Обновите ваш браузер для правильного отображения этого сайта. Обновить мой браузер
«Кейс-технология как ресурс организации событийного пространства индивидуализации образовательного процесса»
Название программы | «Кейс-технология как ресурс организации событийного пространства индивидуализации образовательного процесса» |
Цель программы | Развитие профессиональных компетенций участников через погружение в образовательное событие, смоделированное с использованием кейс — технологии. |
Задачи программы | обеспечить мотивацию деятельности стажеров через организацию этапа вызова, организовать этап постановки проблемы и целеполагания деятельности стажеров через организацию ОС (образовательного события) для педагогов с использованием кейс-технологии; обеспечить процесс поиска решения проблемы через анализ авторского образовательного события, спроектированного с использованием кейс-технологии, анализ Интернет-ресурсов, позволяющих развернуть образовательное событие в сети; создать условия для фиксации найденного способа решения обозначенной проблемы в виде модели – образовательного события с учащимися гимназии (по согласованию со стажерами с привлечением учащихся стажеров в дистанционном режиме); обеспечить возможность апробации найденного способа деятельности как этапа рефлексивного контроля через погружение в образовательное событие с учащимися; организовать этап оценки деятельности участников площадки как этап, завершающий все образовательные события. Ключевые идеи опыта, в который будут погружены стажеры. В основе программы стажерской площадки — принцип В. В. Давыдова: «Новыми типами своей педагогической деятельности сам учитель должен овладеть подобным же образом». То есть, стажерская площадка «Кейс-технология как ресурс организации событийного пространства индивидуализации образовательного процесса» спроектирована как образовательное событие для педагогов с использованием кейс-технологии. В основе программы лежит следующая интерпретация понятия «образовательное событие» – это специально организованное пространство, в котором разворачивается действие, направленное на саморазвитие участников через совместную деятельность с другими. Достигается это за счет того, что участники покидают зону актуального развития, зону освоенных ресурсов, зону комфорта и погружаются в некую нестандартную ситуацию, ограниченную во времени и пространстве, для успешного существования в которой необходимо владение новыми ресурсами. Это зона ближайшего развития. Самый ответственный этапобразовательного события – этап вызова, который находится в зоне пересечения интересов всех участников ОС, в зоне пересечения личностных смыслов, он должен быть «живым», не создаваться искусственно, носить проблемный характер, ссубъектом событийного процесса, наравне со всеми в него погружается, приобретая опыт проживания происходящего. ОС предполагает выбор всеми участниками форм, видов, позиций деятельности, участник должен иметь право в любой момент отказаться от участия. Оценка результативности ОС должна происходить внутри события, в позиции наблюдателя – результат не ясен. Важным моментом является осознание участниками своих дефицитов, констатация личностных «разрывов» — это залог дальнейшего движения. Образовательное событие открывает перед участниками перспективы роста, создает вакуум, который требует заполнения через дальнейшую повседневную деятельность, поэтому появление замыслов на финальном этапе является показателем эффективности образовательного события. Кейс-технология обеспечивает событийный формат образования. В качестве аргументации можно привести следующие особенности данной технологии. Для анализа участникам предлагается некая жизненная проблемная ситуация, которая описана в наборе материалов: документов, видео- или аудио-файлов. Учащимся предлагается за ограниченный промежуток времени увидеть и сформулировать проблему, предложить возможный способ её решения, публично представить свой вариант, прогнозируя результаты и риски. Важно отметить вариативность решений проблемы, возможность действовать по собственному замыслу. Итоговый продукт (модель, способ решения обнаруженной проблемы) заранее неизвестен. Взрослые, выполняя функции организатора, модератора или эксперта, максимально самоустраняются в процессе основной работы группы, предоставляя возможность учащимся действовать самостоятельно. Таким образом, участники автоматически оказываются в зоне самостоятельного «взрослого» действия: анализ жизненной ситуации, определение проблемы и способов её решения. Эта социальная проба важна и для подростков, поскольку является способом самоидентификации, и для старшеклассников, так как предоставляет им возможность действовать по собственному замыслу, вооружает конкретными приемами и способами деятельности, необходимыми им в будущей взрослой жизни. Это значит, что потребности возраста обеспечивают мотивацию активной деятельности участников образовательного события. Кейс-технология основана на деятельностном подходе, обеспечивает достижение обучающимися результатов ФГОС ООО, основные из которых: метапредметные: анализ информации, представленной в самых разных видах и жанрах, умение определять и формулировать проблему, находить способы её решения, прогнозировать и афишировать результаты своей работы, соотносить свои замыслы с потребностями других участников группы, организовывать продуктивное взаимодействие; личностные качества: самостоятельность, активность, инициативность в достижении поставленной задачи, умение учитывать разные точки зрения, понимание того, что из любой проблемной ситуации можно найти выход, навык самоопределения; предметные результаты определяются темой образовательного события, его предметным содержанием (кейс-технология универсальна), но в любом случае речь идет о рефлексивном и функциональном уровнях владения предметным материалом. В течение трех дней стажерам предстоит разработать, апробировать и оценить эффективность образовательного события с использованием заявленной технологии. Стажеры будут погружены в деятельность по осознанию сущности понятия «индивидуализация», это та призма, через которую планируется анализ всего происходящего на стажерской площадке. Индивидуализация образовательного процесса, организованного в формате события с использованиемкейс-технологии обеспечивается субъектной позицией участника, возможностью действовать по собственному замыслу, осознанием собственных «разрывов» и дефицитов на этапе рефлексии и оценки. Образовательные события, спроектированные в формате кейс-технологии, могут быть организованы на этапе планирования: изучения ключевой темы по тому или иному предмету, учебного исследования, проекта (индивидуального или группового), индивидуальной образовательной траектории учащегося, любой детско-взрослой деятельности, сетевого проекта, например, выступая средством соорганизации участников. Стажеры получат возможность убедиться в преимуществах образовательного события, организованного в сетевом формате: привлечение дополнительных ресурсов, увеличение значимости всего происходящего для участников, возможности соотнесения собственного опыта с опытом другой образовательной или (в зависимости от жанра события) социальной среды. Участники стажировки смогут овладеть инструментами, позволяющимиразвернуть образовательное событие в сети Интернет (голосование, форум на сайте ОУ или личном сайте педагога, опрос в социальной сети, конференцияс использованием сервисовGoogle и т.д.). |
№ | Вид оборудования | Подробности |
1 | Технические средства обучения | Автоматизированными рабочими местами укомплектованы все 35 кабинетов гимназии (компьютер с выходом в Интернет, мультимедийный проектор, экран, колонки). Большая часть кабинетов оснащена интерактивными досками (Interwrite, Hitachi StarBoard, Promethean ActivBoard) и интерактивными приставками Mimio, многофункциональными устройствами, документ-камерами. Во многих кабинетах установлены web-камеры, микрофоны, имеются цифровые видеокамеры и диктофоны. В гимназии есть технически оснащенные конференцзал, ресурсный центр, методический кабинет, издательский центр, музыкальная студия, хореографический зал |
2 | Программное обеспечение | Net-school (в гимназии осуществлен переход на безбумажное ведение документации – электронный журнал); Microsoft Office, Adobe Reader, Adobe Photoshop, (на всех компьютерах в составе АРМов в учебных кабинетах); Linux (на всех компьютерах в ресурсном центре); Платформа Moodle на базе гимназического сайта; Skype; Программы для организации и проведения вебинаров. Цифровые обучающие ресурсы. |
3 | Иное | Оборудование в рамках краевого экспериментального проекта «Электронная карта школьника» |
Блок 1. Мотивация деятельности стажеров. Постановки проблемы и целеполагания деятельности стажеров через использование элементов кейс-технологи — 4 часа (+ предварительный дистанционный режим)
Блок 2. Поиск решения проблемы через анализ авторского образовательного события, спроектированного с использованием кейс — технологии, анализ Интернет-ресурсов, позволяющих развернуть образовательное событие в сети – 4 часа.
Блок 3. Фиксация найденного способа решения обозначенной проблемы в виде модели – образовательного события с учащимися гимназии — 4 часа.
Блок 4. Апробация найденных способов деятельности как этап рефлексивного контроля — 7 часов.
Блок 5. Оценка деятельности участников площадки как этап, завершающий все образовательные события – 5 часов (+ дистанционный режим).
Учебный план стажировки
№ | Формулировка понятийной и (или) практической задачи, решаемой в рамках стажировки | Количество часов | |||
Лекции | Семинар | Стажерская проба | Оценочное событие | ||
1 | Организация этапа мотивации, постановки проблемы и целеполагания деятельности стажеров через организацию ОС (образовательное событие) с использованием кейс-технологии. | 1 | 2 | 1 | |
2 | Обеспечение процесса поиска решения проблемы через анализ авторского образовательного события совместно с учащимися, спроектированного с использованием кейс-технологии, анализ Интернет-ресурсов, позволяющих развернуть образовательное событие в сети. | 2 | 2 | ||
3 | Создание условий фиксация найденного способа решения обозначенной проблемы в виде модели – образовательного события с учащимися гимназии. | 1 | 3 | ||
4 | Обеспечение возможности апробации найденных способов деятельности как этапа рефлексивного контроля. | 7 | |||
5 | Организация этапа оценки деятельности участников площадки как этапа, завершающего все образовательные события. | 5 | |||
Итого — 24 часа | 0 | 4 | 14 | 6 |
Способы оценки результатов стажировки.
Формирующее оценивание результатов стажировки основывается на следующих принципах:
3.1. Внешняя оценка результатов стажеров
№ | Форма оценки | Кем организована | Способ фиксации оценки |
1 | Оценка качества разработанного стажером методического конструктора. | Взаимооценивание стажерами продуктов | Устная рецензия с предварительным обсуждением критериев. |
2 | Оценка успешности спроектированного и проведенного стажерами образовательного события с использованием освоенной технологии | Участники ОС | Отзывы участников, опрос в сети «ВК» |
3 | Оценка уровня привлекательности для потенциальных участников спроектированного стажером вызова | Стажеры, учащиеся, родители гимназистов. | Рейтинг |
3.2. Самооценивание стажерами собственных результатов.
Одно из предназначений образовательного события — обнаружение собственных «разрывов» и дефицитов, а также определение дальнейшей траектории индивидуального развития. Основным инструментом оценивания деятельности стажеров является «Дневник стажера», который состоит из понятийного и операционного блока (область практических действий), имеет разделы констатации стартовых и промежуточных результатов стажера (анализ и рефлексия), а также раздел мысленного эксперимента (фиксация замыслов, прогнозирование результатов).
Основные профессионально — педагогических умения:
Уровни владения умениями:
По предложенным критериям и показателям участники смогут в баллах оценить эффективность собственного продвижения и представить их на итоговой кейс-конференции. Стажеры могут отказаться от афиширования собственных результатов. Работа с дневником начинается уже на дистанционном этапе, им же и завершается.
Таким образом, главным результатом стажерской площадки является продвижение участников относительно собственного уровня профессиональной компетентности, сопоставление с продвижением других участников выступает дополнительным стимулом саморегуляции и профессиональной самоидентификации, от которого стажер в праве отказаться.
С 15 по 17 февраля в МБОУ «Гимназия №164» в г. Зеленогорск, Красноярского края проходила стажировка учителей «Кейс-технология как ресурс организации событийного пространства индивидуализации образовательного процесса».
Ведущий стажировки: учитель русского языка и литературы МБОУ «Гимназия №164» Нехорошева Елена Викторовна.
Цель стажировки – развитие профессиональных компетенций участников через погружение в образовательное событие, смоделированное с использованием кейс-технологии.
Стажерская площадка была задумана как образовательное событие для педагогов, учитывающее специфику участников: наличие опыта, сформировавшегося педагогического стиля, ориентацию на практику.
Обратимся к ключевым моментам стажировки.
Первый этап работы стажерской площадки – дистанционный в группе «СОБЫТИЕ как прорыв»
В группе состоялось знакомство участников, обсуждение опорных терминов стажировки, обсуждение будущей совместной деятельности, были обозначены проблемы в рамках заявленной темы.
Образовательное событие «Альтернатива», в которое участники были погружены в первый день стажировки, давало возможность в деятельности овладеть приемами кейс-технологии. Для анализа был предложен материал организации, проведения и рефлексии Дней проектирования, проходивших в гимназии 30.01 по 01.02 2017 года. Участникам команд (стажерам и старшеклассникам гимназии) необходимо было предложить свое решение одной из обнаруженныхпроблем. Рефлексивный анализ образовательного события перешел в формат мастерской по созданию методического конструктора «Организация образовательного события с использованием кейс-технологии», позволивший закрепитьосновные способы и принципытехнологии. Мастер-класс «Сетевой формат образовательных событий» продемонстрировал возможности Интернет-ресурсов при организации ОС.
Апробация методического конструктора состоялась во второй день стажировки в процессе моделирования стажерами образовательного события для разновозрастной группы гимназистов (8–11 класс). Наибольшее затруднение вызвал этап определения темы/проблемы будущего ОС. Юныекорреспонденты Атом ТВ помогли стажерам: организовали опрос в социальной сети. Тема была определена: «Идеальный экзамен». Участие ребят-журналистов в процессе подготовки подсказало название разрабатываемого события: «Мы не можем без детей: у детей полно идей!» Кейс-игра была стажерами организована и проведена. Обсуждение результатов проходило совместно с детьми-участниками.
Педагогические дебаты по теме «Мероприятие в школе надо запретить» позволили участникам провести рефлексиюпроведенной кейс-игры (полученный опыт проведения образовательного события лег в основу аргументации позиций команд), кроме того, познакомиться с ещё одной событийной технологией. Стажеры обнаружили, что дебаты могут быть способом создания кейса, а значит, эти форматы связаны.
Итоговое оценочное событие – «Startup-презентация» (третий день стажировки) предполагало защиту идеи своего образовательного события. Для этого необходимо было разработать рекламный баннер и представить свой замысел аудитории: родителям, детям, коллегам. По результатам выступления все участники оценочного события составляли рейтинг «В каком образовательном событии я хотел бы принять участие?» Заключительным аккордом стажировки стало сопоставление рейтингов участниками стажерской площадки и представление коллегам выводов своего рефлексивного анализа.
За счет чего был обеспечен событийный формат стажировки?
Во-первых, за счет самой технологии кейс-игры, в которую были погружены стажеры. Так, например, в образовательном событии «Альтернатива» для анализа участникам была предложена реальная проблемная ситуация – «Дни проектирования в Гимназии». За ограниченный промежуток времени участникам необходимо было обнаружить проблему/проблемы организации этого формата, продумать и представить свой вариант решения. Продукт имел реальную значимость: для коллектива гимназии эта игра была по существу внешним аудитом деятельности, способствующим дальнейшему продвижению образовательного учреждения, о чем стажерам на этапе вызова было сообщено.
Во-вторых, в качестве вызова ОС выступала возможность аналитического сопоставления вариантов позиционной оценки стажером своего уровня компетенций. Участникам было предложено сравнить:
Оценка проходила по одним и тем же критериям:
Сопоставляя информацию трех оценочных листов, участники получили возможность обнаружить свои «проблемные зоны», что, по мнению ведущего, обеспечило осознанность и продуктивность дальнейшей работы.
Итак, ситуация развития была спроектирована организатором, как показывают рефлексивные эссе стажеров, достаточно успешно. Необходимо отметить, что в рамках заданных программой каждый участник имел возможность индивидуальной траектории движения. У каждого стажера были свои задачи, свои смыслы работы (что зафиксировано было в начале стажировки в «Дневнике стажера»), была возможность выбора, возможность действия по собственному замыслу, соответственно, каждый пришел к своему результату. Что ещё раз доказывает, что образовательное событие — это пространство реализации принципа индивидуализации, что и заявлено в теме стажировки.
Безусловно, оценить степень профессионального продвижения участников (что обозначено в формулировке цели стажерской площадки) за три днясложно, но по заявленным в оценочном листе критериям движение очевидно, хотя бы в смысле фиксации проблем. Так, на рефлексии участники неоднократно отмечали неумение, как ни парадоксально звучит, работать в группе, распределять функции, планировать работу (организаторская компетенция). Общее затруднение (и отрицание необходимости) вызвало задание при составлении рейтингов идей образовательных событий обозначить и позицию своего предложения, что говорит о неумении взглянуть на свою работу со стороны, объективно оценить свои результаты, т.е. о недостаточной гибкости мышления. Критерий «клиентоориентированность» – обсуждался стажерами на протяжении всех дней стажировки, но в конечном итоге был принят как профессиональный ориентир. И если в первый день при совместной (стажеры и старшеклассники) работе во время кейс-игры потенциал детей практически не использовался, то во второй день при проектировании образовательного события участники, испытывая затруднение при выборе темы, приняли решение провести экспресс опрос в социальной сети, более того, опрос проводили дети – корреспонденты АтомТВ, присутствующие на стажировке. Представляя идею своего образовательного события в третий день, большинство стажеров аргументированно сообщали, что отталкивались от интересов детей. Умение слушать и слышать своих учеников как осознанная необходимость было отмечено в рефлексивных эссе стажеров. Все перечисленные факторы можно считать положительными результатами стажировки.
Однако, у организатора, как участника образовательного события, субъекта деятельности,остался ряд вопросов. Образовательное событие, действительно помогает участникам обнаружить собственные дефициты. Пространство события должно дать возможность участникам овладеть новыми ресурсами за счет совместной деятельности с другими стажерами.Каждый участник должен либо уйти с новым ресурсом, либо с пониманием того, как этот ресурс добыть. Но как сделать этот результат максимально гарантированным? За счет какого приема организации образовательного события? Ответы на эти вопросы – перспектива развития организатора.
СПАСИБО проекту «Школа Росатома» за возможность получения неоценимого опыта, за развитие, за грамотную поддержку и сопровождение,просто за вдохновение!!!