Авторская программа стажировки «Психологическое сопровождение в деятельности педагогов, формирующее внутреннюю готовность обучающихся к включению в образовательную деятельность, основанную на принципах индивидуализации»

Список участников стажировки:

  1. Агиевич Наталья Владимировна, г.Новоуральск
  2. Бухлина Юлия Андреевна, г.Северск
  3. Звездина Анна Александровна, г. Снежинск
  4. Куракова Наталья Павловна, г.Снежинск
  5. Литвинова Екатерина Валерьевна, г.Снежинск
  6. Менькова Екатерина Сергеевна, г.Новоуральск
  7. Орлова Татьяна Николаевна, г.Снежинск
  8. Парфирьев Константин Валерьевич, г.Новоуральск
  9. Пылаева Елизавета Владимировна, г.Новоуральск
  10. Рязанова Ирина Ивановна, г.Новоуральск
  11. Улыбушева Эльмира Асхатовна, г.Лесной
  12. Худякова Татьяна Владимировна, г.Лесной
  13. Царева Ольга Борисовна, г.Лесной

 

Информационный блок программы.

1.1. Цель программы:

Овладение стажерами методами и приемами психологического сопровождения, формирующими особую внутреннюю готовность обучающихся, через погружение их (стажеров) в практическую деятельность, основанную на принципах индивидуализации.

 

1.2. Задачи программы:

  1. Проблематизировать для стажеров различий между индивидуализацией и индивидуальным подходом.
  2. Погрузить стажеров в образовательную среду МАОУ «Лицей №56» с целью анализа условий, позволяющих реализовать принципы индивидуализации.
  3. Определить возможные риски реализации принципов индивидуализации в процессе обучения.
  4. Организовать практическую отработку стажерами форм и методов психологического сопровождения, позволяющих эффективно реализовать принципы индивидуализации.
  5. Совместно со стажерами спроектировать образовательную среду с использованием методов и приемов психологического сопровождения.
  6. Предоставить возможность педагогам самостоятельно разработать систему показателей оценивания эффективности методов и приемов психологического сопровождения в рамках реализации принципов индивидуализации в обучении.
  7. Создать стажерам экспертную пробу через самооценку и оценку деятельности других стажеров.

 

1.3. Ключевые идеи опыта, в который будут погружены стажеры.

Одной из основных задач образования сегодня становится развитие личности и индивидуальности самого учащегося, его способностей, самостоятельности и самодеятельности. Ключевой характеристикой современной парадигмы образования является не столько передача обучающимся конкретных знаний, сколько развитие их учебной и познавательной активности. Таким образом, в центре внимания педагога должна находиться такая организация образовательного процесса, при которой ученик выступал бы субъектом своего образования.

Переход от парадигмы образования к парадигме самообразования, самовоспитания предусматривает изменение характера деятельности обучающегося, когда он становится активным открывателем знания, создателем собственного опыта, ответственным за свою деятельность и ее результаты. Успешность решения обозначенной проблемы связана с индивидуализацией образовательного процесса.

Таким образом, под индивидуализацией понимается динамический, интериоризированный личностью процесс взаимодействия, который адекватен как индивидуальнообразовательному потенциалу обучающегося, так и системе социальных ценностей, требований и целей, процесс, который способствует позитивному изменению внутреннего мира человека, обеспечивает овладение способами познания мира и себя для самореализации в образовании и жизни.

Индивидуализация образования, как всякий педагогический процесс, характеризуется взаимосвязью и взаимозависимостью внешней и внутренней ее сторон. Внешняя сторона индивидуализации включает расширение спектра ресурсов, насыщение среды и предоставления возможностей использования взрослого как эксперта и как ресурса для развития способного побудить обучающегося к изменению себя и переменам в своей деятельности.

Внутренняя сторона индивидуализации – это направленность обучающегося на развертывание и реализацию индивидуальных устремлений, выработку жизненных стратегий, формирование у него субъектной позиции, индивидуального пути развития. Фактором проявления внутренней индивидуализации является осознаваемая потребность, стремление качественного изменения себя.

Внутренняя индивидуализация реализуется посредством актуализации важности и развития рефлексивных умений у учащихся, которые являются основным механизмом и необходимым условием развития обучающегося. Применение рефлексивных методик, позволяющих активизировать их субъективный опыт в образовании и приобщить обучающихся к открытому мышлению, отказу от догматов, развивает мотивацию, обеспечивает достижение значимой цели и развитие творческого отношения к деятельности, способствует формированию адекватной самооценке.

Взаимосвязь внешней и внутренней индивидуализации обеспечивает достижение качественного образования, нахождение оптимальных путей и средств обучения, соблюдения права обучающихся на выбор индивидуального образовательного маршрута и реализацию индивидуальной образовательной траектории.

Если вы решили путешествовать без заранее проложенного маршрута, взяв с собой в рюкзак лишь все самое необходимое – это уже бэкпэкинг. Хаотичное движение без запланированной цели схоже с определенной образовательной технологией, где учитель дает задание в соответствие с индивидуальными особенностями и возможностями каждого ребенка.

Еще один вид туристического похода – трекинг. Он, на первый взгляд, как и хайкинг, направлен на конечную цель, но его отличительной особенностью является понимание возникновения возможных препятствий и разработка стратегии их преодоление, использование самой среды и знаний на пути к реализации цели.

Важным открытием для стажеров станет понимание, как связаны виды туристического маршрута и индивидуализации образования.

Еще одним открытием станет возможность включить в деятельность педагога психологический аспект.

Психологическое сопровождение в рамках принципа индивидуализации это профессиональная деятельность взрослых взаимодействующих с ребенком в различных образовательных средах, с целью создания таких условий, которые способствовали бы формированию внутренней готовности обучающихся к включению в образовательную деятельность.

Надо отметить, что программа стажировки не рассчитана на то, что педагог станет психологом, но она рассчитана на то, что педагог, погрузившись в специально созданную среду, сможет повысить свою психологическую компетентность, которая, в свою очередь поможет выстроить сопровождение таким образом, чтобы у обучающихся развивалась внутренняя готовность к включению в образовательную деятельность.

В рамках программы стажировки всем участникам представится возможность погрузиться в образовательную среду лицея, проанализировать многообразие полноценных привлекательных вариантов образовательной деятельности, определить роль педагога в ней и самостоятельно спроектировать образовательную среду с использованием методов и приемов психологического сопровождения (сюжетно-ролевая игра, тренинг и т.д.).

Программа стажировки позволит стажерам:

  • построить свой образовательный маршрут на эти три дня;
  • переосмыслить цели и задачи процесса образования;
  • быть готовым к решению проблем;
  • выстраивать свою профессиональную образовательную траекторию;
  • включиться в разные виды деятельности.

 

Содержательный блок программы.

 

2.1. Программа стажировки.

В рамках программы стажеры смогут:

  1. Сформировать собственное видение содержательного и технологического аспектов индивидуализации в условиях образовательной среды.
  2. Переосмыслить роль педагога и роль среды в современной системе образования.
  3. Выступить экспертом среды МАОУ «Лицей № 56», выстроенной на принципах индивидуализации.
  4. Овладеть способами проектирования образовательных событий с использованием форм и методов психологического сопровождения.
  5. Проанализировать и оценить результаты собственной деятельности с учетом преодоления возможных затруднений в новой деятельности.

Результаты деятельности стажеров, результативность их совместной работы будут представлены в рамках оценочных событий.

Программа предусматривает применение следующих технологий обучения: ИКТ, групповые технологии (сюжетно-ролевые, деловые игры), тренинги, технологии моделирования и проектирования, технологии дистанционного обучения. В рамках программы пройдут семинары-практикумы с использованием психологических тренингов, мастер-классы, погружения, лаборатории, образовательные события.

Различные формы организации деятельности стажеров создадут реальные условия делового общения, обеспечат интерактивную деятельность, в ходе которой слушатели максимально включатся в творческий процесс, сумеют сформировать собственную деятельностную позицию.

В рамках стажировки каждый участник разработает «Трекер стажировки», отражающий тактику и стратегию работы с целями, позволяющий оценить деятельность стажеров на определенном этапе стажировки, определить дефициты и внутренние разрывы

Предполагается корректировка программы в соответствии с реальными запросами стажеров в рамках заявленной темы стажировки.

Программа стажировки состоит из 24 учебных часов. Из них: лекции – 0 ч; практические занятия – 15 ч; стажерская проба – 3 ч; оценочное событие – 6 ч.

Тема № 1. «Смысловой хайкинг» (7 часов).

Индивидуализация – новый подход к образованию, изменение позиции ученика от объекта обучения к субъекту образовательного процесса. Индивидуализация и индивидуальный подход – две разные позиции педагога. Образовательная среда как условие формирования новых образовательных стандартов. Принципы построения специальных образовательных сред для реализации принципов индивидуализации. «Трекинг» как способ реализации принципов индивидуализации, алгоритм его построения.

Тема № 2. Образовательный бэкпэкинг (12 часов).

Основные виды трекингов и возможность их использования для комплексной оценки сформированности готовности обучающихся к включению в образовательную деятельность, основанную на принципах индивидуализации.

Проектирование модели универсального трекера – рабочего инструмента обучающегося, позволяющего контролировать, планировать и оценивать собственные образовательные результаты.

Методы и приемы психологического сопровождения, позволяющих реализовать принципы индивидуализации.

Построение специальных образовательных сред с использованием психолого-педагогических методов и приемов.

Способы оценивания эффективности психолого-педагогических приемов и методов, как основы трекинга.

Тема № 3. Прогрессивный трекинг (5 часов).

Приемы и способы формирования внутренних факторов индивидуализации.

Основные виды трекингов и возможность их использования для комплексной оценки сформированности готовности обучающихся к включению в образовательную деятельность, основанную на принципах индивидуализации.

Представление результатов образовательного события участников стажировки. Оценка результативности обучения стажеров (самооценка).

Обсуждение программы стажировки, перспектив деятельности по реализации принципов индивидуализации в образовании.

Внешняя оценка результатов деятельности стажеров.

 

2.2. Учебный план стажировки.

 

 

 

Формулировка понятийной и (или) практической задачи, решаемой в рамках стажировки

 

Количество часов
Лекция Практическое занятие Стажерская проба Оценочное событие
Тема № 1. Смысловой хайкинг (7 часов).
1. Сопоставление понятия «индивидуальный подход» и «индивидуализация» образования.    

1

   
2. Определение роли педагога в организации и реализации принципа индивидуализации в условиях образовательной среды.    

1

   
3. Проектирование образовательной среды с использованием психолого-педагогических приемов, форм и методов.    

 

 

1

 

1

4. Определение понятия «трекинг», как способа реализации индивидуализации, алгоритма его построения.   2    
5. Определение возможных рисков в реализации принципов индивидуализации.   1    
Тема № 2. Образовательный бэкпэкинг (12 часов).
1. Экспертиза условий образовательной среды лицея, позволяющих реализовать принципы индивидуализации.   1,5    
2. Построение индивидуального трекинга стажеров   1    
3. Освоение психолого-педагогических форм, приемов и методов: сюжетно-ролевое погружение, тренинг, деловая игра, моделирование, проектирование.   2   1
4. Разработка способов оценивания эффективности

психолого-педагогических приемов и методов, как основы трекинга.

   

1

 

 

 

1

5. Проектирование и реализация образовательного события, способствующего реализации принципов индивидуализации в условиях образовательной среды лицея.   1,5 2 1
Тема № 3. Прогрессивный трекинг (5 часов).
1. Освоение приемов и способов формирования внутренних факторов индивидуализации.   1    
2. Построение стажерами на основе использования принципов индивидуализации собственных образовательных траекторий в соответствии с общей направленностью непрерывного, «жизненного» образования.   1   1
3. Планирование на основе будущих этапов обучения.    

1

 

 

 
4. Самооценка результативности деятельности стажеров. Внешняя оценка деятельности стажеров. Рефлексия. Оценка программы стажировки.        

1

  Итого: 24 часа   15 3 6

 

Способы оценки результатов стажировки.

 

3.1. Внешняя оценка результатов стажеров.

Оценка результатов стажировки будет проводиться по принципу 5-ти «П»: 1П – понятно; 2П – полно; 3П – последовательно; 4П – примеры; 5П – пояснение.

В рамках программы стажировки активность педагогов будет оцениваться обучающимися, по критериям, которые стажеры выработают самостоятельно в соответствии с их собственными выборами.

Стажеры также смогут оценить активность друг друга.

Стажёры будут иметь возможность получить рецензию руководителя стажировки, отзывы педагогического сообщества на сайте образовательного учреждения, где будут размещаться результаты деятельности стажеров.

Критерии оценки эффективности деятельности стажировочной площадки:

  • программа стажировки скорректирована под запросы стажеров в рамках заявленной темы;
  • полнота выполнения основных мероприятий, заявленных в учебном плане;
  • отношение стажеров к созданным условиям для погружения в заданную тематику
  • качество программно-учебного обеспечения стажерской практики;
  • качество ведения отчетной документации по стажировке (трекер стажера, комплексный отчет, учебный план, проекты слушателей);
  • масштаб распространения инновационного опыта на основе стажировок (на основе информации от учебных заведений слушателей по завершении ими данной образовательной программы).

 

3.2. Самооценивание стажерами собственных результатов.

В начале программы стажировки будет проведено установочное занятие c использованием метода «Черепахи», с помощью которой участники стажировки смогут определить границы разрывов, дефициты и точки собственного роста в соответствии с темой стажировки.

По итогам работы с методом «Черепахи», стажеры смогут оценить уровень владения материалом (практическим и теоретическим) и понять своё личное отношение к рассматриваемым вопросам, что создаст мотивацию к дальнейшему взаимодействию участников стажировки.

В рамках стажировки участники создадут свой «трекер». Критерием самооценки будет являться наличие контрольных точек оценки и перспектив, которые видит стажер в контексте непрерывного образования.

В конце программы стажировки педагоги вновь будут работать с «Черепахой», смогут увидеть собственные точки роста и сделать вывод об эффективности курса для каждого слушателя в отдельности и построить индивидуальную траекторию дальнейшего саморазвития.