Авторская программа стажировки «Реализация принципа индивидуализации через организацию научно-исследовательской практики в старшей школе»

Список участников стажировки:

  1. Аксенова Владислава Владимировна, г.Трехгорный
  2. Бикбаева Мария Каюмовна, г.Балаково
  3. Головко Елена Петровна, г.Димитровград
  4. Денисова Наталья Викторовна, г.Снежинск
  5. Ивановская Наталья Викторовна, г.Железногорск
  6. Капралов Александр Иванович, г.Снежинск
  7. Кравченко Елена Владимировна, г.Озерск
  8. Кунгурова Наталия Анатольевна, г.Новоуральск
  9. Малеева Елена Анатольевна, г.Новоуральск
  10. Муратова Оксана Александровна, г.Сосновый Бор
  11. Никифорова Екатерина Николаевна, г.Саров
  12. Остапенко Жанна Анатольевна, г.Железногорск
  13. Петрушкова Татьяна Александровна, г.Новоуральск
  14. Полетаева Нелли Валентиновна, г.Полярные Зори
  15. Полкова Светлана Павловна, г.Новоуральск
  16. Преснякова Ирина Ивановна, г.Сосновый Бор
  17. Слюсарева Юлия Сергеевна, г.Саров
  18. Собина Людмила Владимировна, г.Новоуральск
  19. Сысоева Ирина Валерьевна, г.Десногорск
  20. Чернышова Ольга Павловна, г.Нововоронеж

 

Информационный блок программы.

1.1. Цель программы:

Обеспечить готовность стажеров к работе по формированию индивидуального маршрута обучающегося через организацию учебно-исследовательской практики.

 

1.2. Задачи программы:

  • обеспечить понимание стажерами принципов индивидуализации обучения, стимулировать интерес к моделированию среды для индивидуализации обучения;
  • сформировать у участников представление о возможностях технологии в реализации принципа индивидуализации;
  • погружение в опыт организации учебно-исследовательской практики (УИП) в МАОУ «Лицей»;
  • создать условия для реализации индивидуальных запросов стажеров для формирования либо общеметодических, либо экспертных, либо тьюторских компетенций через апробацию технологии с помощью метода динамического программирования; моделирование оригинальных конструктов или элементов УИП, организацию стажерских проб по проектированию и апробации оценочного инструментария, созданию и наполнению электронной среды учебно-исследовательской практики.

 

1.3. Ключевые идеи опыта, в который будут погружены стажеры.

Ключевой тренд современного образования – индивидуализация обучения, когда обучающийся становится доминирующим субъектом своей деятельности, когда учитываются его образовательные предпочтения и профессиональные потребности, когда он пробует себя в ситуации ответственного выбора, формирует и реализует собственные замыслы. Эффективным инструментом индивидуализации является организация максимально персонализированной проектной и исследовательской деятельности в соответствии с требованиями ФГОС: индивидуальный проект стал частью итоговой аттестации. Организация учебно-исследовательской практики для целой параллели одновременно – задача весьма проблематичная, не разработанная в методических рекомендациях и инструкциях. Фронтальные формы работы тут не подходят именно потому, что УИП – пространство для реализации индивидуальных замыслов обучающихся.

УИП решает важные задачи:

  • создание предпосылок для развития интересов и специальных способностей ребенка, образовательной и профессиональной самоидентификации старшеклассников;
  • обеспечение учета познавательных интересов обучающихся и побуждение новых;
  • повышение и поддержание учебной мотивации, формирование ответственного поведения в ситуации выбора, развитие способности саморегуляции и самооценивания;
  • воспитание личности в широком значении, в том числе самовыражение.

МАОУ «Лицей» г. Лесного более пятнадцати лет совершенствует механизм проведения УИП, реализуя принципы индивидуальной траектории развития обучающихся, удовлетворяя образовательные запросы социума. Наша цель – создать такую среду учебно-исследовательской практики, чтобы максимизировать самостоятельность обучающегося, погрузить его в ситуацию ответственного выбора, позволить проявиться истинным мотивам и профессиональным ориентациям.

Основные проблемы, на решение которых будет направлена деятельность стажировочной площадки:

  • наличие объективной проблемы отсутствия отработанных механизмов организации образовательной среды для реализации требований ФГОС об индивидуальном проекте, формируя компетенции ответственного выбора;
  • трудности обеспечения индивидуальной траектории в условиях фронтального, массового обучения;
  • роль учителя (куратора) и организатора практики (супервайзора), мера их участия в проектировании, диапазон практических приемов деликатного, «незаметного» кураторства.

Можно сказать, что во время стажировки участники пройдут все этапы погружения в среду УИП, которая создана в МАОУ «Лицей»:

  • единообразный старт практики, который позволяет формировать общую культуру проектной и исследовательской деятельности;
  • выбор темы, в котором предоставляется реальная возможность ответственного выбора;
  • работа участника в индивидуальном пространстве, с индивидуальным маршрутом, в котором учитывается и особенности работы над теоретической частью и персональные потребности в профессиональных пробах;
  • публичная презентация результата деятельности, формирующее оценивание работы, популяризация НИД школьников.
  • итоговая рефлексия.

Моделирование сред для этих этапов и предлагается на стажировке. При этом будут обеспечены условия для моделирования собственной среды, с учетом условий своего ОУ и личностных предпочтений.

Участнику стажировки предстоит:

  • совместно с другими участниками определить общие и индивидуальные цели стажировки, осуществить планирование деятельности по собственному замыслу;
  • на основе представленного опыта МАОУ «Лицей», совместных погружений и других активностей реализовать собственный замысел в рамках организации УИП для своего ОУ или класса;
  • моделировать в Интернет-пространстве среду для обеспечения индивидуализации учебно-исследовательской деятельности;
  • в сети Интернет совместно с другими стажёрами создать стажировочную площадку; изменять и дополнять её в зависимости от возникающих в ходе стажировки новых задач;
  • в группе с другими стажёрами провести стажерские пробы с учащимися МАОУ «Лицей», создать банк идей для организации УИП, инициировать новые форматы;
  • с помощью Интернет-голосования получить оценку предложенных каждым стажёром технологических карт, обменяться впечатлениями о приобретенном во время стажировки опыте с другими участниками и организаторами (в том числе в Интернет-пространстве стажировки).

У стажёров и других пользователей сети появится возможность дальнейшего профессионального общения, обмена идеями и опытом на созданной Интернет-площадке, посвященной методологии организации образовательных событий в технологии межпредметного интегративного погружения.

Технологии стажировки:

  • технологии индивидуализации;
  • работа с облачными технологиями;
  • методы динамического программирования, управленческое конструирование;
  • технологии интерактивного взаимодействия.

У участников стажировки будет возможность собрать «копилку разных новых идей и приёмов», которые будут полезны в организации образовательной деятельности.

 

Содержательный блок программы.

 

2.1. Программа стажировки.

Предстажировочный этап: On-line занятия, используя возможности Google и Skype, актуализация у стажеров имеющегося опыта работы над индивидуальными проектами. Создание Google-аккаунтов и сообщества.

№ п/п Формулировки понятийных или практических задач Коли-чество часов Результат работы стажёров Форма организации деятельности стажеров
1 день. Блок запуска стажировки. «Начало с конца»  
1. Знакомство участников стажировки друг с другом. Определение общего круга необходимых для стажировки понятий 1,5 Установление доверительных отношений и настрой участников на совместную работу. Коллективная работа «Понятийное поле стажировки» Тренинг

Прием двухстороннего динамического конструирования

2. Определение личностных смыслов 15 мин Фиксация личностных смыслов и целей предстоящей стажировки на публичном дневнике практики Работа в индивидуальном режиме
3. Профессиональный вызов: диссонанс между индивидуализацией и массовостью обучения 1 Актуализация представлений о принципах, задачах индивидуализации обучения, роли УИП в этом процессе.

Разработка экспертных листов с критериями оценивания индивидуального проекта

Представление опыта проведения учебно-исследовательских практик в МАОУ «Лицей» без раскрытия технологий.

Форсайт-сессия.

Работа в микрогруппах (либо парах)

4. Погружение в финальный этап УИП, первая стажерская проба 3 Апробация собственных экспертных листов,

лист «Следы реализации принципов индивидуализации» в лицее

Представление опыта проведения стендовой защиты в МАОУ «Лицей».

Лицей без гида – работа в парах, индивидуальный выбор деятельности

3. Актуализация личностных смыслов участников стажировки. Выработка главных критериев УИП. Целеполагание и совместное планирование последующей деятельности 1,5 Образец экспертного листа,

структура технологической карты УИП,

определение наиболее проблемных точек – как задача из решения на следующий день

Обсуждение увиденного, сравнение экспертных листов.

Работа в технологии динамического программирования

4. Рефлексия и релаксация, индивидуализация в творчестве 2 Хорошее настроение и релаксация, сувенир своими руками. Обратная связь в неформальной обстановке: работа с личностным смыслом (возможность его изменения) Мастер-класс: стринг-арт
2 день. Блок технологий, обеспечивающих индивидуализацию
5. Электронная среда – инструмент сопровождения и оценивания 1,5 Работа с веб-сервисом Google-документы, стажерские пробы по созданию своих сообществ Обзор возможных электронных оболочек для сопровождения УИП.

Воркшоп по работе в веб-сервисе Google-документы

6. Проектирование ресурса УИП в интернет-среде 3 Разработанная интернет- среда для обеспечения УИП в своем ОУ Индивидуальная работа с ПК по созданию, наполнению аккаунта, деятельность в среде индивидуализации
7. Презентация промежуточного продукта стажировки 1,5 Внешняя оценка стажерских проб Презентация своих сред.

Демонстрация действующей среды МАОУ «Лицей»

8. Организация занятия-рефлексии для участников УИП 1 Выработка идеи для организации рефлексивного урока Технологии «мозгового штурма»
9. Организация рефлексии и самооценки стажеров 1 Рефлексивный анализ результатов дня. Взаимное оценивание проделанной работы (Интернет-голосование) и комментирование промежуточных результатов в сети через сообщество Опосредованно через Google-документы в сообществе стажировки
3 день. Блок технологии, обеспечивающие равный старт и единообразные условия УИП
9 Стажерская проба по организации рефлексии участников УИП 1,5 Круглый стол или иная форма работы с 10-классниками, участниками стендовой защиты
10. Обязательные условия, обеспечивающие эффективную среду для УИП 1 Список обязательных занятий, для обеспечения УИП Рефлексия после круглого стола и «мозговой штурм» в условиях World Cafe 
10. Технологии «запуска» УИП 2 Технологические карты проведения «инфраструктурных» занятий (участники могут предложить другие темы)

— структура работы

— выбор и утверждение темы

— авторское право

Апробация «open space», как пример индивидуализации для учебной деятельности
11 Обобщение продукта стажировки 1,5 Представление результатов стажировки в форме, выбранной стажером Представление своего результата (продукта) согласно заявленной (или измененной) цели и методического портфеля стажировки на стендовой защите
12 Анализ итогов стажировки, получение обратной связи от экспертов и стажеров 1 Рефлексивная оценка собственной деятельности и достижений, результатов работы стажировочной площадки  

 

2.2. Учебный план стажировки.

Формулировка понятийных и (или) практических задачи, предлагаемых для решения в процессе стажировки Количество часов
Лекции Практические занятия Стажерская проба Оценочные форматы
1. Актуализация личностных смыслов участников стажировки и представлений участников стажерской программы о формах работы, в которых разворачивается учебно-исследовательская практика.       1,5
2. Осмысление принципов и инструментов технологии индивидуальной траектории посредством учебно-исследовательской практики.

— Оформление понятийного поля программы стажировки;

— Выделение характеристик и принципов УИП, чтобы она отражала индивидуализацию обучения, определение учительских компетенций и ролей в процессе УИП;

— Погружение в опыт.

  2,5 2  
3. Знакомство с Интернет-средами. Получение технологических умений моделирования среды.   2    
4. Проектирование модели образовательной среды старшей школы, обеспечивающей индивидуализацию обучения в рамках УИП. Разработка и апробация критериев оценки образовательной среды.

—    Определение этапов УИП;

—    Определение необходимых сред для реализации задач УИП;

—    Отбор инструментов и организация открытой Интернет-площадки в Google-документы, Google-blogger, сообщества в социальных сетях, сайт события и др.;

—    Разработка кураторских приемов – дневник практики, шаблонов, технологий планирования;

—    Создание критериальной базы для каждого этапа практики;

—    Создание банка идей для организации всех структурных элементов УИП.

  1,5 3  
5. Моделирование технлогической карты (конструкта) УИП для реализации в собственном образовательном учреждении.   1   0,5
6. Презентация продукта стажерскими командами и индивидуально.

—      Стажерские пробы с учащимися МАОУ «Лицей» в соответствии с разработанными технологическими картами.

—      Презентация результатов в сети Интернет.

—      Внешняя оценка стажерских проб.

  2 1 0,5
7. Организация рефлексии и самооценка в том числе в сети Интернет (по результатам каждого дня и стажировки в целом).       4,5
  Итого 24 часа 0 11 6 7

 

Способы оценки результатов стажировки.

 

3.1. Внешняя оценка результатов стажеров.

  • Размещение материалов стажировки в открытом Интернет-пространстве, созданном участниками стажировки, с возможностью комментариев от пользователей сети Интернет.
  • Экспертная оценка стажерских проб в соответствии с разработанными во время стажировки критериями (экспертные листы, баллы). Размещение результатов экспертной оценки в Интернет-пространстве стажировки.
  • Взаимооценка участников стажировки на разных этапах работы в форме Интернет-голосований за лучшие конструкты УИП в Google-документы.
  • Качественная оценка стажерских проб учащимися (отзывы и пожелания).
  • Взаимооценка участников стажировки на разных этапах работы в форме.

 

3.2. Самооценивание стажерами собственных результатов.

Будет осуществляться через дневник практики в среде Google-документы. Рефлексивный анализ в форме комментариев в Интернет-пространстве стажировки на завершающем этапе работы (эмоциональная и содержательная составляющая оценки приобретенного опыта).