Обновите ваш браузер для правильного отображения этого сайта. Обновить мой браузер
«Формирование игрового опыта детей старшего дошкольного возраста с помощью технологии EDUCATION Baby-Scrum»
Развитие профессиональных игровых компетенций участников стажировки по освоению и внедрению технологии EDUCATION Baby-Scrum, обеспечивающей развитие игры с правилами у старших дошкольников для достижения целевых ориентиров ФГОС ДО.
Если хочешь построить корабль, то не собирай людей, чтобы они принесли лес, и не распределяй задания, а лучше пробуди в них тоску по бескрайней дали моря.
Антуан де Сент-Экзюпери
Игра для детей – столь же серьезное занятие, как для взрослых – работа. И такое же обязательное, потому что главное дело маленького человека – расти и всесторонне развиваться, чему игра может поспособствовать больше, чем что-либо другое. Дети сами играть не научатся. Поэтому путь к самостоятельной детской игре начинается только с взрослыми. В Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования игра рассматривается как важное средство социализации личности ребенка – дошкольника. Право на игру зафиксировано и в Конвенции о правах ребенка (ст. 31).
В исследованиях Л.С. Выготского, Е.Е. Кравцовой, возраст 6-7 лет – это период игры с правилами. В этом возрасте у ребенка появляется естественная потребность играть со сверстниками. «Здесь уже нет увлекательного сюжета, нет привлекательных ролей, за которыми ребенок прячется. Здесь сюжет скрыт и удерживается в детском воображении. Часто мы можем видеть, что шести- и семилетние дети дольше договариваются о правилах, чем развернуто играют. Во всех смыслах игра по правилам – это школа произвольности».
Ребенок учится управлять своим поведением, своими эмоциями и подчиняться правилам. Это именно те навыки, которые потом пригодятся ему в школе.
По определению А.В. Запорожца, характер поведения детей существенно отличается в случае, когда ребенок действует в условиях игры или при наличии игровой мотивации, в отличие от условий прямого задания. В своем исследовании он пишет: «Игра представляет собой первую доступную для дошкольника форму деятельности, которая предполагает сознательное воспроизведение и усовершенствование новых движений».
На протяжении дошкольного детства в развитии воли происходят существенные изменения: поведение ребенка становится все более произвольным, обдуманные действия начинают преобладать над импульсивными. Ребенок приобретает способность к преодолению препятствий, освобождается от случайной внешней зависимости. Адекватно ведет себя не только в условиях, когда он ждет награды или наказания, но и на основе внутренних побуждений – данного слова, обещания, какого-то правила. Зарождаются и формируются такие черты личности, как настойчивость и самостоятельность в достижении цели, умение преодолевать трудности, чувство долга по отношению к окружающим. Таким образом, к концу дошкольного возраста ребенок приобретает возможность адекватно вести себя на основе внутренних побуждений, а не только в условиях ожидания какого-либо поощрения со стороны взрослых или сверстников. На этой основе возникает соподчинение мотивов. В старшем дошкольном возрасте произвольность становится одной из форм волевого поведения, новой качественной характеристикой саморегуляции поведения и деятельности.
Итак, в развитии произвольности в старшем дошкольном возрасте большое значение отводится игре с правилом. Правила, которые являются составной частью дидактических и подвижных игр, позволяют ребенку осознавать, контролировать и оценивать свои действия. В играх с правилами ребенок учится управлять своим поведением в соответствии с определенными представлениями, требованиями, нормами.
Дошкольный возраст – это время развития через игру. Мы должны создавать ребенку все необходимые условия для развития самодеятельной игры, в которой он вынужден подумать, в которой он преодолевает себя и какие-то трудности, но в итоге побеждает. Именно самодеятельная игра развивает в нем личность, инициативу, творческие, коммуникативные, умственные способности.
Технология EDUCATION Baby-Scrum (далее Scrum-технология), представленная на стажировке, способна создать условия для развития игры с правилами. Ключевая идея технологии заключается в том, что развитие детей происходит в игре, небольшими командами, которые объединены единой целью. Для достижения той или иной цели дошкольники подчиняются правилам, которые сами разработали. Данная технология позволяет детям активно включаться в игру с правилами, какое-либо совместное дело, проявлять самостоятельность, инициативу, произвольность, уверенность в себе. Во время работы в команде дети используют накопленный игровой опыт и получают новый, что способствует более результативной работе по тому или иному вопросу.
В ходе стажировки стажерам будет предложено разработать свой инструментарий для реализации и внедрения Scrum-технологии.
Пройдя программу стажировки, педагоги смогут повысить свой профессиональный уровень, на практике узнать о возможностях включения Scrum-технологии в игровую деятельность. Получив знания по эффективному использованию современных образовательных решений, педагоги сумеют мотивировать дошкольников к познанию нового, научатся эффективно применять данную технологию в своей ежедневной деятельности – как при обучении ребенка, так и в игре с ним.
Для развития игровой деятельности необходимо выполнение нескольких условий: создание развивающей предметно-пространственной среды, наличие определенного времени в режиме дня и профессионализм педагогов. Без выполнения этих условий невозможно развитие творческой самодеятельной игры детей. В рамках стажировки стажерам будет предложено познакомиться с существующей в ДОУ моделью РППС, проанализировать созданные условия для игровой деятельности.
Ведущими формами работы педагогов по программе стажировки будут:
Все практические материалы, наработанные стажерами во время их деятельности, будут размещены в закрытой группе ДОУ на Facebook. Итоговый продукт: брошюра, буклет, SD-диск с материалами стажировки.
Деятельность стажеров в рамках программы стажировки будет направлена на реализацию поставленных задач в информационном блоке. Данная программа основана на личностно-деятельностном подходе, предусматривает комплекс различных форм обучения: практические занятия, практические пробы, групповое и индивидуальное проектирование, наблюдения. На промежуточных этапах стажировки проводится оценочное событие, которое позволяет оценить уровень присвоения практического опыта стажерами и определить дальнейший маршрут прохождения программы стажировки. Программа стажировки включает 3 модуля и рассчитана на 24 часа.
Формулировка понятийной и (или) практической задачи | Содержание работы по задаче | |
I модуль «Погружение в море Детство» | ||
Создать условия для делового, творческого, профессионального общения и погружения стажеров в теорию и практику игрового взаимодействия с детьми на разных возрастных этапах. | 1. Игровой тренинг «Морское путешествие». Формирование групп стажеров на дальнейшее взаимодействие. 2. Целеполагание. Ввод «Scrum». Стажерам будет предложено обозначить свои ожидания от предстоящей стажировки на «Scrum-доске» с помощью ярких стикеров. 3. «World cafe»: «Вся наша жизнь – игра». Формирование представлений о структуре игровой деятельности дошкольников: классификация игр Е. Кравцовой (режиссерская, образная, сюжетно-ролевая, игра с правилами). 4. Оценочное событие. Разработка путеводных карт для анализа развивающей предметно-пространственной среды групп ДОУ, направленной на поддержку игровой деятельности, самостоятельности и инициативы дошкольников на разных возрастных этапах. 5. Образовательный квест «Найди Жемчужинку». Стажерская проба. Экспертиза предметно-пространственной среды групп ДОУ по разработанным путеводным картам. 6. Стажерская проба. «Карта подводного мира». Фото-презентация результатов обследования предметно-пространственной среды групп ДОУ. Анализ полученных результатов. 7. Рефлексия дня. Рефлексия Scrum. | |
II модуль «Тайны подводного Царства» | ||
Разработать, совместно со стажерами, функционал воспитателя для развития игровой деятельности детей старшего дошкольного возраста. Сформировать мотивационную готовность у всех участников стажировки к изучению и апробации технологии EDUCATION Baby-Scrum, как игровой практики. Погрузить стажеров в проектирование образовательной деятельности с использованием технологии EDUCATION Baby-Scrum. Спроектировать совместно со стажерами план одного рабочего дня воспитателя в рамках реализации технологии EDUCATION Baby-Scrum. | 1. Стажерская проба «Тайны Жемчужинки». Разработка листа наблюдений за деятельностью воспитателя, реализующего технологии поддержки детской игры. 2. Круглый стол. Презентация разработанного листа наблюдений за деятельностью воспитателя, реализующего технологии поддержки детской игры. 3. Стажерская проба. Экспертиза, по разработанным листам наблюдений за деятельностью воспитателя в старших и подготовительных группах детского сада. 4. Педагогический ринг «По волнам технологии». Знакомство с теоретическими основами технологии EDUCATION Baby-Scrum. Создание «Словаря — путеводителя» по реализации технологии. 5. Киношкола «Тайны Дельфинят». Погружение стажеров в опыт реализации технологии EDUCATION Baby-Scrum как средства развития дошкольников в игровой деятельности. Анализ видео ролика. Наблюдение за деятельностью педагога 6. Оценочное событие. Дискуссионные качели «EDUCATION Baby-Scrum – ежедневное применение». Формирование опорных точек технологии, связывающих игру и образовательную задачу. 7. Стажерская проба. Проектирование одного дня работы воспитателя, в старшей и подготовительной группах, в рамках применения технологии EDUCATION Baby-Scrum. 8. Рефлексия дня. Рефлексия «Scrum» (продолжение) | |
III модуль «К берегам технологии» | ||
Апробировать технологию EDUCATION Baby-Scrum в подготовительной группе, учитывая интересы детей и те образовательные задачи, которые решаются в данный временной отрезок. Спроектировать «Большую игру» на стыке двух технологий, учитывая возрастные особенности детей, их интересы и образовательные задачи, которые будут решать в ходе ее проживания. Раскрыть игровой потенциал стажеров в ходе проживания ими «Большой игры». | 1. Стажерская проба. Инструментарий педагога. Апробирование технологии EDUCATION Baby-Scrum в старших и подготовительных группах детского сада по разработанному плану. 2. Краткий экскурс по технологии «Клубный час» в рамках проведения «Большой игры». 3. Стажерская проба. Проектирование «Большой игры» для детей старшего дошкольного возраста на стыке двух технологий «EDUCATION Baby-Scrum» и технологии эффективной социализации Н. П. Гришаевой «Клубный час». 4. Оценочное событие. Стажерская проба. Проживание «Большой игры» в сообществе детей, воспитателей и специалистов детского сада на основе собственного, полученного в ходе стажировки опыта. 5. Педагогическое чаепитие «Плюсы и минусы использования двух технологий при проектировании «Большой игры». Обмен мнениями и впечатлениями, выводы, предложения, прогнозирование деятельности участников стажировки. 6. Рефлексия дня. Рефлексия «Scrum» (подведение итогов) | |
№ | Формулировка понятийной и (или) практической задачи, решаемой в рамках стажировки | Количество часов | |||
Лекции | Практические занятия | Стажерская проба | Оценочное событие | ||
1. | Мотивировать стажеров на дальнейшее взаимодействие | 0,5 | |||
2. | Сформировать представления о структуре игровой деятельности дошкольников: классификация игр Е. Кравцовой (режиссерская, образная, сюжетно-ролевая, игра с правилами). | 1,5 | |||
3. | Разработать путеводные карты для анализа развивающей предметно-пространственной среды групп ДОУ, направленной на поддержку игровой деятельности, самостоятельности и инициативы дошкольников на разных возрастных этапах. | 1,5 | |||
4. | Провести экспертизу предметно-пространственной среды групп ДОУ по разработанным путеводным картам. | 1 | |||
5. | Презентовать и проанализировать результаты обследования предметно-пространственной среды групп ДОУ. | 1 | |||
6. | Разработать лист наблюдений за деятельностью воспитателя, реализующего технологии поддержки детской игры. | 1,5 | |||
7. | Презентовать разработанный лист наблюдений за деятельностью воспитателя, реализующего технологии поддержки детской игры | 1 | |||
8. | Провести экспертизу, по разработанным листам наблюдений, деятельности воспитателя в старших и подготовительных группах детского сада. | 1 | |||
9. | Познакомить стажеров с теоретическими основами технологии EDUCATION Baby-Scrum. Создать «Словарь-путеводитель» по реализации технологии. | 1,5 | |||
10. | Погрузить стажеров в опыт реализации технологии EDUCATION Baby-Scrum как средства развития дошкольников в игровой деятельности. Проанализировать видеоролик. | 1,5 | |||
11. | Сформировать опорные точки технологии, связывающих игру и образовательную задачу. | 0,5 | |||
12. | Спроектировать один день работы воспитателя в старшей и подготовительной группах в рамках применения технологии EDUCATION Baby-Scrum. | 1,5 | |||
13. | Апробировать технологию EDUCATION Baby-Scrum с детьми старшего дошкольного возраста по разработанному плану. | 1,5 | |||
14. | Познакомить с особенностями реализации технологии «Клубный час» в рамках проведения «Большой игры». | 1 | |||
15. | Спроектировать «Большую игру» для детей старшего дошкольного возраста на стыке двух технологий «EDUCATION Baby-Scrum» и «Клубный час». | 2 | |||
16. | Прожить «Большую игру» в сообществе детей, воспитателей и специалистов детского сада на основе собственного, полученного в ходе стажировки опыта. | 3 | 1,5 | ||
17. | Обмен мнениями и впечатлениями, выводы, предложения, прогнозирование деятельности участников стажировки. | 1 | |||
Итого: 24 учебных часа | — | 6 | 13,5 | 3,5 |
Внешнюю оценку эффективности результатов стажировки осуществляет экспертная группа из числа представителей администрации детского сада, педагогов — практиков, родительского сообщества.
Экспертная группа осуществляет внешнюю оценку результатов стажировки, оценивая стажерские пробы.
Внешняя оценка осуществляется по следующим критериям:
На странице стажировки сайта МАДОУ «Детский сад №30 «Жемчужина» https://30lsy.tvoysadik.ru/ будет осуществляться ежедневное информирование о работе стажировочной площадки и ссылка на размещенный лист экспертной оценки, на котором стажеры смогут увидеть результаты стажерских проб.
Будет происходить в форме диагностических анкет и рефлексивных карт. Диагностическая анкета содержит вопросы на формулирование стажерами собственных целей и задач, оценивание уровня владения методами и технологиями, понимания концептуальных идей ФГОС дошкольного образования. Самооценивание стажерами собственных результатов по итогам проведенных стажерских проб осуществляется через заполнение рефлексивной карты о результатах, достижениях, полученных во время стажировки. В результате сравнения внешней и внутренней оценки формируется круг проблем, решение которых может стать совместной деятельностью администрации и педагогов после стажировки.
Рефлексия проводится по определению стажером уровней (высокий, средний, низкий) по следующим параметрам:
Листы самооценки будут размещены на странице стажировки в закрытом доступе и могут быть опубликованы по желанию стажеров.
С 12 по 14 февраля в городе Лесной на базе МАДОУ «Детский сад №30 «Жемчужина» (комбинированного вида) состоялась стажировка педагогических и руководящих работников детских садов по теме: «Формирование игрового опыта детей старшего дошкольного возраста с помощью технологии Education Baby-Scrum».
Руководитель стажировки: Соловьёва Ксения Юрьевна, воспитатель подготовительной группы. Целью программы было развить профессиональные игровые компетенции участников стажировки по освоению и внедрению технологии EDUCATION Baby-Scrum, обеспечивающей развитие игры с правилами у старших дошкольников для достижения целевых ориентиров ФГОС ДО. Программа стажировки была выстроена в виде морского путешествия, где команда педагогов детского сада пригласила стажеров на борт своего корабля для увлекательного события.
Участники стажировки – 14 воспитателей, 1 заместитель заведующего по методической работе и 1 эксперт прибыли в город Лесной из 5 городов присутствия Госкорпорации Росатом. Для 14 педагогов участие в стажировке происходило впервые.
День первый — «Погружение в море Детство» начался с открытия стажировки, участников которой приветствовали — глава ГО «г. Лесной» С.Е. Черепанов, председатель городской думы Т.А. Потапова, заместитель главы города по вопросам образования, культуры и спорта Е.А. Виноградова, начальник МКУ «Управления образования ГО «г. Лесной» А.П. Парамонов, заместитель начальника МКУ «Управление образования ГО «г. Лесной» Иванов И. А.
Впереди стажеров ожидал игровой тренинг, где им было предложено познакомиться друг с другом с позиции морского обитателя, а также построить свой навигационный маршрут.
С целью формирования представлений стажеров о структуре игровой деятельности дошкольников было организовано Worldcafe, в ходе которого была выявлена проблема: стажеры имеют слабые представления о классификации игр, описанной Е. Е. Кравцовой. Для решения данной проблемы стажерам была представлена теория игры, проиллюстрированная примерами из собственного опыта, а также была предложена литература для домашнего прочтения.
Итак, знания об игре упорядочили, пришло время познакомиться с развивающей предметно-пространственной средой групп детского сада для получения опыта организации развивающей предметно-пространственной среды по поддержке и развитию игровых навыков в условиях реализации ФГОС дошкольного образования. С целью детального анализа организованной среды стажеры разделились на 5 подгрупп по три человека и провели экспертизу по готовым экспертным листам, где важно было понять, не только наличие или отсутствие условий, но, понаблюдав за деятельностью детей, предположить виды игр, характерные для детей данных групп. Таким образом, появилась возможность обследовать все группы дошкольного возраста. После обеда коллеги презентовали свои находки и пришли к выводу, что среда соответствует представленным критериям лишь в части групп. Совместно с экспертом «Школы Росатома» Шевченко Н. Ю. вынесли рекомендации по организации пространства с акцентом на развитие и поддержку игровой деятельности дошкольника.
Следующим шагом стажировки являлось задание: разработать лист наблюдений за деятельностью воспитателя, внедряющего технологии детской игры. На данном этапе у стажеров также возникла трудность: определить, чем отличается функционал от компетенций и что же лучше прописывать в листе наблюдения. Разобрав этот вопрос пришли к выводу, что компетенции педагога очень сложно отследить, а вот функционал возможно прописать в критерии и пронаблюдать в процессе экспертизы. Так совместными усилиями и с небольшими коррективами у нас появился разработанный лист наблюдений за деятельностью воспитателя, реализующего игровые технологии.
Рефлексия дня была проведена с помощью скрам-доски, на которой участникам стажировки было предложено написать один вопрос на который они так и не нашли ответ. Такими вопросами послужили: «Где границы образной игры?», «Как правильно войти в игру не разрушив ее?».
После насыщенной и продуктивной работы стажерам было предложено познакомиться с дополнительным образованием ДОУ. Так распределившись на 4 подгруппы по очереди в течение 20 минут им удалось побывать в развивающем центре, попробовав свои силы в сборке и проектировании модели линейки LegoWedo и ТехноЛаб, расслабиться в сенсорной комнате с помощью тренингов психологической разгрузки и оздоровиться в ароматерапии, вдыхая пары аромомасел.
Второй день начался для стажеров с бодрящего флешмоба в физкультурном зале, где их уже ожидали ребята из группы «Дельфинята». Так зарядившись на весь день позитивом и бодростью духа, стажеры отправились в группы детского сада для апробации составленного ранее листа наблюдений за деятельностью воспитателя. В ходе наблюдения стажерам удалось проследить присутствие практически всех критериев, из чего удалось сделать вывод о том, что разработанный лист наблюдений помогает определить функционал педагога реализующего игровые технологии, однако данная разработка нуждается еще в корректировке и доработке.
Далее стажерам была предоставлена возможность проявить полученные ранее знания об игре и компетентном играющем педагоге в ходе «педагогических этюдов на полу». Коллеги учитывая вид игры, который попался им по жребию, виртуозно разыгрывали различные сюжеты и образы, проявляя важные качества «играющего педагога» в соответствии с заданным видом игры.
Затем участникам стажировки был представлен теоретический материал по теме: «Опыт реализации технологии EDUCATION Baby-Scrum как средства развития дошкольников в игровой деятельности». В ходе обзора данной темы стажерам были предложены для анализа два видеоролика, в которых четко прослеживались все основные этапы технологии. Из которых удалось сделать вывод о том, что технология позволяет обогащать и развивать игру у старших дошкольников.
В ходе анализа представленных материалов стажерами была осуществлена стажерская проба по проектированию одного рабочего дня в подготовительной группе в рамках применения технологии EDUCATION Baby-Scrum. После активного обсуждения стажерам было предложено отправиться в подготовительную группу для реализации одной на выбор образовательной задачи. Таким образом, коллегам удалось апробировать технологию EDUCATION Baby-Scrum в подготовительной группе, учитывая интересы детей и те образовательные задачи, которые решаются в данный временной отрезок.
Рефлексия второго дня показала, что участники стажировки на 100 процентов разобрались с этапами технологии, однако некоторым участникам технология оказалась не «по вкусу». Возникли споры по поводу определения места игры в ходе реализации технологии, однако был сделан акцент на то, что на этапе презентации собственного продукта у детей может появиться игра с правилами.
Далее стажеры отправились на интеллектуальную игру #Мозгобойня, где смогли отвлечься и проявить свои знания.
После традиционного бодрящего флешмоба начался третий день стажировки — «К берегам технологии». Стажерам был представлен краткий экскурс в технологию «Клубный час», который позволил в дальнейшем спроектировать большую игру на стыке двух технологий.
Стажеры активно принялись разрабатывать каждую из мастерских, которых было 4: развивающий центр, изостудия, физкультурный зал, музыкальный зал. В ходе проектирования педагоги проявили игровые компетенции, учитывали возрастные особенности, а также тематику. Большая игра была спроектирована с учетом даты окончания стажировки – 14февраля – Дня всех влюбленных.
В назначенное время, после работы на доске выбора, дети отправились по мастерским. В мастерских их ждали стажеры с заранее подготовленным планом. Случилась полная неожиданность для стажеров, когда зайдя в физкультурный зал, дети сами инициировали игру в футбол, а стажеры мастерски перевоплотились и дали возможность детям реализовать собственный замысел. Идентичная ситуация произошла и в музыкальном зале, где дети сами стали предлагать движения для разучивания нового флешмоба. А в изостудии, благодаря провокации эксперта, случилась режиссерская игра, которая настолько увлекла ребят, что еще неделю жила в группах. У стажеров лучше всего получилось поиграть в рамках «Клубного часа» в игры с правилами, чуть сложнее сложилось с режиссерской игрой и совсем не получилась игра образная. Сюжетно-ролевую игру в рамках заданной формы развернуть очень сложно.
В ходе проведения стажерских проб стажеры пришли к выводу, что не было необходимости проектировать детально деятельность в ходе мастерской, можно было лишь инициировать, самим начать игру и далее поддержать игру детей с учетом их интересов. Так стажеры превратились в профессионалов, играющих педагогов, которые просто играли с детьми ведь «все взрослые сначала были детьми, только мало кто из них об этом помнит».
Ключевой фразой, при итоговой рефлексии послужили слова одного из стажеров: «Оказывается, дети так играют, а раньше я подумала бы, что это балаган».
Так прошли три дня стажировки! Коллеги превратились в дружный сплоченный коллектив педагогов-профессионалов, которые поехали с твердым убеждением, что «так как мы жили раньше, больше не можем».