Обновите ваш браузер для правильного отображения этого сайта. Обновить мой браузер
«Психологическое сопровождение в деятельности педагогов, формирующее внутреннюю готовность обучающихся к включению в образовательную деятельность, основанную на принципах индивидуализации»
Овладение стажерами методами и приемами психологического сопровождения, формирующими особую внутреннюю готовность обучающихся, через погружение их (стажеров) в практическую деятельность, основанную на принципах индивидуализации.
Одной из основных задач образования сегодня становится развитие личности и индивидуальности самого учащегося, его способностей, самостоятельности и самодеятельности. Ключевой характеристикой современной парадигмы образования является не столько передача обучающимся конкретных знаний, сколько развитие их учебной и познавательной активности. Таким образом, в центре внимания педагога должна находиться такая организация образовательного процесса, при которой ученик выступал бы субъектом своего образования.
Переход от парадигмы образования к парадигме самообразования, самовоспитания предусматривает изменение характера деятельности обучающегося, когда он становится активным открывателем знания, создателем собственного опыта, ответственным за свою деятельность и ее результаты. Успешность решения обозначенной проблемы связана с индивидуализацией образовательного процесса.
Таким образом, под индивидуализацией понимается динамический, интериоризированный личностью процесс взаимодействия, который адекватен как индивидуальнообразовательному потенциалу обучающегося, так и системе социальных ценностей, требований и целей, процесс, который способствует позитивному изменению внутреннего мира человека, обеспечивает овладение способами познания мира и себя для самореализации в образовании и жизни.
Индивидуализация образования, как всякий педагогический процесс, характеризуется взаимосвязью и взаимозависимостью внешней и внутренней ее сторон. Внешняя сторона индивидуализации включает расширение спектра ресурсов, насыщение среды и предоставления возможностей использования взрослого как эксперта и как ресурса для развития способного побудить обучающегося к изменению себя и переменам в своей деятельности.
Внутренняя сторона индивидуализации – это направленность обучающегося на развертывание и реализацию индивидуальных устремлений, выработку жизненных стратегий, формирование у него субъектной позиции, индивидуального пути развития. Фактором проявления внутренней индивидуализации является осознаваемая потребность, стремление качественного изменения себя.
Внутренняя индивидуализация реализуется посредством актуализации важности и развития рефлексивных умений у учащихся, которые являются основным механизмом и необходимым условием развития обучающегося. Применение рефлексивных методик, позволяющих активизировать их субъективный опыт в образовании и приобщить обучающихся к открытому мышлению, отказу от догматов, развивает мотивацию, обеспечивает достижение значимой цели и развитие творческого отношения к деятельности, способствует формированию адекватной самооценке.
Взаимосвязь внешней и внутренней индивидуализации обеспечивает достижение качественного образования, нахождение оптимальных путей и средств обучения, соблюдения права обучающихся на выбор индивидуального образовательного маршрута и реализацию индивидуальной образовательной траектории.
Если вы решили путешествовать без заранее проложенного маршрута, взяв с собой в рюкзак лишь все самое необходимое – это уже бэкпэкинг. Хаотичное движение без запланированной цели схоже с определенной образовательной технологией, где учитель дает задание в соответствие с индивидуальными особенностями и возможностями каждого ребенка.
Еще один вид туристического похода – трекинг. Он, на первый взгляд, как и хайкинг, направлен на конечную цель, но его отличительной особенностью является понимание возникновения возможных препятствий и разработка стратегии их преодоление, использование самой среды и знаний на пути к реализации цели.
Важным открытием для стажеров станет понимание, как связаны виды туристического маршрута и индивидуализации образования.
Еще одним открытием станет возможность включить в деятельность педагога психологический аспект.
Психологическое сопровождение в рамках принципа индивидуализации это профессиональная деятельность взрослых взаимодействующих с ребенком в различных образовательных средах, с целью создания таких условий, которые способствовали бы формированию внутренней готовности обучающихся к включению в образовательную деятельность.
Надо отметить, что программа стажировки не рассчитана на то, что педагог станет психологом, но она рассчитана на то, что педагог, погрузившись в специально созданную среду, сможет повысить свою психологическую компетентность, которая, в свою очередь поможет выстроить сопровождение таким образом, чтобы у обучающихся развивалась внутренняя готовность к включению в образовательную деятельность.
В рамках программы стажировки всем участникам представится возможность погрузиться в образовательную среду лицея, проанализировать многообразие полноценных привлекательных вариантов образовательной деятельности, определить роль педагога в ней и самостоятельно спроектировать образовательную среду с использованием методов и приемов психологического сопровождения (сюжетно-ролевая игра, тренинг и т.д.).
Программа стажировки позволит стажерам:
В рамках программы стажеры смогут:
Результаты деятельности стажеров, результативность их совместной работы будут представлены в рамках оценочных событий.
Программа предусматривает применение следующих технологий обучения: ИКТ, групповые технологии (сюжетно-ролевые, деловые игры), тренинги, технологии моделирования и проектирования, технологии дистанционного обучения. В рамках программы пройдут семинары-практикумы с использованием психологических тренингов, мастер-классы, погружения, лаборатории, образовательные события.
Различные формы организации деятельности стажеров создадут реальные условия делового общения, обеспечат интерактивную деятельность, в ходе которой слушатели максимально включатся в творческий процесс, сумеют сформировать собственную деятельностную позицию.
В рамках стажировки каждый участник разработает «Трекер стажировки», отражающий тактику и стратегию работы с целями, позволяющий оценить деятельность стажеров на определенном этапе стажировки, определить дефициты и внутренние разрывы
Предполагается корректировка программы в соответствии с реальными запросами стажеров в рамках заявленной темы стажировки.
Программа стажировки состоит из 24 учебных часов. Из них: лекции – 0 ч; практические занятия – 15 ч; стажерская проба – 3 ч; оценочное событие – 6 ч.
Тема № 1. «Смысловой хайкинг» (7 часов).
Индивидуализация – новый подход к образованию, изменение позиции ученика от объекта обучения к субъекту образовательного процесса. Индивидуализация и индивидуальный подход – две разные позиции педагога. Образовательная среда как условие формирования новых образовательных стандартов. Принципы построения специальных образовательных сред для реализации принципов индивидуализации. «Трекинг» как способ реализации принципов индивидуализации, алгоритм его построения.
Тема № 2. Образовательный бэкпэкинг (12 часов).
Основные виды трекингов и возможность их использования для комплексной оценки сформированности готовности обучающихся к включению в образовательную деятельность, основанную на принципах индивидуализации.
Проектирование модели универсального трекера – рабочего инструмента обучающегося, позволяющего контролировать, планировать и оценивать собственные образовательные результаты.
Методы и приемы психологического сопровождения, позволяющих реализовать принципы индивидуализации.
Построение специальных образовательных сред с использованием психолого-педагогических методов и приемов.
Способы оценивания эффективности психолого-педагогических приемов и методов, как основы трекинга.
Тема № 3. Прогрессивный трекинг (5 часов).
Приемы и способы формирования внутренних факторов индивидуализации.
Основные виды трекингов и возможность их использования для комплексной оценки сформированности готовности обучающихся к включению в образовательную деятельность, основанную на принципах индивидуализации.
Представление результатов образовательного события участников стажировки. Оценка результативности обучения стажеров (самооценка).
Обсуждение программы стажировки, перспектив деятельности по реализации принципов индивидуализации в образовании.
Внешняя оценка результатов деятельности стажеров.
№ | Формулировка понятийной и (или) практической задачи, решаемой в рамках стажировки | Количество часов | |||
Лекция | Практическое занятие | Стажерская проба | Оценочное событие | ||
Тема № 1. Смысловой хайкинг (7 часов). | |||||
1. | Сопоставление понятия «индивидуальный подход» и «индивидуализация» образования. | 1 | |||
2. | Определение роли педагога в организации и реализации принципа индивидуализации в условиях образовательной среды. | 1 | |||
3. | Проектирование образовательной среды с использованием психолого-педагогических приемов, форм и методов. | 1 | 1 | ||
4. | Определение понятия «трекинг», как способа реализации индивидуализации, алгоритма его построения. | 2 | |||
5. | Определение возможных рисков в реализации принципов индивидуализации. | 1 | |||
Тема № 2. Образовательный бэкпэкинг (12 часов). | |||||
1. | Экспертиза условий образовательной среды лицея, позволяющих реализовать принципы индивидуализации. | 1,5 | |||
2. | Построение индивидуального трекинга стажеров | 1 | |||
3. | Освоение психолого-педагогических форм, приемов и методов: сюжетно-ролевое погружение, тренинг, деловая игра, моделирование, проектирование. | 2 | 1 | ||
4. | Разработка способов оценивания эффективности психолого-педагогических приемов и методов, как основы трекинга. | 1 | 1 | ||
5. | Проектирование и реализация образовательного события, способствующего реализации принципов индивидуализации в условиях образовательной среды лицея. | 1,5 | 2 | 1 | |
Тема № 3. Прогрессивный трекинг (5 часов). | |||||
1. | Освоение приемов и способов формирования внутренних факторов индивидуализации. | 1 | |||
2. | Построение стажерами на основе использования принципов индивидуализации собственных образовательных траекторий в соответствии с общей направленностью непрерывного, «жизненного» образования. | 1 | 1 | ||
3. | Планирование на основе будущих этапов обучения. | 1 | |||
4. | Самооценка результативности деятельности стажеров. Внешняя оценка деятельности стажеров. Рефлексия. Оценка программы стажировки. | 1 | |||
Итого: 24 часа | 15 | 3 | 6 |
Оценка результатов стажировки будет проводиться по принципу 5-ти «П»: 1П – понятно; 2П – полно; 3П – последовательно; 4П – примеры; 5П – пояснение.
В рамках программы стажировки активность педагогов будет оцениваться обучающимися, по критериям, которые стажеры выработают самостоятельно в соответствии с их собственными выборами.
Стажеры также смогут оценить активность друг друга.
Стажёры будут иметь возможность получить рецензию руководителя стажировки, отзывы педагогического сообщества на сайте образовательного учреждения, где будут размещаться результаты деятельности стажеров.
Критерии оценки эффективности деятельности стажировочной площадки:
В начале программы стажировки будет проведено установочное занятие c использованием метода «Черепахи», с помощью которой участники стажировки смогут определить границы разрывов, дефициты и точки собственного роста в соответствии с темой стажировки.
По итогам работы с методом «Черепахи», стажеры смогут оценить уровень владения материалом (практическим и теоретическим) и понять своё личное отношение к рассматриваемым вопросам, что создаст мотивацию к дальнейшему взаимодействию участников стажировки.
В рамках стажировки участники создадут свой «трекер». Критерием самооценки будет являться наличие контрольных точек оценки и перспектив, которые видит стажер в контексте непрерывного образования.
В конце программы стажировки педагоги вновь будут работать с «Черепахой», смогут увидеть собственные точки роста и сделать вывод об эффективности курса для каждого слушателя в отдельности и построить индивидуальную траекторию дальнейшего саморазвития.
С 17 по 19 апреля 2019 года в г. Новоуральск на базе МАОУ «Лицей №56» прошла стажировка для учителей городов присутствия Госкорпорации «Росатом» по теме «Психологическое сопровождение в деятельности педагогов, формирующее внутреннюю готовность обучающихся к включению в образовательную деятельность, основанную на принципах индивидуализации».
Руководитель стажировки: Ширяева Офелия Карапетовна, учитель обществознания, права и экономики, педагог-психолог лицея. Участниками стажировки стали заместители директора по воспитательной работе, педагоги-психологи, педагоги городов Лесной, Снежинск, Северск и Новоуральск.
Цель стажировки – овладение стажерами методами и приемами психологического сопровождения, формирующими особую внутреннюю готовность обучающихся, через погружение их (стажеров) в практическую деятельность, основанную на принципах индивидуализации.
Трехдневная стажировка проектировалась как единое образовательное событие, включающее в себя несколько этапов: смысловое погружение, проектирование и проведение образовательного события, участие стажеров в общелицейском образовательном событии.
День первый
9 часов 30 минут. На пороге лицея гости – стажеры. Есть среди стажеров и те, кто снова в гостях у Лицея – это Звездина Анна Александровна г.Снежинск. Гостей встречает руководитель стажировки Ширяева О.К. и администрация Лицея. Уже готов вкусный завтрак, приветственный кофе. Педагоги в ожидании традиционно принятого открытия стажировки… но какого же было удивление стажеров, которым было предложено самостоятельно познакомится с программой стажировки.
«Уважаемые педагоги! Сегодня вам предстоит погрузиться в общелицейский День Науки» — с гордостью сообщила я! …это событие не оставляет равнодушным ни одного участника образовательного процесса. Для участия вам необходимо примерить на себя роль. Каждая роль имеет свои особенности поведения, изложенные в инструкции».
И теперь, уже после определения предпочитаемой роли, каждый участник получил индивидуальный маршрут для погружения в общелицейский День Науки «Техно-перформанс». У стажеров было ровно 10 минут для целеполагания и построения индивидуальной стратегии поведения.
Какие же роли были предложены? Итак, это учитель, участник, тьютор, эксперт и зритель. Каждая предложенная роль имеет свою четкую инструкцию поведения. Отрадно отметить, что стажеры на ряду с ролью зрителя выбрали и роль эксперта (2 человека) и роль тьютора (1 человек) и даже попробовали себя в качестве участника (1 человек). Ожидаемо было, что роль учителя не будет пользоваться успехом, ведь по инструкции стажерам бы пришлось самостоятельно готовить образовательное событие в рамках указанной темы.
Вы спросите для чего это все нужно? Я вам отвечу.
Чтобы осуществить психологическое сопровождение ребенка и сформировать его внутреннюю готовность к включению в образовательную деятельность, основанную на принципах индивидуализации — педагог должен сам обладать психологической готовность к внесению в свой опыт довольно трудозатратных изменений, под которой понимается в первую очередь желание или согласие осуществлять такую деятельность.
Два часа пролетели незаметно, возвращаясь из «путешествия» стажеры уже готовы обсудить увиденное, поделиться впечатлениями…обсуждения не утихали. Рефлексивный круг (эта форма будет часто использоваться в течение стажировки) показал, что большинство стажеров не удержали роль, не отработали цель.
Эта ситуация стала для многих стажеров ситуацией «выхода из зоны комфорта».
Для дальнейшей слаженной и эффективной работы необходимо было стать командой. На помощь пришли волонтеры, они провели тренинг на знакомство и командообразование. В рамках тренинга стажеры познакомились друг с другом, волонтеры постарались создать условия, при которых каждый участник стажировки почувствовал себя частью единой команды. Программа тренинга была составлена так, что стажеры постоянно взаимодействовали в различных малых группах (на каждом этапе состав групп менялся, что всегда было неожиданностью для стажеров и своеобразным «вызовом»). Уже в момент завершения тренинга все участники были разделены на группы для дальнейшей деятельности.
«Ломая стереотипы» приветствовать стажеров и открыть стажировку пришли директор лицея — Томченко Наталья Валентиновна и главный специалист Управления образования, муниципальный координатор проекта «Школа Росатома» — Аленькина Татьяна Николаевна, с пожеланием продуктивной работы, новых открытий и профессионального взаимодействия.
После обеда у стажеров появилась возможность определить ожидаемые результаты стажировки в целом и первого дня в отдельности.
В рамках «Смыслового хайкинга» предлагалось провести экспертизу условий образовательной среды лицея №56, позволяющих реализовать принципы индивидуализации. В процессе обсуждения в группах представление образа «индивидуализация» вызвало неоднозначное понимание, возникли вопросы: что такое индивидуализация, чем индивидуализация отличается от индивидуального подхода, что такое внутренняя и внешняя индивидуализация. Все возникающие вопросы фиксировались на листе ватмана.
Для представления результатов работы было предложено использовать «Интеллект-карту». Составление интеллект карты позволило, пусть и частично, разобраться с понятием «индивидуализация». Представление результатов работы групп переросло в дискуссионный клуб. Сопоставив свое собственное видение и мнение со стороны участники стажировки начали составлять единый глоссарий стажировки. Дискуссия затянулась и план стажировки претерпел коррективы.
Первый день завершился творческой мастерской «Ёжки-рогожки», где у стажеров появилась возможность привезти сувениры из «путешествия». Самостоятельно, опираясь на собственный вкус и предпочтение участники выбрали заготовку броши и разукрасили ее.
Масса положительных эмоций и ярких красок не стали завершением деятельности участников стажировки в первый день. После трансфера в гостиницу и по возвращении «домой» началось обсуждение домашнего задания: разработать событие для учащихся 8-9 классов и критерии, по которым можно оценить любое событие с точки зрения наличия принципов индивидуализации. Ссылка на видео «первый день стажировки»
День второй
Второй день начался с анализа дня прошлого. Стажерам было предложено определить какой вид «путешествия» был применен? После обсуждения все пришли к выводу, что это был «Бэкпэкинг», где участник был свободен в выборе маршрута, не задумываясь куда он его приведет, «рюкзак» путешественника был наполнен организаторами.
Одна из главных задач всей стажировки – это научиться строить свой собственный трекинг. Поэтому первое задание – это целеполагание на день новый с учетом ожиданий и реальности дня прожитого.
«Обсуждая замыслы» и проектируя образовательное событие для детей стажеры получают новые условия – «Дети должны выбрать ваше событие! Вам необходимо их заинтересовать!» Ведь реализуя принцип индивидуализации стажеры вынуждены ориентироваться на замыслы детей, обязаны дать возможность детям реализовать самостоятельные пробы.
Домашнее задание выполнено, события проведено… И казалось, что все справились, но рефлексивный круг показал, что события то и не было, а были мероприятия. Снова меняем ход стажировки, нельзя оставить без внимания отличия события от мероприятия. На помощь приходит эксперт — Марина Ковалёва.
Дальнейшая работа направлена на выработку единых универсальных критериев оценки образовательного события с точки зрения принципов индивидуализации. Споры в группах не смолкают, обсуждения не утихают. Единой критериальной карты выработать не удалось.
Возвращаемся к упражнению «Вавилонская башня» (мы его не успели провести в первый день), это позволит группе научиться работать в команде, сохраняя субъектную позицию, подчеркнет значимость планирования, умение синтезировать разрозненную информацию, способность удерживать внимание и цель. Это проблемная область тренингов, это важные ступеньки для саморазвития. Результат – башню не построили…
Разочарования, неудачи, вопросы, недоумение сопровождают стажеров в течение дня, а что приобрели. Это нам помогли определить метафорические ассоциативные карты, с помощью которых мы превратили проблемы в цели.
День снова завершился творчеством и позитивными пасхальными открытками.
День третий
Педагогами индивидуализация характеризуется способностью системы образования предоставлять обучающимся многообразие полноценных привлекательных вариантов образовательной деятельности, учитывающих их интересы, будущие личные и профессиональные планы. А как научить детей учиться в таких условиях? Как обеспечить внутреннюю готовность обучающихся, сформированность у них регулятивных умений. Здесь нам на помощь приходят психологические тренинги или ролевые игры.
Игра «Ночь Трифидов» помогает педагогам создать условия для формирования у школьников таких личностных качеств как: способность сделать выбор, нести ответственность за результат, умение составлять и корректировать маршрут в зависимости от своих потребностей, умение оценивать уровень достигнутых результатов т.д. Именно эта игра стала ярким завершением стажировки и позволила в процессе дальнейшей работы стажерам перейти от бэкпэкинга (свободного выбора маршрута без конечной цели) к трекингу (маршруту с началом и предполагаемой конечной точкой, в ходе которого самостоятельно преодолеваются препятствия).
Итоговым конечным результатом работы стали обсуждение и разработка способов оценивания эффективности психолого-педагогических приёмов и методов, а затем построение индивидуального трекинга.
Три дня. Можно ли с полной уверенностью сказать, что каждый участник ощутил прирост – да, однозначно. Можно точно отметить, что каждый вышел из зоны комфорта, переосмыслил, продемонстрировал профессиональное продвижение. «Фишечки» пополнили копилку идей, завязались новые знакомства, появились единомышленники.
Финальный кофе-брейк стал возможностью сказать все самые теплые и главные слова. Поблагодарить стажеров за активную работу и поддержку, за понимание и оптимизм, за профессионализм и стремление. Сказать слова искренней благодарности эксперту за терпение, помощь и умение вселять в окружающих веру в собственные силы. Поблагодарить администрацию и весь коллектив Лицея за поддержку и помощь.
«Комфорт – это плен, за стенами которого начинается прогресс.
Не бойтесь покидать свою зону комфорта: за этим пределом начинаются настоящие перемены»