Ваш браузер устарел!

Обновите ваш браузер для правильного отображения этого сайта. Обновить мой браузер

«СоБытие в разновозрастном сообществе. Развитие в игре и игра в развитии»

«СоБытие в разновозрастном сообществе. Развитие в игре и игра в развитии»

Ведущий стажировки: Белокриницкая Елена Владимировна, МБДОУ «ДС № 8», воспитатель

Участники стажировки: педагогические работники детских садов

Даты проведения стажировки: 25.04.2023-27.04.2023 г.

E-mail: elenabelokrinizkaja@yandex.ru

Город: Трехгорный, Челябинская область

Цель программы: Формирование у стажеров компетенций по освоению технологий событийности в разновозрастном сообществе, направленных на развитие игровой деятельности на культурном содержании пяти образовательных областей.

Задачи программы:

  • Создать условия для погружения стажеров в проблему развития игровой деятельности сообщества детей на культурном содержании пяти образовательных областей.
  • Актуализировать представления стажеров о технологиях, обеспечивающих событийный уклад жизни разновозрастного сообщества.
  • Обеспечить приобретение стажерами опыта практического использования технологий проектирования и проживания совместно с детьми образовательных событий на культурном содержании пяти образовательных областей.
Программа мероприятий стажировки
Программа стажировки
https://vk.com/public218610582

Участники стажировки

Алаторцева Юлия Евгеньевна, Трехгорный

Артюкина Светлана Валерьевна, Трехгорный

Бухарова Марина Юрьевна, Усолье-Сибирское

Вишнякова Надежда Владимировна, Заречный ПО

Иванова Анна Андреевна, Северск

Ковалева Оксана Владимировна, Димитровград

Машина Светлана Александровна, Димитровград

Нападистая Татьяна Васильевна, Трехгорный

Полуэктова Наталья Михайловна, Трехгорный

Посеукова Людмила Николаевна, Трехгорный

Слугинова Алина Сергеевна, Трехгорный

Ткаченко Елена Юрьевна, Трехгорный

Торосян Ленара Ульфатовна, Трехгорный

Шилова Оксана Владимировна, Снежинск

Юхта Ирина Владимировна, Железногорск

Яковлева Дарья Раулевна, Снежинск

Анализ стажировки

Стажировка проходила с 25 по 27 апреля 2023 года на базе МБДОУ «ДС №8» г.Трехгорного Челябинской области, в которой приняли участие 16 стажеров из 7 городов-участников проекта «Школа Росатома»: Усолье-Сибирское, Железногорск, Северск, Снежинск, Димитровград, Заречный ПО, Трехгорный. В стажировке приняли участие и дети разного возраста 5 групп детского сада – участники стажерских проб, они же – участники образовательного события «В стране Гудвина». Информационной площадкой стажировки стала группа в социальной сети «ВКонтакте».

Цель стажировки: формирование у стажеров компетенций по освоению технологий событийности в разновозрастном сообществе, направленных на развитие игровой деятельности на культурном содержании пяти образовательных областей. Стажировка носила событийный характер и поэтому ее ход менялся в зависимости от выявленных у стажеров дефицитов, предпочтений, запросов без ущерба для главного содержания.

День первый.

Первый день стажировки начался с погружения в интригующий мир сказки «Волшебник Изумрудного города», где великий выдумщик Гудвин обещал исполнить самые заветные мечты, но только при определенных условиях: необходимо пройти через город Игры страны Детства, подружиться с его жителями, учиться у них и научить их чему-то новому.

Итак, надеты волшебные зеленые очки, которые помогут путникам рассмотреть все тонкости и особенности жизни в стране, куплены билеты, причем не простые, а музыкальные и, на воздушном шаре, все перемещаемся в город…нет, не Игры, в город Знакомства (как путешествовать, не узнав друг друга ближе?). Выдержка из дневника одной путешественницы: «Примерила на себя роль журналиста, взяла интервью у коллеги. Очень необычно, когда всем тебя представляет человек, с которым ты знакома всего 5 минут». Познакомились, отправляемся дальше…

Каждому новоиспеченному путешественнику-стажеру был выдан путеводитель (дневник) по стране с самой необходимой информацией – ведущий вид деятельности жителей страны и особенности его развития (периодизация игры Е.Е. Кравцовой), подсказка о правилах взаимодействия с ними (функционал воспитателя по поддержке и развитию игры) и многое другое…

Интересно описывать события стажировки в жанре сказки, но перейдем к более строгому изложению.

В первый день стажеры погружались в опыт работы посредством:

  • участия в образовательной деятельности событийного характера;
  • анализа развивающей предметно-пространственной среды группового блока, а это не только группа, но и раздевалка, спальня, умывальная комната и прилегающая к группе территория;
  • изучения готовых кейсов по сетевым стандартам проекта «Школа Росатома».

Стажеры стали наблюдателями, участниками образовательного события в разновозрастной группе детей с ОВЗ, где было продемонстрированно, как в свободной, спонтанной игре детей можно решать когнитивные задачи пяти образовательных областей. Это было вызовом не только для взрослых участников, впервые попавших в эту группу, но и для детей, которые также впервые оказались в игре с таким количеством взрослых. Но дети оказались виртуозами своего дела, а именно игры, в которой они ощущали себя свободно и непринужденно, в отличие от некоторых взрослых, пытающихся управлять собственными идеями детей, тем самым разрушая игровой замысел. Здесь вскрылся первый профессиональный дефицит – как поддерживать игру, вносить в нее образовательный контент, не разрушая её. Это стало темой постсобытийного обсуждения. Здесь участники стажировки актуализировали знания об этапах развития игровой деятельности по классификации Е.Е. Кравцовой, случайным образом разделились на четыре команды, дав им названия: «Режиссеры», «Артисты», «Партнеры», «Правильные люди» в соответствии с видом игры (режиссерская, образная, сюжетно-ролевая, игра с правилами). Именно в этих командах стажерам предстояло обучаться, трудиться, проживать события на протяжении всех трех дней.

Обсуждение функционала воспитателя по поддержке и развитию свободной самодеятельной игры детей дошкольного возраста продолжилось посредством мирового разума «World Cafe». На «скатертях кафе» команды зафиксировали ключевые моменты поддержки игры: РППС группы, маркеры игрового поведения детей, действия взрослого по поддержке каждого вида игры.

Затем каждая команда стажеров проанализировала РППС группы руководителя стажировки на предмет поддержки игровой инициативы детей разновозрастной группы. Здесь было важным найти и отразить в листе наблюдений дневника стажера именно те составляющие среды, которые направлены на поддержку одного из четырех видов игры для каждой команды. И мы обнаружили следующий дефицит: не все участники стажировки понимают, какие элементы РППС направлены именно на поддержку свободной игры детей. Многие отвлекались на поиск «изюминок» среды для использования в своей работе.

После этого была проведена рефлексия увиденного, и стажеры выслушали опыт работы по поддержке событийного уклада жизни группы руководителя стажировки. Теоретическая часть была подкреплена фото- и видеоматериалами с демонстрацией ключевых моментов формирования технологии «Образовательное Событие». Были рассмотрены основные её составляющие: среда, время, взрослый, сквозные технологии. С помощью представленных кейсов стажеры смогли погрузиться в специфику технологии и основных условий ее становления.

Рефлексию первого дня решили провести в виде газет, которые должны были выпустить команды к следующему дню. Итогом первого дня стала увлекательная экскурсия по городу.

День второй.

Второй день стажировки начался с флешмоба на спортивном поле детского сада. Все зарядились позитивом, энергией и с энтузиазмом стали представлять рефлексивные газеты (задание первого дня стажировки). Здесь мы увидели, что большинство стажеров вдохновилось идеей событийного уклада жизни в детском саду, но понимание, как это организовать, ещё не сформировано. «Информация получена, но по полочкам не разложена».

Начались стажерские пробы. Задание по аудиту РППС групп было дано обеспокоенной заведующей (роль сыграна блестяще!), которой нужно составлять смету на приобретение оборудования для РППС, способствующего проявлению детской игровой инициативы.

Команды стажеров «Режиссеры», «Артисты», «Партнеры», «Правильные люди» разошлись по пространствам групповых помещений с целью найти оптимальные решения РППС в соответствии с возрастными особенностями организации игровой деятельности дошкольников.

По результату визита в группы стажерами были представлены планы РППС, которые были приняты заведующей и будут реализованы в дальнейшем. Самое важное, что предложили стажеры – это перестроить пространство спален для развертывания детьми игровых замыслов.

После анализа среды стажеры получили следующее задание – спроектировать образовательное событие с учетом классификации игр Е.Е. Кравцовой и апробировать спроектированные образовательные события на участниках стажировки. В течение часа команды разрабатывали свои события, а затем показывали друг другу результаты. Не всем стажерам в полной мере удалось отразить особенности игровых действий и поставить когнитивную задачу образовательного события, но во второй половине дня стажеры, выйдя на группы, сумели реализовать свои игровые замыслы с дошкольниками. Обсуждение после проделанного было очень бурным и конструктивным.

В стажерских пробах произошло овладение функцией эксперта и игрового партнера в процессе игрового сотрудничества. 

Провокацией завершения второго дня было появление великого выдумщика Гудвина, который дал задание стажерам – спроектировать итоговое образовательное событие по мотивам произведения «Волшебник Изумрудного города».

Стажеры и команда детского сада сплоченно готовились к выполнению поставленных задач. За вечер было преобразовано пространство музыкального зала, постепенно превращающегося в прекрасный Изумрудный город, в котором завтра будут проживать событие дети с 3 до 7 лет, разных возможностей и интересов!

Для переключения участники стажировки сходили на мастер-класс от известного в городе педагога Натальи Соболевской. С помощью кофе запечатлели в память о городе известное и любимое всеми горожанами место – памятник Икару.

А после каждая команда стажеров с новым вдохновением принялась за разработку своей дорожки, своего событийного хода, своей образовательной деятельности на основе ведущего вида игры в предстоящем большом событии «Путешествие в Изумрудный город».

День третий.

Утро третьего дня уже по сложившейся традиции началось с флешмоба. А тем временем волонтеры стажировки сделали вброс в группы детского сада с целью замотивировать детей и познакомить их с планом детского сада. Был и еще один ход – в назначенное место нужно прийти в зеленом! Казалось бы, не сложная задачка, тем более для детей старшего дошкольного возраста, но, если учесть, что заранее никто не готовился, переполоху в группах и эта задачка навела. Кто-то нашел зеленый цвет в одежде, кто-то в атрибутах, кто-то поделился «зеленым цветом» с другом. Все приготовления закончены и ребята выдвинулись в поисках места, указанного в плане. Сложность задачки состояла не только в том, что нужно было сориентироваться в пространстве детского сада и найти обозначенное на карте место (спортивный зал), но, главное, дети впервые собирались на утренний круг в таком количестве (4 группы, от второй младшей до подготовительной). И здесь мастер-класс показала куратор стажировки, Елена Сергеевна Непомнящая. Она продемонстрировала, как правильно нужно провести утренний круг и ввести детей в событие.

Пока дети обсуждали, чьи это огромные зеленые очки и откуда они взялись (загадка утреннего круга), в зал вошел сам великий Гудвин с героями своей истории – Элли, Тотошкой, Львом и Дровосеком! Оказывается, это волшебные очки его друга Великана, они делают мир чище, добрее, светлее, а друзья идут в Изумрудный город за исполнением своих заветных желаний. Вот и зачин на предстоящее событие. Конечно, все дети захотели отправиться в город вместе с героями, ведь у каждого из нас есть заветные желания!

Сильным ходом наших стажеров было то, что они в момент, когда дети заходили в Изумрудный город (музыкальный зал), замерли в самых причудливых позах. Это заворожило не только детей, но и взрослых (ловкое привлечение участников события). Как трепетно все рассматривали героев, и тут кто-то крикнул: «Они живые. У них глаза двигаются»! И тут всё зашумело, побежало, завертелось, заработало!

Каждый участник события выполнял свою поставленную задачу: стажеры оттачивали навыки событийного формата с учетом игры, команда детского сада учились создавать событие, волонтеры стажировки вели фиксацию события и детских выборов, дети выбирали те площадки, которые их заинтересовали. В этот момент все увидели, как долго сосредоточены, заинтересованы могут быть дети в большом для них пространстве, в большом количестве мало знакомых людей.

Приобретения взрослых обсуждались на рефлексивном кругу после события. Каждый присутствующий высказался о своих эмоциях, решенных и нерешенных задачах. Но общий вывод был, что событие состоялось! Именно событие, со всеми его составляющими.

Рефлексия по итогам стажировки (а она проходила в формате «Апельсин – сок – жмых») показала, что задачи программы стажировки выполнены в полной мере:

  • Создать условия для погружения стажеров в проблему развития игровой деятельности сообщества детей на культурном содержании пяти образовательных областей.
  • Актуализировать представления стажеров о технологиях, обеспечивающих событийный уклад жизни разновозрастного сообщества.
  • Обеспечить приобретение стажерами опыта практического использования технологий проектирования и проживания совместно с детьми образовательных событий на культурном содержании пяти образовательных областей.

У большинства стажеров сформировалось целостное представление о технологии Образовательного события, появилось желание внедрять технологию в своей работе.

Однако, у некоторых были сомнения, смогут ли они доказать преимущества событийного уклада жизни перед стандартными, занятийными формами образования в своих дошкольных учреждениях. Поэтому предлагаем придерживаться правила: «Хочешь изменить мир к лучшему, начни с себя», и тогда у нас обязательно всё получится!

С уважением, автор и ведущий стажировки, Елена Владимировна Белокриницкая

Фотоальбом стажировки

Видеоматериалы со стажировки

Отзывы о стажировке

Полезные материалы

Матрица планирования образовательных событий
Функционал воспитателя по поддержке игры
Экспертный лист по оценке игровой среды