Ваш браузер устарел!

Обновите ваш браузер для правильного отображения этого сайта. Обновить мой браузер

«Технология «Четыре в одном», обеспечивающая развитие дошкольников в игровой деятельности»

«Технология «Четыре в одном», обеспечивающая развитие дошкольников в игровой деятельности»

Ведущий стажировки: Дубникова Ольга Викторовна, г. Трёхгорный, МБДОУ «ЦРРДС №4», старший воспитатель.

Участники стажировки: педагогические работники детских садов.

Даты проведения стажировки: 22 – 24 октября 2024 года

E-mail: o.dubnikova@mail.ru

Город: Трёхгорный, Челябинская область

Цель программы: освоение стажёрами технологии развития дошкольников в игровой деятельности на культурном содержании пяти образовательных областей.

Задачи программы:

  • создать условия для доброжелательной коммуникации, продуктивной деятельности стажёров, работы в команде;
  • погрузить стажёров в изучение игровой технологии развития дошкольников на культурном содержании образовательных областей программы;
  • создать условия для овладения стажёрами технологией организации развивающей предметно-пространственной среды (соответствующей требованиям ФГОС дошкольного образования и стандартам «Школа Росатома»), направленной на развитие и поддержку игровой деятельности дошкольников;
  • разработать игровые кейсы на культурном содержании образовательных областей программы;
  • погрузить стажёров в практическую деятельность по решению образовательных задач в игре;
  • совершенствовать рефлексивные умения педагогов в процессе осуществления стажёрской практики.
Программа мероприятий стажировки
Программа стажировки
https://vk.com/club224825663

Участники стажировки

Барышева Елена Сергеевна, Саров

Белокриницкая Елена Владимировна, Трёхгорный

Болдинова Инна Николаевна, Нововоронеж

Быкова Татьяна Васильевна, Полярные Зори

Горбунова Полина Викторовна, Заречный СО

Иванова Ольга Анатольевна, Снежинск

Ионина Татьяна Александровна, Зеленогорск

Колотухина Ольга Викторовна, Саров

Котик Надежда Николаевна, Саров

Матюшкина Инна Владимировна, Лесной

Мыскина Елена Александровна, Димитровград

Рябова Юлия Игоревна, Балаково

Степанова Надежда Геннадьевна, Курчатов

Чудакова Людмила Анатольевна, Нововоронеж

Юрченко Елена Васильевна, Волгодонск

Анализ стажировки

Стажировка проходила с 22 по 24 октября 2024 года на базе МБДОУ «Центр развития ребенка – детский сад №4» (здание «Дом Монтессори») города Трехгорный Челябинской области. В работе стажировки приняли участие 15 стажёров из 12 городов-участников проекта «Школа Росатома»: Волгодонск, Заречный СО, Балаково, Курчатов, Лесной, Полярные Зори, Нововоронеж, Снежинск, Димитровград, Саров, Зеленогорск, Трёхгорный. Состав стажёров: управленческие должности (4 старших воспитателя и 2 заведующих), педагогические должности (1 учитель-логопед, 3 музыкальных руководителя, 5 воспитателей). 7 стажёров имеют опыт работы в Инновационной сети дошкольных образовательных организаций проекта «Школа Росатома».

Информационной площадкой стажировки стала группа в социальной сети «ВКонтакте».

День первый.

Стажировка началась со встречи в уютной «Музыкальной гостиной». Воспитанники «Дома Монтессори» зарядили всех гостей позитивом и энергией на три незабываемых дня. Приветственные слова прозвучали от заместителя главы города Трехгорного по вопросам социальной сферы Ирины Алексеевны Поповой и заместителя начальника Управления образования администрации города Трехгорного, муниципального координатора проекта «Школа Росатома» Инны Владимировны Свистун. Педагоги торжественно были представлены друг другу и посвящены в стажёры.

Стажировка – это командное событие. А чтобы группа ранее незнакомых людей стала командой, необходимо установить контакт между участниками. Для создания доверительной обстановки, сокращения психологической дистанции и активизации навыков активного слушания со стажёрами был проведён тренинг «Утренний круг». Участники коротко рассказали о себе, подобрали эпитет к первой букве своего имени и провели ассоциацию с предметом-игрушкой и его свойствами с личными качествами или темой стажировки.

Перед тем, как погрузиться в содержание, стажёры при помощи метода «Снежный ком» определили цели работы на стажировке и зафиксировали ожидания от неё. Эта работа велась в четырёх подгруппах. Представив свои цели, участники смогли обобщить их и сгруппировать по следующим направлениям:

  1. Знакомство с технологией «Четыре в одном» (игровая деятельность в разновозрастной группе, создание РППС для игры в разновозрастном сообществе, внесение культурного содержания в игру дошкольников);
  2. Повышение профессиональных компетенций;
  3. Знакомство с сетевыми стандартами Инновационной сети образовательных организаций проекта «Школа Росатома»;
  4. Установление взаимодействия между коллегами из разных городов.

Знакомство и целеполагание позволяют сделать вывод, что стажёры сознательно выбрали стажировку «Четыре в одном» и имеют представление о том, что им необходимо сделать, чтобы достичь своей цели.

Следующим событием, в которое погрузились стажёры, стала лекционная игра «Четыре в одном». Из статистики участников стажировки были выделены две группы педагогов: 1 – руководящие работники сетевых детских садов проекта «Школа Росатома», 2 – педагоги и управленцы детских садов, которые не знакомы с сетевыми технологическими стандартами.

Первой группе стажёров было дано индивидуальное задание – на основе классификации игровой деятельности Е.Е. Кравцовой составить по три утверждения к каждому виду игры, два из которых являются правдой, одно – неправдой. Данная работа позволила опытным педагогам самостоятельно обобщить свои знания об игровой деятельности. Со второй группой была проведена активная лекция «Четыре игры для развития дошкольников», в ходе которой стажёры усвоили классификацию развития игровой деятельности с учётом возрастных особенностей дошкольников (по Е.Е. Кравцовой). Во время слушания, педагоги в «Дневниках стажёра» делали графические фиксации по каждому виду игры.

Для закрепления лекционного материала первая группа педагогов, проявив творчество при выполнении своего задания, при помощи атрибутов и неструктурированных материалов создала образы четырёх видов игр и предложила участникам расставить их в соответствии с классификацией игры. А затем прошла активная дискуссия в ходе практического задания «Правда – неправда», в ходе которой стажёры рассуждали о том или ином высказывании и доказывали свою правоту.

Стажировка стала набирать темп работы. И от теоретического содержания пришло время переходить к практической работе. Стажировка была упакована в формат «Лаборатории игры». Участники разделились на 4 группы во главе со старшими воспитателями сетевых детских садов проекта «Школа Росатома». И первым лабораторным заданием стала «Экспертиза РППС групп для развития и поддержки игровой деятельности дошкольников». Каждая команда, надев «виртуальные очки» погружалась в развивающее пространство детского сада и искала следы и маркеры определённого вида игры в каждой группе. Стажёры осваивали позицию эксперта по изучению РППС группы для поддержки игры. Руководители помогли разобраться членам своей команды с экспертными листами и умело объясняли, на что необходимо обратить особенное внимание во время экспертизы. Задание было не простым, потому что в каждой группе детского сада нужно было увидеть только свой вид игры. А ещё проанализировать количество игрового материала в соответствии со списком воспитанников группы.

Тут же последовало второе лабораторное задание – «Разработка рекомендаций по улучшению игровой среды». Стажёры смогли закрепить лекцию по созданию условий для поддержки игры и практически увидеть, как это работает на группах детского сада. Презентация результатов экспертизы показала, что педагогам «Дома Монтессори» есть, над чем работать. По-другому и быть не может. Игра – это живой процесс, который не терпит постоянства и в среде.

Во второй части первого дня стажёры познакомились с опорными точками технологии образовательных событий. Кульминационным моментом дня стало лабораторное наблюдение за деятельностью руководителя стажировки. Это было образовательное событие в разновозрастном сообществе. В группе «Радуга» дети проживают событие «Цирк». Вброс образовательных задач был запланирован с детьми среднего и подготовительного к школе возраста. К «Радужкам» приехал Юрий Куклачёв (образ, принятый ведущим стажировки), знаменитый дрессировщик, чтобы найти котов и кошек для своего представления. «Артисты» были найдены. Но для выступления не оказалось сценических костюмов. Как решить проблему? Сделать самим. И вот «артисты» принялись изготавливать себе красивые банты (образовательная задача: вооружение способом разрезания квадрата по диагонали на две части). Тут же в группе возникла ещё одна проблема. Билеты в цирк в типографии не смогли сделать – сломалось оборудование. Директор цирка Василиса получила предложение собрать команду 6-летних детей и сделать их самим (образовательная задача: деление целого на 8 равных частей). Ситуация спасена. Билеты на цирковое представление подготовлены. В течение часа игровой деятельности в разновозрастной группе стажёры наблюдали, как руководитель стажировки и его напарник (в Монтессори-группе работают два педагога одновременно), поддерживая и не разрушая детской игры, чётко удерживают задачи обучения пяти образовательных областей для четырех возрастов детей и вооружают детей культурными способами. 

После лабораторного наблюдения каждый стажёр делился своими наблюдениями, исходя из опорных точек образовательного события: инициирование образовательного события в игровой деятельности, вброс проблемы в игру, поиск решения, решение образовательной задачи, практическая деятельность дошкольников и создание продукта. Так как событие имеет всегда личностный смысл для его участников, то и степень проживания в нём у всех будет разной.

Насыщенный, эмоциональный, волнительный, непредсказуемый первый день стажировки принёс для каждого стажёра главные результаты (рефлексия «Взгляд внутрь себя…):

  • «образовательное событие – я только за такую работу с детьми»;
  • «получила новый интересный практический опыт экспертизы РППС для развития и поддержки игровой деятельности дошкольников»;
  • «погрузилась в технологию «Четыре в одном», поняла сложность применения технологии в разновозрастной группе»;
  • «для меня было открытием вброс образовательных задач через игру»;
  • «понравилось умение педагога ненавязчиво заинтересовать детей в определённой деятельности»;
  • «почувствовала «командный дух» сетевиков «Школы Росатома», а также сплочённость и единство взглядов»;
  • «как войти в игру!»;
  • «наблюдение за уникальным образовательным событием, за мастерством «Юрия Куклачёва», за выдержкой донести роль до конца» и др.

Закончился день рефлексивными постами «Размышления…» в социальной сети «ВКонтакте».

День второй.

Второй день стажировки начался с «Утреннего круга», во время которого сделана зарядка для ума. Команды получили регистрационные знаки транспортных средств и в течение пяти минут придумывали фразы на буквы, указанные в номере, о стажировке. Получилось очень креативно!

Задача второго дня – знакомство с детьми и пространством групп, на которых будет проходить главная стажёрская проба. Стажёры были поделены на три команды по пять человек. Распределение было неслучайным! Во главе «лабораторий» встали Ольга Викторовна Колотухина, Надежда Николаевна Котик, Елена Александровна Мыскина – старшие воспитатели сетевых детских садов. Каждая команда отправилась в «свою» группу, чтобы наблюдать за игровой деятельностью детей и инициированием образовательных событий педагогами групп «Солнышко», «Непоседы» и «Радуга».

В группе «Непоседы» стажёры увидели событие в режиссёрской игре «Клубочки для котят» и поддержку образной от Инны Николаевны Никоновой. В группе «Радуга» продолжало развиваться событие «Цирк». Сразу две игры параллельно влекли к себе друзей. Это режиссёрская игра от руководителя стажировки «Длинный и короткий мостики» и образно-ролевая от Ольги Ивановны Окуневой «Дрессировка котят». Все игры поддерживали цирковую тематику. Нужно отметить, что сегодня «радужки» продолжали проживать событие первого дня – звонили Юрию Куклачёву по телефону, а котики уже в красивых «бабочках» продолжали познавать различные трюки. В группе «Солнышко» команда стажёров попала в традиционное, очень семейное, событие празднования Дня рождения. Именинницей сегодня стала Ольга Николаевна Галахова. Она же и вбросила для детей новую провокацию – «Именинную» игру-бродилку с образовательными задачками. А Татьяна Владимировна Минаева увлекла маленьких «солнечных зайчиков» на режиссёрское поле.

После этого стажёры провели «Контроль качества» увиденной деятельности. Сделали анализ образовательных событий по чек-листу. Обозначили дефициты, которые необходимо восполнить во время стажёрских проб. А многие уже сделали стажёрские пробы с детьми, «прощупывая» почву для следующего дня стажировки. И, наконец, прозвучало то, ради чего проводится стажировка. Озвучены образовательные задачи для команд, которые необходимо будет завтра решить с детьми через игровую деятельность в разновозрастном сообществе! В каждой группе будет параллельно развернуто несколько линий проживания события, учитывая интересы каждого ребёнка.

«Мозговой» штурм. Конструирование событий. Детальный разбор задач. Все когнитивные задачи лежат в зоне ближайшего развития и все связаны с моделированием. Каждая из них будет решаться средствами НПМ – модели, схемы, планы… Во второй день состоялась новая проба: стажёры средствами режиссёрской игры на листе ватмана прожили будущее образовательное событие, проигрывая возможные варианты его течения. Команды представили свои проекты, и началась детальная проработка материалов для детей, вдохновляющих материалов для развития игр, создание костюмов для стажёров. Команды в едином порыве готовились к образовательным событиям с детьми!

Главными результатами работы во второй день (рефлексия «Взгляд внутрь себя…») стали:

  • «осознание того, как взаимодействовать специалисту и воспитателю группы при организации образовательного события»;
  • «проектирование образовательного события»;
  • «создание игровых кейсов»;
  • «суперская тренировка мозга при проектировании образовательного события»;
  • «в образовательном событии, как оказалось, необходимо продумать всё. Особенно, выход каждого героя»;
  • «РППС для образовательного события – искусство!»;
  • «произошёл «разрыв», как можно организовать сразу более двух образовательных событий одновременно, осуществляя вброс когнитивных задач для детей разного возраста» и др.

День третий.

Кульминация работы «Игровых лабораторий». Ещё задолго до начала работы в третий день стажёры подходили в детский сад, чтобы проверить готовность к старту образовательных событий в группах. Доделывали необходимые атрибуты, доводили до идеала игровые образы персонажей. Всё готово! Перед тем, как провести свою стажёрскую пробу, всех ждало ещё одно незапланированное событие. Накануне было принято решение – вручить первые жёлтые браслеты детям из групп «Радуга» и «Солнышко». Разделившись на две группы, команды отправились на вручение жёлтых браслетов. Параллельно друг другу руководитель стажировки Ольга Викторовна Дубникова и Елена Сергеевна Непомнящая (эксперт проекта «Школа Росатома», автор технологии «Время выбора») провели процедуру голосования, в результате которого шести воспитанникам Дома Монтессори доверили посещение «секретной комнаты» — открытого образовательного пространства.

После вручения желтых браслетов команды стажёров друг за другом в трёх группах детского сада разворачивали образовательные события через игровую деятельность с вбросом когнитивных задач. Для этого командам отводилось 30 минут! За полчаса стажёры смогли по цепочке запустить все четыре вида игры (так как в группах находятся воспитанники всех четырех возрастов дошкольного периода). В группе «Непоседы» удалось инициировать 3 события и создать одну провокацию: сюжетно-ролевая игра «Корабль» (образовательная задача: обогащение представлений о морских профессиях, знакомство с условной меркой, интонирование мелодии», образная игра «Кошки и котята» (образовательная задача: деление слов на слоги), режиссёрская игра «Моделирование сказки «Три медведя», игра с правилами «Да» и «нет» не говорите». В группе «Солнышко» было инициировано 3 события: сюжетно-ролевая игра «Строительство по схеме театра», режиссёрская игра «Лужи» (образовательная задача: рисование округлых предметов), образная игра «Театр» (образовательная задача: длинные и короткие слова». В группе «Радуга» инициировано 3 события и создана одна провокация: режиссёрская игра «Строительство заборчика по следам», сюжетно-ролевая игра «Создание чертежа по заданной постройке», образная игра «Взаимно однозначное соответствие», игра с правилами – создание провокации – игра-ходилка «Цирк».

Со всеми образовательными задачами команды справились. Это было подтверждено во время «Контроля качества», где происходила рефлексия. Во время стажёрских проб педагоги продемонстрировали свои игровые компетенции и показали умение удерживать задачу взрослого. В этот же день стажёры смогли наблюдать первое посещение детьми открытого образовательного пространства.

Заключительными событиями трех дней стали рефлексия собственных ожиданий и вручение свидетельств о прохождении стажировки. Три команды единомышленников объединились в одну вместе с коллективом «Дома Монтессори», чтобы прожить вместе эти три незабываемых дня! Рефлексивные посты стажёров позволяют сделать вывод, что цели, поставленные в начале стажировки, оправдались на 100 процентов.

Татьяна Александровна Ионина, воспитатель, г.Зеленогорск: «Образовательные события стажёров увлекли воспитанников в игру с решением всех поставленных и вброшенных задачек. Сначала было волнение, войдут дети или нет, а кто войдёт, ведь группа разновозрастная… удержать интерес всех и каждого, решить поставленные задачи…»

Татьяна Всильевна Быкова, воспитатель, г.Полярные Зори: «Третий день, он был самым ярким ответственным и, на мой взгляд, очень интересным. Для меня открылось очень много нового и интересного. Образовательное событие меня увлекло и поглотило полностью. Только жаль, что я даже не слышала и не видела своих коллег по команде. Я вся погрузилась в игру. Мне было смешно над самой собой. Ну, это классно!!!»

Ольга Анатольевна Иванова, учитель-логопед, г.Снежинск: «Последний день стажировки – прокачка. Утро началась с волнения! Что что-то не получится, хотя мы просчитывали несколько возможных вариантов и пути отхода. Наконец, подошло наше время воплотить задуманное – образовательное событие: моя задача – в образе волшебника смоделировать сказку «Три медведя» (но, видать, я не уловила форму подачи, саму режиссёрскую игру). Но, я сделала мысленно работу над ошибками и теперь знаю, как нужно».

Надежда Николаевна Котик, старший воспитатель, г.Саров: «Все имеет своё начало и конец. Что же произошло за эти три невероятно насыщенных дня? Какие изменения приключились именно со мной? 1 – перезагрузка! Я пересмотрела формы взаимодействия с педагогами и взяла на вооружение (в копилку) ряд эффективных приёмов. 2 – восхищение! Приобрела опыт инициирования образовательного события в разновозрастной группе с вбросом когнитивных задач. Поняла точно и бесповоротно, что образовательное событие в разновозрастной группе возможно только при наличии второго педагога (технология парная педагогика). 3 – прокачка! Убедилась в 101 раз, что в командной работе важен каждый. Распределение ролей, изменение РППС, написание примерного сценарного хода образовательного события. Круто! 4 – воодушевление! Любая ситуация требует осмысленного подхода. Значимо все: знания, умения, насмотренность, но самое главное – желание! 5 – эмоции! Этого было через край! От страха и волнения до радости, восхищения и счастья!»

Подведя итог стажировки, можно зафиксировать следующие приросты стажёров:

  • стажёры усвоили классификацию игровой деятельности дошкольников по Е.Е. Кравцовой;
  • стажёры приобрели умения преобразовывать развивающую среду группы для развития и поддержки игровой деятельности дошкольников, обогащать её вдохновляющими материалами;
  • стажёры приобрели умения моделировать образовательное событие в разновозрастном сообществе дошкольников, удерживая четыре вида игры на культурном содержании пяти образовательных областей.

У многих стажёров появилось желание внедрить полученный опыт в своих коллективах.

С уважением, автор и ведущий стажировки Ольга Викторовна Дубникова

Фотоальбом стажировки

Видеоматериалы со стажировки

Отзывы о стажировке

Полезные материалы

Дневник стажёра
Экспертный лист ежедневного образовательного события