Авторская программа стажировки «Проектирование и модерирование вариативной образовательной среды как условие индивидуализации»

Список участников стажировки:

  1. Балушкина Анна Владимировна, г.Лесной
  2. Болдырев Евгений Алексеевич, г.Лесной
  3. Горелова Екатерина Сергеевна, г.Трехгорный
  4. Двадненко Евгения Васильевна, г.Заречный СО
  5. Комиссарова Елена Геннадьевна, г.Новоуральск
  6. Кузина Ольга Александровна, г.Трехгорный
  7. Лисицына Светлана Олеговна, г.Удомля
  8. Лобанова Светлана Сергеевна, г.Железногорск
  9. Макарова Анна Александровна, г.Балаково
  10. Масальцева Ольга Владимировна, г.Зеленогорск
  11. Михайлова Ольга Войтеховна, г.Снежинск
  12. Молчанова Мария Александровна, г.Железногорск
  13. Пичугина Юлия Иванова, г.Саров
  14. Польская Мария Сергеевна, г.Снежинск
  15. Равочкина Анастасия Павловна, г.Железногорск
  16. Рашитова Светлана Рушановна, г.Курчатов
  17. Самойлова Наталья Александровна, г.Зеленогорск
  18. Сосипатрова Екатерина Владимировна, г.Удомля
  19. Шаверина Ольга Александровна, г.Новоуральск
  20. Ягжина Марина Николаевна, г.Новоуральск

 

Информационный блок программы.

1.1. Цель программы:

  1. Апробирование педагогами самостоятельных, инициативных педагогических действий и форм становления субъектности через их проектирование.
  2. Освоение стажерами способов самостоятельного проектирования и модерирования образовательной среды, обеспечивающей индивидуализацию.
  3. Освоение стажерами способов самостоятельного построения траектории собственного профессионального развития в условиях введения ФГОС СОО и ООО.

 

1.2. Задачи программы:

  1. Моделирование стажерами условий и механизма индивидуализации в соответствии с деятельностным подходом, заложенном в ФГОС ООО и СОО.
  2. Освоение стажерами форм и способов самостоятельного проектирования образовательной среды.
  3. Проектирование стажерами ситуаций выбора и проб движения по собственному образовательному маршруту (действования по собственному замыслу) в различных образовательных форматах в урочном и внеурочном пространствах.
  4. Освоение способа проектирования собственной образовательной среды и проектирования индивидуальной образовательной программы собственного профессионального развития.
  5. Освоение стажерами способов самостоятельного проектирования кейса модерации среды.

 

1.3. Ключевые идеи опыта, в который будут погружены стажеры.

В настоящее время обществу необходимы специалисты способные к быстрой адаптации к запросам и требованиям динамично меняющегося мира, обладающие мобильностью, коммуникабельностью, самостоятельностью, умеющие оперативно решать проблемы, делать выбор и нести за него ответственность, самостоятельно овладевать новыми знаниями.

Происходит переход от принципа «образование на всю жизнь» к принципу «образование через всю жизнь». Возникает необходимость в течение всей жизни проектировать образовательные среды, как в отношении собственного развития, так и в отношении других людей, простраивать свою траекторию развития. Этот принцип лег в основу проектирования программы стажировки.

Становление субъектной позиции происходит через реализацию деятельностного подхода в образовательном процессе. Простраивание нами всех образовательных форматов в урочной и внеурочной деятельности происходит в соответствии со структурой деятельности: мотив – целеполагание – анализ и моделирование – контроль и оценка. Деятельность стажеров будет простраиваться так же в соответствии с деятельностным подходом и структурой деятельности.

В урочных форматах целеполагание в соответствии с технологией развивающего обучения осуществляется мной через постановку учебных, учебно-проектных и социально-проектных задач. На основе анализа моделируется способ, осуществляется контроль и оценка. В 9 классе ключевой деятельностью учащихся является самоопределение. Происходит первоначальный выбор жизненного пути, проектирование самого себя, своей деятельности, своего будущего. В урочной деятельности эти изменения отражаются при целеполагании. В практике уроков целеполагание происходит на основании соотнесением ребенком своих потребностей и возможностей с ресурсами среды, происходит выстраивание индивидуальной траектории урока: выбор содержания происходит исходя из целей (например, профессиональное самоопределение, выбор предмета в качестве итоговой аттестации, познавательный интерес), происходит определение формы взаимодействий (индивидуальной или групповой) и степени самостоятельности (самостоятельно – работа с консультантом – с учителем или принятие на себя позиции консультанта/эксперта). Ситуацию выбора создается на протяжении всего урока: выбор содержания, уровня сложности, темпа изучения, эксперта (учитель-ученик-специалист). В домашнюю работу тоже заложена ситуация выбора. Это проявляется не только в выборе объема и сложности, но и вида деятельности (исследовательская, творческая, проектная и т.д.), определяются формы отчета (отчет, презентация, консультация и т.д.) и сроки предъявления (еженедельно, раз в 2 недели, раз в месяц…). Одним из условий, при котором становится возможным движение ребенка в рамках предмета по собственному маршруту, является модульный принцип отбора содержания.

Данный подход позволяет обеспечить переход в 10-11 классе к индивидуальным образовательным программам в соответствии с ФГОС СОО. Как учитель-предметник я создаю условия, при которых обучающиеся на основе работы с картами понятий, определения форм (очной-заочной), необходимых ресурсов, сроков изучения, выбора эксперта, формы аттестации проектируют индивидуальную траекторию изучения предмета. Совместно с учащимися определяются рефлексивные точки, позволяющие зафиксировать промежуточные результаты, проанализировать процесс их достижения, определить дефициты и скорректировать при необходимости индивидуальную образовательную траекторию. Как тьютор я осуществляю сопровождение индивидуальных образовательных программ: работа с учебными планами, проектирование образовательной среды (определение образовательных мест, социального взаимодействия, видов деятельности, способа). Моя работа тьютора с детьми строится в проблематизирующем залоге, позволяя учащемуся самостоятельно определить свои дефициты, обнаружить ресурсы для их восполнения, отследить продвижение. Индивидуальная образовательная программа может и должна подвергаться коррекции, предполагая определенную вариативность, при этом сами причины коррекции также подвергаются анализу.

Таким образом, в рамках урочной деятельность осуществляется проба построения индивидуальных образовательных траекторий. Принципы вариативности и индивидуализации, заложенные в программу стажировки, позволят стажерам получить опыт проектирования индивидуальной образовательной программы, построения траектории своего профессионального развития.

Внеурочные форматы, в основе которых так же лежит деятельностный подход, позволяют осуществить пробы в разных видах деятельности, позициях, ролях. Образовательное пространство гимназии предоставляет разнообразные места для проявления своей активности, осуществления пробы в определенной деятельности, принятие определенной роли. Внеурочная деятельность строится на принципах разновозрастности и организации детско-взрослого взаимодействия. Включение обучающихся гимназии в детско-взрослые разновозрастные социокультурные проекты «Творческая осень», «Осенний лагерь мечты», «Зимняя сказка», «Школьная весна», «Франглия», создает условия для самоактуализации, создает ситуацию выбора и проб движения по собственному образовательному маршруту, способствует формированию ответственного выбора, самоопределению. Эти проекты являются особыми пространствами для социальных проб школьников — местом социального взаимодействия. Все разновозрастные проекты внеурочной деятельности гимназии ведут к реальному результату, т. е. организованы как продуктивные. Главным наполнением пространства творческой, социальной реализации и рефлексии являются образовательные события.

Проведение «Дней свободного выбора» в формате мастерских, дает ребенку осуществить пробу самостоятельного выбора и действования по собственному замыслу, осуществить движение по собственной образовательной траектории. Разнообразные и разнородные мастерские дают возможность сделать выбор на основании своих потребностей, реализовать свои возможности. Обязательная рефлексия способствует осознанию ребенка не только результатов, но и способа действования.

Смодерированная ситуация выбора позволяет соотнести свои интересы и возможности с ресурсами среды, затем действование в соответствии с выбором в рамках мастерских, при этом обучающийся может выбрать степень своего участия, форм работы, мини-группу, пути достижения результатов, формат, в какой форме будет происходить предъявление результатов (презентация, плакат, театрализация, доклад…). После предъявления результатов происходит рефлексия в классных коллективах. При этом собираются ученики, которые принимали участие в работе разных мастерских. Рефлексируются не столько результаты, сколько способ выбора, который может быть зафиксирован в разных формах, и проходить фронтально, в группах, индивидуально.

Приобретение опыта разнообразной деятельности будет способствовать личностному и профессиональному самоопределению. Опыт нашей работы показывает, что деятельность в рамках разнообразных внеурочных форматов (мастерских, объединениях, проектах (предметных, творческих, исследовательских и т.д.)) способствует самоидентификации ребенка. Организация событийных форматов, как по предмету (например, «Мир азота и мир кислорода. Проектирование миров») так и вне предмета (например, «Поход – как образовательное событие»), позволяет получить детям опыт действования по собственному замыслу. В основе индивидуальных проектов, которые реализуют старшеклассники в рамках индивидуальной образовательной программы лежит профессиональное самоопределение, индивидуальный проект может являться пробой профессиональной деятельности. Принципиальным для профессионального самоопределения мы считаем организацию предпрофессиональных проб (например, в рамках дня самоуправления), а также профессиональных практик. Таким образом, внеурочная форматы позволяют получить опыт разнообразной деятельности, осуществить пробу различных ролей, позиций. Событийный формат стажировки позволит получить опыт действования по собственному замыслу, а ситуации выбора будут способствовать самоопределению стажеров.

Одним из условий для осуществления пробы является разновозрастность. В практике моей работы в урочной деятельности организация такой ситуации может проходить в рамках погружения в тему (например, «Строение атома»), во внеурочной деятельности через разновозрастные проекты, мастерские, события.

Осуществляя свою профессиональную деятельность, я, как педагог, в зависимости от ситуации занимаю разные позиции: «учителя» – «консультанта» – «тьютора» – «куратора» – «эксперта». Опыт тьюторского сопровождения индивидуальных образовательных программ оформлен в модель тьюторского сопровождения. Включение стажеров в различную деятельность позволяет осуществить пробы действования в разных позициях («ученика», «учителя», «консультанта», «тьютора», «модератора»).

Формирование в гимназии особого образовательного пространства «open space» позволило под другим углом взглянуть на организацию пространственно-предметного компонента образовательной среды. Приобретен опыт конструирования пространства под различные задачи: потоковая лекция, осуществления перехода от групповой к индивидуальной работе или работе в формате конференции, презентации и т.д. Пространство позволяет создать функциональные зоны и обеспечить их трансформацию. «Open space» будет являться местом стажировочной площадки, что позволит стажерам не только проанализировать ресурсность данной среды, но и получить опыт по конструированию пространства под определенные задачи в соответствии с собственным замыслом.

На модельных семинарах в мозговых штурмах в целях единых подходов к осуществлению деятельности педагогами гимназии разработан конструктор модерации образовательной среды в трех ее основных компонентах.

При модерировании среды на подготовительном этапе определяется способ действования, технология (определение видов и форм организации деятельности, степени участия всех субъектов), на основании этого простраивается социальный компонент (выбор форм и видов  социального взаимодействия, определение позиций и ролей, и вариантов их выбора, условие разновозрастности, детско-взрослого взаимодействия, наличие культурных образцов, «зеркал», подготовка мест соприкосновения и т.д.) и конструируется предметно-пространственный (организация стимулов, ситуаций провокации, мест, пространств, графиков, расписаний, подготовка «дорожных карт», презентационных материалов и т.п.)

На этапе действования происходит фиксация результатов, в том числе промежуточных, и процесса, отслеживается сохранения субъектных позиций, соблюдения выработанных правил и норм, проявление активности и ее стимулирование, создание ситуаций проблематизации позиций, способа, ситуаций разрыва, удержание, либо смена форматов рефлексии. При необходимости осуществление коррекции (для сохранения цели): смена помещения, метода (вербальный, визуальный), социального взаимодействия (поменять роли, разновозрастность), технологического (поменять вид деятельности, форму).

Заключительным является этап рефлексии в отношении процесса модерирования.

Данный конструктор позволяет создавать кейс модерации образовательной среды и деятельности для конкретного образовательного формата. Стажировка позволит приобрести опыт по проектированию конструктора и кейса модерации.

Становление субъектной позиции будет являться основой для реализации принципов индивидуализации. Необходимо проектирование среды, в которой у участников (субъектов) появится желание (мотив) делать выбор («хочу»), создание ситуации побуждающих к активности («надо») и возможности действовать по собственному замыслу, соотнесения своих возможностей со способом, проба действования («могу»). Образовательная среда должна быть вариативной, способной обеспечивать удовлетворение всего спектра потребностей субъектов; мобильной (подвижной), т.к. в процессе взаимодействия со средой субъект оказывает воздействие на среду, изменяя ее; способствовать становлению субъектности, через организацию взаимодействия с другими людьми, в том числе и разновозрастное взаимодействие; обеспечивать рефлексию. Использование возможностей среды комплиментарных потребностям и, таким образом, мотивирующим деятельность, приводит к активности ребенка, его социализация способствует переходу от безответственного выбора к осознанному и затем к ответственному, вариативность и открытость среды задает возможность действовать по собственному замыслу, собственной образовательной траектории, индивидуальной образовательной программе. Создание ситуаций выбора во всех форматах урочной и внеурочной деятельности, их взаимосвязь и единство, обеспечивает переход от пространства проб движения по индивидуальному маршруту в основной школе к пространству ответственного выбора и реализации индивидуальной образовательной программы в старшей школе.

 

Содержательный блок программы.

 

2.1. Программа стажировки.

Предварительный этап (проводится дистанционно): перед началом работы стажеры получат задания спроектировать на выбор фрагмент урока, мастерскую или образовательное пространство на основе принципа индивидуализации. В результате работы стажеры должны сформировать запрос на ресурсы, которые им необходимы для реализации.  

  1. Способ построения индивидуальной образовательной траектории (6 часов).

Стажерская проба: Проблематизация, определение собственных дефицитов стажерами. Проектирование собственной индивидуальной образовательной программы: целеполагание, соотнесения потребностей и возможностей стажеров с ресурсами, выбор модулей, форм самоорганизации и взаимодействия, построение индивидуальных образовательных траекторий, фиксация собственных позиций, формирование запросов на ресурсы среды, прогностическая оценка, определение формата рефлексии. Рефлексия собственного продвижения и коррекция индивидуальной образовательной программы в ходе стажировки.

Оценочное событие: разработка критериев оценки и самооценки работы стажеров, готовность действовать по собственному замыслу.

Моделирование способа построение индивидуальной образовательной траектории на основе анализа деятельности в течение стажировки. Определение ключевых элементов способа, их взаимосвязи, возможности их развития. Соотнесение способа со структурой деятельности.

Оценочное событие: рефлексия личностных изменений стажеров.

  1. Индивидуализация и индивидуальный подход. Проектирование ситуаций на основе принципа индивидуализации в урочном и внеурочном пространстве, и образовательного пространства, под различные задачи. Условия реализации принципа индивидуализации в образовательном пространстве (5 часов).

Проектирование и реализация стажерами ситуаций на основе принципа индивидуализации в урочном и внеурочном пространствах. Пространственно-предметный компонент как ресурсное обеспечение деятельности ребенка.

Стажерская проба: Реализация выбранного формата стажерами в образовательном пространстве Гимназии в рамках «Дня свободного выбора», проведения фрагмента урока в формате мастер-класса, презентация образовательного пространства (на основе подготовки в рамках дистанционного этапа).

Рефлексия: успешность/неуспешность пробы с точки зрения принципа индивидуализации, проведения анализа деятельности стажерами, определение собственных дефицитов.

Сравнительный анализ принципа индивидуализации и индивидуального подхода. Моделирование условий реализации принципа индивидуализации.

  1. Проектирование образовательной среды (4 часа)

Моделирование: Компоненты образовательной среды: технологический, социальный, пространственно-предметный. Взаимосвязь компонентов.

Модуль 1. Пространственно-предметный компонент: требования, проектирование пространства под решение разнообразных задач, организация стимулов, ресурсность.

Модуль 2. Социальный компонент: виды и формы взаимодействия, форматы, способствующие становлению субъектности. Источники мотивации деятельности ребенка. Проба различных позиций и ролей учащимся в деятельностных форматах, позиции «ребенка» – «взрослого», «ученика» – «учителя» – «консультанта» – «эксперта». Разновозрастное и детско-взрослое взаимодействие как условие смены позиций и ролей. Позиции взрослого: «учитель», «консультант», «тьютор», «модератор», «эксперт», основание их смены.

Модуль 3. Технологический компонент образовательной среды: виды, формы и технологии организации деятельности. Деятельностная структура образовательного процесса. Виды деятельности в соответствии с возрастом. Форматы урочной, внеурочной и внешкольной деятельности.

  1. Проектирование образовательного формата, обеспечивающего ситуацию ответственного выбора и возможности движения по собственной образовательной траектории на основе взаимосвязи трех компонентов образовательной среды (6 часов).

Стажерская проба: Определение образовательного формата, ситуаций выбора и проб. Проектирование образовательной среды на основании способа построения индивидуальной образовательной траектории и реализация образовательного формата.

Оценочное событие: рефлексия действования по собственному замыслу.

  1. Модерирование образовательной среды (3 часа).

Моделирование способа модерации среды на основе анализа стажерских проб.

Модерация, кейс модерации.

Проектирование конструктора модерации: выделение этапов модерации, определение деятельности модератора на каждом этапе.

Стажерская проба: Составление кейса модерации образовательного формата.

Оценочное событие: рефлексия действования по собственному замыслу, новообразований стажеров.

 

2.2. Учебный план стажировки.

  Формулировка понятийной и (или) практической задачи, решаемой в рамках стажировки Количество часов
Лекция

 

Практи-ческое занятие Стажерская проба

 

Оценочное событие

 

1 Способ построения индивидуальной образовательной траектории (6 часов). 1 4 1
2 Индивидуализация и индивидуальный подход. Проектирование ситуаций на основе принципа индивидуализации в урочном и внеурочном пространстве, и образовательного пространства под различные задачи. Условия реализации принципа индивидуализации в образовательном пространстве (5 часов). 1 4  
3 Проектирование образовательной среды (4 часа) 4    
4 Проектирование образовательного формата, обеспечивающего ситуацию ответственного выбора и возможности движения по собственной образовательной траектории на основе взаимосвязи трех компонентов образовательной среды (6 часов)   5 1
5 Модерирование образовательной среды (3 часа) 1 1 1
Итого 24 часа 7 14 3

 

Способы оценки результатов стажировки.

 

3.1. Внешняя оценка результатов стажеров.

Внешняя оценка результатов стажеров по каждому блоку программы будет организована по двум направлениям: оценка учащимися гимназии стажерских проб на эмоциональном уровне и оценка специалистами гимназии и экспертом (по запросу стажеров) на профессиональном уровне.

Презентационные материалы стажеров будут размещены на сайте гимназии для дальнейшего обсуждения педагогической общественностью и интернет-голосования.

Будет организована взаимооценка стажерских проб по проектированию и реализации образовательных форматов и экспертиза специалистами гимназии.

 

3.2. Самооценивание стажерами собственных результатов.

Самооценка стажеров будет осуществляться на протяжении всей стажировки. В колективно-распределительной деятельности стажерами будут определены рефлексивные точки, формат самооценивания и выработаны критерии оценивания.

Отправной точкой будет служить анализ стажерской пробы, определение стажерами своих дефицитов, целей. Оценка промежуточных результатов и процесса действования стажеров в рамках рефлексивных точек (после каждого блока) будет направлена на коррекцию стажером индивидуальной образовательной траектории. Итоговое оценивание будет проходить с точки зрения постановки новых целей для постстажировочной деятельности, дальнейшего профессионального развития педагогов.

Результаты самооценивания будут фиксироваться в рефлексивных листах, в которых будут отражены дефициты стажеров, их цели, замыслы, промежуточные результаты, сравнение их с предыдущим уровнем достижения, коррекция индивидуальной образовательной траектории. Самооценка стажерами может быть организована модератором стажировки и/или инициирована стажерами, в том числе с привлечением эксперта.