Ваш браузер устарел!

Обновите ваш браузер для правильного отображения этого сайта. Обновить мой браузер

«Основные технологии обучения на уроках экономики как сквозные средства формирования функциональной грамотности»

«Основные технологии обучения на уроках экономики как сквозные средства формирования функциональной грамотности»

Ведущий стажировки: Улыбушева Эльмира Асхатовна, МАОУ «Лицей», учитель географии и экономики

Участники стажировки: учителя начальной, основной и старшей школы, заместители директоров по УВР

Даты проведения стажировки: 13.03-15.03.2023 г.

E-mail: elmira407@mail.ru

Город: Лесной, Свердловская область

Цель программы: формирование готовности разрабатывать и применять приемы развития функциональной грамотности на основе сквозных технологий обучения финансовой, экономической грамотности, осознание этих технологий, как универсального инструмента преподавания.

Задачи программы:

  • осмысление стажерами причин низкого уровня владения современными подростками компетенциями функциональной грамотности;
  • создание условий для активного погружения стажеров в деятельность по освоению технологий обучения финансовой грамотности;
  • создание условий для инициирования стажерами образовательных событий в «своей» дисциплинарной области на основе сквозных технологий;
  • совершенствование творческих, методических, коммуникативных, рефлексивных умений педагогов в процессе осуществления стажерской практики;
  • освоение новых форм преподавания и наставничества через разнообразные средства коммуникации на стажировке.
Программа мероприятий стажировки
Программа стажировки
https://vk.com/club218691948

Участники стажировки

Вакуловская Елена Николаевна, Лесной

Гудыма Мария Андреевна, Лесной

Доронкина Светлана Вячеславовна, Лесной

Дощанова Ольга Леонидовна, Лесной

Ерина Дарья Андреевна, Лесной

Зеленова Елена Олеговна, Заречный СО

Кадочникова Ольга Ильинична, Новоуральск

Карачун Людмила Петровна, Лесной

Киреева Евгения Александровна, Лесной

Колпакова Елена Александровна, Зеленогорск

Кудряшова Ксения Игоревна, Удомля

Масленникова Елена Александровна, Глазов

Носова Марина Александровна, Новоуральск

Пустрашова Юлия Павловна, Лесной

Целищева Валерия Евгеньевна, Лесной

Анализ стажировки

Стажировка проходила с 13 по 15 марта 2023 года на базе МАОУ «Лицей» г.Лесного Свердловской области, в ней приняли участие педагоги и руководители образовательных организаций из 6 городов-участников проекта «Школа Росатома»: Лесной, Удомля, Новоуральск, Зеленогорск, Заречный СО, Глазов. Среди участников – как молодые специалисты, так и опытные педагоги с серьёзным стажем. Информационной площадкой стажировки стала группа в социальной сети «ВКонтакте».

Цель программы стажировки – формирование готовности разрабатывать и применять приемы развития функциональной грамотности на основе сквозных технологий обучения финансовой грамотности, осознание этих технологий, как универсального инструмента преподавания.

Первый день. Началась стажировка с нетворкинга, на котором стажеры не только познакомились друг с другом, но и смогли найти общие черты, приняли участие в НПК «на коленке» и даже коллективно решили педагогические и управленческие проблемы посредством мемов.

А далее началось первое погружение в понятие «функциональная грамотность»: были проведены 2 приема кооперативного обучения – «лист согласия» и «углы», благодаря которым мы синхронизировали понимание «ФГ», ее виды, и обсудили, какие педагогические технологии способны ее формировать. Оказалось, что самое большое «доверие» в деле формирования «ФГ» педагоги оказывают групповым методам обучения, только один человек мужественно отстаивал потенциал эвристической беседы.

Следующим тактом стало погружение стажеров в события с детьми (всего 8 уроков и внеурочных занятий), на которых стажеры должны были считать:

  • является ли урок, формирующим «ФГ»;
  • какой вид грамотности формировался;
  • при помощи какой технологии, приемов.

В помощь были совместно разработаны листы наблюдения, пока интуитивно, но уже с маркерами, что и после будут признаны показателями технологии формирования «ФГ». Стажеры сами выбирали, какие занятия им посетить. А выбор был: это и урок моделирования факторов производительности труда «Книжная фабрика» в 4-м классе, и алгебра в 10-х классах со странным названием «Правило лошади», и погружение в тайны яблочного варенья на уроке химии, и совсем не лекция для одиннадцатиклассников о рынке труда, и работа с несплошными текстами на окружающем мире во 2-м классе, и «производство пиццы» на экономике, и урок с микс-формами о животных на английском языке.

После посещения событий с детьми, прошла рефлексивно-аналитическая сессия, в ходе которой педагоги озвучили свои наблюдения, выводы, мнения, задали вопросы. Во время обсуждения возникали и разногласия. Часть стажеров ожидала только уроки с межпредметным содержанием, поэтому нужно было остановиться на типологии уровней «ФГ» по «расширению ЗУН». Ломаем стереотипы (да, они уже есть среди педагогов)! Оказывается, функциональность знаний направлена не только на возможность применения в жизни, или других уроках, но и для более глубокого понимания и самостоятельного изучения внутри одного предмета. И, главное, разбирая посещенные уроки, стажеры смогли увидеть смыслы и структуру 4 основных заявленных технологий преподавания, «зашитых» в события – прямое преподавание, кооперативное обучение, исследование и моделирование. Теперь «все карты вскрыты». Стажёры теоретически подготовлены к пробам.

В конце дня «стреляли по мишени» – оценивали день с точки зрения содержания и форматов деятельности, с точки зрения своих приростов/дефицитов.

Второй день. День начался с вопроса «Функциональная грамотность педагога – это про что?», стажеры дружно накидали из чего она складывается по их мнению, а далее прошло модельное апробирование на стажерах заявленных технологий и приемов по формированию их «ФГ», ведь необходимо было, чтобы педагоги сами прожили суть технологий, побывали на месте детей, убедились в потенциале этих способов. Погружение было направлено на формирование педагогической грамотности (и мы не считаем это понятие инновационным, безусловно, превращать теорию в практику, уметь применять «букву педагогики» в школьных буднях всегда было частью компетенций нашей профессии).

Стажёры погрузились в следующие форматы:

  • беседа в технологии прямого преподавания по теме «Как составлять метапредметные задачи?», где стажёры оказались в роли школьников разных возрастов;
  • решение видео-кейса по педагогической ситуации, которая и сама по себе была о проблеме ценности образования, в технологии исследования;
  • неклассические дебаты по управленческо-педагогическим вопросам через кооперативное обучение;
  • практикум с моделирующим упражнением по теме «Бесконфликтное общение педагогов и родителей».

После каждого такта стажеры писали индивидуально, без обсуждения, какая технология была предъявлена, и по каким маркерам это было определено. А затем обсуждали, спорили, проясняли…

Наконец пришла очередь самого сложного и интригующего момента стажировки – разработка стажерской пробы. Стажеры вытянули «рандомно» технологию, объединились в группы по 4 человека и приступили к разработке своих проб. По окончании дня, состоялась презентация идей, были выслушаны предложения другими участниками, обсуждены риски.

Любая стажировка «Школы Росатома» – это не только приобщение к новым технологиям, но и знакомство с городом, это и развлекательные форматы, и мастер-классы. В конце дня стажеры отправились в Детскую школу искусств, где их ожидал чудесный мастер-класс от директора школы Анны Кунгиной. У каждого стажера теперь на память есть самостоятельно декорированная сумка-шопер.

Третий день. День начался даже раньше предыдущих. Многие стажеры пришли за час, чтобы еще раз обсудить, доделать свои уроки. И вот обучающиеся 5-7 классов вместе со стажерами прожили четыре интереснейших (согласно мнению детей) встречи – «примерили» на себя роль сотрудников рекламного агентства, разбирали понятие «конфликта» и анализировали свое поведение в нем, моделировали движение Земли вокруг Солнца и выясняли, почему же родители не купили им дорогой подарок на День рождения? Через все занятия шла зашитая для детей главная идея – а зачем мне это нужно в жизни? Приёмы занятий заставляли детей не быть просто слушателями, а проживать ситуации, а это значит – интериоризировать тот жизненный опыт, который искусственно был задан в урочном формате.

Тем стажерам, кто был на занятиях экспертами, были предложены листы оценивания уровня формирования «ФГ».

После проб, в ходе рефлексивной сессии, стажеры в группах озвучили ответы на вопросы:

  • что у нас получилось?
  • что не получилось?
  • что бы я сделал по-другому в следующий раз?

Безусловно, оценить, как продвигались стажеры в своем профессиональном развитии за эти дни, непросто. В начале у многих не было четкого понимания, что такое «функциональная грамотность», и даже какие у нее виды. Но по итогам рефлексивной сессии, стало ясно, что теперь они видят:

  • какой урок ее формирует, а какой нет;
  • при помощи какой технологии это можно сделать;
  • на каком уровне она формируется.

Хотя, конечно же, вопросы остались. Как организовать работу всего педагогического коллектива школы по формированию и развитию «ФГ»? Ведь в этом деле один человек – не воин. Необходима межпредметная интеграция, синхронизация программ, создание продуманных мероприятий во внеурочной деятельности.

В заключительный час проведения стажировки были вручены сертификаты, сувениры на память, сказаны теплые слова и пожелания. Надеемся, что атмосфера сотрудничества и позитива, созданная на стажировке, будет способствовать дальнейшему общению и взаимодействию педагогов городов проекта «Школа Росатома»!

С уважением, автор и ведущий стажировки Эльмира Асхатовна Улыбушева

Фотоальбом стажировки

Видеоматериалы со стажировки

Отзывы о стажировке

Отзывы стажеров

Полезные материалы

Лист наблюдения. День 1
Экспертный лист стажерских проб