Обновите ваш браузер для правильного отображения этого сайта. Обновить мой браузер
Использование проблемно-диалогической технологии для формирования у учащихся функциональной грамотности
Ведущий стажировки: Терпугова Екатерина Сергеевна, МБОУ «СОШ №112», учитель английского языка
Участники стажировки: учителя начального, общего и среднего образования
Даты проведения стажировки: 03.05-05.05.2023 г.
E-mail: kattiterpugova@yandex.ru
Город: Трехгорный, Челябинская область
Цель программы: Создание условий для развития профессиональных компетенций педагогов в области формирования у учащихся функциональной грамотности.
Задачи программы:
Артамонова Елена Александровна, Трехгорный
Бабаева Ирина Викторовна, Трехгорный
Воробьева Марина Радиковна, Трехгорный
Гильмутдинова Ольга Васильевна, Трехгорный
Зарицкая Екатерина Владимировна, Трехгорный
Коврижных Елена Константиновна, Лесной
Леонтьева Мария Николаевна, Саров
Маурина Юлиана Сергеевна, Новоуральск
Немыкина Яна Игоревна, Сосновый Бор
Ноздрина Марина Эдуардовна, Трехгорный
Осипова Любовь Михайловна, Снежинск
Сидорова Ольга Олеговна, Трехгорный
Суренская Наталья Николаевна, Курчатов
Урушева Татьяна Андреевна, Заречный СО
Чернышова Ольга Павловна, Нововоронеж
С 3 по 5 мая 2023 года на базе МБОУ «СОШ №112» г.Трехгорного Челябинской области проходила стажировка по теме «Использование проблемно-диалогической технологии для формирования у учащихся функциональной грамотности». В ней приняли участие учителя начального, основного и среднего образования из 9 городов-участников проекта «Школа Росатома»: Саров, Сосновый Бор, Курчатов, Снежинск, Нововоронеж, Заречный СО, Новоуральск, Лесной и Трехгорный. Информационной площадкой стажировки стала группа в социальной сети «ВКонтакте».
Целью программы стало создание условий для развития профессиональных компетенций педагогов в области формирования у учащихся функциональной грамотности. Задачи перед участниками стажировки были поставлены следующие: выполнить анализ теоретической и практической готовности к формированию у учащихся функциональной грамотности; совершенствовать организационно-методические компетенции через проектирование и реализацию технологий; совершенствовать учебно-методические компетенции; выработать способы оценки результатов и эффективности деятельности учащихся в рамках проблемно-диалогической технологии; спроектировать личные траектории движения в профессии, как инструмент оценки результатов образовательного события – стажировки.
Вся стажировка состояла из нескольких этапов, чётко следуя цели формирования навыка: «Наблюдаю», «Делаем вместе», «Умею сам».
День 0.
На нулевом этапе программы для организации взаимодействия стажеров была создана группа в социальной сети «ВКонтакте», в которой было дано задание разработать экспертный лист для оценки урочного/внеурочного мероприятия с точки зрения формирования функциональной грамотности. Участникам было необходимо обратиться к теоретическому материалу и проанализировать свою профессиональную деятельность.
Нулевой этап был необходим, чтобы ближе познакомиться друг с другом, обратиться к жизненному опыту, чтобы подготовиться к позиции эксперта, сформулировать цели, которые участники стажировки ставят перед собой в своей работе.
Деятельность участников на этапе подготовки домашнего задания содержательно подготовила их к первому очному дню стажировки.
День 1. «Наблюдаю».
Вся стажировка была представлена участникам в виде последовательности шагов, ведущих к достижению поставленной цели. В каждом из этих шагов был заложен не только прямой образовательный смысл, но и идеи необходимости критического мышления, направленного на непрерывный анализ собственной деятельности.
В первом теоретическом блоке стажерам было предложено посмотреть на понятие функциональной грамотности с непривычной точки зрения: постараться на время забыть о видах функциональной грамотности и задуматься именно о способах её формирования. Во время события «Спрашиваю» участникам была дана информация об уровнях функциональной грамотности и предложено в группах, основываясь на домашнем задании и полученной информации, сформировать общий экспертный лист.
После посещения урока, демонстрирующего технологию проблемного диалога, экспертные листы были вновь проанализированы. Участники стажировки сформулировали единый список критериев оценки формирования функциональной грамотности, что стало в дальнейшем их помощью при подготовке собственных событий.
Второй теоретический блок содержал подробную информацию о самой технологии. Участники стажировки увидели прямую связь с тем, что происходило на уроке, а выданный методический материал и яркий пример помогли четко понять этапы работы с проблемным диалогом.
Продуктом деятельности стажёров в первый день стал экспертный «целевой» лист для локальных проб стажёров во второй и третий день стажировки.
День 2. «Делаем вместе».
Весь второй день был выстроен в рамках групповой работы. День начался с, казалось бы, простого, но интересного задания: визуализировать технологию, постаравшись сделать её понятной для сторонних наблюдателей. Освежив теоретический материал, стажёры получили первое серьёзное задание: подготовить внеурочное мероприятие, направленное на формирование функциональной грамотности.
Подготовка мероприятий проходила в стенах школы под чутким наставничеством педагогов МБОУ «СОШ №112», задача которых была не дать стажёрам уйти в другие технологии и не забыть о главной цели события. Участникам удалось попробовать себя в позиции «ученик» и испытать на себе действие проблемно-диалогической технологии. Это было необходимо для лучшего анализа и понимания технологии.
На этапе рефлексии стажеры обозначили свои дефициты и способы их минимизации.
В качестве «Домашнего задания», участникам программы предлагалось самостоятельно разработать урочное мероприятия. Выбор был дан минимальный: исходя из предметных направленностей присутствовавших учителей было предложено разделиться на 4 группы, обозначенные классом и уроком. После разделения на группы участники стажировки узнали тему, которая соответствовала учебному плану.
Продукты деятельности стажеров во второй день стажировки: алгоритм работы согласно проблемно-диалогической технологии, кейсы для формирования функциональной грамотности.
День 3. «Умею сам».
Третий день стажировки начался с проведения уроков стажерами. Каждая из групп представила свой урок и смогла побыть в роли экспертов, использовав продукт работы первого дня. Несмотря на сложные темы (например, «Иллиада» на уроке литературы в 6 классе), участники стажировки справились с поставленными задачами, что было отмечено экспертами во время рефлексивной сессии.
Финальная рефлексия показала понимание стажерами дальнейшего профессионального развития, желание использовать технологию и воодушевленность от встречи с единомышленниками.
Я, как ведущий стажировки, на протяжении всех трёх дней старалась выводить всех участников из «зоны комфорта» для того, чтобы перевести их педагогическое мышление на новый уровень.
С уважением, автор и ведущий стажировки, Терпугова Екатерина Сергеевна