Ваш браузер устарел!

Обновите ваш браузер для правильного отображения этого сайта. Обновить мой браузер

«Со-бытийность как индикатор ценностной ориентации школьников. ПОРТ»

«Со-бытийность как индикатор ценностной ориентации школьников. ПОРТ»

Ведущий стажировки: Ковалева Марина Юрьевна, КГБОУ «Железногорский кадетский корпус» (структурное подразделение Мариинская женская гимназия), заместитель директора по УР, психолог

Участники стажировки: педагоги школ, заместители директоров по ВР

Даты проведения стажировки: 14 – 16 мая 2024 года

E-mail: marimariy_100@mail.ru

Город: Железногорск, Красноярский край

Программа мероприятий стажировки
https://vk.com/port24rosatomschool

Участники стажировки

Батыжина Елизавета Сергеевна, Балаково

Есина Евгения Валерьевна, Лесной

Карандасов Кирилл Валерьевич, Димитровград

Кислицына Ольга Владимировна, Северск

Коврижная Марина Алексеевна, Железногорск

Кононова Елена Александровна, Удомля

Маклакова Анастасия Павловна, Заречный ПО

Михайлова Светлана Сергеевна, Железногорск

Фирулева Мария Александровна, Железногорск

Чернавская Наталья Владимировна, Лесной

Экель Мария Александровна, Железногорск

Юзеева Юлия Сергеевна, Заречный СО

Анализ стажировки

Стажировка проходила 14-16 мая 2024 года на базе КГБОУ «Железногорский кадетский корпус» (структурное подразделение Мариинская женская гимназия) города Железногорска Красноярского края. В стажировке приняли участие представители 8 городов-участников проекта «Школа Росатома»: Балаково, Лесной, Железногорск, Северск, Удомля, Заречный ПО, Заречный СО, Димитровград. Информационной площадкой стажировки стала группа в социальной сети «ВКонтакте».

Немного статистики:

  • 12 чудесных педагогов из восьми городов-участников проекта «Школа Росатома»,
  • все воспитанницы Мариинской гимназии,
  • 18 ценностных локаций на Дне самоуправления, которые проводили воспитанницы 9-10 классов, столько же случайно распределенных разновозрастных групп,
  • 8 тактов рефлексии, которые проводили десятиклассницы с учащимися 5-9 классов по завершении Дня самоуправления, и на которые напросились (а их пустили) стажеры,
  • одна группа шестиклассниц, которая обсуждала со стажерами волнующую их тему «Третий лишний»,
  • 1 мастер-класс от шестиклассницы Вики, которая покорила участников,
  • 2 события (которые на самом деле стали событиями для двух групп), море эмоций (трудно сказать, сколько это по объему),
  • некоторое количество «личных» мемов, которые понятны только участникам стажировки,
  • и еще много-много чисел, которыми сложно описать содержание состоявшейся стажировки, но которые входят в доказательство того, что стажировка стала событием для всех, кто к ней прикоснулся.

День первый.

Стажеры начали собираться к 9 утра. У нас всего 30 минут, чтобы поприветствовать стажеров и понять, что будет происходить, потому что в 9.30 в гимназии стартует День самоуправления. Приветственные слова муниципального координатора проекта «Школа Росатома» в Железногорске Елены Антоновны Карягиной и руководителя Мариинской гимназии Ирины Евгеньевны Дерышевой, короткие вводные от руководителя стажировки, и вот уже стажеры с головой окунулись в событие «День самоуправления. Традиционные российские ценности».

Все сразу пошло не по Плану стажировки. А все почему? А потому, что инициатива стала важнее, чем то, что написано на бумаге. Все началось с девочек 10 класса, которые захотели провести День самоуправления, а срок совпал со стажировкой. Прекрасно, что захотели, но тогда «вызов» – а про ценности сможете сделать? Ответ – да. А в программе на событие было заложено полтора часа с 11.30. План отправился на корректировку. После этого стажеры, которые приняли участие в Дне самоуправления (в разных позициях: кто-то в деятельностной, кто-то в наблюдательной), решили попасть к девочкам не рефлексию. А было запланировано проводить рефлексию со стажерами отдельно. Скорректирован план второй раз. После этого все равно состоялась рефлексия стажеров. Теперь коротко про День самоуправления. Для девочек 10 класса несложно спроектировать День самоуправления, это у них в успешном опыте. А вот организовать деятельность для сверстниц, чтобы «спровоцировать» их на размышления о ценностях, озадачить – вот это непросто. Пятнадцать локаций с проживанием/размышлением про традиционные российские духовно-нравственные ценности от девочек – это результат принятого вызова. Дальше проведение рефлексии в форме огоньков, потому что девочки сказали, что «…про ценности – это очень личное…». А что стажеры? Иногда взрослым стоит остановиться и послушать мнение детей по важным вопросам. А кроме этого, хорошо бы понять, чем руководствуются и что у детей в головах, когда они размышляют по-детски серьезно о взрослом и ценностном.

Перевернутая с ног на голову стажировка после Дня самоуправления понеслась очень быстро, потому что много надо успеть. Обсудили то, что увидели на девичьем Дне самоуправления. Стало понятно, что без конкретизации не так просто взрослым выйти из позиции учителя, перестать замечать какие-то «правильные недочеты», а осознать, что, если дети не будут субъектами, присваивая традиционные российские ценности, эти ценности останутся на уровне «говорите, говорите…».

Далее берем со стажерами мультфильм, с помощью которого старшеклассницы делали вызов для своего Дня самоуправления, и пробуем «вытащить» еще какие-то идеи, на которые можно было вывести деятельность детей. Были высказаны разные предложения, но все очень близкие к содержанию. Даю два вызова, идеи которых у меня появились: «Школа – зло», «Родители – эгоисты». И задача: сможете придумать событие, когда такой вызов, но выйти в результате надо на позитивные выводы и на рождение ценности. На все 20 минут. Каждая команда выбрала вызов, и работа закипела. «Крутили-вертели», и получилось несколько интересных рабочих идей.

Как усилить негативное, чтобы в противовес родилось понимание школы и образования как ценности, а также понимание, что забота родителей – это то, что надо очень сильно постараться не потерять в подростковом возрасте? Кажется, что после обсуждения, мы смогли выйти на интересные события, которые можно, достроив, провести.

Следующий шаг работы стажеров – объяснить детям, что такое традиционные российские духовно-нравственные ценности. Стажеры, разбившись на несколько команд, получили задание на следующий день встретиться с одной и той же командой школьниц, которые проживут/послушают/порассуждают с педагогами на тему ценностей, а потом сделают выбор, какая команда педагогов объяснила лучше. Школьницы, которые примут участие в организованной командами педагогов деятельности, получат следующую установку: «Представьте, что у вас один шанс, чтобы понять, что такое традиционные российские духовно-нравственные ценности, и от того, как вы это поймете, кардинально изменится ваша жизнь».

И опять работа кипит. Стажеры генерируют идеи, меняются, достраивают чужие идеи своими предложениями, самоопределяются, думают о том, как же будут действовать дальше. Взрослые часто считают, что им все понятно про традиционные российские духовно-нравственные ценности. Но на деле оказывается, что необходимо очень постараться, чтобы найти способ, чтобы и ребенку стало все понятно о ценностях, и не только понятно, а еще и стало внутренним стержнем, определяющим поступки детей. И, кстати, не факт, что взрослый все понимает, и понимает правильно. А заходить, как оказалось, на объяснение/проживание можно абсолютно по-разному.

Первый день стажировки на этом не закончился. Далее со стажерами мы разбирались с тем, что такое событие. Стажеры получили вспомогательные материалы:

  • маркеры события от ведущего стажировки;
  • конструктор событий Р.В. Селюкова, директора ООО «Институт новых технологий развития образования», координатора конкурсных программ проекта «Школа Росатома»
  • рефлексивный текст с Конкурса учителей от ведущего стажировки – «Что удалось узнать о технологии образовательного события…», анализируем выполнение конкурсного задания руководителя стажировки «Предельная ситуация», которое выполнялось непосредственно на Конкурсе учителей;
  • Указ Президента Российской Федерации «Об утверждении основ государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских духовно-нравственных ценностей».

Стажеры работали над тем, чтобы сформировать общее понимание, что же такое образовательное событие, в чем его ценность, как его отличить от мероприятия. Перед тем, как переходить к изучению Конструктора события Романа Викторовича Селюкова, нужно разобраться, что же такое событие. Стажеры разбирались с Конструктором, анализируя событие, которое ведущий стажировки спроектировал на Конкурсе учителей. Ценность «Достоинство», а событие – «Предельная ситуация».

Поразбиравшись с Конструктором событий, стажеры выбрали ценности, которые станут «зерном» будущих событий и начинают проектировать свои события.

День второй.

Утро второго дня стажировки началось с рефлексии. Говорили про имя. Имя ценно? Что значит, когда я человека называю по имени. Важно ли для меня, чтобы люди вокруг знали мое имя. Стажеры поближе познакомились, узнавая, какая ценность делает каждого из них уникальным, и позадавав вопросы о ценностных ориентирах коллег.

Вернулись к вечернему проектированию событий: что должно лежать на столе, когда я проектирую событие. Может даже кружка кофе стоять, но обязательно Конструктор события и маркеры события.

Из поста Марии Фирулевой: «А потом вернулись к заданиям вчерашнего дня. Докручивали свою идею о том, как объяснить детям, что такое «традиционные ценности» из Указа Президента, да так, чтобы это произошло через проживание. Мы решили, что личная история расскажет гораздо больше, чем формальное перечисление фактов, и попали в точку! То, как это было, как будто, и не хочется описывать, хочется оставить себе, переживая это только с теми, кто был в том кругу. Было эмоционально! Было сильно! Было местами страшно! Прожили?! Однозначно, да! Были готовы к такому отклику? Точно, нет! Сумели снять последствия? Хочется верить, что да, по крайней мере, все, что могли для этого сделать – сделали».

Две группы стажеров совместно «проживали» с группой школьниц, что такое традиционные российские ценности. Но все опять пошло не по плану. Первая команда пошла из личных историй. И реакция была настолько сильной, что девочки плакали.

Из поста Юлии Юзеевой: «Неожиданно для себя наш замысел пошел не по плану и повернулся таким образом, что несколько девочек, на которых мы проводили его, начали плакать. Поначалу мне было стыдно, что мы «довели» детей до слез. Но позже я изменила свое мнение, потому что поняла, что девочки нам открылись, они увидели в нас тех, кому можно доверить то, что давно их тревожит. Теперь я считаю, что эта ситуация произошла не зря. С помощью нее мы поняли, что необходимо предусматривать различные варианты исхода событий, так называемые «риски» при работе в таком формате и быть готовым к ним, найти пути выхода, «вырулить».

Из поста Евгении Есиной: «Далее…было время доработать пробу с детьми о традиционных ценностях. Разработали максимально с учётом интереса детей, современными информационными технологиями… Но! Не «предвидели» риски откровения гимназисток… А как иначе могло получиться, если рядом значимые взрослые, не стесняясь рассказывают истории о боли и ценности… 13 человек с вниманием, состраданием и проживанием прошли пробу плечом к плечу (во всех смыслах). Хотели бы мы вернуть время вспять и максимально «поверхностно» прожить пробу? Нет!!! Риск, который подорвал наше задание… шёл из сердца, жизни и о ценном. Ведь именно благодаря этому мы, стажеры, поняли, что дети понимают, о чем второй день все вокруг говорят… Считаю, что мы не растерялись и общими усилиями смогли вернуть девочек в состояние ресурса… и они были благодарны, что мы дали им такую возможность – проговорить ту боль, которая и «породила» ценность. К сожалению, иногда только таким путем мы начинаем ценить то, что раньше было обыденно, незаметно и совсем неважно. Очень эмоционально, ответственно и волнительно быть взрослым, которому доверяют».

Вторая группа стажеров, профессионально «переобувшись в воздухе» после 10-минутного перерыва, проводила с девочками совершенно другое, а не запланированное вчера. Ничего не поделаешь – исходим из ситуации. Исход события сложно спрогнозировать, но необходимо максимально просчитать возможные исходы. Получилось очень интересное «Послание в будущее». Но помните, девочкам надо было выбирать. «А как это сделать? И то, и то здорово». Девочки разделили голоса, но больше всего получили «личные истории и слезы».

Следующий шаг стажировки – задание для стажеров. Надо максимально вдумчиво, чтобы не все секреты раскрыть, представить наработки своего события перед группой экспертов-девочек. Девочки разные, более критичные, показывающие, что не так просто будут откликаться, поддерживающие, «подбрасывающие» идеи. Все, как в жизни. Но только в диалоге может родиться что-то стоящее.

Из поста Евгении Есиной: «Вернуться к задачам было непросто, но вот, на пороге дети-эксперты в помощь к основному событию, которое состоится завтра. Удержаны ли роли? Почти удалось, но девочки справились лучше. Событие на старте? Нет, мы опять топчемся на месте…».

Из поста Марии Фирулевой: «В обсуждении с экспертами поняли, что с точки зрения события, придумали все в точку, но при честном обсуждении с этими же экспертами, выяснили, что на вызов они не откликнутся, а тема вообще не та, которая волновала бы их. Тупик. Дети ушли, а мы вернулись к первоначальному варианту, и при помощи нашего наставника докручивали ее. Мозг отказывался, сопротивлялся, входил в ступор, а иногда даже в спячку… но в итоге вышли на понятную всем картинку. Да? Мы же вышли?»

День еще не закончился. Следующая встреча была с юной гимназисткой – Викторией Якущенко, которая показывала, что ценность – это развитие. Ведущий стажировки с помощью ребенка вывела стажеров на обсуждение очень непростой темы: «Как удержать баланс между умом и ценностями?» У Вики, в этом смысле, все очень правильно, но мы же понимаем, что очень одаренный человек, у которого нет никаких ценностей, может принести много бед.

Из поста Евгении Есиной: «Возвращаемся к Конструктору событий Р.В. Селюкова, маркеры событийности, кружку кофе… но на спасение приходит Вика! Вика – ученица 6 класса Мариинской женской гимназии, которая своими рассуждениями никого не оставила равнодушным в День самоуправления. Отвлекая нас одноклеточными и многоклеточными… ценность развития шла красной нитью. Не поспоришь! После активности одноклеточных в микроскопе Вики… «мозгам стажеров» стало стыдно. И открылось второе дыхание».

Из поста Натальи Чернавской: «За балансборд отдельная благодарность. Умение найти баланс между знаниями и ценностями, удержать его – вот ещё одна задача для каждого человека».

Образовательные события, которые весь день стажеры проектировали, чтобы реализовать их завтра с детьми по итогам дня все же удалось оформить.

Из поста ведущего стажировки: «Сегодня был длинный день. С 9 утра до 8 вечера. Сегодня был День доверия между взрослым и ребёнком. Сегодня был слезный день (когда мы закончим плакать?).

Сегодня был день «Белой лилии», на Благотворительной ярмарке мы собрали 43 тысячи рублей, которые по решению девочек передадим в Дом малютки города Сосновоборска. И в этой помощи есть частичка стажеров «Школы Росатома». Сегодня был день гостей из городских СМИ. Сегодня был день реальных вызовов. А ещё, стажеры крутые! У нас завтра будет два события! Все как у взрослых: с вызовом, с вызывателями, с правильным для события местом…».

День третий.

К стажерам пришли шестиклассницы с разговором про дружбу втроем и про «Третий лишний». И в группах со стажерами обсуждали, были ли у них в детстве такие ситуации, как они их переживали, решали. История про «Третий лишний» — не просто созданная ситуация для стажировки. Это проект школьниц, а на проекты они идут только с личным замыслом. Вызовом для шестиклассниц было следующее: сможете эту тему «на равных» пообсуждать со взрослыми, участниками стажировки? Девчонки согласились.

Из поста Юлии Юзеевой: «Как быть, если в дружбе ты третий лишний?». С таким вопросом к нам обратились ученицы. Рассуждали мы недолго, но в такой ситуации важно думать «головой ребенка», а не «взрослого». В этом и была наша загвоздка, ведь мы часто забываем, что были когда-то детьми, и в нашей тогдашней жизни тоже были маленькие для взрослых, но глобальные для нас проблемы и переживания».

В рамках этого формата стажировки участники смогли посмотреть, удается ли взрослым удержаться в позиции «ребенка», точнее, разговаривать с девочками из собственного опыта, и давать советы «как ребенок много лет назад», или очень быстро беседа перейдет в нравоучительный формат и фразы «не обращай внимание». Надо отдать должное стажерам, многие строили разговор с позиции «я – ребенок много лет назад», и на самом деле обсуждали с девочками собственный опыт.

А вот дальше началось самое интересное! Два события, которые разворачивались параллельно друг другу, а это значит, что экспертная позиция может быть только по «следам» события в группе стажировки. Два вызова на старте: один на телевизорах, расположенных на этажах гимназии, другой – на 3 этаже гимназии в виде оборудованного пространства. И места, где девочки записывались для участия в том, или ином событии. Необходимо отметить, что некоторые девочки захотели принять участие в событиях еще в результате общения с педагогами-стажерами в первый и во второй день. То, что сумели реализовать стажеры было действительно событиями. Очень разными, но со всеми маркерами события, созданные на основе Конструктора событий.

Первый вызов – видео-вызов от стажера, который говорит о том, что в Железногорске нет интересных мест, прошлась, и не знает, какое впечатление увезти о городе. А дальше девочки, которые были возмущены данным заявлением, придумывали, как этот миф развеять, и что может стать ответом на эту несправедливость. И в результате группы девочек разъехались/разбежались по городу, и снимали видеоролики о наших достопримечательностях, которые не заметили приехавшие к нам гости. В результате получился четырехминутный видеофильм – ответ на вызов!

Из поста Елизаветы Батыжиной: «Проблема: обесценивание своей Малой родины. Фишка: детей не заставляли, взрослые сделали видеовброс, который транслировали по телевизорам в коридорах гимназии. Девочки, которым откликнулся вызов, подходили к кураторам (учителям) и совместно придумывали, как решить волнующий их вопрос. Продукт: видеоролик про неординарные места города Железногорска, который будет выложен в Интернет. Это может потенциально запустить цепочку видео, в которых будут выделены достоинства каждого города Госкорпорации «Росатом».

Второй вызов – вызов в пространстве. Игрушки на полу коридорного пространства гимназии и шарики, на каждом из которых написано слово – «Пойдем с нами туда, где рождается жизнь», а на листах самозаписи указано место сбора. А дальше фразы, написанные и сказанные: «Лучше родителям сделать эвтаназию ребенка-инвалида, чем жить с обузой»; «Я лучше сделаю аборт, чем буду растить ребенка с нарушениями в развитии», и искреннее удивление, что их сказали не врачи, взрослые и т.д., а девочки-гимназистки, которые на Дне самоуправления в локации «Жизнь» обсуждали эвтаназию. А дальше была вертушка «один-на-один» или в парах с обсуждением важных тем, после которой девочки делали выбор «Дарить жизнь или нет». Девочки выбрали «Дарить»!

Из поста Кирилла Карандасова: «Ученицам было предложено пройтись по «Станциям жизни», после прохождения которых они дают ответ на вопрос: «Давать жизнь или все-таки забирать». На самих станциях девочек погрузили в различные жизненные ситуации: матери сказали, что родится ребенок инвалид, но родился здоровый; люди, которые в детстве страдали недугами, но в результате стали знаменитыми; позиция чайлдфри и т.д. Важно! Мы не навязываем мнение девочкам, мы просто погружаем их в различные жизненные ситуации, из которых они должны уже самостоятельно сделать выбор. По итогу девочки выбрали «жизнь» давать».

Из поста Марии Фирулевой: «Как же долго мы придумывали, в какие ситуации их окунуть, чтобы они смогли для себя честно ответить на вопрос: «Дарить жизнь или не дарить?». Через личные истории в формате вертушки каждый из нас транслировал разные позиции, которые позволили бы девочкам получить информацию… На моей локации мы говорили о том, как поэтапно складывается семья, как в любви рождается ребенок, как он развивается. Рассматривали атрибуты и фотографии моей семьи и рассуждали о возрасте, условиях, ценностях, которые было бы здорово сформировать прежде, чем дарить жизнь новому человеку. Поразили такие взрослые рассуждения девочек, насколько сильно интересно они мыслят…Пройдя 5 личных историй, девочки приняли коллегиальное решение «дарить жизнь».

А если дарить, то разговор с приглашенным врачом по женскому здоровью (стажерам вчера удалось договориться), которая рассказала, что надо постараться, чтобы сохранить, потому что сейчас многие мамочки лежат в роддомах на сохранении, чтобы подарить жизнь ребенку. Врач рассказала, на что надо обращать внимание, чтобы жизнь сохранить. А потом вопрос: «Хотите пойти в роддом, и как-то поддержать будущих мам?». Удивление и восторг! Стали придумывать, что может стать поддержкой – рисовали открытки, надували шарики, обсуждали «а если не пустят, то что будем делать»… А потом звонок главврачу роддома (все по-настоящему, без «заранее договорились»), объяснение ситуации, и спасибо, что согласились обсуждать. Девочки со стажерами отправились в роддом без понимания того, пустят их или нет, но с продуманными вариантами возможностей.

Из поста Марии Фирулевой: «Прошло полчаса. Сделали плакаты, надули шары.

— Мы сможем зайти в роддом?

— Попробуем. Давайте позвоним заведующей.

Звонок по громкой связи и пока ответ очень неопределенный. Пустят или нет? Если да, то всех ли? Дадут ли встретиться в будущими мамочками? А захотят ли они этого?

Решаем идти в любом случае, на месте разберемся… Финальный звонок заведующей: зайти можно, но не всем, встреча будет! Радость в глазах девочек трудно описать словами. При этом тут же нужно решить, кто останется у порога, а кто зайдёт. Сложный выбор, но девочки смогли решить. И вот мы уже в том месте, где обычно происходит выписка. Трепет, у кого-то дрожат руки, кто-то переживательно шепчет: «я вообще здесь никогда не была…». Трогательные слова поддержки от девочек будущим мамам, ответные удивления, благодарности и советы. Финалим все украшением зала для выписки, и уходим на рефлексию. А где лучше всего ее провести, чтобы не потерять момент?! Решили, что это будет крыльцо роддома – как символ выхода новой только что появившейся жизни в реальную жизнь».

Из поста Натальи Чернавской: «…третий, самый трогательный, сентиментальный день стажировки. Ведь именно в этот день мы с командой стажёров воплотили в жизнь нашу идею события, над которой работали предыдущие два дня. Как сказала Марина Ковалёва, главное, чтобы были соблюдены два условия: должны просматриваться все пункты разработанного и представленного конструктора Р.В. Селюкова и правила событийности. Интересная мысль о событии появилась буквально сразу, но… всегда встречались сложности на пути её разработки, и часто мы уходили от неё. Но вновь и вновь возвращались. И только благодаря вере ведущего стажировки в реальность этой идеи, все же да, это свершилось! «Пойдём с нами туда, где рождается жизнь?» Этот вызов приняли 7 замечательных девушек, учащихся гимназии. Вызов, разрыв, погружение в тему, беседа с со специалистом и да, выбор сделан – дарить жизнь! Видели бы вы удивленные глаза учащихся, когда они узнают, что у нас есть возможность сходить даже в роддом. Поздравить рожениц, увидеть малюток своими глазами, поддержать тех женщин, кто ещё только готовится стать мамой. Все получилось! Сегодня были только слёзы счастья! Как сказала одна из девочек Рада-Ангелина-Маргарита (да, у этой девочки действительно три имени): «Я испытала чувство полёта, но как грустно, что сегодня именно тот день, когда вы улетаете домой». Действительно, было очень сложно расставаться».

События прожиты, цифровые следы оставлены, и не только цифровые. Но сейчас нас интересуют именно они, потому что мы переходим к заключительному этапу – экспертные суждения. Наши два события разворачивались параллельно друг другу. Если бы это был урок – то с организацией экспертизы проще, все понятно по времени. А в событии… не все так просто. Поэтому мы пошли на следующий шаг. Группы оставляют следы в группе стажировки, а потом, встретившись, по следам, по наблюдаемым приготовлениям, по услышанным обрывкам фраз, группы пробуют анализировать, что же было – мероприятие или событие.

Как выяснилось, очень неблагодарное занятие – оценивать событие. Человек, который не погружен в событие, может своим суждением, не специально, не все увидев и считав, глубоко затронуть чувства и прожитые переживания людей, которые были в это событие погружены, и которые свое событие защищают, как мамы своих деток. И это было видно. Мы, конечно, смогли пообсуждать, но, когда мы говорим про ценности, и понимаем, что взрослые находятся не за «периметром», а проживают вместе с детьми это событие, мы должны осознавать, что для них это тоже событие, которое что-то переворачивает в их душе, цепляет, и они становятся другими.

Стажировка завершилась и вот что удалось зафиксировать:

  • стажировка опять пошла не по плану, но с ориентирами и по траекториям, то есть так, как и должно быть в ПОРТ;
  • конструктор событий Романа Викторовича Селюкова и маркеры события – рабочий дуэт;
  • стажировка стала событием для многих участников;
  • мы смогли в наши события втянуть людей города Железногорска;
  • событие действительно является индикатором ценностной ориентации;
  • осталось много вопросов: об ответственности за эмоции, о ресурсности взрослого, который будет разворачивать события, об инструменте экспертизы и о том, как не забыть положить на стол при проектировании события Конструктор события и маркеры события, и еще много-много-много всего, что осталось за кадром.

Из поста Елизаветы Батыжиной: «Событие = СОвместно БЫТь. БЫТЬ, а не существовать! Наверное, это является гимном, который рефреном звучал все три дня стажировки».

Из поста Кирилла Карандасова: «Событийный формат привязывает не так ли? И не только детей, но взрослых, которые участвуют в этом событии, вместе проживают эту жизнь… Эта стажировка не просто работа, здесь прошла целая жизнь. И я рад разделить эту жизнь со всеми причастными. Большое всем спасибо!»

С уважением, автор и ведущий стажировки Марина Юрьевна Ковалева

Фотоальбом стажировки

Видеоматериалы со стажировки

Отзывы о стажировке

Рефлексивные отзывы стажеров

Полезные материалы

Презентация ведущего стажировки. Маркеры события