Ваш браузер устарел!

Обновите ваш браузер для правильного отображения этого сайта. Обновить мой браузер

«Технология формирования понятий как инструмент воспитания традиционных духовно-нравственных ценностей»

«Технология формирования понятий как инструмент воспитания традиционных духовно-нравственных ценностей»

Ведущий стажировки: Кононенко Мария Дмитриевна, МБОУ «СОШ № 9 им. В.И. Некрасова», учитель русского языка и литературы

Участники стажировки: педагогические работники школ

Даты проведения стажировки: 24 – 26 апреля 2024 года

E-mail: mbordus@yandex.ru

Город: Сосновый Бор, Ленинградская область

Программа мероприятий стажировки
https://vk.com/club218565498

Участники стажировки

Васильева Елена Николаевна, Лесной

Гурина Наталия Александровна, Саров

Дорофеева Олеся Владимировна, Лесной

Елисова Татьяна Сергеевна, Балаково

Ершова Олеся Григорьевна, Северск

Кривчикова Наталия Юрьевна, Удомля

Лебедева Наталья Николаевна, Сосновый Бор

Логинова Анжела Грачиковна, Озерск

Лысенко Надежда Георгиевна, Усолье-Сибирское

Максимова Ирина Вячеславовна, Глазов

Скляров Андрей Игоревич, Волгодонск

Смертин Илья Сергеевич, Новоуральск

Ткаченко Алена Григорьевна, Курчатов

Трунькина Галина Викторовна, Заречный ПО

Удачина Наталья Павловна, Лесной

Хандорина Ольга Владимировна, Лесной

Цемкина Алена Александровна, Железногорск

Чепелева Марина Александровна, Лесной

Шумейко Ангелина Сергеевна, Десногорск

Анализ стажировки

Стажировка проходила 24-26 апреля 2024 года на базе МБОУ «СОШ № 9 им. В.И. Некрасова» города Соснового Бора Ленинградской области. В стажировке приняли участие представители 15 городов-участников проекта «Школа Росатома»: Лесного, Сарова, Балаково, Северска, Удомли, Соснового Бора, Озерска, Усолья-Сибирского, Глазова, Волгодонска, Новоуральска, Курчатова, Заречного ПО, Железногорска и Десногорска. Информационной площадкой стажировки стала группа в социальной сети «ВКонтакте».

Пролог. Задавай правильные вопросы.

Ученик на следующий день после образовательного события спросил: «Мария Дмитриевна, вы думаете, что после этого урока мы станем человечными?». Это хороший вопрос, сам того не ведая, желая проявить типичную для подростка нигилистскую позицию, он сформулировал важный принцип формирования экзистенциональных навыков – это всегда отложенные результаты. Могу ли я их измерить прямо сейчас? Нет. Могу ли я создать образовательную ситуацию проживания ценности? Да. И могу научить этому других. За этим и приехали 19 стажеров из 15 городов…

Глава первая. Орешек знаний тверд.

Знакомство – очень важный этап для командообразования и принятия каждого члена группы. С помощью метафорического упражнения «Ладошки» участники стажировки заглянули в прошлое, зафиксировали актуальное состояние, выявили собственные ресурсы и дефициты, сформулировали личные и профессиональные цели.

Далее работа с мотивацией. Сформулировали предполагаемые результаты стажировки. Стажеры индивидуально работали с виртуальной доской. Получилось ярко! Смотрите.

Мир стремительно меняется. Поэтому и образование должно быть ориентированным на развитие способности работать в новом сложном мире и подстраиваться под его требования. А кто лучше знает о современных цифровых инструментах, чем дети? Поэтому роль наставника взял на себя десятиклассник, который показал, как работать с нейросетью GAMMA.APP для создания документов, презентаций и лендингов, помог создать первые продукты с помощью искусственного интеллекта. Посмотреть созданные стажерами презентации о традиционных духовно-нравственных ценностях, выбрать лучшую или узнать результаты голосования можно здесь.

А почему орешек? Фундамент стажировки – авторский тренажер-конструктор Романа Викторовича Селюкова по формированию традиционных духовно-нравственных ценностей. С помощью него любой педагог сможет спроектировать образовательное событие по присвоению ценности, где ребенок распаковывает некоторый смысл. Это и есть зерно, фрукт, орех. Поэтому «орех» пронизывает насквозь всю стажировку: от элементов дизайна до смыслового наполнения. Стажеры сами раскладывали предложенный кейс с ценностью «жизнь» по конструктору Р.В. Селюкова. И это стало первым шагом на пути к самостоятельной опасной пробе.

Лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать. Поэтому стажеры погрузились в опыт образовательного события по проживанию ценности «Права и свободы». Это небольшой по времени кейс, укладывается в 30-40 минут и демонстрирует, как бросить «хлесткий» вызов, создать ситуацию личностного отношения. Во время постсобытийной рефлексии один стажеров озвучил мысль, что «Права и свободы» – это очень широкое понятие, а кейс затронул лишь одну сторону. Запомните этот момент, мы вернемся к нему на следующий день.

Первый день всегда трудный. Поэтому после интеллектуально и эмоционально напряженной работы в первой половине дня, стажеры совершили творческое путешествие в Сосновоборский музей современного искусства. Какова цель этого путешествия? Во-первых, сплочение, ведь через день стажерам в командах предстоит спроектировать собственные образовательные события, во-вторых, эмоциональная разгрузка, в-третьих, познание себя и осознание миссии педагога. Все это стажеры учли при создании итогового продукта – мандалы. В центре круга разместили фотографию ребенка, ведь учитель творит для учеников. И, кажется, мандала получилась похожей на атом-смайл, хотя такая задача не стояла. А вы как думаете?

Следующим шагом было знакомство с технологией формирования определения понятий. Методика формирования понятия строится от живого созерцания к абстрактному мышлению, а от него к практике. Учащиеся выявляют существенные признаки понятия (ценности) и на их основе формулируют определение, таким образом, создается ситуация проживания. Стажеры учились работать с технологией на примере кейса ценности «Гуманизм». Никого не оставил равнодушным вызов: видеоролик «Одна сотая секунды» и фотография «Стервятник и девочка». Еще одно подтверждение того, что вызов – главная часть образовательного события. Итогом стала безопасная стажерская проба: придумать идею образовательного события, используя технологию формирования определения понятий и тренажер-конструктор Р.В. Селюкова. Но чтобы оценить друг друга, стажерам пришлось придумать критериальный лист.

Вот так за один день в условиях дефицита времени стажеры через собственную деятельность погрузились в технологию событийности с целью формирования традиционных духовно-нравственных ценностей у учащихся. В конце дня узнали, удалось ли стажерам расколоть орех? Это рефлексия такая: что сегодня было сделано? что я могу завтра сделать лучше? какие события произошли со мной сегодня?

Глава вторая. Не раскусив орех, зерна не съешь.

Помните замечания стажера о том, как сложно охватить ценность «Права и свободы»? Второй день начался с масштабного события по присвоению ценности «Крепкая семья». Это событие включало четыре экспресс-события, которые объединял общий проблемный вопрос: нужна ли современному человеку семья?

В начале учащиеся поговорили на английском языке о демографическом кризисе в мире, прочитали статью, специально созданную для этого события с помощью нейросети GAMMA.APP. Спроектировала и реализовала эту часть события Анастасия Сергеевна Михайлова, учитель английского языка. Далее Виталий Игоревич Белоглазов, учитель истории и обществознания сместил ракурс на государственную политику Российской Федерации: если в стране курс на крепкую семью, почему семьи распадаются?

Сузили тему до одной семьи, в которой отсутствует взаимопонимание. Вызовом стал рассказ «Я – немец», который не оставил равнодушными ни детей, ни взрослых. Здесь еще раз была продемонстрирована технология формирования определения понятий.

Рефлексию провела педагог-психолог Наталья Евгеньевна Галкина в формате психологического тренинга. Учащиеся рисовали себя и свою семью в виде дома. Стажеры не удержались и тоже стали рисовать. Итогом образовательного события стал ответ на проблемный вопрос: учащиеся расписали в их понимании существующие плюсы и минусы семьи в современном мире. Плюсов за семью оказалось больше.

«Для меня эта содержательная часть стажировки стала вызовом. Непросто было доверить спроектировать и реализовать часть образовательного события другим людям, и для меня это был самый «опасный» момент стажировки, потому что не могла спрогнозировать результат. Но все получилось. Вечером, анализируя рефлексивные посты стажеров, я увидела, что они впечатлились масштабом события и отметили мастерство педагогов школы №9» — комментирует Мария Дмитриевна Кононенко, ведущий стажировки.

Закончились безопасные пробы, началась подготовка к «опасной» пробе. Пошли первые «разрывы». Как спроектировать вызов, чтобы он «зацепил» детей? Должен ли решения в группе принимать лидер или все участники команды? Каждая группа пошла своим путем (будем назвать их группа №1, группа №2, группа №3 по их очередности выступления на третий день стажировки). В группе №1 с самого начала наметился лидер, участники группы №2 долго и мучительно работали над вызовом, накидывали идеи, а группа №3 быстро придумала, как создать ситуацию проживания, и ушла в другой кабинет репетировать. Еще и ночью участники присылали фотографии своей подготовки – работа кипела!

Глава третья. Тайна орешка раскрыта!

Итак, день «опасных» стажерских проб.

Событие группы №1. Ценность «Милосердие», 6 класс. Началось все со сценки: ситуация знакомая детям – не подготовился к контрольной, учитель поставил «2», разная реакция одноклассников. Вызовом были фотографии детей с животными на курорте: «Когда сделана эта фотография? У вас есть подобные фотографии? А что случается с животными, когда сезон закончился?» Дети живо откликнулись на вызов, ведь почти у каждого из них есть такая фотография с отдыха. В событие стажеры «зашили» и работу над понятием. Учащиеся самостоятельно через работу с синонимичной лексикой сформулировали ценность «Милосердие», а потом работали с толковыми словарями. В конце ребята предложили варианты, как можно сделать мир добрее и человечнее, если начать с себя, с повседневных поступков.

Событие группы №2. Ценность «Милосердие», 8 класс. Эта команда прошла непростой путь от проектирования до реализации. Но именно эта группа стажеров уловила запрос от детей и совершила ряд экспромтов, после которых дети «взорвались»! По их словам: «Тупик-спор-разрыв!» А одна из стажеров призналась после урока, что «был коннект глаза в глаза». Именно она получила специальный незапланированный подарок «Дневник успеха» за свой инсайт во время самоанализа событий. А как детям понравилось, когда им предложили отпустить негативные эмоции – скомкать свои рабочие листы и попасть в мусорную корзину, как в баскетбольное кольцо!

Событие группы №3. Ценность «Преобладание духовного над материальным», 9 класс. Эта группа во время проектирования показала себя особенно ярко. Идея пришла быстро, но целый вечер ушел на то, чтобы «отшлифовать» ее. Ведь за внешней простотой и легкостью всегда стоит большой труд. В основе события сюжет рассказа «Кнопка» Ричарда Мэтисона: нажмешь на кнопку и получишь деньги, но в мире умрет незнакомый человек. И дети, которые пришли скептически настроенными (они знали, что им нужно сыграть в сценке), с энтузиазмом приняли вызов, сами разделились на группы (а это было самое опасное место, по словам стажеров), придумали и отыграли продолжение сценки. Как их классный руководитель, я знаю, что они не любят участвовать в художественной самодеятельности.

Что поняли на рефлексии? Сложнее всего дался стажерам вызов. Поддержка и равная (сбалансированная) работа членов группы очень важна.

А завершить анализ хочу стихотворением, который прочитала в одном из отзывов о стажировке (орфография и пунктуация автора сохранены):

Вот и закончилась эта игра!

Нам расставаться настала пора!

Много узнали, смогли, провели!

Мы, стажеры нашей страны!

Были дружны мы, как один дружный хор,

В городе этом Сосновый Бор!

Орех раскололи. Он нам по зубам!

Спасибо большое от нас всех всем вам!

С уважением, автор и ведущий стажировки Мария Дмитриевна Кононенко

Фотоальбом стажировки

Видеоматериалы со стажировки

Отзывы о стажировке

Отзывы

Полезные материалы

Блокнот участника стажировки