Ваш браузер устарел!

Обновите ваш браузер для правильного отображения этого сайта. Обновить мой браузер

«Конструктор задач, направленных на формирование функциональной грамотности»

«Конструктор задач, направленных на формирование функциональной грамотности»

Ведущий стажировки: Жирных Юлия Леонидовна, МАОУ «Лицей», учитель математики

Участники стажировки: учителя начальной, основной и старшей школы, педагоги-организаторы школ, заместители директоров по УВР

Даты проведения стажировки: 30.03-01.04.2023 г.

E-mail: yshama@mail.ru

Город: Лесной, Свердловская область

Цель программы: освоение стажерами способов самостоятельного проектирования задач по любой основной функциональной грамотности (читательской, математической, естественно-научной, финансовой) и модерирования образовательной среды, обеспечивающей эффективное развивающее обучение.

Задачи программы:

  • осознание стажерами причин неспособности современных школьников применения знаний в реальной жизни;
  • создание условий для активного погружения стажеров в деятельность по разработке конструктора задач, направленных на формирование функциональной грамотности;
  • освоение способа проектирования задач по функциональной грамотности разных видов, создание условий для инициирования стажерами образовательных событий в «своей» дисциплинарной области на основе составленных задач с помощью конструктора;
  • совершенствование творческих, методических, коммуникативных, рефлексивных умений педагогов в процессе осуществления стажерской практики;
  • обеспечение условий для создания алгоритма к задачам по развитию креативности.
Программа мероприятий стажировки
Программа стажировки
https://vk.com/club218598433

Участники стажировки

Бадак Виктория Михайловна, Железногорск

Баласанова Ольга Валентиновна, Балаково

Богатырева Елена Николаевна, Снежинск

Глазова Алла Владимировна, Саров

Калалб Екатерина Александровна, Лесной

Карелина Елена Васильевна, Северск

Квасова Елена Александровна, Лесной

Кельдышев Денис Александрович, Глазов

Кляева Инна Александровна, Нововоронеж

Лемаева Марина Александровна, Заречный ПО

Матвеева Светлана Владимировна, Лесной

Переверзева Екатерина Александровна, Саров

Понамарева Надежда Петровна, Озерск

Чернышкова Ирина Николаевна, Волгодонск

Шестопалова Екатерина Дмитриевна, Новоуральск

Широкова Мария Александровна, Саров

Ясницкая Виктория Владимировна, Сосновый Бор

Яшина Светлана Александровна, Удомля

Анализ стажировки

Стажировка проходила с 30 марта по 01 апреля 2023 года на базе МАОУ «Лицей» г.Лесного Свердловской области, в которой приняли участие педагоги, заместители директора по УВР, а также руководитель образовательных организаций из 14 городов-участников проекта «Школа Росатома»: Балаково, Волгодонск, Глазов, Железногорск, Заречный Пензенской области, Лесной, Нововоронеж, Новоуральск, Озерск, Саров, Северск, Снежинск, Сосновый Бор, Удомля. Среди участников – как молодые специалисты, так и опытные стажисты. Информационной площадкой стажировки стала группа в социальной сети «ВКонтакте».

Цель программы стажировки – освоение стажерами способов самостоятельного проектирования задач по любой основной функциональной грамотности (читательской, математической, естественно-научной, финансовой) и модерирования образовательной среды, обеспечивающей эффективное развивающее обучение.

Первый день. 

Началась стажировка с нетворкинга: немного юмора, немного «о личном», немного загадок о своих городах (самым таинственным оказался город Удомля) – и волнение исчезло, установилась атмосфера доверия, почувствовалась готовность действовать совместно. Тем более, что стажировке предшествовал дистанционный этап – серьёзно-несерьезная анкета «Будем знакомиться!», из которой можно было узнать не только степень погружения участников в тему функциональной грамотности, но и определить, в какой роли они выступают внутри команды, какой у них тип восприятия информации, можно было написать себе письмо в будущее.

Содержательная часть стажировки началась с просмотра педагогического видео-кейса, где основной проблемой, по мнению стажеров, стало обесценивание образования в сознании ученика, которая непосредственно связана с темой стажировки. Далее через метод «Наращивание понятия» участники сформулировали определение «функциональная грамотность», тем самым сложилось единое понятийное поле. Мы договорились, что будем реагировать на каждый такт стажировки на импровизированной канбан-доске, ведь это так важно – ставить рефлексивные точки, шагая по новой дороге, фиксировать свои открытия или непонимание.

И вот пора погружения в события с детьми в роли наблюдателей. Стажёры распределились для посещения: семь обычных уроков, одно межпредметное погружение, один интегрированный урок, предметное внеурочное занятие. Наблюдая за учебными активностями, необходимо было определить:

  1. вид ФГ;
  2. уровень ФГ по расширению ЗУН;
  3. элементы задач, заданий, направленных на формирование ФГ;
  4. формат вброса задач по ФГ.

Пока анализ производился только эмпирическим и довольно-таки интуитивным образом, хотя можно было опираться на информацию, размещенную в группе стажировки в социальной сети «ВКонтакте».

Стажеры погрузились в разное предметное содержание, побывали на занятиях для разных возрастов: это и всевозможные способы очистки воды в межпредметном погружении в 4-м классе, изготовление зонтов в 9-м классе, урок в технологии скрайбинг в 10-х классах, «тайны яблочного варенья» от учителя химии, изменчивость погоды на уроке географии, путешествие в Кисловодск с расчетом оптимального варианта, математическое моделирование разных форм клумб для пришкольного участка лицея с шестиклассниками, расчет семейного бюджета и знакомство с «финансовой подушкой безопасности» в 5-м классе на уроке по финансовой грамотности, урок с микс-формами о животных на английском языке, приемы смыслового чтения во 2-м классе.

Первая безопасная проба вызвала не только много положительных эмоций, удивлений от наблюдения за форматами уроков, за деятельностью детей, но и вопросов у стажеров, когда они вернулись с реальных событий с детьми, так как на канбан-доске появились желтые стикеры! И это отлично! Участники осознали свои дефициты и стали их восполнять во время форсайт-сессии. Во время обсуждения увиденного на уроках, появилось понимание видов ФГ – особенно глобальных компетенций, уровней ФГ по расширению ЗУН – пытались «дожать» уроки 2 уровня до 3, предлагая свои варианты.

Пожалуй, самым сложным этапом первого дня стало методическое моделирование конструктора задач, направленных на формирование функциональной грамотности. Коммуникация, визуализация, тайминг – все это помогало участникам стажировки прокачивать свои мягкие навыки. Каждая команда представила свой конструктор задач и были выделены его общие элементы: предметные компетенции, контекстность, неопределенность и продуктивность, ориентация на зону развития, несплошной текст, точность формулировки задачи. Казалось, все встало на «свои места», прояснился алгоритм создания задачи или задания по ФГ, опираясь на данный конструктор.

Предфинальным тактом первого дня стали функциональные игры «Междусобойчик», где участники стажировки самостоятельно придумывали свои задачи 2 или 3 уровней ФГ по расширению ЗУН, стараясь «зашить» все элементы конструктора задач. А затем давали друг другу «качественную обратную связь» по составленным задачам с помощью приема «карусель обратной связи». Теория усвоена!

Канбан-доска все больше и больше наполнялась зелеными стикерами! Это круто! Появились не только дефициты, но и прирост у стажеров.

Финальным событием первого дня для стажеров стал «Функциональный боулинг», где они решали задачу, анализируя и извлекая информацию из несплошного текста, составляли инструкцию «Как победить в боулинге» и тут же ее апробировали. Особенно всем запомнился «функциональный перекус», где пиццу делили на пять равных частей при помощи ниточки и ножа, яблоки делили на равное количество частей, наливали сок из коробки, которую нельзя было оторвать от стола, применяя знания по математике, физике, креативность. Победила команда, которая составила «рабочую» инструкцию!

Второй день. 

Сегодня весь день мы работаем в командах, требуются: слаженность способность удерживать поставленную задачу, умение договориться. Поэтому день начинаем с зарядки для «мягких навыков» — тренинг «Вавилонская башня».

Далее, выдвигаем гипотезу, что помимо грамотности математической, финансовой, читательской и пр. есть и другие. Например, педагогическая. Это умение (и даже навык) применять теорию в практику, разрешать школьные проблемные ситуации педагогическим инструментарием, быстро адаптироваться в меняющемся пространстве образования. Прокачиваем и эту грамотность. Стажеры получили метазадачу «Событие», в которой из несплошного текста о дефиниции «событие» в общем смысле необходимо было выделить критерии образовательного события и аргументированно определить, какие из вчерашних активностей подходят под эту категорию.

Для меня – это тоже прокачка, ощущаю дефицит в этом вопросе. Некоторые стажеры удивлены, ведь в тексте что-то про дни рождения, про исторические события, про события с первых полос газет… «Педагогического предмета» нет, как ни крути! Но критерии всё-таки обнаружили: активная деятельность ребенка, направленная на получение продуктивного результата, которым может быть сам процесс/алгоритм, новизна (опыта, знаний, эмоции, ощущение, что раньше этого не было), образовательный вызов (ситуация, которая должна зацепить), чтобы участник стал субъектом деятельности, возможность продолжения и последствий, неурочный формат (среда, разновозрастные группы и т.д.), недоопределенность сценария. Практически все участники стажировки сошлись во мнении, что образовательными событиями первого дня стали: межпредметное погружение «Чистая вода», внеурочное занятие по химии «Секрет яблочного варенья», «Функциональный боулинг».

Затем стажеры, набирали себе сотрудников в «Проектный офис». Пора создавать образовательное событие, направленное на формирование второго или третьего уровней ФГ, с учетом конструктора задач по ФГ. 

Тайминг, идеи, сомнения, опять идеи, зачеркивали, опять писали, удивлённые глаза, новые идеи – работа кипела… По условиям формата команды обменивались проектами на доработку и осуществляли критическое, но позитивное переосмысление чужих идей.

Но и это еще не все! Финалом второго дня стало посещение стажерами детской школы искусств. Там же случилось событие «Расшколивание мостов», команды строили мосты из макарон – прокачивали креативную грамотность. Только две команды справились с поставленной инженерной задачей – килограмм пластилина удержан! Уставшие, но довольные, в ожидании открытых уроков и придуманных событий, отправились в гостеприимное «Солнышко». Переваривать, довершать, ну и отдыхать, конечно! 

Третий день. 

День начался с опасных проб стажеров! Обучающиеся шестых, восьмого и десятого классов вместе со стажерами прожили четыре увлекательных встречи – «примерили» на себя роли сотрудников маркетингового агентства по продвижению бренда «Роскосмос», поучаствовали в профессиональных пробах в роли блогеров, журналистов, корреспондентов, которые писали статью, снимали и монтировали видео-ролик, в роли архитекторов – измеряли и проектировали переход от Open Space до лицея, придумывали новые атомные города – центры наук и инновационных технологий.

Все занятия — надпредметные. Дети не просто слушатели, а активные участники и творцы своих проектов, а это значит – тот жизненный опыт, который искусственно был задан в новом формате, прожит и присвоен. Вместе с информационной, математической, глобальной грамотностью трендовой средой дня стала креативность.

Тем стажерам, кто был на занятиях экспертами, были предложены листы оценивания событийности формата, уровня формирования ФГ, элементов конструктора задач по ФГ.

После опасных проб, в ходе круглого стола стажеры провели самоанализ проведенного образовательного события и выслушали мнение коллег-экспертов, после чего прояснилось, был ли событийный формат (самое трудное для стажеров оказалось сделать вызов), второй или третий уровень ФГ, все ли элементы конструктора задач по ФГ присутствовали.

Конечно, оценить, как продвигались стажеры в своем профессиональном развитии за эти дни, непросто. Но! После круглого стола на канбан-доске появлялось все больше и больше зеленых стикеров, что говорило о четком понимании видов уровней ФГ по расширению ЗУН, элементов конструктора задач по ФГ, событийного формата.

Естественно, после окончания стажировки, остались вопросы: как организовать внеурочный событийный формат так, чтобы вызов был естественным и ребята стали субъектами деятельности? Как «расшколить» формализированную среду обучения, чтобы формировать ФГ в самой жизни, а не в «теплице» учебного заведения? Как организовать слаженную работу всего педагогического коллектива школы по формированию и развитию ФГ? Одному это точно не потянуть! Появилось переосмысление и понимание необходимости межпредметной интеграции, синхронизации программ, создания продуманных мероприятий во внеурочной деятельности. Уверена, что стажёры привезут в свои школы новые приёмы, технологии, готовые задачи по ФГ.

Предфинальным тактом стажировки была рефлексия в формате кроссингса – ещё один приём, который можно забрать с собой. Стажеры подбирали восемь картинок-ассоциаций, по которым можно было разгадать тему стажировки и оформляли совместно в электронной презентации (прокачка информационной грамотности).

Финальным тактом стажировки стало вручение сертификатов, памятных подарков, коллективное фото, пожелания, слова благодарности друг другу за ПРОгрев, ПРОкачку, ПРОвокацию, ПРОбы. Воодушевленные, прокаченные ФГ, поменявшие представления, готовые совершенствоваться и развиваться стажеры вернулись в свои города.

И я остаюсь, заряженная оптимизмом и доверием моих стажеров, уверенная в том, что будут новые идеи и приращения. За время стажировки я тоже прокачалась, многое поняла и открыла. Как прав был Сенека: «Уча других, мы учимся сами!» Благодарю педагогический коллектив лицея за помощь, поддержку и эффективное взаимодействие. Знаю, что Лесной оставил только добрые воспоминания у стажеров, и городская образовательная среда вновь показала себя как развивающаяся, открытая, инновационная система.

С уважением, автор и ведущий стажировки Юлия Леонидовна Жирных

Фотоальбом стажировки

Видеоматериалы со стажировки

Отзывы о стажировке

Отзывы стажеров

Полезные материалы

Кроссингс
Таблица с компетенциями, контекстом всех видов функциональной грамотности
Экспертный лист стажерских проб