Обновите ваш браузер для правильного отображения этого сайта. Обновить мой браузер
«Технология действования в социально значимых ситуациях как способ формирования базовых ценностей через погружение в специальную образовательную среду»
Ведущий стажировки: Фадина Мария Александровна, город Заречный Пензенской области, МАОУ ГИМНАЗИЯ № 216 «ДИДАКТ», учитель русского языка и литературы
Участники стажировки: педагогические работники
Даты проведения стажировки: 28.03, 30-31.03.2022
E-mail: fadina-ma@mail.ru
Город: Заречный Пензенской области
Цель программы: апробирование педагогами самостоятельных, инициативных педагогических действий и форм становления субъектности через проектирование социально значимых ситуаций в соответствии с базовыми ценностями, прописанными в программе воспитания.
Задачи программы:
Кузина Ольга Александровна
Егорова Карина Сергеевна
Шалдаманова Татьяна Леонидовна
Береснева Елизавета Андреевна
Ушакова Елизавета Егоровна
Воробьева Марина Радиковна
Кононенко Мария Дмитриевна
Кузьминых Татьяна Владимировна
Васильева Елена Николаевна
Горбунова Алена Валерьевна
Свалова Елена Викторовна
Ухтомская Ангелина Михайловна
Три дня стажировки погрузили меня (да и всю нашу школу! Ведь любая стажировка – это работа не одного человека, а Команды) в Зазеркалье, когда в отражении ты видишь всего себя – с собственными дефицитами, ресурсами и перспективами. Выбираться из Зазеркалья пришлось долго, но – мы же опытные! не в первый раз! – мы были готовы к этому. Выбрались. Теперь содержательно рефлексируем)
Кажется, я открыла новый закон: от уксуса — куксятся, от горчицы — огорчаются, от лука — лукавят, а от сдобы — добреют! Как жалко, что никто об этом не знает… Все было бы так просто. Ели бы сдобу — и добрели!
Задумывая стажировку, я ожидала максимально простых, понятных и логичных результатов: мы говорим о воспитании через действование, действуем сами и переносим на повседневную педагогическую деятельность. Ведь, казалось бы, куда очевиднее: пока не попробуешь сам – не узнаешь. Поэтому после приветственных слов стажеры отправились к десятиклассникам гимназии на игру-знакомство.
Старшеклассники придумывали игру самостоятельно, удерживая при этом задачу: поставить педагогов в объектную позицию и не давать им возможности выйти из нее. Дети отлично поняли, что от них требуется (от них был интересный уточняющий вопрос: «Надо поиграть так, как в школе делаем или как обычно в загородном лагере знакомимся?» После этого мы осознали, что наши дети интуитивно понимают разницу между субъектом и объектом и что мы верной дорогой идем)) Игра получилась яркой, насыщенной, взрослые активно включились в процесс.
По задумке на рефлексивной сессии мы через анализ степени субъектности каждого участника игры должны были выйти на понятие «образовательная (воспитательная) среда» и далее уже, разбирая каждый компонент среды, погрузиться в тему стажировки. Но оказалось, что даже понятие «субъект» для многих стажеров не соотносится с педагогической практикой, а на вопрос о целях присутствия на стажировке некоторые педагоги ответили, что их направили, поэтому они пришли («субъектность» во всей красе!). И тогда разрыв случился у нас.
Вот это я упала, так упала! Упасть с лестницы для меня теперь — пара пустяков.
«Падать» и «подниматься» в «Школе Росатома» — дело привычное, мы похвалили себя за предусмотрительно заготовленный день перерыва и сели переделывать ход стажировки.
Мы учли разный уровень осведомленности стажеров и разную степень мотивации к качественным изменениям, поэтому разделили участников на две группы: первая группа на модельном семинаре с экспертами разбиралась в терминологии и основополагающих моментах, а вторая в совместной деятельности с детьми проектировала банк социально значимых ситуаций. Конечно, выход из зоны комфорта у первой группы получился глобальный (я, если честно, даже немного позавидовала нашим стажерам: впервые услышать легенду о путнике, соотнести с этапами деятельности… ммм, сколько еще открытий впереди!). Ценен комментарий от молодого специалиста: «Какое счастье, что я только три месяца работала неправильно!»
Оставалось вывести из зоны комфорта вторую группу – стажеров, которые обладали достаточным багажом компетенций. В бой мы бросили тяжелую артиллерию – наших десятиклассников. Им предстояло выступить в роли критиков, а стажерам нужно было доказать социальную значимость ситуаций, изображенных на фото, и «раскрутить» дальнейшую деятельность. Появилось множество вопросов, на которые не было ответов, множество сомнений, размышлений…
Я… я не знаю, кто я теперь. Я знаю только, кем я была, когда встала сегодня утром. С тех пор я изменялась много раз.
В третий день к нам пришли другие стажеры. Это было видно по настроению, блеску глаз, череде вопросов и рефлексивным листам – глубоким, ярким, искренним. Нам остро не хватало живого общения, но километры и часовые пояса явственно стирались, создавая единое пространство. Мы анализировали пробы, вместе искали ответы на вопросы, возвращались в точки вызовов и меняли маршруты. Стажеры наконец-то начали получать удовольствие не столько от результата, сколько от процесса – и сразу ушел страх ошибок и раскрылась в полной мере любознательность, неуспокоенность, субъектность…
Здесь приходится бежать что есть мочи только для того, чтобы оставаться на месте, а уж если хочешь куда-нибудь передвинуться, придется бежать, по меньшей мере, вдвое быстрее.
За два дня стажеры провели несколько проб. Кто-то – наученный, опытный – сразу запросил обратную связь, понимая, что за критикой, замечаниями, предложениями можно увидеть клад идей, которые, переработав, реально использовать в собственной педагогической практике. Кто-то – робко делающий первые шаги в образовании – осторожничал, но пробовал взаимодействовать по-новому и со своими детьми, и с ребятами из других городов. Скорость движения в теме, освоения, осознания приращений, конечно же, была разной… но мы увидели тех, с кем интересно было бы встретиться на следующем конкурсе «Школы Росатома» – а это значит, что нам тоже надо не оставаться на месте, а бежать.
Нет ничего на свете, из чего нельзя было бы сделать вывод. Надо только знать, как взяться за дело.
А вывод-то, собственно, прост: хочешь научить детей менять роли и позиции? Начни с себя! Жаждешь, чтобы воспитанники совершали осознанный и ответственный выбор? Сам проявляй субъектность! Хочешь освоить технологию действования? Действуй сам!!!