на всестороннее развитие ребенка, включающее такие структурные компоненты как самоопределение, самопознание, самореализацию и саморазвитие. Целью данного моделирования является организация такого образовательного развивающего пространства, в котором будут формироваться индивидуально-психологические и специальные способности детей. Этого позволяют достичь личностно-ориентированные технологии, так как ставят в центр всей системы дошкольного образования личность ребенка, обеспечение комфортных условий в семье и дошкольном учреждении, бесконфликтных и безопасных условий ее развития, реализация имеющихся природных потенциалов. Стажеры получат возможность построения структурной модели образовательного развивающего пространства, установят взаимосвязи его компонентов: субъектов системы образования, пространственно-предметной, социально-контактной и информационной. Суть моделирования образовательного пространства с применением личностно-ориентированных технологий заключается в позиционировании ребенка как субъекта активности в единстве четырех составляющих: вхождение в мир природы, в рукотворный мир, в общество, возникновение самосознания. Моя задача состоит в том, чтобы, используя принципы эффективного общения, поддержать и развить самоценную активность ребенка, тем самым достигая искомое взаимопроникновение, в чем и состоит основная идея личностно-ориентированного подхода. Реализуя, личностно-ориентированные технологии необходимо придерживаться шести стратегических принципов: Принцип самоактуализации. В каждом ребенке существует потребность в актуализации своих интеллектуальных, коммуникативных, художественных и физических способностей. Важно пробудить и поддержать стремление к проявлению и развитию природных и социально приобретенных возможностей. Принцип индивидуальности. Создание условий для формирования индивидуальности личности ребенка и содействие его дальнейшему развитию. Принцип субъектности. Индивидуальность присуща тому человеку, который реально обладает субъектными полномочиями и умело использует их в построении деятельности, общении и отношений. Следует помочь ребенку стать подлинным субъектом жизнедеятельности в детском саду. Межсубъектный характер взаимодействия должен быть доминирующим в образовательно-воспитательном процессе. Принцип выбора. Без выбора невозможно развитие индивидуальности и субъектности, самоактуализации способностей ребенка. Педагогически целесообразно, чтобы малыш жил, учился и воспитывался в условиях постоянного выбора, обладал субъектными полномочиями в выборе цели, содержания, форм и способов организации образовательно-воспитательного процесса. Принцип творчества и успеха. Индивидуальная и коллективная творческая деятельность позволяют определить и развивать индивидуальные особенности детей и уникальность группы в целом. Благодаря творчеству ребенок выявляет свои способности, узнает о «сильных» сторонах своей личности. Достижение успеха в том или ином виде деятельности способствует формированию позитивной Я-концепции личности, стимулирует осуществление ребенком дальнейшей работы по самосовершенствованию и самостроительству своего «Я». Принцип доверия и поддержки предполагает решительный отказ от идеологии и практики социоцентрического по направленности и авторитарного по характеру образовательно-воспитательного процесса, присущего педагогике насильственного формирования личности. Важно обогатить арсенал педагогической деятельности гуманистическими личностно- ориентированными технологиями обучения и воспитания. Вера в ребенка, доверие ему, поддержка его устремлений к самореализации и самоутверждению должны прийти на смену излишней требовательности и чрезмерного контроля. Не внешние воздействия, а внутренняя мотивация детерминирует успех обучения и воспитания ребенка. Реализация данных принципов предполагает «через-себя-понимание», создание единого развивающего образовательного пространства, игровое построение процесса образования, а в качестве форм работы с детьми — организацию дискуссий, диалогов, совместных наблюдений и экспериментов. Технологический арсенал личностно-ориентированного подхода составляют следующие методы и приемы: диалоги, дискуссии, наблюдения и эксперименты, игровые, рефлексивные, групповые, презентативные, исследовательские, поисковые методики, а так же метод проектов и проблемного обучения. В рамках личностно-ориентированных технологий применяю такие направления: Гуманно-личностные технологии для оказания помощи ребенку с ослабленным здоровьем, в период адаптации к условиям дошкольного учреждения, осуществления индивидуального подхода. Технология сотрудничества для реализации партнерских взаимоотношений «Взрослый — ребенок» и создания условий развивающей среды. Совместного определения разнообразной творческой деятельности. Исследовательская технология для внедрения модели «обучение через открытие». Имитационного моделирования (игровая) для поиска путей решения жизненно важных затруднений путем их моделирования в образовательном пространстве. Деятельностная, для формирования у ребенка позиции субъекта деятельности и способности проектировать предстоящую деятельность. Рефлексивная для осознания ребёнком деятельности: того как, каким способом получен результат, какие при этом встречались затруднения, как они были устранены, и что чувствовал он при этом. Если особенности всех технологий объединить в одну, то получится интегральная технология. В своей практике я определила и использую такую интегральную технологию, как технология моделирования образовательного пространства. Использование данных технологий требует от участников образовательного процесса создания ряда условий, а именно: — разрабатываются индивидуальные программы обучения, моделирующие исследовательское (поисковое) мышление; — организуются групповые образовательные ситуации на основе диалога и имитационно-ролевых игр; — новый материал конструируется для реализации исследовательского метода, в ходе которого осуществляется деятельностный подход. В организации развивающего образовательного пространства, основанного на личностно-ориентированных технологиях необходимо учитывать следующие особенности: — оценка и необходимая коррекция психологических состояний всех участников образовательного процесса; (эмоциональных – радость, досада, весёлость и др.; интеллектуальных – сомнение, сосредоточенность и др.); — поддержка высокого уровня мотивации во взаимодействии с использованием приёма смещения мотива на цель; — выявление и применение субъектного опыта по предложенной теме; — использование различных сенсорных каналов для осуществления эффективного взаимодействия всех участников образовательного процесса; — построение деятельности каждого ребёнка с учётом данных психолого-педагогических обследований и рекомендаций психолога; — отказ от фронтальной работы как основной формы образовательной деятельности и широкое использование различных вариантов индивидуальной, парной или групповой работы; — гендерный аспект в организации различных форм работы; в подборе методов и приёмов образовательно-воспитательного процесса; — положительная установка на успех и получение результата деятельности; создание условий для формирования у каждого ребёнка высокой самооценки, уверенности в своих силах; — системная рефлексия для ориентирования на последующую работу. Таким образом, личностно-ориентированные технологии являются на сегодняшний день одними из наиболее подходящих для всестороннего развития личности в процессе образования детей дошкольного возраста и максимально отвечающих требованиям ФГОС ДО. Предлагаемая программа стажировки позволит слушателям, опираясь на имеющийся практический опыт, включиться в активную практическую работу по развитию и совершенствованию развивающего образовательного пространства среды в соответствии с ФГОС ДО. Для реализации программы стажировки автор располагает необходимым набором методических и дидактических разработок. |
2.1. Перечень необходимого оборудования, которым располагает автор программы для проведения стажировки:
2.2. Программа стажировки.
Программа стажировки включает 3 модуля и рассчитана на 24 часа. ориентирована на воспитателей, старших воспитателей, специалистов и административных работников дошкольных общеобразовательных учреждений.
В ходе обучения слушатели разрабатывают проекты моделей образовательного пространства с применением личностно-ориентированных технологий, которые направлены на социализацию и индивидуализацию ребенка и развитие его способностей.
Модуль №1. «Самоопределение слушателей стажировки как субъектов развивающего образовательного пространства посредством личностно-ориентированных технологий» (8 часов) | |
Понятийные задачи: Определение ключевых компонентов и принципов личностно-ориентированных технологий. Формирование понятийной картины «многокомпонентное развивающее образовательное пространство в соответствии с ФГОС ДО». Погружение в психолого-педагогические основания личностно-ориентированных технологий. | Практические задачи: Освоение на практике методов личностно-ориентированных технологий в процессе интерактивной экспозиции игрового оборудования. Обсуждение с помощью методов «мозговой штурм», «дебаты», ПОПС-формулы эффективности применения личностно-ориентированных технологий в создании многокомпонентного развивающего образовательного пространства ДОУ Экспертная оценка среды ДОУ по разработанным картам. |
Рефлексивный анализ и оценка: самооценивание с помощью графика, разработанного автором стажировки; выявление реального опыта с помощью формулы ХИМС; размещение экспертных карт анализа предметно-пространственной и образовательной среды ДОУ на сайте; выбор форм проведения стажировки и вектора прохождения стажера в ней. | |
Модуль №2. «Личностно-ориентированные технологии как фактор единого процесса социализации-индивидуализации ребенка, развитие его способностей» (11 часов). | |
Понятийные задачи: Ознакомление с концептуальными основами применяемой технологии; Погружение в опорные точки технологии: -методы и приемы личностно-ориентированного взаимодействия как условия формирования активности ребенка; — технология моделирования — как способ организации образовательного пространства. | Практические задачи: Разработка и анализ модели образовательного пространства с применением кейс-метода, составление синквейна. Создание картотеки методов и приемов личностно-ориентированных технологий и оценка их эффективности в развитии игровой деятельности детей. Игровая лаборатория. Разработка карты наблюдений за игровой деятельностью детей и индивидуальных маршрутов развития. Погружение стажеров в образовательную среду ДОУ с целью исследования действий педагогов. |
Рефлексивный контроль и оценка: отражение эффективности работы в образовательной среде ДОУ на мониторинг-экране; оценка профессиональных действий стажеров с учетом интернет голосования. | |
Модуль №3. «Личностно-ориентированные технологии как средство организации эффективного взаимодействия участников образовательного пространства» (5 часов) | |
Понятийные задачи: Формирование представлений о личностно-ориентированной модели взаимодействия участников образовательного пространства ДОУ; Расширение представлений о возможностях сотрудничества с семьями на примере личностно-ориентированных технологий; Переосмысление понятия «идеальная модель образовательного развивающего пространства». | Практические задачи: Освоение личностно-ориентированной модели взаимодействия с акцентом на индивидуализацию ребенка, развитие его способностей; Проектирование стажерами собственной идеальной модели образовательного развивающего пространства ДОУ; Проживание участниками стажировки образовательного события в роли модератора, фасилитатора, медиатора, тьютора по самостоятельному выбору. |
Рефлексивный контроль и оценка: презентация результатов работы групп; интернет-голосование по итогам работы в микро группах; заполнение анкеты «Результаты приращения профессиональных компетенций». |
2.3. Учебный план стажировки:
№ | Формулировка понятийной и (или) практической задачи, решаемой в рамках стажировки | Количество часов | |||
Л Е К Ц И И | Прак тические заня тия | Ста жерс кая проба | Оце ноч ное собы тие | ||
1. | МОДУЛЬ 1. «Самоопределение слушателей стажировки как субъектов развивающего образовательного пространства посредством личностно-ориентированных технологий» | ||||
1.1. | Тема 1. «Определение личностно значимых целей обучения на стажировке» | 1 | |||
1.2. | Тема 2. «Компоненты, составляющие личностно-ориентированные технологии. Сравнительный анализ личностно-ориентированного и традиционного образования» | 1 | |||
1.3. | Тема 3. «Анализ эффективности личностно-ориентированных технологий с позиции требований ФГОС ДО» | 1 | |||
1.4. | Тема 4. «Роль личностно-ориентированных технологий в создании многокомпонентного развивающего образовательного пространства ДОУ в соответствии с требованиями ФГОС ДО» | 1 | |||
1.5. | Тема 5. «Экспертиза образовательной среды ДОУ с учетом принципов личностно-ориентированного подхода» | 2 | |||
1.6. | Тема 6. «Выявление стажерами собственных дефицитов в технологии моделирования образовательного пространства» | 0,5 | |||
1.7. | Тема 7. «Самооценка собственного реального опыта с позиций личностно-ориентированных технологий» | 0,5 | |||
1.8. | Тема 8. «Рефлексия первого дня. Выбор форм проведения стажировки и вектора прохождения стажера в ней» | 1 | |||
2. | МОДУЛЬ 2. «Личностно-ориентированные технологии как фактор единого процесса социализации-индивидуализации ребенка, развитие его способностей» | ||||
2.1. | Тема 1. «Алгоритм моделирования образовательного пространства с применением личностно-ориентированных технологий» | 0,5 | 0,5 | ||
2.2. | Тема 2. «Создание картотеки личностно-ориентированных методов и приемов с целью социализации-индивидуализации каждого ребенка» | 2 | |||
2.3. | Тема 3. «Разработка стажерами карты наблюдения за игровой деятельностью детей» | 1 | |||
2.4. | Тема 4. «Технология моделирования образовательного пространства, включающего организацию разнообразных видов деятельности» | 0,5 | 0,5 | ||
2.5. | Тема 5. «Разработка индивидуального маршрута развития конкретного ребенка в определенном образовательном пространстве» | 1 | |||
2.6. | Тема 6. «Планирование образовательной деятельности с учетом индивидуальных маршрутов развития детей» | 1 | |||
2.7. | Тема 7. «Разработка шкалы оценки эффективности методов и приемов по степени соответствия их принципам личностно-ориентированных технологиий» | 1 | 0,5 | ||
2.8. | Тема 8. «Личностно-ориентированные технологии как средство формирования активности ребенка в игровой, конструктивной, творческой, исследовательской и других видах деятельности» | 2 | 0,5 | ||
3. | МОДУЛЬ 3. «Личностно-ориентированные технологии как средство организации эффективного взаимодействия участников образовательного пространства» | ||||
3.1. | Тема 1. «Личностно-ориентированные формы взаимодействия участников образовательного пространства ДОУ» | 0,5 | 0,5 | ||
3.2. | Тема 2. «Эффективное сотрудничество с семьями воспитанников как результат применения личностно-ориентированных технологий» | 1 | 0,5 | ||
3.3. | Тема 3. «Проектирование идеальной модели образовательного развивающего пространства» | 1 | 0,5 | ||
3.4. | Тема 4. Итоговая рефлексия выполнения программы стажировки | 1 | |||
Всего: | 1,5 | 7,5 | 10 | 5 | |
Итого: | 24 |
3.1. Внешняя оценка результатов стажеров.
Разработанные в рамках стажировки проекты развивающих образовательных пространств будут размещены на сайте стажерской площадки. Внешняя оценка результатов деятельности стажеров будет возможна, благодаря организации работы Интернет-форума, в котором будет организована перекрестная оценка разработанных материалов стажерами по заранее разработанной критериальной шкале, либо по шкале разработанной самими стажерами. В оценивании посредством Интернет-голосования смогут принять участие коллеги стажеров, педагоги образовательных учреждений.
Руководитель стажировки оценивает по той же шкале каждого участника и дает рецензию.
3.2. Самооценивание стажерами собственных результатов.
Стажерам будет предложено:
1) Оценить разработанные материалы по разработанной критериальной шкале.
2) Заполнить анкету самооценки обучения по программе, подготовленную автором стажировки.
3) Принять участие в итоговой рефлексии, ответив на вопросы:
1. Что Вы ожидали от стажировки и что получили?
2. В чем Вы видите собственное приращение как педагога? Какие навыки Вы получили и как они помогут Вам в дальнейшей педагогической деятельности?
3. Что Вам более всего удалось?
4. Перечислите в порядке убывания основные проблемы и трудности, которые Вы испытывали во время обучения? Какими способами Вы их преодолевали или предполагаете преодолевать? Какова была роль этих проблем в вашем самосовершенствовании?
5. Мои замечания и предложения:
— себе по дальнейшей работе в освоении личностно-ориентированных технологий;
— коллегам по стажировке;
— автору стажировки.
С 17 по 19 апреля в МБДОУ д/с № 7 «Гнёздышко» г. Полярные Зори Мурманской области проходила стажировка педагогических и руководящих работников детских садов по программе «Эффективное применение личностно-ориентированных технологий в моделировании образовательного пространства, обеспечивающих единый процесс социализации-индивидуализации ребенка, развитие его способностей».
В стажировке приняли участие коллеги из городов Удомля, Снежинск, Курчатов, ЗАТО Заречный, Полярные Зори.
Целью стажировки являлось развитие у стажеров практической готовности к реализации идей личностно-ориентированных технологий в моделировании образовательного пространства.
Первый день:
Перед началом активной и плодотворной работы коллеги были посвящены в стажеры в ходе общего флэш-моба с детьми, педагогами детского сада, представителями отдела образования г. Полярные Зори. Под аудиосопровождение стажерские платки были повязаны, и уже настоящие полноправные стажеры были готовы погрузиться в мир игры и образовательных событий.
Есть на земле место, где нет ничего невозможного, и все становится реальностью. Там живут волшебники, которые открывают, дарят и вообще делают чудеса из ничего. Вы уже догадались, о чем я?
Мы все такие разные здесь,
Но мы такие, какие есть.
Мы можем быть маленькими или большими,
Можем быть веселыми и озорными.
Кто-то рисует, а кто-то поет,
Кто-то в коробке сказку найдет!
Каждый из нас настроен на чудо,
Ведь в детстве оно обитает повсюду.
Мы просто видим и верим!
И перед нами откроются двери,
Двери в мир прекрасный и большой,
Наполненный чудом и добротой!
Сегодня мы вместе,
И день такой чудесный!
Талантов наших не счесть,
Мы очень счастливы здесь!
После посвящения стажерам было предложено определить личностно-значимые цели обучения на стажировке через погружение в технологию личностно-ориентированного взаимодействия. Это позволило наметить пути прохождения стажировки и определить с помощью каких средств эти пути будут пройдены. Уже в самом начале нашего общения стало ясно, что необходимо создать такие условия, при которых поставленные цели каждого стажера будут реализованы.
Затем совместно с руководителем участники стажировки формировали понятие «Многокомпонентное развивающее образовательное пространство в соответствии с ФГОС ДО». В ходе обсуждения наметились проблемные, спорные вопросы, возникла необходимость решить их на месте. Для этого стажеры разделились на 2 лагеря: «За» и «Против». С помощью ПОПС-формулы результатом жарких дебатов стало общее решение: в ходе создания многокомпонентного развивающего образовательного пространства может возникнуть множество проблем, но большинство может быть решено при осуществлении педагогом личностно-ориентированной модели взаимодействия со всеми участниками образовательного процесса.
Рассмотрение принципов технологии для развития игровой деятельности осуществлялось через погружение в психолого-педагогические основания личностно-ориентированных технологий. Стажерам было предложено выбрать один из четырех видов игры: с предметами заместителями, режиссерская, образная и игра с правилами. Предоставлен разнообразный материал и шпаргалки с описанием катализаторов развития игры. Задание дано, тема задана («ЦИРК») и как только стажеры разыгрались, началось самое интересное. Сначала на арену были приглашены стажеры с предметами заместителями, они и подготовили основу для дальнейших игр, затем присоединились режиссеры, вступили в общую игру и яркие представители образной игры. Конечно, стали возникать споры и разногласия, как в любой игре дошкольников, тут нам помогли игроки действующие по правилам. Разыгравшись, стажеры с удивлением обнаружили, что они играют уже все вместе и все виды игр соединились в одной сюжетно-ролевой игре. Так на практике удалось спроектировать педагогические задачи по объединению детей в одной общей игре, учитывая их интересы и способности.
После таких захватывающих игр сам собой возник вопрос об условиях, созданных в детском саду для возникновения и развития разного вида игр. Так мы подошли к необходимости произвести экспертизу среды, в которой живут и играют дети. Участники стажировки, объединившись в команды, составили экспертные карты с помощью которых им было необходимо ответить на главный вопрос: живет ли игра в детском саду?
Каждой команде «экспертов» было предложено презентовать свою экспертную карту, после чего в них могли быть внесены изменения, учитывая мнения каждого участника группы.
Далее, следуя логике, стажеры отправились в среду, которую им необходимо проэкспертировать, и дать развернутое заключение. Напряжение царило по обе стороны баррикад: были смоделированы провокации, но педагогам-практикам МБДОУ было запрещено вмешиваться в процесс экспертизы и отвечать на вопросы. Стажеры придирчиво всматривались в среду и, находя ошибки, пытались выяснить, реальная это недоработка или заранее предусмотренная. Ответы на свои вопросы стажеры найдут только на третий день стажировки.
Когда экспертиза развивающей среды была проведена, перед стажерами возник новый, более широкий, в плане смыслового значения, формат работы. Была представлена готовая модель образовательного пространства, которую стажерам предстояло разобрать на компоненты и решить с помощью кейс метода какие компоненты лишние в такой модели, а каких не хватает. Кроме того, каждый компонент не мог просто «переехать» в новое пространство, он должен был «доказать» свою состоятельность и способность к взаимодействию с другими компонентами. Решение данной задачи было не таким легким, но стажеры справились и даже составили синквейн на тему «Модель образовательного пространства». Вот что получилось:
ПРОСТРАНСТВО.
МНОГОКОМПОНЕНТНОЕ, ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ.
ИЗМЕНЯЕТСЯ, РАЗВИВАЕТ, ОРИЕНТИРУЕТ.
ПРОСТРАНСТВО НЕ ТОЛЬКО ДОЛЖНО СООТВЕТСТВОВАТЬ ВСЕМ ПРИНЦИПАМ ФГОС ДО, НО И СОЗДАВАТЬ УСЛОВИЯ ДЛЯ РАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТИ КАЖДОГО РЕБЕНКА.
СРЕДА.
По итогам анализа модели возник вопрос о личности педагога и о том, какими качествами должен обладать современный педагог, реализующий стандарты и личностно-ориентированную модель взаимодействия. Для этого стажерам предстояло самостоятельно разработать список компетенций, необходимых современному педагогу, и в соответствии с ними выявить собственные дефициты в контексте тиражируемой технологии.
По итогам заполнения I дня стажировки участники провели самооценку собственного реального опыта с позиций личностно-ориентированных технологий с помощью формулы ХИМС.
Кроме того, возникла необходимость выбора вектора прохождения стажировки, для чего стажерам пришлось вернуться к выделенным утром личностно-значимым целям. Проанализировав пути для достижения целей, единогласно был принят интерактивный вектор прохождения стажировки, так как только при интерактивном взаимодействии возможен эффективный результат.
После активного отдыха в городском бассейне стажеры оставляли отзывы в специально созданной группе ВКонтакте и рефлексировали в дневниках.
Второй день:
Начало второго дня было ознаменовано погружением в опорные точки технологии и созданием проекта модели образовательного пространства на примере одной группы. С помощью мультимедийной презентации стажеры освоили технологию и алгоритм моделирования образовательного пространства, включающего организацию разнообразных видов деятельности. Результатом стала модель идеального образовательного пространства абстрактной группы, цель которой — формирование активности ребенка, проявляющейся в игровой деятельности.
Так материализовалось следующее задание, которое заключалось в разработке карты наблюдений за игровой деятельностью детей. Стажеры объединились по принципу «вчера – среда, сегодня — ее жители» и приступили к командной работе. По окончанию работы были представлены материалы, которые впоследствии переработаны и взаимодополнены.
Как следствие, стажерам было предложено погрузиться в образовательную среду и стать участниками игровых событий на группах. Стажеры окунулись в атмосферу образной, режиссерской и сюжетно-ролевой игр, в которых присутствовали и предметы заместители и действовали введенные правила. В одной из групп участники стажировки совместно с пиратами отправились на поиски сокровищ, в другой исследовали морские глубины, в третьей организовали рыбалку. Незаметно для детей педагогами в ходе игровых событий решались образовательные задачки, которые впоследствии были озвучены стажерами.
Не обошлось и без стажерских проб в рамках проектирования собственного игрового события. Для этого стажерам было предложено продумать содержание будущих игровых событий и разработать методы и приемы, которые станут катализаторами развития игры с учетом индивидуальных особенностей детей. Свои наработки стажеры совместно опробовали, что вылилось в игровую лабораторию.
Перед игровыми событиями стажеры переосмыслили понятие «идеальная модель образовательного развивающего пространства» и пришли к выводу, что такая модель должна иметь форму. Например — находиться не «вне», а «внутри» педагога.
Предстоящие игровые события должны были экспертироваться педагогами – практиками, и для этого стажеры разработали экспертные карты эффективности игрового события для социализации и индивидуализации каждого ребенка. Кроме того, в игровом событии стажерам предстояло реализовывать разные педагогические роли, и им было предложено на выбор: модератор, фасилитатор, медиатор, тьютор.
Итак, момент истины для стажеров настал, и они окунулись в игру. Не обошлось без проблемных ситуаций и совершенных ошибок. Тем ценнее стал опыт стажеров и активнее самоанализ проведенных событий. Участники стажировки сами указали на трудности, возникшие в ходе организованных ими игр.
Людмила Халявкина
19 апреля в 1:10
«Стажировка продолжается!!! Во второй день были участниками образовательного события, были экспертами и самостоятельно организовывали игровое событие! Пришлось выложиться по полной!!! От теории к практике! Очень впечатлялись работой в семейных клубах!!! Задор родителей, горящие глаза дошколят и желание творить, играть совместно -вот основа для развития гармоничной личности! Вот оно — счастливое детство!!!»
Юлия Лёвушкина
18 апреля в 23:10
«Сегодня стажеры самостоятельно организовали игровое событие. Дети старшей группы отправились в путешествие на корабле в Африку. Чего только не произошло во время плавания — спасение утопающего, встреча с морскими животными и даже празднование дня рождения одного из членов команды. А в конце путешествия детей ждали подарки от воспитанников старшей группы детского сада «Буратино» г. Заречный Пензенской области»
По итогам работы второго дня был проведен повторный самоанализ профессиональных компетенций для реализации личностно-ориентированной модели взаимодействия. В графике нашла отражение эффективность работы двух дней.
Полученные результаты стажеры имели возможность освоить или закрепить в семейных клубах. Формат работы в таком взаимодействии доказал свою эффективность, что и отметили стажеры. Родители действительно являются полноправными участниками образовательного процесса. В ходе семейных клубов педагоги — практики принимали на себя роль тьюторов, а родители уже самостоятельно предлагали и проводили с детьми активные виды деятельности по интересам. Стажеры активно включились в предложенный формат работы и могли перемещаться по всему детскому саду.
Конец второго дня был отмечен повышенной активностью стажеров и педагогов-практиков в группе ВКонтакте и в написании рефлексии в дневниках.
Третий день:
Работа в группах началась с проектирования собственной идеальной модели развивающего образовательного пространства уже на примере дошкольной организации. Стажеры проявили максимум фантазии и их результаты стали общим достижением стажерской площадки. Тем не менее, по итогам презентации модели были выложены в группе ВКонтакте и запущено голосование. Рейтинг моделей и стал оценкой итоговой работы стажеров.
Интересным и активным в плане взаимодействия стало событие «Интерактивная экспозиция». Стажерам было представлено разнообразное игровое оборудование, с помощью которого реализуется личностно-ориентированный подход. После чего стажеры могли выбрать заинтересовавшие их материалы и подействовать с ними в присутствии экспертов-практиков. Далее в событие включились воспитанники детского сада и стажеры уже имели возможность опробовать на практике эффективность того или иного материала. Для себя стажеры определили виды игрового оборудования, которые могут стать одним из условий реализации личностно-ориентированных технологий в собственной организации.
Интересным для участников стал и мастер-класс по изготовлению брелока символа проекта «Школа Росатома». Каждый стажер забрал с собой из Полярных Зорь свой «апельсинчик».
Культурная программа стажировки продолжилась в Информационном центре КАЭС и на форелевом хозяйстве. Стажеры открыли для себя Заполярье с другой, неведомой стороны. Оказывается, человеку под силу вырабатывать энергию и выращивать рыбу даже в суровых климатических условиях.
Заключительным акцентом стала обзорная экскурсия по детскому саду, в ходе которой стажеры нашли ответы на вопросы, возникшие в первый день. А сюрпризом стало приготовление успеха по рецепту руководителя стажировки, но с внесением в этот рецепт своих незабываемых приправ. Делимся рецептом со всеми участниками проекта «Школа Росатома». Пусть у каждого из вас получится свой успех! Спасибо проекту, что мы имеем уникальную возможность быть первыми в освоении образовательных пространств.
«РЕЦЕПТ УСПЕХА»
Прежде всего, помните, что успех – понятие индивидуальное.
ИНГРЕДИЕНТЫ:
ЦЕЛЬ + ЭНТУЗИАЗМ + ВРЕМЯ + ЭНЕРГИЯ + ПОДДЕРЖКА
Цель необходима на протяжении всего процесса приготовления успеха. Поэтому рассчитать ее нужно на определённый срок. И тут важно не допустить одну из двух ошибок: 1- не торопиться, 2 — слишком торопиться.
Цель нужно брать масштабную, как по сути, так и по способам достижения. Она должна бросать вызов Вам и Вашим возможностям, заставлять преодолевать себя. Thinkingoutofthebox — «мыслить вне системы». Известна метафора о том, что необходимо выходить за рамки условий, чтобы найти верное решение.
Вероятность успеха многократно увеличивается при выборе конкретной цели. Но воздержитесь от раскрытия секрета своего успех до его достижения. Цель должна храниться в холодной тайне, иначе велик риск вместо успеха получить эффект замещения.
Без энтузиазма успех может не получиться. Поэтому добавляйте его по вкусу и не бойтесь переборщить. Большие перемены требуют много энтузиазма. Не забывайте поддерживать энтузиазм в активном состоянии. Для этого подойдут специи: «Learning a new» и «New techniques». Чтобы температура приготовления успеха была постоянной, запишите все основания для того, чтобы усердно работать именно над этим проектом или целью. Перечитывайте свои записи когда Ваш энтузиазм угасает. Рассчитайте время приготовления успеха. Для этого правильно распределите время работы над отдельными этапами. Не готовьте одновременно несколько успехов, помните о вреде недопустимых ингредиентов (лень, откладывание на завтра, забывчивость и др.). Поставив успех на режим приготовления, не отвлекайтесь, думайте об актуальности.
Энергии нужно положить в достаточном количестве, иначе усталость может повредить пышность успеха. Чтобы запас энергии не иссяк, Вам нужно: давать себе достаточно времени для отдыха и нормально питаться, обращать внимание на свое эмоциональное состояние и здоровье.
Запаситесь единомышленниками, они могут понадобиться Вам в любой момент приготовления успеха. Выбирайте единомышленников по общей цели, желанию общаться по теме. Их можно найти в группах, на форумах, конференциях и семинарах.
Дальнейшее зависит только от Вас! И помните: «…мы расцветаем не тогда, когда всё сделали, но тогда, когда многое ещё предстоит сделать»! (Сара Льюис)