Авторская программа стажировки «Игровой инструментарий педагога — как способ инициирования и развития события в образовательном взаимодействии с младшим дошкольником»

СПИСОК УЧАСТНИКОВ СТАЖИРОВКИ

  1. Антонова Мария Андреевна, Заречный СО
  2. Баранова Елена Андреевна, Лесной
  3. Бокарева Ирина Рафаилевна, Снежинск
  4. Городнова Светлана Викторовна, Снежинск
  5. Евдокимова Наталья Михайловна, Снежинск
  6. Епина Надежда Константиновна, Лесной
  7. Ковырзина Юлия Александровна, Железногорск
  8. Лёвина Ирина Евгеньевна, Снежинск
  9. Маринич Светлана Валерьевна, Саров
  10. Мартынова Юлия Викторовна, Саров
  11. Моисеева Елена Александровна, Железногорск
  12. Муратшина Алёна Андреевна, Снежинск
  13. Первушкина Марина Владимировна, Заречный ЗАТО
  14. Поваренных Наталья Михайловна, Лесной
  15. Федина Диана Варисовна, Десногорск

 

1. Информационный блок программы.

  1. Богатырева Марина Геннадьевна
  2. Программа стажировки «Игровой инструментарий педагога — как способ инициирования и развития события в образовательном взаимодействии с младшим дошкольником»
  3. Цели программы стажировки:
    1. Формирование представлений педагогов об инструментарии игрового поведения воспитателя.
    2. Апробирование стажерами самостоятельных педагогических действий, направленных на поддержку детской игры, проектирование и реализацию события как основной структурной единицы образовательного процесса.
  4. Задачи программы стажировки:
    1. Создать условия для активного погружения стажеров в практико-ориентированную деятельность по заданным модулям.
    2. Исследовать проблематику понятий «ведущий вид деятельности», «игровое поведение», «режиссёрская игра», «образная игра», «событие» и др.
    3. Разработать совместно со стажерами универсальные карты планирования и инициирования игровых ситуаций, направленных на разворачивание образовательного события с внесением в него когнитивных задач развития дошкольника.
    4. Способствовать приобретению опыта инициирования и разворачивания события в контексте детской игры на разных этапах ее созревания и развития, а так же перехода в новый качественный уровень.
    5. Сформировать кейс универсальных средств погружения в содержательный аспект стажировки на основе рефлексивных профессиональных действий.
  5. Ключевые идеи опыта, в который будут погружены стажеры (подробное описание эффективных методик и технологий работы в рамках темы Конкурса)

Идея моего опыта — поддержка спонтанной игры ребенка и именно через нее обучение и развитие способностей каждого моего воспитанника в процессе встраивания в нее когнитивной задачи.

Концептуальные основы моего опыта лежат в контексте культурно-исторической концепции Л.С. Выготского, среди которых, положение о ведущем виде деятельности, о сензитивном периоде развития ведущей психической функции – воображения, о ближайшей зоне развития ребенка и об обучении, которое ведет за собой развитие.

Наблюдение за детьми в практике моей педагогической деятельности показывает, что лишь в игре дети ведут себя спонтанно, раскованно и легко принимают задачи, которые встраивает в игровое пространство педагог. Поэтому ребенок легко и эмоционально воспринимает любое обучение, если оно, в априори, не отвергает игру, а наоборот игра ребенка является неким стартом для начала образовательного взаимодействия взрослого и детей.

Однако, игра – как деятельность имеет свое развитие, и берет истоки свои в предметно-манипулятивной деятельности, в которой закладываются основы успешного развития каждого ребенка, и именно она является полем для прорастания в ней режиссерской игры.  Именно в младшем дошкольном возрасте большую роль я отвожу трем ключевым задачам:

— поддержке режиссерской, образной игры младших дошкольников, созданию условий для ее стимулирования и развития, как деятельности, имеющей решающее значение для развития ребенка;

— показу различных вариантов игрового поведения в режиссерской, образной  игре, способствующих накоплению детьми собственного игрового опыта;

-а так же встраиванию когнитивных задач в поле игры, инициирующих развитие события, как формы обучения младшего дошкольника.

 Данные задачи моей педагогической деятельности и определяют тот инструментарий, который я используя для проектирования и реализации образовательных событий для поддержки и развития игровой деятельности дошкольников.

Инструментарий Средства и способы взрослого
Воспитатель Родители
Создание условий

для режиссерской игры

Игра педагога, как образец (3-4 раза в день)

Поддержка режиссерской игры

Чтение русских народных сказок и художественных произведений

Места уединения, отведенные  для игры, мягкие ширмы

Игровые поля, колокольчики

Мелкие игрушки

Настольные театры

Достаточное количество предметов – заместителей

Индивидуальные коврики

Ширма-стол

Оборудование, сделанное родителями для обогащения и развития режиссерской игры:

Игровое поле — макет «Лес» с фигурками зверей

Игровое поле — макет «Ферма» с фигурками домашних животных

«Волшебный» колпак рассказчика

 

Поддержка режиссерской игры дома

Чтение русских народных сказок и художественных произведений

Создание условий для образной игры Игра педагога, как образец (3-4 раза в день)

Поддержка образной игры

Костюмы животных, сказочных персонажей и людей разных профессий (доктор, парикмахер, пожарный, строитель, повар, продавец и др.)

элементы костюмов, необходимые атрибуты (галстуки, ремни, чемоданы, очки, бусы и т.п.)

ширмы и подиум находятся в свободном доступе

Иллюстративный материал с изображением животных, сказочных героев, людей разных профессий

Мультфильмы

Оборудование, сделанное родителями для обогащения и развития образной игры:

Подиум для демонстрации и показа образов

Костюмы, куски тканей, необходимые атрибуты для создания образа

Поддержка образной игры дома

Мультфильмы

Проектирование План-сетка (вид игры, образовательная задача)

(см. таблица)

 
Наблюдение, анализ

 

Лист наблюдений (фиксация активности детей после каждой игры)

Публикации на Facebook в группе «Страна чудес / Wonderland» https://www.facebook.com/groups/513791402114439/

Заполнение портфолио воспитанников (запись придуманных историй, фото)

Публикации на Facebook в группе «Страна чудес / Wonderland» https://www.facebook.com/groups/513791402114439/02114439/

Заполнение портфолио своего ребёнка (запись придуманных историй, фото)

Показ Владение средствами интонационной выразительности,  эмоциональности, четкой дикцией, мимикой и жестами.

Умение выстраивать сюжетную линию в режиссерской игре, фантазировать.

Пример личной заинтересованности и увлеченности в процессе собственной игры.

Встраивание когнитивной задачи в пространство игры Перспективная сетка, позволяющая учитывать задачи развития способностей ребенка и уровень игры данной возрастной ступени

Перевод занятийных форматов реализации ОП в младшем и среднем дошкольном возрасте в событийные, в основе которых лежит режиссерская и образная игра детей.

 

         Так как моим воспитанникам сейчас от 3 до 3 лет 6 месяцев,  у них расцвет режиссерской игры, и я большинство когнитивных задач встраиваю в поле режиссерской игры, когда задача дает старт разворачиванию образовательного события. Вот пример такого проектирования:

 Сентябрь 1 неделя 04. 09 «Мышка прячется от кошки»

Игровое поле, поделенное на шесть цветов спектра, игрушки: мышка, кошка, в разных местах группы разложены мышки и домики с дверками шестью цветами спектра.

Воспитатель в роли мышки начинает рассказывать сказку «Ой, как много здесь крошек, сейчас я подкреплюсь…» Затем воспитатель сменяет роль мышки на роль рассказчика, с тревогой говорит: «А в это время подкралась кошка! Сейчас она съест мышку! (инициирует детей, чтобы кто-то взял мышку и начал прятаться в домик) Ой, надо прятаться в норку и закрывать дверь! (ребята прячут мышку) Там остались мои друзья, которым надо помочь спрятаться от кошки!» Ребята индивидуально каждый начинает играть с мышкой.

Мастерская культурных средств (сенсорная культура) «Спрячь мышку»

Задачи: ознакомление детей с шестью цветами спектра: красный, оранжевый, желтый, зеленый, синий, фиолетовый, их названиями и действием приравнивания к эталону.

Алла, Нелли, София М., София З., Леня

 

 

«Хитренькая кошечка»

(София З., Нелли)

«Трусливая мышка»

(Алла)

06. 09 «Как познакомились весёлые человечки»

Игровое поле, геометрические фигурки: круг, квадрат, треугольник, деревья, деревянные домики.

Воспитатель выступает в роли рассказчика, оживляя событие через речь каждого персонажа, желающие ребята в ходе игры присоединяются и начинают играть от лица фигурок.  «Однажды круг отправился на прогулку и увидел овальчика. Как тебя зовут?  (овал) А меня круг. Тебе не кажется, что мы похоже друг на друга? (да!) Только ты повыше! Как здорово, а давай дружить! Здесь недалеко есть горка, пойдем кататься! Как быстро и далеко мы катимся!» Скатились человечки, и увидели квадрат. «А ты кто такой? Пойдем с нами кататься!» Квадрат попробовал и запищал «Ой, ой, как больно! Я зацепился! Интересно, почему?» (инициирует детей включиться в диалог)

Мастерская культурных средств (сенсорная культура) «В царстве фигурок человечков»

Задачи: ознакомление детей с кругом, квадратом, треугольником и их названиями;

знакомство с приемом обследования формы (обведение пальцем контура фигуры) и действием приравнивания к эталону.

Андрей, София З., София М., Ваня,

Нелли, Марина, Леня

«Маленький котёнок»

(София З.)

07.09 Сказка «Три медведя»

Игровое поле «Лес», колокольчик, настольный театр «Три медведя», предметы – заместители.

Воспитатель садится рядом с игровым полем,  выступая в роли рассказчика начинает громко, эмоционально и выразительно рассказывать сказку. Услышав рассказчика, дети подходят к игровому полю, а желающие вступают в игру,

взяв на себя роли персонажей сказки.

В течение дня сказка разыгрывается с детьми, как в малых группах, так и индивидуально.

Мастерская сказок

Задачи: знакомство со сказкой Л.Н.Толстого «Три медведя»;

развитие речи: ответы на вопросы по содержанию сказки;

развитие  способности передавать характерные качества персонажа с помощью голоса, пантомимы.

Нелли, София М., София З., Сава, Андрей, Ваня, Алла

 

«Сынок мишка»

(Нелли)

2 неделя 11.09 «Как подружились кубик и кирпичик»

Игровое поле, кубик, кирпичик, брусок, треугольная призма, предметы-заместители.

Воспитатель выступает в роли рассказчика начинает историю: «Как то раз встретились на полянке кубик и кирпичик. Воспитатель от лица кубика говорит «Привет! Ой, какой ты высокий, я тебя ниже. Посмотри, а ведь мы с тобой чем то похоже, ммм…не могу только понять чем? (задумчиво говорит кубик)» Воспитатель инициирует детей включиться в игровой диалог, назвать отличия и сходства деталей  (есть уголки с четырех сторон, разные по длине стороны) «А как тебя зовут? (возможны подсказки детей) А меня кубик, давай дружить! Пойдем со мной, я познакомлю тебя со своими друзьями. Мы любим вместе играть. А самая любимая наша игра – это превращения! Мы превращаемся в разные предметы, знаешь, как это весело!

Дети переходят на «полянку»(ковер), где расположено множество строительных деталей и начинают играть в игру «превращения» (строить предметы мебели).

Конструктивная мастерская «Вводное»

Задачи: знакомство с разнообразием

деталей;

показ способов построения мебели для кукол из двух — четырех деталей.

Алла, Нелли, София М., София З., Леня, Ваня, Марина, Никита

 

«Мама»

(Алла), «дочка» (Василиса)

 14. 09 «Как подружились кубик и кирпичик»

Игровое поле, кубик, кирпичик, брусок, треугольная призма, предметы-заместители.

Воспитатель выступает в роли рассказчика начинает историю: «Как то раз встретились на полянке кубик и кирпичик. Воспитатель от лица кубика говорит «Привет! Ой, какой ты высокий, я тебя ниже. Посмотри, а ведь мы с тобой чем то похоже, ммм…не могу только понять чем? (задумчиво говорит кубик)» Воспитатель инициирует детей включиться в игровой диалог, назвать отличия и сходства деталей  (есть уголки с четырех сторон, разные по длине стороны) «А как тебя зовут? (возможны подсказки детей) А меня кубик, давай дружить! Пойдем со мной, я познакомлю тебя со своими друзьями. Мы любим вместе играть. А самая любимая наша игра – это превращения! Мы превращаемся в разные предметы, знаешь, как это весело!

Дети переходят на «полянку»(ковер), где расположено множество строительных деталей и начинают играть в игру «превращения» (строить предметы мебели).

Конструктивная мастерская «Вводное»

Задачи: знакомство с разнообразием

деталей;

показ способов построения мебели для кукол из двух — четырех деталей.

София З., София М., Вероника Ваня,

Нелли, Марина, Никита, Леня, Алла

«Мама»

(Алла), «доча» (Василиса)

3 неделя 20. 09 «Путешествие овала и прямоугольника»

Игровое поле, геометрические фигурки: овал, прямоугольник, игрушки-сувениры слоники из Индии, Африки.

Воспитатель садится рядом с игровым полем, берет картонный овал, прямоугольник и от их лица начинает рассказ: «Посмотри овал, куда это мы с тобой попали! Здесь так тепло! Ой, смотри, кто это? (удивляются) Воспитатель ставит на поле двух слоников. «Вы кто такие? (инициируя детей включиться в игру) Давайте играть вместе! (фигурки играют со слониками). Но нам уже пора возвращаться домой(грустно сказали фигурки) и слоники загрустили. «А давайте, мы вам на память сделаем красивые салфетки, которые будут вам напоминать о нашей веселой игре, а Умники нам помогут!» (дети переходят к аппликации)

Мастерская культурных средств (сенсорная культура)

Аппликация «Салфеточки для фигурок — человечков»

Задачи: ознакомление детей с овалом, прямоугольником и их названиями; 

знакомство с приемом обследования формы (обведение пальцем контура фигуры) и действием приравнивания к эталону.

Андрей, София З., София М., Ваня, Кристина,

Нелли, Марина, Захар, Леня, Вероника

«Папа мишка», «Мама медведица», «Сынок мишка»

(Сава, София З., Нелли)

22. 09 «Мишка развозит овощи друзьям»

Игровое поле, маленькая грузовая машинка, предметы – заместители мишки и зайчика, бросовый материал, деревья, строительные детали (короткие и длинные кирпичики).

Воспитатель в роли мишки: «Как много овощей выросло на бабушкиной грядке! Зайка, посмотри, сколько морковки! Нам хватит ее на всю зиму! Давай скорее собирай! Мы сложим ее в наш грузовичок! Ох, все собрали, какие мы с тобой молодцы, хорошо потрудились! Заводи грузовик, пора домой. Ой, посмотри пока мы собирали морковку, всю дорогу размыл дождь (грустно говорит мишка). Что же делать? Скоро стемнеет, будет страшно. Вот бы построить новую дорогу. Эээх, только нам вдвоем не справиться»(грустно говорит зайка). Ребята предлагают построить дорогу для зверят. А затем обыгрывают свои постройки в игре, выбрав по желанию игрушки или предметы – заместители.

Конструктивная мастерская «Совместное строительство дорожек»

Задачи: умение различать дороги разного назначения, соотносить размеры и форму дорог с их названием: шоссе, дорога, дорожка;

закрепление у детей освоенные ими способы соединения деталей;

умение согласовывать свои действия с действиями партнёра или распределении обязанностей и выполнении общей постройки.

София З., София М., Андрей, Вероника,

Нелли, Марина, Кристина,

Захар, Леня, Ваня

«Лисичка»

(София З.), «Кошечка» (Марина)

4 неделя 26. 09 Сказка «Три  медведя»

Игровое поле  «Лес», колпак рассказчика, кружки трех размеров, треугольник – Машенька,  фигурка Машеньки, домик, индивидуальные поля, разложенные в пространстве всей  группы (игровая, спальня).

Воспитатель в колпаке, приняв на себя роль рассказчика, расположившись возле игрового  поля, начинает громко и эмоционально рассказывать: «Какая красивая полянка!  Сколько здесь грибов, ягод! А, что за домик? Зайду посмотреть, кто здесь  живет?» (рассказывает сказку до слов «А в это время, возвращаются домой три  медведя..» (выкладывает на поле кружки разные по величине).

Ребята  начинают включаться в игру уже знакомой сказки. Видя высокую активность детей  поучаствовать в роли героев, рассказчик разыгрывает игровую ситуацию с  превращением и начинает колдовать со своим колпаком. Высыпает из колпака  много кружочков и треугольники. «Теперь каждый может выбрать себе медведей,  Машеньку и поиграть в свою сказку».

Мастерская сказок

Моделирование сказки «Три медведя»

Задачи: освоение действий замещения персонажей сказки: подбор заместителей по заданному признаку (величина);

развитие умения внимательно слушать сказку;

формирование умения отчетливо произносить слова и короткие фразы, говорить спокойно, с естественными интонациями.

Алла, Нелли, София М., София З., Леня, Марина, Андрей, Василиса, Кристина, Леонид, Арсений, Сава «Машенька»

(Алла), «Мама медведица» (София З.), «Мишутка» (Нелли)

28. 09 «Построим домики для друзей»

Белое игровое поле, животные из картона разные по величине — медведь, волк, лиса, белка, ежик и 5 квадратов разных по величине, разложенные в разных местах на игровом поле, индивидуальные белые коврики, животные и «домики» — квадраты на каждого ребенка, расположенные в разных местах группы.

Воспитатель в роли рассказчика начинает историю «Сколько выпало снега! Теперь меня в белой шубке никто не заметит! Кто же это сказал? (инициирует детей взять зайчика). А я теперь могу уже сладко уснуть в берлоге (меняя голос, говорит рассказчик) и т. п. все животные. Друзья, а вы заметили, как быстро стало темно и нам пора возвращаться в свои домики. Ой, а я забыла, где мой домик, сказала белочка» (дети помогают расселить животных в домики).

— Ребята, посмотрите, сколько зверей не могут найти свои домики! Давайте им поможем!

Мастерская культурных средств (сенсорная культура)

Задачи: закрепление способа соотнесения предметов по величине (наложения и приложения) при сравнении двух сериационных рядов предметов.

Алла, Нелли, София М., София З., Леня, Марина, Вероника, Арсений, Даниэль, Сава «Зайчик»

(София З., Вероника)

«Лисичка»

(Алла, Марина)

«Медведь»

(Леня)

Проживая большую часть игровой активности в режиссерской игре, малыши часто сами ее инициируют. Во время наблюдений, при необходимости обогатить игру ребенка, я включаюсь в нее (с его разрешения) и помогаю ребенку приобрести новый игровой опыт.

У некоторых детей возникают ситуации, когда они сами, наигравшись на режиссерском поле, инициируют образную игру, и я оказываю им недирективную поддержку, способствуя обогащению их игрового опыта и решению когнитивных задач. Например, София (3 года), проявляет интерес к образной игре, и с удовольствием примеряет на себя роль кошки. Надевая на голову шапочку кошки, подкрадывается ко мне и начинает ластиться, я, поддерживая игру и развивая сюжет с образом, который взяла на себя София, говорю: «Ой, какая пушистая и красивая кошечка!» — глажу её по головке. «Сейчас я налью тебе молочко» — наливаю и ставлю блюдце ей на пол. «А давай с тобой поиграем?!» — беру ленточку и мы начинаем с ней играть в «кошки – мышки». Тем самым я даю ребенку возможность прожить образ кошки, так как у нее самой еще не хватает сил и удерживать образ, и одновременно развивать сюжет.

Вот так большую часть дня, трехлетние малыши проживают в ведущем виде деятельности, получая эмоционально осмысленный опыт и культурные средства, которые универсальны и благодаря переносу могут быть использованы в разных видах деятельности. Например один круг может быть и зайкой, и молоком, и облаком, и принцессой. И это обеспечивает развитие способностей дошкольника, так как способности — это универсальные способы ориентировки в окружающей ребенка действительности (Л.А. Венгер).

Когда мои воспитанники подрастут и перейдут на следующий этап развития игры -сюжетно-ролевая игра и игра с правилами, я планирую (и этот опыт был уже опробован с ребятами моего предыдущего выпуска) вносить когнитивные задачи в эти игры, тем самым развивая способности и поддерживая игру, как ведущий вид деятельности.

Такой игровой инструментарий помогает мне инициировать событие, которое рождается в игре и становится для ребенка естественной оболочкой для решения спрятанной в нее задачки. Событие начинается в игре и, зачастую заканчивается в ней, однако, по ходу дети создают разнообразные продукты деятельности и имеют возможность не включаться в событии, или включаться тогда, когда им становится интересна деятельность взрослого или других детей.

Один из основных признаков события — это активность ребенка и предоставление ему выбора средств, материалов, партнеров по деятельности, что безусловно обеспечивается в игре, в которую педагог вносит когнитивную задачу, приобретая опыт событийной жизни, дети порой, выдвигают собственные задачки и разворачивают большое спонтанное событие.

2.Содержательный блок программы.

1. Перечень необходимого оборудования, которым располагает автор программы для проведения стажировки.

  1. Дневники стажеров, содержащие информационные и раздаточные материалы, раскрывающие содержательные и рефлексивные материалы стажировки.
  2. Техническое обеспечение. ДОУ обладает достаточным количеством аудиторных площадей: методический кабинет, холлы ДОУ, лего центр, салон сказок, библиотека, кабинет коррекционно-психологической помощи, музыкальный, физкультурный залы, групповые помещения. Аудиторный фонд оснащен современным мультимедийным оборудованием: интерактивная доска, 2 проектора, 1 переносной экран на штативе, 4 персональных компьютеров и ноутбуков, различная аудио, видео и фотоаппаратура и оргтехника, 4 комплекта гарнитуры для компьютера, безлимитный Internet, флипчарт. 
  3. Оборудование группового помещения (группы, спальни, туалетной комнаты, приемной) для поддержки и развития игровой деятельности.

2. Программа стажировки

Программа стажировки позволит актуализировать имеющиеся у стажеров объем теоретических знаний по развитию игровой деятельности , а также позволит приобрести практический опыт  инициирования и разворачивания события в контексте детской игры на разных этапах ее созревания и развития. Программа предусматривает комплекс различных форм обучения: лекционные, практические занятия, образовательной практики и практические пробы, работа в кластерах, деловые игры. Программа стажировки включает 3 модуля и рассчитана на 24 часа. 

Модуль  №1. Исследование стажерами требований к инициированию и поддержке детской игры в соответствии с ФГОС ДО  (7 часов)
Определение ключевых ориентиров построения образовательной среды для поддержки и развития разных видов игры дошкольника (по классификации Е.Е. Кравцовой)

Формирование понятийной картины «ведущий вид деятельности», «игровое поведение», «режиссёрская игра», «образная игра», «событие».

Погружение в психолого-педагогические основания проектирования образовательного события.

Обсуждение с помощью технологии «World cafe» ключевых ориентиров режиссерской и образной игры младших дошкольников, сюжетно-ролевой и игры с правилами старших дошкольников.

Составление лестницы развития игры и ребенка в ней «Эволюция игры» (технология Лего-конструирование)

Рефлексивный анализ и оценка:

Аутотестирование (ВХОД); выявление ожидания стажеров через технологию «Снежный ком»; анализ требований стандарта для развития игры в ДОУ.

Модуль  №2. Игровой инструментарий педагога для проектирования образовательных событий в режиссерской и образной игре. (7 часов)
Участие в экспертизе среды для поддержки игры в групповых помещений ДОУ по созданным экспертным картам.

Рассмотрение игрового инструментария педагога, направленного на проектирование образовательных событий.

Моделирование структуры образовательного события в парах сменного состава (с активизацией режиссерской и образной игры детей младших дошкольников).

Исследование действий педагога ДОУ, владеющего приемами инициирования события.

Создание лайфхаков в группах по выбору стажеров.

Рефлексивный контроль и оценка: презентация экспертных карт поддержки игровой деятельности ДОУ; представление результатов экспертизы; внешняя оценка профессиональных действий стажеров; лайфхаки 
Модуль  №3. Приобретение собственного опыта инициирования и проживания образовательного события в ведущем виде деятельности. (10 часов)
Освоение технологических приемов организации режиссерской, образной игры в практическом взаимодействии с воспитанниками ДОУ.

Освоение практики проектирования образовательного события с акцентом на поддержку детской инициативы и детской игры (по самостоятельному выбору стажера).

Погружение стажеров  в опыт использования игровых технологий в процессе реализации образовательных областей, апробирование на практике и овладение функцией эксперта в процессе наблюдения.

Проектирование и реализация игрового события с применением эффективных технологий, используя возможности образовательного  пространства ДОУ в группах по выбору

 Рефлексивный контроль и оценка: презентация результатов работы групп; фиксация путей совершенствования практики в процессе представления продукта собственной деятельности;

аутотестирование/ВЫХОД.

3. Учебный план стажировки (24 часа)

№ п/п Формулировка понятийной и практической задачи, решаемой в рамках стажировки Количество часов
Лекции Практические занятия Стажерская проба Оценочное событие
1. Входное аутотестирование через Google Формы. Погружение в психолого-педагогические основания проектирования образовательного события. 1,5      
2. Выяснение ожидания стажеров через погружение в технологию коллективной мыслительной деятельности. Метод «Снежный ком».   1    
3. Формирование понятийной картины «ведущий вид деятельности», «игровое поведение», «режиссёрская игра», «образная игра», «событие» через технолгии «коллаж»     1  
4. Составление лестницы развития игры и ребенка в ней «Эволюция игры» (технология Лего-конструирование)     1,5  
5. «Фишбоун»-обсуждение с помощью технологии коллективного разума ключевых ориентиров построения образовательной среды для поддержки и развития разных видов игры дошкольника (по классификации Е.Е. Кравцовой)   2    
6. Создание карт по результатам работы «World cafe». Участие в экспертизе среды для поддержки игровой деятельности в ДОУ по созданным экспертным картам. Презентация результатов в группах.     2  
7. Рассмотрение игрового инструментария педагога.

Погружение в опорные точки проектирования образовательного события. Разбор практических кейсов. Работа с обучающим видео.

1 1    
8. Моделирование структуры образовательного события в парах сменного состава (с активизацией режиссерской и образной игры детей младших дошкольников).       1
9. Сфокусированное обсуждение моделей структуры образовательного события в группе. Презентация результатов работы группы.     1  
10.  Исследование действий педагога ДОУ, владеющего приемами инициирования события  в экспертной позиции с листами наблюдений     1,5  
11. Создание лайфхаков в группах по выбору стажеров.     1,5  
12. Кинофестиваль «Я играю…» (представление лайфхаков, голосование в группу «Время Выбора/TimeChoice»     1,5  
13. Освоение технологических приемов организации режиссерской, образной игры в практическом взаимодействии с воспитанниками ДОУ.     1  
14. Освоение практики проектирования образовательного события с акцентом на поддержку детской инициативы и детской игры (по самостоятельному выбору стажера).       1,5
15. Погружение стажеров  в опыт использования игровых технологий в процессе реализации образовательных областей, апробирование на практике и овладение функцией эксперта в процессе наблюдения.       2
16. Проектирование и реализация игрового события с применением эффективных технологий, используя возможности образовательного  пространства ДОУ в группах по выбору       1,5
17. Выходное аутотестирование через Google-формы. 0,5      
ИТОГО 3 4 11 6

3. Способы оценки результатов программы

1. Внешняя оценка результатов стажеров.

Форма оценки Эксперты Способ фиксации
Анкетирование участников: оценка результатов освоения программы стажировки Стажеры Да/нет
Открытое Internet голосование выложенных  лайфхаков созданных в процессе стажировки на сайте ДОУ Он-лайн участники, стажеры, педагоги ДОУ Количество Like
Отзывы о результатах программы стажировки. Педагоги ДОУ, работающие в смешанных творческих группах вместе со стажерами. Качественная оценка
Internet — голосование  за кейсы практических материалов (продукты, созданные стажерами) на Facebook в группе «Время Выбора/TimeChoice» https://www.facebook.com/groups/513791402114439/ Он-лайн участники педагоги и родители воспитанников ДОУ городов присутствия Госкорпорации «Росатом». Количество Like
Оценка профессиональных действий стажеров (сводные данные экспертных листов оценочных событий). Эксперт АНО «Институт проблем образовательной политики «Эврика» Е.С. Непомнящая Качественная оценка

2. Самооценивание участниками собственных результатов.

  • Отзывы о результатах освоения программы стажировки в форме рефлексивное эссе.
  • Результаты голосования за продукты на странице группы на Facebook.
  • Отзывы содержат результат о достижении (или не достижении) поставленных целей, решении (или недостаточном решении) заявленных стажером задач в ходе входного и выходного тестировани