Обновите ваш браузер для правильного отображения этого сайта. Обновить мой браузер
«Субъектная позиция как основа достижения личностных результатов в соответствии с требованиями ФГОС»
Ведущий стажировки: Прасолова Оксана Сергеевна, г. Новоуральск, МАОУ «Гимназия», учитель начальных классов.
Участники стажировки: педагогические и руководящие работники школ
Даты проведения стажировки: 29-31.03.2022 года
E-mail: oksana_198902@mail.ru
Город: Новоуральск
Цель программы: создать условия для обеспечения готовности педагогов к формированию у учащихся субъектной позиции через проектирование соответствующей образовательной среды.
Задачи программы:
Никищенко Екатерина Алексеевна
Годунова Наталья Сергеевна
Шляпцева Марина Леонидовна
Комиссарова Лариса Геннадьевна
Сусоева Елена Валентиновна
Лебедева Любовь Александровна
Антонова Наталья Андреевна
Муратова Галина Геннадьевна
Сафронова Елена Леонидовна
Рыбалко Инна Валерьевна
Логинова Татьяна Игоревна
Шарипова Ирина Александровна
Маурина Наталья Борисовна
Тема: «Субъектная позиция как основа для достижения личностных результатов в соответствии с требованиями ФГОС»
29 – 31 марта 2022 год, г. Новоуральск Свердловская область
Статистика: 13 стажеров, 10 городов, 20 детей – участники прямой трансляции урока, 9 учителей – разработчики образовательных ситуаций.
Особенность данной стажировки в том, что она прошла полностью в дистанционном формате, поэтому познакомились только с верхней частью тела стажеров)))
Ну что ж, подробно о том, как все было…
Изначально планировалась работа на платформе Zoom, но в связи с ограничениями, которые ввелись на территории РФ, оказалось невозможным обеспечить ее непрерывную работу. Перебои каждые 40 минут могли нарушить целостность системы стажировки. Поэтому в качестве основной платформы стажировки был использован Яндекс.Телемост. Zoom был тоже, но на некоторых этапах.
За два дня до стажировки всем участникам были разосланы письма — приглашения, в которых сообщалось время наших встреч, рабочие платформы и ссылки для подключения. Работа на двух платформах (Яндекс.Телемост и Zoom) могла вызвать технические сложности, связанные с подключением и переключением. Это был риск. Для того чтобы минимизировать проблемы была создана группа в Whatsapp. И это было правильно! Поскольку таким образом появилась возможность оперативно вступать в коммуникацию со стажерами. К сожалению, уже на этапе создания группы некоторые стажеры покинули группу без объяснения причин…
Стажировка началась с конструирования индивидуального образовательного маршрута стажерами, по нему, наверное, и буду двигаться в своем анализе.
1 блок «Пробное действие по разработке алгоритма деятельности учителя»
В теме стажировки заложено понятие «субъектная позиция». Ее формирование может происходить только в процессе активной деятельности самого человека. В эту активную деятельность было решено погрузить и стажеров. Даже на большом расстоянии друг от друга им было предложено поработать в группах! Хотя, как выяснилось, стажеры этого не ожидали.
В ходе погружения в деятельность участники стажировки смогли выявить свои дефициты во владении информационно-коммуникационными технологиями.
С помощью Google-таблицы стажеры разделились на группы, перешли в сессионные залы, чтобы составить алгоритм деятельности учителя, направленного на формирование субъектной позиции. Через некоторое время захожу в первый зал…тишина: камеры и звук выключены… «Коллеги, Вы здесь? Тут включается первая камера и звучит ответ «Да». «А Вы почему все молчите, Вы же в группах работаете?» – спрашиваю я. Включаются остальные камеры: «Ааа, так мы вместе должны обсуждать!? Мы так ни разу ни делали…».
2 блок «Разработка ментальной карты «Технология формирования субъектной позиции»
Работа в группах «пошла в гору»! Стажерам удалось быстро включиться в групповую работу, активно сотрудничать друг с другом. Спустя час коллеги представили свои ментальные карты и определили, что наша задача, как учителей, состоит в том, чтобы научиться проектировать и реализовывать образовательные ситуации, направленные на формирование субъектной позиции.
Первый день закончен, а стажировка в самом разгаре! Чтобы все успеть, к следующему дню стажерам было дано задание познакомиться с гимназическими образовательными ситуациями и оценить их эффективность с точки зрения направленности на формирование субъектной позиции.
3 блок «Экспертная оценка образовательных ситуаций»
Чтобы получить представления о подходах к оценке уровня сформированности субъектной позиции, на помощь пришел WORKSHOP!
Стажеры на платформе Яндекс.Телемост встретились с разработчиками гимназических образовательных ситуаций, ссылки на которые им были даны накануне вечером. Участникам была проведена практическая демонстрация этих ситуаций. У стажеров была возможность задать вопросы. Но вопросов не последовательно, так как не все стажеры успели познакомиться с материалами заранее в виду разных причин: позднее время стажировки, не сохранили себе ссылки, перешли на другой компьютер. Но представленные ситуации вызвали интерес у стажеров, исходя из их отзывов.
4 блок «Проектирование образовательных ситуаций»
Любая стажировка предполагает стажерские пробы. Задание стажерам было следующее: спроектировать и продумать реализацию образовательной ситуации, направленной на формирование субъектной позиции.
Стажерам было предложено разделиться на 2 группы, выбрать вариант образовательной ситуации: урок, внеурочное занятие, образовательное событие и выбрать форму ее реализации. На выбор было предложено три формы реализации события:
Стажерам надо было сделать ответственный выбор. Понимая дистанционный формат работы, и высокий темп работы, стажеры выбрали моделирование ситуации на взрослых людях (второй группе). Договорились о том, что одна группа будет проводить образовательную ситуацию, вторая группа будет ее оценивать. Поэтому, на этапе проектирования, коллегам было необходимо разработать инструментарий для оценки эффективности образовательной ситуации.
Проектировать образовательные ситуации не просто, тем более дистанционно в группах и в короткий срок. На пути к цели возникли технические трудности. Некоторые стажеры по своим личным причинам сменили рабочие места. В итоге к Zoom двое коллег подключиться не смогли. Пришлось искать варианты решения проблемы. Выход оказался следующим: одна группа работала в Zoom, вторая группа подключилась к Яндекс.Телемост. Из-за технических проблем вторая группа поздно начала свою работу и к моменту, когда время работы вышло, группа была не готова к завтрашней реализации своего продукта. Здесь стажерам пришлось оказать помощь вне рамок работы, чтобы обеспечить им ситуацию успеха. Зато первая группа настолько вошла во вкус, что во время переподключения (когда время Zoom заканчивалось), просила поскорее вернуть их обратно в группы, поскольку работа там кипела. Также было замечено, что неприятие новых форм работы некоторыми стажерами может мешать проектированию и реализации образовательных ситуаций, направленных на формирование субъектной позиции.
Напряжение росло, чтобы его снять на помощь пришел учитель физкультуры и провел флэш-моб под позитивную музыку. Появились ноги и улыбка на лицах стажеров, значит, можно продолжать работу!
5 блок «Реализация образовательных ситуаций»
Стажеры очень волновались. Волнение было связано с тем, что не всем приходилось ранее работать в онлайн формате, не все владели нужным инструментарием для интерактивной дистанционной работы. К тому же, не хватало времени на подготовку, так как первая половина дня была посвящена основной работе, а во второй половине дня стажировка.
Несмотря на все сложности, стажерам удалось представить свои образовательные ситуации. После презентации их ждала супервизия деятельности стажерской пробы с участием компетентных внешних экспертов, в результате которой стажеры получили ответы на волнующие их вопросы по реализации образовательных ситуаций, направленных на формирование субъектной позиции.
6 блок «Деятельность по собственному замыслу»
В начале стажировки коллегам можно было сделать выбор, в какую тему они хотели бы углубиться. В третий день стажировки им было предложено три мастерские на выбор:
Подключение к мастерским было организовано на платформе Zoom. Стажеры могли еще раз задать вопросы, уточнить информацию по теме мастерской. Общение в таких группах прошло очень продуктивно, по словам самих стажеров.
Рефлексия
Каждая стажировка имеет рефлексивную точку. На нашей стажировке их было две: в начале второго дня и в конце третьего дня. К сожалению, не все стажеры нашли время для обратной связи. Но те стажеры, которые смогли найти в себе ресурсы отметили, что было сложно, но продуктивно!
Творческие мастерские.
Не могу не сказать пару слов про творческие мастерские! Лучший отдых – это смена деятельности! Вот и у нас получилось отдохнуть, изготавливая конвертики в технике оригами и пасхальных зайчиков! Надеюсь, что эти милые поделки порадуют родных и близких наших стажеров.
Ну вот мы и прибыли к месту назначения. Цель стажировки достигнута. Пришла пора прощаться… Казалось бы, невозможно подружиться с людьми за три коротких дня, проведенных в дистанционном формате. А нет, оказывается возможно. Расставаться было грустно, хотелось продолжить общение. Но еще больше хотелось встретиться офлайн…
https://kids.gallerix.ru – аватарки онлайн
https://vk.com/nastykenauk — образовательное событие «На стыке наук»
https://vk.com/club191384665 — веб — квест по функциональной грамотности «Мечтай! Планируй! Действуй!»