Ваш браузер устарел!

Обновите ваш браузер для правильного отображения этого сайта. Обновить мой браузер

«Образовательная провокация как способ развития игрового опыта младших дошкольников»

«Образовательная провокация как способ развития игрового опыта младших дошкольников»

Ведущий стажировки: Волдырева Екатерина Алексеевна, МАДОУ «Детский сад №11 общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по социально-личностному направлению развития детей», воспитатель

Участники стажировки: педагогические работники детских садов

Даты проведения стажировки: 17 – 19 апреля 2024 года

E-mail: voldyrevva@bk.ru

Город: Заречный, Пензенская область

Цель программы: формирование профессиональных компетенций стажеров посредством погружения в деятельностный формат работы, провоцирование игровой деятельности младших дошкольников на культурном содержании пяти образовательных областей.

Задачи программы:

  • создать условия для развития профессиональных предметно-информационных компетенций стажеров посредством погружения в деятельность;
  • создать условия для овладения стажерами методикой вброса провокаций в предметно-пространственную среду для развития игровых навыков младших дошкольников;
  • разработать совместно со стажерами новые приемы провокации для развития и поддержки режиссерской игры младших дошкольников;
  • сформировать совместно со стажерами кейсы практических материалов для поддержки и инициирования творческой и игровой деятельности младших дошкольников;
  • обеспечить комфортные условия для взаимодействия участников стажировки.
Программа мероприятий стажировки
Программа стажировки
https://vk.com/club224768175

Участники стажировки

Бабенкова Валентина Геннадьевна, Заречный СО

Варламова Светлана Викторовна, Заречный ПО

Веселова Дарья Сергеевна, Новоуральск

Войнова ТатьянаАнатольевна, Заречный ПО

Додонова Елена Вячеславовна, Заречный ПО

Досягаева Валерия Александровна, Лесной

Загрицына Наталья Васильевна, Заречный ПО

Залетова Алена Алексеевна, Заречный ПО

Романцова Елена сергеевна, Заречный ПО

Селина Юлия Васильевна, Лесной

Скорнякова Мария Олеговна, Северск

Соловьева Алена Анатольевна, Десногорск

Степанчева Анастасия Вячеславовна, Заречный ПО

Трушина Наталья Васильевна, Заречный ПО

Щербакова Ольга Вадимовна, Заречный ПО

Юхта Ирина Владимировна, Железногорск

Анализ стажировки

Стажировка проходила 17-19 апреля 2024 года на базе МАДОУ «Детский сад №11» (2 корпус) «Цветик-Семицветик» города Заречного Пензенской области. В стажировке приняли участие руководящие и педагогические работники из 7 городов-участников проекта «Школа Росатома»: Десногорска, Северска, Заречного Свердловской области, Железногорска, Новоуральска, Лесного и Заречного Пензенской области. Информационной площадкой стажировки стала группа в социальной сети «ВКонтакте».

День первый. Модуль «С порога в игру или игра на пороге».

Первый день стажировки был построен так, чтобы обеспечить:

  • позитивный рабочий настрой участников стажировки;
  • формирование устойчивой и продуктивной коммуникации между стажерами;
  • включение стажеров в оценочную деятельность для проявления уровня владения технологией поддержки и развития игровой деятельности дошкольников.

Для обеспечения позитивного рабочего настроя участников стажировки использовался естественный информационный фон – День рождения проекта «Школа Росатома». На старте стажировки Атомовенок приветствовал стажеров и подарил каждому из них апельсин с приятным пожеланием на предстоящие три стажировочных дня. А в рамках торжественного открытия стажировки все стажеры приняли участие в поздравлении проекта. Чтобы познакомиться поближе и подготовиться к командной работе, стажеры прошли «Веревочный курс» на самом старте программы стажировки. Для обеспечения фиксации ожиданий и личных профессиональных целей стажеры познакомились со структурой личного дневника стажировки и сформулировали свои ожидания, используя прием «Синквейн». В пяти строках педагоги определяли свои представления о предстоящем событии. Наиболее характерный синквейн:

«Стажировка!

Креативная, продуктивная!

Думать, пробовать, творить!

Узнать о технологии!

Переосмысление…»

Это означало, что стажеры готовы не только пробовать себя в реализации новой для них технологии поддержки и развития игровой деятельности дошкольников, но и «творить» – то есть создавать собственные варианты методик в рамках технологии.

Для обеспечения единого понимания основ игровой деятельности, стажеры в формате создания «портрета игры» актуализировали знания о периодизации игры в соответствии с классификации игр Е.Е. Кравцовой. Этот такт работы показал, что большинство педагогов владеют классификацией игр и понимают особенности каждого вида игры. Отдельные нюансы понимания особенностей каждого вида игры вызывали разногласия у стажеров. В рамках дискуссии, не прибегая к лекционным форматам, удалось прийти к общему пониманию стажерами теоретических основ технологии поддержки и развития игровой деятельности дошкольников.

Для организации дальнейшей совместной работы по теме стажировки «Образовательная провокация как способ развития игровой деятельности младших дошкольников» был проведен мастер-класс. Свои мысли и наблюдения по ходу мастер-класса стажеры фиксировали в экспертном листе в дневнике стажировки. Анализируя увиденную режиссерскую игру, были сделаны следующие выводы:

  • педагог, инициируя игру, отталкивался от интересов детей;
  • педагог использовал несколько провокаций: «Шапка-Игралка» и «Волшебная коробка» с незнакомым для детей атрибутом;
  • в среде группы много элементов для входа детей в игру: как проработанных игрушек, так и неструктурированного материала;
  • педагог постоянно провоцировал развитие игрового сюжета вбрасыванием и решением когнитивных задач из разных образовательных областей.

Анализируя организованную игровую деятельность ведущего стажировки, стажеры отметили, что одним из факторов развития и обогащения игрового опыта детей является среда группы. Какая же она должна быть? На этот вопрос предстояло ответить самим стажерам. Объединившись в группы, они разработали экспертную карту для оценки развивающей предметно-пространственной среды (далее – РППС) группы детского сада для детей младшего дошкольного возраста. С помощью разработанных экспертных листов стажеры попробовали свои силы в экспертизе групп детского сада: «Гномики», «Звездочки», «Капельки» и «Пчелки». Стажеры увидели, как с помощью экспертного листа можно выявить сильные стороны и дефициты РППС группы детского сада.

Стажеры фиксировали с помощью экспертных листов дефициты, которые, порой, не замечаются педагогами. Например, недостаточность места для демонстрации детьми образов или недостаточность бросового, неоформленого материала для создания детьми недостающих атрибутов к образам.

С помощью экспертного листа педагоги подметили полезные лайфхами для себя: в группах «Звездочки» и «Гномики» вся среда располагает к развитию режиссерской игры, и уже есть костюмы и атрибуты для зарождающейся образной игры, а в группе «Гномики» зона конструирования вынесена в спальню, что способствует развитию самодеятельной детской игры. Также стажеры отметили для себя множество интересных деталей в среде младших групп, которые провоцируют детей на развитие игрового опыта.

По итогам первого дня стажеры обобщили свои знания о классификации игровой деятельности дошкольников, познакомились с показателями экспертизы РППС групп детского сада на предмет поддержки игры дошкольника, и увидели, какие возможности в среде созданы для детей в детском саду вне групповых помещений.

День второй. Модуль «Знаю! Умею! Играю!».

Второй день стажировки начался с флешмоба, который провели дети старшей группы. Получив заряд позитива, стажеры встретились на утреннем круге, поделились своими ожиданиями от второго дня стажировки и получили мотивационный настрой от руководителя стажировки. Завершив утренний круг, перешли к следующему такту работы.

Участникам стажировки предложили создать портрет играющего педагога, а также проанализировать, какие воспитанники «живут» в группе у играющего и неиграющего педагога. Портреты получились совершенно разные, но схожи в том, что играющий педагог – это человек с креативным воображением, нестандартномыслящий, погруженный, быстро реагирующий на сменяющиеся обстоятельства, умеющий быть ребенку партнером по игре. По мнению стажеров дети в группе играющего педагога обладают следующими качествами: фантазирующие, коммуникабельные, эмпатичные, творческие, раскрепощенные.

Обладают ли этими качествами дети младших групп детского сада «Цветик-Семицветик»? Стажерам было предложено разработать листы наблюдения за самодеятельной игрой детей, а после отправиться в группы для наблюдения. Перед педагогами стояла непростая задача: увидеть признаки детской игры, определить самостоятельная ли эта игра или псевдо-игра (когда ребенок воспроизводит заученные фразы и действия), отметить роль педагога, включение взрослого в игру и оправданность такого педагогического вмешательства.

В ходе анализа результатов наблюдения стажеры научились делать важные для будущей деятельности фиксации. Например, по результатам наблюдения стажеры отметили, что во второй младшей группе «Гномики» «живет» самодеятельная игра, у детей развитое воображение и фантазия, дети активно используют предметы-заместители, а педагог группы включается только в те игровые ситуации, в которых сюжетная линия зациклилась и долго не развивается;

Стажеры, наблюдавшие за детьми во второй младшей группе «Звездочки» отрефлексировали, что профессиональная работа педагога влияет на развитие детей: самостоятельная игра присуща не всем детям группы «Звездочки» и они постоянно зовут взрослого поиграть, но у части детей игра с выходом взрослого «разваливается». Педагог для обеспечения развития детей корректирует РППС группы и выстраивает работу для поддержки самостоятельной игры детей, ведь база для этого у детей уже есть: в своей деятельности дети активно используют предметы-заместители.

Стажеры, наблюдавшие за деятельностью детей в средней группе «Пчелки» отметили, что у детей этой группы «живет» яркая образная игра, дети самостоятельно выбирают образы и длительное время удерживают их. Взрослый включается в детскую игру только с целью поддержки образов, которые принимают на себя дети. Дети обращали внимание всех присутствующих в группе взрослых на себя, знакомились от лица выбранного образа, просили называть по вымышленному имени (так стажеры познакомились с принцессой Шиповничек, которая сообщила им, что обычно она Камилла).

Стажеры, наблюдавшие за детьми в средней группе «Капельки» отметили, что и в этой группе также «живет» образная игра, но не все дети длительно удерживают образ. Предметно-пространственная среда для поддержки и развития образной игры создана хорошая, но стажеры сами смогли увидеть, что «взрослого было очень много» в детской игре. На самом деле такие фиксации позволяют стажерам не столько увидеть сильные и проблемные места в группе детского сада, в которой они оказались, сколько зафиксировать инструмент, позволяющий им понять, насколько эффективно работают с детьми они сами.

В ходе наблюдения стажерам была поставлена еще и задача увидеть, какими интересами живут дети в группе. Чтобы понять, чем «живут» дети, стажеры активно включались в игру. Информация, полученная стажерами во время наблюдения в группах, пригодилась им уже в следующем такте работы. После короткого обсуждения и обмена информацией, стажерам было предложено самим изготовить элементы провокации для того, чтобы на следующий день прийти снова в группы и самим спровоцировать разворачивание детьми игровой деятельности с внесением когнитивных задач от взрослого. Выбрав необходимый материал для работы (коробки, ткани различных фактур, пенопласт, липучки, резинки, картон, фетр, бумагу, скотч и клей) стажеры приступили к работе в творческой лаборатории. Но предварительно в группах прошло обсуждение, как завтра будет разворачиваться провокация: кто-то решил работать всей группой, кто-то разделиться еще на микрогруппы, а кто-то решили работать каждый сам по себе.

Пока в творческой лаборатории кипела работа, оказалось, что создавать провоцирующие элементы не так-то просто! Некоторые группы стажеров ни раз меняли свою задумку. Стажеры спорили, искали компромиссы, красили, резали и клеили. К концу этого такта у каждой группы организовалась своя «волшебная» коробка, полная элементов развивающей провокации. Но «сработают» ли они, оставалось загадкой до следующего дня.

Участникам стажировки предстояло решить и вопрос о том, какие когнитивные задачи они будут вбрасывать в спровоцированную игровую деятельность в детских группах. Изначальные представления участников стажировки о том, как вбросить в игру когнитивную задачу и остаться в игре, а не уйти в занятие, были весьма размыты. Поэтому следующий этап работы в рамках стажировки был направлен на формирование представлений о том, как решать в игре когнитивные задачи. Пять групп стажеров (по количеству образовательных областей в соответствии с Федеральным государственным стандартом дошкольного образования) решали сложную задачу: необходимо спланировать игровую ситуацию с решением когнитивных задач в той образовательной области, которая им досталась и продемонстрировать ее в режиссерской или образной игре. Режиссерские игры «Пингвиненок ищет друзей», «На ферме», «Картина для зайчика» и «Пожар в лесу», образная игра «Зайчики идут в гости к медведю» – после демонстрации игр всеми пятью командами стажеры перешли к обсуждению и рефлексии своих проектных проб. Стоит отметить, что не у всех получилось выполнить задание, играть как партнер по игре, а не с позиции «над». Педагоги, при активном участии ведущего стажировки, экспертировали не только результаты своих проб, но и пробы коллег, замечая ошибки и предлагая варианты их решения. Стажеры отмечали в своих дневниках ключевые моменты, озвученные в ходе рефлексии. А в конце второго дня стажировки они получили домашнее задание: используя тот элемент провокации, который создали во второй день стажировки, продумать, какие когнитивные задачи и из каких образовательных областей будут вноситься и решаться на стажерской пробе в детских группах.

День третий. Модуль «Поиграли? Обобщаем».

Утро третьего дня началось с игровой зарядки, на которой была важна командная работа, а после ее окончания стажеры вновь собрались на утреннем круге, где поделились своими ощущениями от прожитых событий и ожиданиями от третьего дня стажировки. Почти все стажеры отметили волнение от предстоящей стажерской пробы, но при этом все были готовы к тому, чтобы прийти с увлекательными игровыми провокациями к детям.

Четыре команды стажеров, вооружившись своими «волшебными» коробками, направились в детские группы. Стажеры, которым, по итогам жеребьевки выпала средняя группа «Капельки», развернулы образную игру на основе сказки «Белоснежка и семь гномов». Педагоги принесли в группу много ярких колпаков, нарядились в них, чем привлекли внимание детей. Подхватив игру, дети также нарядились в гномиков. Стажерам удалось решить несколько задач из образовательной области «Художественно-эстетическое развитие»: просто яркие колпачки не передавали индивидуальность гномиков, их нужно украсить, да так, чтобы ни одного одинакового не было. А когда вокруг столько разных нарядных гномиков, то можно и праздник устроить с песнями и танцами.

Вторая группа стажеров, которым по итогам жеребьевки выпала вторая младшая группа «Гномики», разделилась на две подгруппы, чтобы привлечь большее количество детей. Первой подгруппе сразу удалось привлечь в игру детей, так как еще вчера им удалось точно увидеть интересы и возможности детей на предыдущей пробе. Накануне педагоги заметили, что дети проявляют интерес к речным и морским судам, поэтому для вброса когнитивных задач в игру команда педагогов выбрала тему «Спасательный корабль». По их задумке нужно было переправить животных через разлившуюся реку. Стажеры увлеченно демонстрировали детям игру и яркие элементы провокации, которые они создали, привлекли внимание детей. Сюжет сначала показался детям слишком сложным. Но понаблюдав за игрой педагогов подольше, всё же часть детей группы увлеченно начала режиссировать сюжеты про спасателей на своих индивидуальных полях. А второй подгруппе удалось увлечь детей сюжетом «Паровозик из волшебной страны». Игра продолжалась еще довольно долгое время после выхода из игры взрослых. Обеим подгруппам удалось решить задачи из образовательных областей «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Социально-коммуникативное развитие».

Третья группа стажеров во второй младшей группе «Звездочки» также решила разделиться на две микрогруппы. Первая подгруппа стажеров изготовила красивый яркий элемент провокации – карусель. Но, несмотря на свой необычный дизайн, он не спровоцировал детей на игру. Детей привлекал яркий предмет, но, вероятно, их небольшой жизненный и игровой опыт не позволил им поддержать игру взрослых. А, возможно, детям просто нужно было дать больше времени поисследовать новый диковинный предмет, который принесли им в группу взрослые. Так как внесенная провокации не сработала, педагогами было принято решение не форсировать событие и включиться в самодеятельную игру детей и уже в нее попробовать вбросить когнитивные задачи. Вторая подгруппа стажеров изготовила не менее яркую провокацию, но более знакомую детям – прогулочную веранду, на которой играли герои знакомых мультфильмов. Этой подгруппе стажеров удалось вбросить в детскую игру когнитивные задачи из образовательных областей «Физическое развитие», «Социально-коммуникативное развитие» и «Познавательное развитие». Несмотря на то, что стажерам было трудно выйти из игры, она продолжилась у детей и без участия взрослых.

Четвертая группа стажеров в средней группе «Пчелки» развернула образную игру. Стажеры договорились действовать в разных образах отдельно друг от друга. Ими были выбраны образы Медведя, Ласточки и Рыбы. Стажерам в образах Медведя и Ласточки удалось спровоцировать детей, они с удовольствием выбрали образы для себя и присоединились к взрослым. Ласточке и Медведю удалось вбросить в детские игры когнитивные задачи из образовательных областей «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Физическое развитие». А вот педагогу в образе Рыбки вброс когнитивной задачи в игру удался не в полной мере. Но проанализировав причину, был усвоен важный урок – нужно более тщательно подходить к выбираемому педагогом игровому образу для того, чтобы успешно вбрасывать те или иные когнитивные задачи.

Самоанализ проб и самооценивание стажерами прироста профессиональных компетенций, необходимых для реализации методики «Образовательная провокация как способ развития игрового опыта младших дошкольников», стал предметом деятельности стажеров на заключительном этапе стажировки. Педагоги подмечали достоинства и недостатки проделанной работы, обсуждали причины успехов и неудач. Благодаря тому, что понаблюдать за пробами коллег могли все стажеры и ведущий стажировки – удалось получить и внешнюю оценку результатов совершенных педагогических проб. По итогам совершенных проб были зафиксированы важные выводы:

  • чтобы провокация «сработала», она не всегда должна быть яркой, проработанной, но всегда должна быть понятной, соответствующей интересам, игровому опыту детей;
  • важна эмоциональная составляющая в игре педагога (умение педагога самостоятельно эмоционально обыграть элемент провокации – это 70 процентов успеха);
  • важно умение быстро перестраиваться, если провокация «зашла», но игра пошла не по сценарию, который придумал педагог;
  • важна внутренняя свобода педагога, необходимая для своевременной передачи инициативы в игре детям;
  • важно четкое понимание своих действий в достижении цели.

После активных, эмоциональных обсуждений и рефлексии стажерам предложили необычную релаксацию в стиле арт-терапии «Цвет моей игры». Холсты, гуашь и приятная музыка и ни одной мало-мальски похожей картины, ведь спектр эмоций от стажерских проб у всех участников разный! У кого-то эмоции после проб и рефлексии сложились в спокойную морскую гладь, а у кого-то в яркие вспышки на темном фоне.

Арт-релаксация помогла уложить мысли и эмоции, и стажеры перешли к многоуровневой оценке результатов стажировки: стажеры вновь сочиняли синквейны, а после сравнили ожидания в синквейне первого дня и достижения в синквейне третьего дня стажировки. У всех стажеров ожидания оправдались, а некоторые стажеры зафиксировали, что результаты стажировки превзошли их ожидания.

Все без исключения участники стажировки отметили, что к окончанию третьего стажировочного дня у них произошли личностные и профессиональные изменения, а также желание ввести освоенную методику в каждодневную практику и познакомить с ней коллег в своем детском саду.

Завершилась стажировка детско-взрослым концертом «Пройдись по Пензенскому краю». Участникам стажировки были вручены сертификаты и памятные подарки с пожеланием покорения профессиональных вершин.

С уважением, автор и ведущий стажировки Екатерина Алексеевна Волдырева

Фотоальбом стажировки

Видеоматериалы со стажировки

Отзывы о стажировке

Полезные материалы

Дневник стажировки