Обновите ваш браузер для правильного отображения этого сайта. Обновить мой браузер
«Воспитание коридорными провокациями»
Ведущий стажировки: Бирюлина Анастасия Александровна, Железногорск, КГБОУ Железногорский кадетский корпус, структурное подразделение Мариинская женская гимназия, учитель иностранных языков
Участники стажировки: педагоги, классные руководители, заместители директоров по УВР
Даты проведения стажировки: 04.04.2022, 06.04.2022, 08.04.2022
E-mail: a.a.biryulina@gmail.com
Город: Железногорск
Цель программы: организация деятельности стажеров для освоения ими способа создания «коридорных провокаций», вызывающих воспитательные эффекты.
Задачи программы:
Вихрова Евгения Сергеевна, г.Трехгорный
Карпушкина Юлия Александровна, г. Саров
Разуваева Наталья Александровна, г. Удомля
Ступникова Оксана Юрьевна, г.Лесной
Корж Наталья Викторовна, г. Сосновый Бор
Маурина Юлиана Сергеевна, г. Новоуральск
Соколовская Олеся Валерьевна, г. Снежинск
Тимергалиева Ирина Александровна, г. Заречный СО
Семенова Наталья Александровна, г. Волгодонск
Асаинова Юлия Игоревна, г. Северск
Катаева Ольга Юрьевна, г. Заречный СО
Пегусова Галина Андреевна, г. Нововоронеж
Николаева Юлия Владимировна, г. Новоуральск,
Овчинникова Оксана Сергеевна, г. Трехгорный, Челябинская область.
Слепчёнкова Татьяна Викторовна, Г. Заречный, Пензенская область
Наталья Сергеевна Кислицина, г. Лесной СО
Юлия Петровна Братчик, г.Курчатов, Курская область
Черкасова Ольга Леонидовна, г.Зеленогорск
Тема: “Воспитание коридорными провокациями”
С 4 по 8 апреля 2022 года в г. Железногорске, а точнее, в цифровом коридорном пространстве Мариинской женской гимназии, проходила стажировка учителей.
Отреагировали на провокацию 18 смелых педагогов из 14 городов присутствия Госкорпорации «Росатом», а именно из Трехгорного, Сарова, Удомли, Лесного, Соснового Бора, Новоуральска, Снежинска, Заречного СО, Заречного ПО, Волгодонска, Северска, Нововоронежа, Курчатова и Зеленогорска, а также ученики из этих городов, воспитанницы Мариинской гимназии и два эксперта.
Современный мир бросает определенные вызовы школам, образовательной среде, а также ученикам, требуя от них развития определенных качеств. Но наблюдая за подростками, можно заметить, что прямой передачей культурные ценности не переходят, подростки сопротивляются и не любят, когда их воспитывают. Мы предположили, что, если создать для них провокационное пространство, наполненное культурными кодами, культурным содержанием, подростки смогут сами себявоспитывать в таком пространстве. Именно таким пространством становится коридор, в котором нет жестких правил, там подростки чувствуют себя свободно, это их пространство. Так и возникла идея о воспитании коридорными провокациями.
Цель стажировки: организация деятельности стажеров для освоения ими способа создания коридорных провокаций, вызывающих воспитательные эффекты.
Программа состояла из 5 модулей “О!Задача”, “Погружение в коридорные провокации Гимназии”, “Вброс провокации”, “ОПА!сная проба” и “Инструменты”, которые было необходимо перенести в цифровое пространство и уместить в три очных дня работы в Zoom, и два дня самостоятельной работы стажеров, что само по себе стало непростым вызовом для меня. Переезд из реальных коридоров в цифровые поставил передо мной ряд задач, с которыми предстояло разобраться, и реализовать задуманное. Одно дело взаимодействовать и трогать руками настоящие артефакты в живых коридорах гимназии, окунуться в атмосферу, писать на огромной меловой стене, другое дело рассматривать картинки и видеоролики, разворачивать деятельность в цифре.
День 1. Модуль “О!задача”.
И вот он наступил. Было очень волнительно и страшно, потому что цифровое пространство всегда несет ряд рисков, технических, например, мне потребовалось время чтобы адаптироваться к количеству человек, разобраться с зависшими в зале ожидания стажерами, и самим залом ожидания, который куда-то непонятно исчез из меню, привыкнуть к выключенным камерам (не все стажеры работали с включенными камерами, что вносило определенный дискомфорт и не давало мне зрительной обратной связи).
На этапе знакомства стажеры столкнулись с первой провокацией — нужно было представить себя фразой “Я воспитанный человек, потому что…” или “Воспитанным быть плохо, потому что…”. Большинство моих стажеров выбрали первое утверждение, объяснив почему они воспитанные, и лишь двое привели аргументы, почему воспитанным быть плохо. Таким приемом, я “убила двух зайцев”: стажеры познакомились и погрузились в тему предстоящей стажировки.
Первый день и первый модуль “О!Задача” предполагал определение личных смыслов стажеров, «переворот» их представлений о способах и результатах воспитания, погружение в два вида коридорных провокаций (на деятельность и размышление). Вместе в приглашенным экспертом Школы Росатома Ковалевой Мариной Юрьевной, стажеры разбирались с современными вызовами и требованиями, предъявляемыми к образовательной среде и детям, очерчивали проблемные поля, обозначили, что школа должна давать возможность подросткам место для проб, в результате которых у них должны развиваться нужные, требуемые миром, качества, например, такие как инициативность, способность к авторскому действию. Стажеры работали по группам в сессионных залах, фиксировали мысли на доске linoit, а потом, в основном зале, представляли результаты работы. Групповая работа позволила стажерам, во-первых, познакомиться ближе, а во-вторых, почувствовать себя более комфортно при работе со сложным материалом. Это был удачный формат.
Далее стажеры перешли к освоению второго модуля “Погружение в коридорные провокации Гимназии” и прожили два вида коридорных провокаций: провокацию на размышление — артефакт “Карта Пространства”, и провокацию на деятельность — артефакт “Калейдоскоп”. По задумке, личное проживание стажерами опыта встречи с коридорными провокациями должно было позволить им осмыслить предлагаемые вбросы культурных образцов, ценностей.
При работе с артефактом “Карта Пространства” на доске padlet стажеры погрузились в устройство и коридорные провокации Мариинской гимназии, пытались вытащить виды деятельности, которую могут разворачивать там дети, а также отмечали риски, которые могут возникнуть, при организации такого пространства. Стажеры работали в группах по сессионным залам, фиксировали результаты работы на доске linoit, после чего представляли результаты работы. Стажеры отметили, что такие коридоры как наши, позволяют детям проявлять инициативу, самовыражаться, пробовать себя в новых ролях, замысливать и реализовывать события. Среди возможных рисков были озвучены — конфликт интересов, переизбыток материалов, вандализм, использование меловых досок не по назначению, игнорирование артефактов.
После того, как стажеры познакомились с пространством гимназии, им был предложен артефакт “Калейдоскоп”, в котором никак не складывались ладные картинки из коридоров школ стажеров. Результатом “кручения” калейдоскопа стало создание экскурсий по коридорам школ стажеров, с фокусом на то, что могут делать дети в тех пространствах, и какие появляются у них возможности. Работа снова проходила в группах. Участникам удалось за ограниченное время создать мини-экскурсии, которые мы собрали в гугл-презентацию. В результате стало ясно, что коридорное пространство в школах стажеров в основном используется для оформления фотозон, тематических выставок, выставок детских работ, проведения праздничных мероприятий, и редко когда коридоры помогают детям отвечать на современные вызовы, о которых говорила эксперт в первом такте стажировки.
Далее мы совместно со стажерами, на основе прожитого опыта, разбирали составляющие, необходимые для реализации технологии “Воспитания коридорными провокациями”: познакомились с тем, что такое артефакт, во что может развернуться деятельность, какие этапы нужно пройти и какие условия создать.
Первый день получился очень насыщенным и непростым. Небольшая часть стажеров “покинула” нас при перелетах между сессиями в zoom, будь они в реальности, им бы не удалось “выбраться из лабиринтов наших коридоров”!
По результатам рефлексии первого дня, я отметила, что настроение у стажеров было позитивным, у людей появляются вопросы по теме стажировки, но которые они пока не задают вслух; было полезным узнать, что происходит в коридорах друг у друга, а также мне удалось показать — что коридорное пространство — это новые возможности. Домой стажеры ушли с задачей, которую нужно было решить в течении второго дня стажировки.
День 2. Самостоятельная работа стажеров
В течении второго дня стажерам нужно было разбиться на группы, самостоятельно придумать артефакт, наделить его культурным смыслом, способным вызвать удивление и неоднозначное прочтение культурного кода, и продумать вброс. Результаты работы участники должны были прикрепить на доску padlet, которую я назвала “Сундук артефактов”. Некоторым участникам понадобилась моя помощь в организации групп, а некоторые группы сформировались уже в процессе работы стажеров в сессионных залах. Педагоги сами выбрали удобный способ взаимодействия, и это не была площадка группы в ВК, за консультацией практически не обращались. Итак, второй день участники провели в осмыслении и придумывании артефактов. Цифровых следов пока не видно.
День 3. Модуль “Вброс артефактов”
По программе, третий день предполагал организацию безопасной пробы стажеров, которые должны были опробировать вброс придуманных коридорных провокаций (артефактов) на коллегах. На этом этапе также важно было, чтобы стажеры смогли отработать систему оценивания.
Итак, у нас получилось 5 групп стажеров по 3-4 человека и соответственно — 5 артефактов, 2 из которых были направлены на рассуждение, 2 на разворачивание деятельности, и 1 смешанный.
Но третий день стажировки начался для стажеров неожиданно. В zoom вошли гимназистки, задачей которых было посмотреть презентации всех артефактов, и выбрать тот, с которым бы им захотелось повзаимодействовать.
Задачей для взрослых стало сделать вброс артефакта перед потенциальными участниками, а также попытаться оценить вбросы артефактов других команд, поскольку одним из продуктов стажировки, должна была получиться карта оценивания артефакта. Как выяснилось на рефлексии, для некоторых стажеров этот этап вброса артефакта перед детьми стал достаточно жестким выходом из зоны комфорта, потому что пришлось представлять недооформленные, сырые идеи.
После того как дети выбрали артефакты, записались в команды ко взрослым и вышли из конференции, у стажеров появилась возможность проанализировать то, что получилось, а также попробовать развернуть деятельность по своим артефактам друг на друге. Такой своеобразный тест драйв, для того чтобы понять, как можно “докрутить” и улучшить свой артефакт.
По итогам такой безопасной пробы стало ясно, что придумать артефакт очень непросто, совсем непросто упаковывать в него культурные коды. Совместное обсуждение и комментарии приглашенного эксперта дало участникам видение, куда можно направить деятельность по расшифровке артефакта, какие воспитательные задачи попробовать решить. Именно на этом этапе мы обсудили со стажерами важность рефлексии с детьми по результатам вброса артефактов и разворачивания деятельности.
Далее стажеры разошлись по сессионным залам для того, чтобы составить карту оценивания артефакта. Результаты работы фиксировались ими на доске linoit и были озвучены позже в основном зале конференции. Стажеры включили следующие пункты в карту оценивания: привлекательность, хочется или не хочется среагировать, наличие культурного кода и воспитательного потенциала, разворачивается ли деятельность, есть ли место для детских замыслов, соответствие возрасту.
Этап рефлексии затронул зону комфорта участников, случился или не случился выход из нее в прожитый день.
В качестве домашней задачи стажеры получили задание: развернуть деятельность по своему артефакту с теми детьми, которые записались к ним при просмотре в zoom, подключить своих детей, а также доработать свой лист оценивания.
День 4. Модуль. «ОПА!сная проба».
Основная цель этого модуля — создание для стажеров ситуации реальной пробы работы с артефактами. В течении четвертого дня стажеры должны были развернуть деятельность по своему артефакту с детьми. Две группы работали только со своими ребятами, так как к ним не записались гимназистки, а три группы работали смешанным составом. Интересно отметить, что ни одна из групп не воспользовалась предложением использовать наше реальное коридорное пространство для своей провокации, видимо не осознали, что так тоже можно было, хотя я им это предлагала. Зато стали появляться цифровые следы с хэштегами стажировки.
День 5. Модуль “Инструменты”
5 модуль предполагал «сборку» инструмента, позволяющего оценить эффективный вброс коридорных провокаций и зафиксировать/спрогнозировать воспитательные эффекты. Итогом модуля должно было стать не только появление инструментария для экспертизы, но и получение общего алгоритма реализации технологии воспитания коридорными провокациями.
Шел пятый день стажировки. Облако слов показало, что день самостоятельный работы прошел с одной стороны напряженно, а с другой стороны продуктивно и интересно. Стажеров ждало предъявление результатов своей деятельности с детьми и взаимная экспертиза, согласно разработанным листам оценивания.
Любой деятельности нужна экспертиза, с одной стороны, для понимания, соответствует что-то чему-то или не соответствует, а с другой стороны, экспертиза нужна для улучшения этой самой деятельности. У каждой группы была возможность оценить деятельность других команд согласно разработанному листу и представить небольшое экспертное суждение по каждому артефакту. Стажеры в рефлексии позже отмечали, что все замечания были мягкие и корректные, атмосфера была не напряженной, доброжелательной.
Пятый день носил аналитический характер. У стажеров снова появилась возможность поработать с приглашенным экспертом Ковалевой М. Ю. над созданием инструментов для внешней экспертизы глазами взрослого и ребенка, а также возможность зафиксировать воспитательные эффекты, которые можно получить, используя технологию коридорных провокаций.
Этот этап назывался “Зеркало”. Мы со стажерами обсудили, что “выгодно” для разворачивания технологии, получить мнение двух “экспертов”. С одной стороны, внешнего эксперта, который, попадая в пространство, фиксирует “необычность” этого пространства и особенности той деятельности, которая может там разворачиваться. И внешний эксперт должен фиксировать именно то, что видит, а не то, о чем можно догадаться или о чем говорят авторы технологии. С другой стороны, хорошо бы получить обратную связь от детей, для которых и создается это пространство, и которые сами становятся авторами пространства и деятельности в нем. Все это нужно для того, чтобы наши “придумки” соответствовали реальности, а не просто были придумками.
Все стажеры были разделены на 4 группы: две из которых работали над созданием оценочного листа для внешнего эксперта, а две другие группы работали созданием оценочного листа для ребенка.
Первые две группы смогли выделить, что внешний эксперт должен обратить внимание на: нетипичные объекты на стенах и в коридоре, наличие следов детской деятельности (вбросов, объявлений, вызовов) и другое. Сложнее было стажерам сформулировать, что должно появится в детском листе оценивания, а также что в поведении ребенка указывает на то, что он погружен в “воспитание коридорными провокациями”. Стажеры смогли выделить особое поведение ребенка со взрослым, вовлеченность в деятельность, изменение ребенком пространства, инициативу по развитию артефакта, инициативу по “втягиванию” других детей в деятельность.
Главной задачей финального дня стала сборка технологии. Особый способ сборки показал, каким должно быть содержание этой технологии, а с другой стороны показал, каким способам не должна разворачиваться представленная технология. Это была тоже провокация.
После этапа сборки технологии, стажерам был задан провокационный вопрос, будут ли они применять данную технологию у себя в коридорах? Облако слов показало, что из множества предложенных вариантов, стажеры выбрали такие: “Естественно, а зачем я выходила из зоны комфорта целую неделю?” и “Думаю, у меня получится!”, хотя варианты были разнообразные: “Началоооось”, “Да нет наверное”, “Хочется, но не можется” и д.р.
По традиции, итоговый день завершился рефлексией. Стажеры ушли озадаченные, но довольные.
Целых 5 дней длилось погружение в нашу технологию. Стажировка закончилась. И я надеюсь, что у детей из других городов тоже появится возможность воспитывать себя “коридорными провокациями”.