Обновите ваш браузер для правильного отображения этого сайта. Обновить мой браузер
«Планирование ключевых общешкольных дел рабочей программы воспитания общеобразовательной организации на основе технологии событийности»
Ведущий стажировки: Сесина Ольга Викторовна, заместитель директора по воспитательной работе МБОУ «Лицей №3» г. Курчатова Курской области
Участники стажировки: классные руководители, педагоги-организаторы, заместители директоров по ВР
Даты проведения стажировки: 07.04, 08.04, 11.04.2022 г.
E-mail: sesinasilina@ya.ru
Город: Курчатов Курской области
Цель программы: моделирование алгоритма планирования и проведения образовательных событий в школе в рамках воспитательной работы и реализации календарно-тематического плана воспитательной работы (КПВР) общеобразовательного учреждения (ОУ).
Задачи программы:
Козлова Светлана Михайловна
Хрусткова Татьяна Владимировна
Трефилова Наталья Анатольевна
Ванюхина Лариса Николаевна
Сосипатрова Екатерина Владимировна
Фокина Евгения Александровна
Кравцова Ирина Викторовна
Шамина Галина Ивановна
Останина Ирина Владимировна
Тавридова Нелли Федоровна
Безбородова Мария Андреевна
Полеева Анастасия Николаевна
Расстрогина Маргарита Юрьевна
Якимова Ирина Михайловна
Федосеева Алла Викторовна
Царева Ольга Борисовна
Тема стажировки:
«Планирование ключевых общешкольных дел
рабочей программы воспитания общеобразовательной организации
на основе технологии событийности»
Даты проведения стажировки: 07.04, 08.04,11.04
Участники: 16 стажеров из 13 городов.
Стажировка прошла в онлайн пространстве. Использовались различные интернет ресурсы: ZOOM, Google.forms, padlet.com, scramblr.ca, jamboard, mentimeter.com, облачное хранилище файлов Yandex, Mail, социальная группа для обмена информацией была создана заранее в ВК.
Для того, чтобы познакомиться поближе, еще до начала стажировки участники прошли мини опрос. В результате в первый день мы смогли совместными усилиями заполнить карту нашей стажировки, на которой наглядно была представлена не только география проживания стажеров, но и имеющийся опыт работы по организации общешкольных дел.
Далее мы путешествовали во времени, заглянули на виртуальную страницу школьного альбома, заполнить которую предстояло самим стажерам. Для этого каждый вспомнил самое яркое и запоминающиеся событие из своей собственной школьной поры (некоторым пришлось постараться вспомнить далекое прошлое). Оказалось, что почти всем вспомнилось именно внеклассное мероприятие, неожиданное и необычное. Затем вся группа постаралась выяснить причины, позволившие данному мероприятию стать важнейшим событием для школьника. Так, постепенно, мы подошли к понятию признаков деятельностного подхода в воспитании, имеющего самое большое влияние на становление личности ребенка.
Подробно остановились на обсуждении этапов событийной технологии, которая доказала свою эффективность в организации и проведении общешкольных ключевых дел в МБОУ «Лицей №3» г. Курчатова. Примером тому послужило прошедшее в лицее заседание клуба «Библиомир» под названием «Музыкальная библиотека лицея» (члены клуба-обучающиеся седьмого класса). Стажеры наблюдали технологию планирования и проведения общешкольного дела в действии, обсуждали сильные и слабые стороны, указали на риски и угрозы для достижения планируемых результатов. Разразилась бурная дискуссия о терминологии «формат/технология».
По итогу данных рассуждений стажерам было предложено выработать поэтапный алгоритм-инструкцию для тех, кто решил использовать данную технологию в реализации воспитательной программы. Для этого они были разделены на группы и по истечении 10 минут смогли представить свой вариант алгоритма. Нашлись и возражения, и уточнения, и добавления. Основной сложностью в использовании данной технологии некоторыми было названо создание реалистичной ситуации-вызова, другие говорили, что сложнее не скатиться с взаимодействия с детьми на руководство процессом, третьи указали на опасность потери детьми энтузиазма.
Во время виртуальной экскурсии на территорию «Курчатовского моря» стажеры познакомились с уникальным экологическим разнообразием флоры и фауны пруда-охладителя КуАЭС. Содержание этой экскурсии легло в основу практического задания для педагогов. Им предстояло на основе событийной технологии спланировать и провести первую часть общешкольного дела в рамках лицейской Недели Добра.
Второй день начался не с домашнего задания, а со знакомства со сценариями проведения Недели Добра в лицее в предыдущие годы. Анализ этого опыта привел к выводу о том, что практически любое из предложенных мероприятий вполне можно переложить на технологию событийности с целью усиления эффективности и достижения наибольшего воспитательного воздействия на школьников. Однако было решено учесть все риски и нюансы использования технологии событийности. В итоге алгоритм организации и проведения общешкольных ключевых дел оброс советами и антисоветами -практическими лайфхаками педагогов.
Для того чтобы погрузиться в атмосферу Недели Добра участники стажировки исследовали афишу предстоящих дел. В минигруппах им надо было решить, какое название скрывает событийный формат и предложить свой вариант ситуативного вброса- первый (и, возможно, определяющий) этап подготовки общешкольного событийного дела. Как результат мы услышали много вариантов создания ситуации вызова для школьников, некоторые идеи несомненно дополнят лицейскую копилку. Однако верной догадки не оказалось. Затем стажеры смогли наблюдать, как же в реальности прошел первый этап общешкольного ключевого дела «Все на поиск!» в восьмом классе.
Настало время проверки домашнего задания. Педагоги озвучили свои предложения о том, как провести со школьниками лицея общешкольное воспитательное событие для реализации образовательных целей и достижения обозначенной задачи, набросали основные пункты плана. Затем в минигруппах решали, кто же собственно будет тем самым организатором стажерской пробы. Замечу, что только одна участница охотно предложила свою кандидатуру и сразу определилась с вызовом и содержанием своей пробы. Нелегко было коллегам согласиться на непривычную для них работу в неосвоенном формате с неясным результатом. Но все же два педагога в итоге заявились, и оба оказались из города Заречный, куда теперь летят мои самые искренние симпатии.
Выходные дни наполнились переговорами с Пензенской областью, еще более близким и еще менее формальным общением. Определились с детской аудиторией, содержанием, подходом к реализации поставленных задач. Вот где пригодились советы/антисоветы к алгоритму планирования.
Третий день — итоговый. Проба 1. На заседании прессцентра лицея во взаимодействии с Федосеевой Аллой Викторовной ребята решали, как же они представят итоги прошедшей Недели Добра и своей работы в течение этой недели. Юные корреспонденты, операторы, редакторы, верстальщики сошлись во мнении о самом лучшем варианте визуализации итогов работы, дизайне, содержании, определили промежуточные сроки и зону ответственности для каждого. В конце представили макет будущей газеты. И весь этот процесс ненавязчиво направляла руководитель стажерской пробы, исподволь подводя детей к заранее намеченным результатам.
Второе общешкольное дело — «День экологической грамотности»-проба 2. Маргарита Юрьевна Растрогина на практике доказала лицеистам-восьмиклассникам, что они сами не все знают о родном крае, а именно о Курчатовском море, что уж говорить о младших школьниках. Была поставлена задача в соответствующей возрасту форме донести до ребят начальной школы данную экологическую информацию. После мозгового штурма идей, направляемом руководителем, остановились на лэпбуке, распределили роли и содержание своего исследования, формат представления результата и сроки. Проект лэпбука получился совсем черновой, но вполне прослеживалась идея, структура, содержание. По завершению онлайн связи дети высказались с рацпредложениями по вопросу организации и технического сопровождения взаимодействия в подобных форматах.
Стажеры, не участвующие в происходящем напрямую, стали экспертами. По выработанному нами алгоритму был сформирован эксперт-лист для оценки каждого этапа подготовки и проведения воспитательного события. По окончании проб стажеров взяли слово эксперты. Их оценка и анализ результативности прошедших проб стал поводом дополнить советы и антисоветы.
На завершающем этапе стажировки хотелось собрать частичку практического опыта от всех присутствующих педагогов. Так на сайте padlet появилась школьная доска с постами различных ярких школьных дел, которые авторы проводили или возможно было бы провести в соответствии с технологией событийности. Составлен банк идей образовательных событий для реализации модуля воспитательной программы «Общешкольные ключевые дела». Таким образом, поставленные цели были достигнуты, все аспекты, плюсы и минусы использования технологии событийности в реализации воспитательной программы рассмотрены, теория дополнена практическим инструментом, опытными пробами.
Своими впечатлениями о трех днях стажировки и отзывами о ее результатах стажеры поделились в эфире, а также на странице под говорящим названием «Послевкусие».