Ваш браузер устарел!

Обновите ваш браузер для правильного отображения этого сайта. Обновить мой браузер

«Технология развития способностей дошкольника как эффективное средство развития и поддержки разных видов игры на культурном содержании пяти образовательных областей»

«Технология развития способностей дошкольника как эффективное средство развития и поддержки разных видов игры на культурном содержании пяти образовательных областей»

Ведущий стажировки: Соловьёва Ксения Юрьевна, МАДОУ «Детский сад №30 «Жемчужина», старший воспитатель

Участники стажировки: для педагогических и руководящих работников детских садов

Даты проведения стажировки: 14 – 16 мая 2024 года

E-mail: tolstova-88-ksu@mail.ru

Город: Лесной, Свердловская область

Цель программы: создание условий для активного погружения стажеров в игровое пространство и проектирования ежедневных образовательных событий в разных возрастных группах.

Задачи программы:

  • прокачать совместно со стажерами экспертные листы для анализа развивающей предметно-пространственной и образовательной среды группы, направленной на реализацию задач ФОП ДО и поддержку разных видов игры.
  • погрузить стажёров в самостоятельную разработку функционала играющего педагога для возникновения и развития четырех видов игры.
  • способствовать приобретению опыта проектирования и проживания образовательных событий, инициированных в ведущем виде деятельности дошкольника с внесением когнитивных задач пяти образовательных областей.
  • сформировать кейс универсальных средств погружения в содержательный аспект стажировки на основе рефлексивных профессиональных действий.
Программа мероприятий стажировки
Программа стажировки
https://vk.com/club224739659

Участники стажировки

Асташкина Юлия Александровна, Усолье-Сибирское

Богатырева Марина Геннадьевна, Зеленогорск

Вишнякова Татьяна Владиславовна, Новоуральск

Дубникова Ольга Викторовна, Трехгорный

Зайцева Оксана Игоревна, Полярные Зори

Запольская Альбина Викторовна, Удомля

Зенькова Марина Андреевна, Железногорск

Золотарева Полина Петровна, Димитровград

Зубова Ирина Юрьевна, Трехгорный

Иванова Анастасия Дмитриевна, Новоуральск

Кашина Анна Геннадьевна, Озерск

Леонова Варвара Александровна, Снежинск

Медведева Юлия Леонидовна, Новоуральск

Мелякова Анастасия Сергеевна, Десногорск

Осачук Юлия Сергеевна, Заречный ПО

Попова Оксана Сергеевна, Сосновый Бор

Селиверстова Алиса Руслановна, Снежинск

Фура Екатерина Львовна, Новоуральск

Чернова Наталья Владимировна, Заречный СО

Шилова Мария Александровна, Снежинск

Анализ стажировки

Стажировка проходила с 14 по 16 мая 2024 года на базе МАДОУ «Детский сад №30 «Жемчужина» городского округа «Город Лесной» Свердловской области. В работе стажировки приняли участие 20 стажёров, среди котопрых были учителя-логопеды, воспитатели и старшие воспитатели дошкольных образовательных организаций из 15 городов-участников проекта «Школа Росатома»: Десногорск, Новоуральск, Заречный ПО, Заречный СО, Полярные Зори, Усолье-Сибирское, Снежинск, Железногорск, Димитровград, Зеленогорск, Саров, Сосновый Бор, Трехгорный, Озерск, Удомля.

Информационной площадкой стажировки стала группа в социальной сети «ВКонтакте».  

Общение со стажерами началось еще до начала стажировки для того, чтобы лучше познакомиться друг с другом, педагогам было предложено написать о себе в рубрике «Будем знакомы» в группе «Событийный сапсан» в социальной сети «ВКонтакте». Это позволило участникам стажировки узнать о профессиональном опыте и личных интересах каждого, принявшего участие в виртуальном общении, и, благодаря этому стало ясно, что на стажировку едут единомышленники, которые искренне увлечены своим профессиональным делом, образовательной деятельностью с детьми и с нетерпением ждут этих трех дней профессионального общения, готовы «ломать стереотипы» и идти вперёд.

День первый.

Невероятно событийный день не только для стажёров, которые примчались из разных уголков нашей необъятной Родины, но и для меня, как руководителя стажировки. Обо всем по порядку. Начну с того, что само здание нашего детского сада детского сада впечатляет настолько, что вполне может быть расценено как событие.

«Беру свои слова обратно!», – восхищенно воскликнул один из стажеров, переступив порог детского сада. Реплика неким образом фиксирует, что для многих стажеров их личное образовательное событие стартовало с погружения в уникальный в архитектурном воплощении детский сад. Ведь каждый стажёр прибывает на стажировку со своими, только ему известными смыслами, а окунувшись в эту бескрайность архитектурного авторского замысла, понял, что в таком детском саду, безусловно, должны жить самые современные образовательные технологии для развития дошколят.

Встреча стажёров и торжественное открытие было упаковано в событийную рамку – путешествие на высокоскоростном поезде Сапсан. Почему именно Сапсан? Идея заключалась в том, чтобы за три дня, словно на современном высокоскоростном поезде Сапсан пролететь маршрут от станции погружения в стажировку до станции овладения стажерами технологией инициирования образовательных событий. Быстро, в сопровождении ведущего стажировки, который поможет на каждой станции разобраться с важными опорными точками движения по маршруту.

После напутственных слов от начальника управления образования города Алексея Павловича Парамонова, заместителя начальника управления образования Ольги Гелиантиновны Цимляковой и эксперта Инновационной сети проекта «Школа Росатома» Елены Сергеевны Непомнящей, команда из 20 стажёров отправилась в путь и прибыла на станцию «Погружение». Перед тем, как погрузиться в содержание, определить опорные точки образовательного события, стажеры при помощи метафорических карт смогли сформулировать свои ожидания о дальнейших трёх днях в пути.

Из высказываний каждого стажера стало ясно, что перед нами команда единомышленников, способных за три скоростных дня пройти путь от проектирования образовательного события до его реализации.

Приведу некоторые из этих высказываний:

«Мне попалась карта «Белоснежка и семь гномов». На этой карте я увидела себя в образе Белоснежки. Увидела моих любимых воспитанников, которые меня отправили в «Жемчужину» и сказали, что меня там будет ждать добрая волшебница, которая угостит меня яблочком, наполненным чем-то вкусным и полезным. Когда я это яблоко съем, косточку не выброшу, а привезу, чтобы посадить ее в нашем детском саду. Когда на нашей яблоньке появятся новые плоды, я раздам их всем».

«На карточке «Царь» в руках его яйцо, где скрывается загадка. В этом яйце как раз то, что мне бы хотелось разгадать на стажировке: узнать что-то новое, найти новых друзей и узнать изюминку вашего детского сада».

«Мне выпала карта со сказкой «Царевна Лягушка», где Иван ассоциируется у меня с коллективом вашего детского сада, который на протяжении трех дней будет подкидывать различные образовательные задачки. А вот с Василисой Премудрой ассоциирую себя я. Я хочу стать премудрой на вашей стажировке, погрузиться в проблемное поле стажировки и найти способы решения поставленных задач. Как Василиса Премудрая, попав в затруднительные положения, найти единственный путь, который приведет меня к результату».

Для того, чтобы приступить к разбору представлений о ключевых компонентах образовательного события, стажерам было предложено непосредственно погрузиться в наблюдение за работой ведущего стажировки и попытаться самостоятельно обнаружить опорные точки технологии.

Стажерам предстояло удержать себя в трех позициях: игровой – «помощники режиссера из разных городов России»; диагностической – педагоги, которые осуществляют индивидуальное взаимодействие с ребенком для определения уровня развития универсальных действий ребенка в процессе конструирования; стажерской – наблюдателя, фиксирующего инструмент работы ведущего стажировки.

Вооружившись диагностическими картами, ведь стажерам предстояло провести диагностический срез, мы сразу же отправились в среднюю группу «Дельфинята», где в течение 90 минут гениальный режиссёр Якина (ведущий стажировки) вместе с командой не менее гениальных помощников режиссера (стажеры), поддерживала образы детей в драматизации сказки «Кот, петух и лиса», отрабатывая движения и силу голоса, повадки героев. Таким образом, стажеры смогли понаблюдать, как происходит обогащение образно-ролевой игры посредством игры-драматизации, о котором в своей книге «Разбуди в ребенке волшебника» пишет Е.Е. Кравцова, и что так редко вносят в свой функционал поддержки и развития игры педагоги.

Еще одним мостиком перехода к образно-ролевой игре послужил вход нового героя – почтальона Печкина, который принес посылку, письмо и рассказал о своей милой сердцу почте, подселив тем самым в среду идею для новых образов и ролевого взаимодействия. Вброс когнитивной задачи произошёл именно в тот момент, когда юные артисты раскрыли посылку и обнаружили детали конструктора – куклы к сказке «Кот, петух и лиса». После чего на режиссерских полях разыграли уже знакомую сказку. Важно отметить, что все взрослые были вовлечены в это образовательное событие на сто процентов через позицию помощников режиссера. Этот такт работы был направлен на выявление опорных точек образовательного события для дальнейшего его проектирования.

Подробный разбор прожитого образовательного события помог «нащупать» те самые опорные точки технологии и преобразовать их в универсальную модель для проектирования своего образовательного события, что и являлось одним из следующих тактов работы.

Для дальнейшего погружения в технологию и кропотливой командной работы в условиях изучения предметно-развивающей среды групп детского сада, а затем дальнейшего погружения во взаимодействие с детьми, стажеры объединились в четыре команды, кураторами которых стали победители конкурса воспитателей проекта «Школа Росатома» разных лет: Марина Богатырева из Зеленогорска, Екатерина Фура из Новоуральска, Ольга Дубникова из Трехгорного, Анастасия Иванова из Новоуральска. Опыт каждого победителя Конкурсной программы уникален и их «зрячий» взгляд на технологию, их опыт помогли значительно увеличить скорость продвижения нашего «Событийного сапсана». Стажеры отправились в четыре группы детского сада, где им предстояло при помощи экспертных листов найти следы игровой деятельности и тем самым определить возраст тех детей, с которыми им предстояло инициировать образовательные события.

Приём «Печа-Куча» позволил представить результаты экспертизы в раскадровке и тем самым прокачать знания стажёров о классификации игр Е.Е. Кравцовой. Основываясь на опыте наблюдения за инициированием события ведущим стажировки и результатах собственных наблюдений за организацией предметно-развивающей среды группы, отражающей игровые и познавательные интересы воспитанников, стажеры приступили к проектированию образовательного события по универсальной модели проектировщика с включением предложенных когнитивных задач.

Для того, чтобы усилить фиксации стажеров на технологии инициирования образовательных событий, каждый из них написал публикацию с фиксацией на опорных точках образовательного события на содержании пяти образовательных областей, в которой стажеры расставили акценты на опорных точках: входе в событие из игровой деятельности, проблематизации, поиске детьми способа, открытии нового способа или использовании одного из открытых ранее, вбросе когнитивной задачи, образовательном взаимодействии с детьми с понижением градуса эмоциональности образа или роли, взрослым порой, «зашумляющего» решение ребенком когнитивной задачи, инициативные ходы детей, индивидуальный выход из события.

В завершении первого дня на «вечернем круге», передавая друг другу атомсмайл, каждый участник высказался по двум вопросам: что меня обрадовало и что огорчило за сегодняшний день. Многие высказались про увиденное образовательное событие, про детально разобранную развивающую среду:

«Мы очень рады, что попали на стажировку именно в ваш детский сад. Мы впервые увидели образовательное событие, которое инициировалось на протяжении 90 минут».

«Я тоже так хочу! Хочу по приезду домой попробовать тоже провести такое событие».

Так тепло и душевно завершился первый день стажировки!

День второй.

По накалу страстей этот день был, пожалуй, самым насыщенным. Ведь не случайно одна из победителей Конкурсной программы проекта «Школа Росатома» воскликнула: «Все как на конкурсе!».

Как только освоившиеся в масштабах «Жемчужины» стажёры переступили порог, их сразу же захватил вихрь уникального уклада жизни жемчужинок: флешмоб и исполнение гимна детского сада зарядили на продолжение пути в «Событийном сапсане» до следующей станции – «утренний круг» с вручением желтых браслетов, счастливыми обладателями которых стали: Миша из группы «Радужки», Аня из группы «Дельфинята», Соня из группы «Морячки», и первые малышки из группы «Космики» Ульяна и Катя. Таким образом, стажеры с самого утра были погружены не только в практику «утренний круг», но и в практику «событийный уклад».

«Я все поняла!» – воскликнула одна из участниц стажировки, признавшись в том, что сегодня ей удалось выявить важные составляющие успешного события вручения браслетов, которые она зафиксировала в своем посте:

  1. Секретная музыка, которая стала традицией. Это когда воспитателю не нужно никого звать или уговаривать: как только дети слышат музыку – они знают, что их ждет традиционный «утренний круг».
  2. Голос педагога. Вручение происходит максимально спокойно. Тихий и спокойный тон воспитателя – это важная часть, когда у детей выключается эмоция, а включается голова. Что это значит? Это значит, возбужденное состояние уходит на второй план, а разум начинает по-честному мыслить.
  3. Отношение педагога и детей. На сколько ты как педагог будешь уважать детей, настолько они будут уважать тебя и друг друга. Все нравственные ценности, которые сегодня были на круге – это то, к чему лично я стремлюсь в работе.
  4. Ответственность. Каждый голос – это ответственность. Это важная часть, которая должна пройти через сознание маленьких человечков. Ведь выход их группы без воспитателей – это важный шаг взрослого человека, отвечающего за его безопасность.

Для того, чтобы стажеры смогли оценить нюансы ведущего вида игры детей разного возраста (режиссерская, образная, сюжетно-ролевая игра и игра с правилами) и приемы вброса когнитивных задач с помощью технологии наглядно-пространственного моделирования (технология Л.А. Венгера), каждая команда стажёров прожила ежедневные образовательные события на четырёх группах, где при помощи чек-листов, с опорными точками технологии, выявленными в первый день стажировки, смогла проанализировать каждое из них.

В группе «Космики» стажерам удалось увидеть вход в образовательное событие педагогом группы в шляпе Волшебника (Еленой Александровной Мурыгиной). Разыгрывание простенького сюжета на режиссерском поле позволило привлечь к деятельности семь детей. Во время разыгрывания сказки «Репка» с использованием предметов-заместителей: полоски бумаги, вбросить образовательную задачу.

Воспитанники группы «Радужки» овладевали действием замещения определенного количества предметов вместе с Куклачевым (Мариной Владимировной Проничевой), который очень гармонично вошел в образную игру пятилеток, ведь они продолжительное время обогащают образы кошек. Фраза стажера: «Не нужно «вприсядку» заходить в группу, чтоб привлечь внимание. Не нужно истошно кричать, чтобы все подошли к тебе. Можно просто сесть у зеркала и заниматься созданием образа», говорит о том, что в группе действительно «живет событийный уклад», что дети привыкли к различным образам взрослого и спокойно воспринимают новый, даже тот, который «рождается» прямо в группе при детях.

«Дельфинята» также овладевали действием замещения определенного количества предметов, но уже вместе со строителем Иван Иванычем (Лариса Дмитриевна Чернышева), который попросил у детей помощи в монтаже дверей многоквартирного дома, такова проблематизация. Как отметили стажеры: «Дети легко включились в работу и помогли уже хорошо знакомому Иван Иванычу. Было видно, что дети «живут» так каждый день».

«Морячки» развернули сюжетно-ролевую игру «Путешествие в космос», где юный, капитан (Марк) со своей командой руководил процессом загрузки марсоходов и луноходов, осваивая действия построения оси графических моделей соотношения количеств, образующихся в результате пересчета одного и того же количества разными группами. Именно это образовательное событие отличалось огромной долей субъектности, ведь именно здесь оно было инициировано ребенком.

Стажеры в роли экспертов провели анализ просмотренных образовательных событий, который был представлен в виде универсальной модели ежедневного образовательного события по опорным точкам технологии: вход в событие из игровой деятельности, проблематизация, поиск детьми способа, открытие нового способа или использование одного из открытых ранее, вброс когнитивной задачи, образовательное взаимодействие с детьми, решение ребенком когнитивной задачи, инициативные ходы детей, индивидуальный выход из события. Этот такт работы позволил выявить дефициты технологии инициирования образовательных событий у педагогов представленных групп, обозначить сильные их стороны и позднее усилить свои домашние проекты.

Презентация стажерами моделей, спроектированных ежедневных образовательных событий, позволила нащупать слабые стороны, которые в основном заключались в поиске проблематизации и вброса когнитивной задачи. После презентации состоялось инициирование спроектированного ежедневного образовательного события командами стажеров. Стажерами была сделана попытка вброса когнитивной задачи с учетом того вида игры, которую на данный момент проживают дети в группах. Каждой группе были даны рекомендации по усилению образовательных событий: продумать образ для входа в событие; проработать проблематизацию; учесть возрастосообразную игру; проиграть возможные индивидуальные ходы детей.

Результативность и эффективность данной стажерской пробы была отмечена одним из стажеров, который подчеркнул, что на этапе проработки проектов образовательных событий его команде пришлось «перекраивать» его три раза.

Для формирования сообщества детей и новых взрослых, которые три дня активно погружались в образовательные форматы работы с детьми в детском саду, состоялось непосредственное знакомство стажеров с детьми, стажерам было предложено понаблюдать за ними во время группового «Времени Выбора» и выхода детей в «Волшебную нору».

Изучив интересы детей, пообщавшись с ними, стажеры вновь вернулись к своим проектам и «подтягивали» домашнюю версию образовательного события с учетом индивидуальных особенностей детей, подмеченных важных черт сообщества группы. Подготовили на группах развивающую предметно-пространственную среду к инициированию спроектированного ими ежедневного образовательного события.

Отзывы стажеров в конце второго дня стажировки говорят о том, что день выдался, действительно, наполненным, важным:

«День был насыщен практикой и пробами».

«Насыщенный день! Удалось не только подготовиться к заключительному дню стажировки, но и стать наблюдателем за работой трех команд. Презентации, игра, разбор и рекомендации руководителя и эксперта стажировки – ценный багаж, который мне удалось собрать сегодня в свою педагогическую копилочку».

Подошел к концу второй день стажировки, который завершился творческим, креативным, с множеством задачек из современной музыкальной культуры музыкальным квизом «Оранжевая вечеринка», где стажерам удалось на себе прочувствовать захватывающий драйв игры с правилами, в которую разработчики квиза упаковали множество наглядных и музыкальных задачек.

День третий.

«Событийный сапсан» прибыл на конечную станцию нашего стажировочного маршрута – оценочные события, проживая которые стажеры приобретали опыт инициирования образовательных событий с помощью технологии, которую они изучили на стажировке, и опыт экспертов, способных проанализировать образовательные события, инициированные коллегами, выявив его положительные стороны и зафиксировать трудности.

Первое образовательное событие состоялось во второй младшей группе «Космики», где живет режиссёрская игра. В этой команде стажером Татьяной Вишняковой из Новоуральска удалось инициировать режиссёрскую игру на режиссерском поле, что вызвало интерес у 10 малышей, которые тут же включились в событие. Отлично сработал прием включения звука настоящего дождя. Когнитивная задача: овладение способами построения объёмной трёхмерной конструкции домика по готовому образцу была принята детьми, но не решена всеми воспитанниками группы, так как стажеру не хватило опыта владения технологией моделирования – применение приема индивидуального соотнесения постройки ребенка с предметной моделью – образцом конструкции.

Во время инициирования образовательного события стажерам удалось увидеть индивидуальный ход мальчика Семена, который сразу не включился в игру, а зашёл в событие практически в самом конце и все-таки справился с поставленной задачкой, а Вика во время шума дождя на несколько секунд вынырнула из события, спрятавшись в тайном месте – режиссерском поле «Морское дно» – и «выплеснув» там приобретенный опыт, тут же вернулась обратно.

Следующее образовательное событие состоялось в средней группе «Радужки». Когнитивная задача: освоение действия моделирования игрового пространства при проведении игры-драматизации.

Стажер Екатерина Фура из Новоуральска обогатила игровой опыт детей, представ перед ними в образе директора театра: достаточно строгого, но потерянного, ведь все артисты заболели, а спектакль «Два жадных медвежонка» нужно показывать именно сейчас. До вброса когнитивной задачи директор театра поддерживал образы артистов на подиуме. Даже обратил внимание, чего не хватает для детализации образов медведей. Затем совместно с детьми «изобрел» хвостики, заместив их коричневыми кругами. Сначала в событие включились практически все дети, но в итоге заинтересовались пять человек, которые решили вброшенную стажером задачку на разметку игрового пространства для игры-драматизации и обыграли знакомую сказку.

Третье образовательное событие на средней группе «Дельфинята» было особенно интересным, так как, во-первых, было выстроено с учетом предыдущего опыта детей – приезд режиссёра Якиной со своими помощниками, а во-вторых, инициировали его пара педагогов Марина Богатырёва из Зеленогорска и Юлия Асташкина из Усолья-Сибирского. Перед детьми появились два ярких образа: фотограф, который принес к детям фото со вчерашнего спектакля и фотолаборант, у которого уже закончился рабочий день и вообще не хватает проявителя. Тут-то как раз и скрывалась проблематизация для «дельфинят». Им необходимо было понять, хватит ли для фото проявителя и если не хватит, то на сколько. Именно здесь и была вброшена когнитивная задача: овладение способами сравнения количеств путём приложения и наложения. Задача для детей была новая, поэтому Марина Богатырёва останавливалась на этапе обучения и помогала справиться каждому ребенку с поставленной задачей. В событие включилось 12 детей. После решения когнитивной задачи в импровизированной фотолаборатории дети смогли самостоятельно проявить свои снимки. Этот момент стал поистине волшебным, ведь как сказала Софа: «Вот это чудеса!».

Четвертое образовательное событие в старшей группе «Морячки». Сюжетно-ролевая игра «Космос». Задача – овладение числовой осью, как способом сравнения двух множеств предметов в результате пересчета количества мерок разного размера при измерении сыпучего вещества (крупы). Вхождение взрослого в игру детей продемонстрировала Анастасия Иванова из Новоуральска в роли повара. Стажеры наблюдали, как можно в игре создать проблему и её решить. На первый взгляд в образовательное событие не вошли две девочки (они разыгрывали свой сюжет в режиссерской игре высокого уровня) и Софа, которая всегда отличается тем, что удерживает свою собственную задачу. Вот и в этом событии она мастерила сумочки для конфет и печенья. Важно отметить, что именно эти девчонки во время того, как весь космический экипаж отмечал на числовой оси количество продуктов, заявили: «Ты слышала, что они возьмут с собой 5 наборов…». Уже после того, как событие исчерпало себя, и стажеры вернулись в аудиторию для анализа инициированных событий, мне с Еленой Сергеевной Непомнящей удалось побеседовать с Софой, чтобы определить уровень освоения действий построения модели числовой оси. И как ни странно девочка включилась в образовательный диалог, она отметила на оси свои продукты для космонавтов.

Анализ оценочных событий позволил зафиксировать приросты стажеров в овладении технологией и сформулировать общие рекомендации:

  • Предоставлять детям достаточно времени для игры перед тем, как начать инициировать образовательное событие. Их игровые потребности должны быть исчерпаны. Входить в образовательное событие необходимо через возрастосообразную игру.
  • Слышать и видеть все индивидуальные ходы детей во время образовательного события и вовремя поддержать их инициативу.
  • Увеличивать пространство для игры.
  • Создавать особые условия для ситуации обучения детей новому способу.
  • «Не зашумлять» процесс обучения высокой игровой активностью педагога, учиться маневрировать и удерживать позицию умного взрослого, раскрывающего ребенку культурные способы познания окружающего мира.
  • Обогащать развивающую предметно-пространственную среду вдохновляющими материалами.

Рефлексия стажировки позволила подвести мощный итог трехдневному пути на «Событийном сапсане»:

Стажеры признавались, что «было очень сложно проектировать и инициировать образовательные события, но в то же время там, где сложно, там и начинается развитие и профессиональный рост».

Рефлексивный пост стажера Марины Богатыревой свидетельствует о том, что даже если ты победитель Конкурса воспитателей, это не значит, что нужно останавливаться на достигнутом, ведь и у такого мэтра могут быть выявлены дефициты: «К сожалению, мы не доиграли, хотя накануне, командой взрослых неплохо справились. Не удалось нам протянуть ниточку в образно-ролевой игре. Познакомить детей в полной мере с действием фотографа и лаборанта в фотосалоне, не продемонстрировали взаимодействие между ними».

«Из стажировки увезла много. Захотелось писать. Захотелось пробовать внезапные образы, не подходящие под мое амплуа. Захотелось снова менять среду в группе».

Стажировка закончилась, а у стажеров все только начинается!

У педагогов-участников стажировки в городе Лесной появилась уникальная возможность разнообразить свой технологический инструментарий, у большинства из них сформирована компетентность применения технологии развития способностей дошкольника как эффективного средства развития и поддержки разных видов игры на культурном содержании пяти образовательных областей.

С уважением, автор и ведущий стажировки, Ксения Юрьевна Соловьёва

Фотоальбом стажировки

Видеоматериалы со стажировки

Отзывы о стажировке

Отзывы стажеров

Полезные материалы

Чек-лист образовательного события
Экспертный лист оценки среды группы