Ваш браузер устарел!

Обновите ваш браузер для правильного отображения этого сайта. Обновить мой браузер

«Сюжетно — ролевая игра или геймификация?»

«Сюжетно — ролевая игра или геймификация?»

Ведущий стажировки: Колюхова Жанна Евгеньевна, МБОУ «Лицей №174», учитель информатики

Участники стажировки: учителя основной и средней школы, педагоги-организаторы школ, заместители директоров по УВР

Даты проведения стажировки: 04.04-06.04.2023 г.

E-mail: kolyhovaje@yandex.ru

Город: Зеленогорск, Красноярский край

Цель программы: Обеспечить готовность стажеров к освоению технологии «Сюжетно – ролевой или геймификации» как эффективной практики по формированию функциональной грамотности на примере уроков информатики.

Задачи программы:

  • создать условия для погружения стажеров в событийность технологии;
  • обеспечить понимание стажерами основных понятий технологии: функциональная грамотность, геймификация;
  • сформировать у участников представление о технологии формирования функциональной грамотности;
  • обеспечить возможность поиска дефицитов технологии;
  • обеспечить пробы стажеров в проживании технологии;
  • организовать деятельность стажеров по разработке технологической карты практики и способов формирования функциональной грамотности.
Программа мероприятий стажировки
Программа стажировки
https://vk.com/public216915657

Участники стажировки

Андреева Влада Вячеславовна, Зеленогорск

Голочёва Алина Владимировна, Десногорск

Дуборезова Ульяна Севргеевна, Зеленогорск

Дьяконов Михаил Валерьевич, Димитровград

Коробицина Наталья Владимировна, Зеленогорск

Лештаева Оксана Витальевна, Зеленогорск

Майзик Анна Александровна, Зеленогорск

Парамонова Светлана Ивановна, Лесной

Турова Марианна Михайловна, Зеленогорск

Черкасова ОльгаЛеонидовна, Зеленогорск

Чиж Леонид Николаевич, Заречный СО

Чиж Марина Алексеевна, Зеленогорск

Чудиновских Людмила Владимировна, Лесной

Шишина Ольга Николаевна, Зеленогорск

Якушев Артем Владимирович, Лесной

Яровикова Марина Александровна, Зеленогорск

Анализ стажировки

Стажировка «Сюжетно-ролевая игра или геймификация?» проходила с 4 по 6 апреля 2023 года на базе МБОУ «Лицей №174» г.Зеленогорска Красноярского края. В стажировке приняли участие педагоги, заместители директоров по УВР из 5 городов-участников проекта «Школа Росатома»: Лесной, Заречный Свердловской области, Десногорск, Димитровград, Зеленогорск. Среди участников как молодые специалисты, так и опытные педагоги-стажисты. Информационной площадкой стажировки стала группа в социальной сети «ВКонтакте».

Цель программы стажировки «Сюжетно-ролевая игра или геймификация?» – освоение стажерами технологии сюжетно-ролевой игры или геймификации как эффективной практики по формированию функциональной грамотности на примере уроков информатики.

Загадки на «подумать».

Стажировка стартовала с обратного отсчета дней до старта в группе в социальной сети «ВКонтакте». Параллельно с постами обратного отсчета стали появляться «пасхалки» и загадки для стажеров. Каждый мог трактовать инфографику, посты, загадки по-своему, единого решения и мнения не было. Как помогут элементы геймификации на уроке? Какой уровень функциональной грамотности я развиваю на своем уроке? Как все это уложить в урок? Задавая эти вопросы, стажеры, еще до стажировки, смогли определить свои цели.

Первый день.

Стартовала стажировка с «быстрых знакомств»: за минуту надо не просто познакомиться с собеседником, но и узнать его. За 15 минут стажеры озвучили свои цели и задачи на стажировку. Найти единомышленников по целям и объединиться в команду оказалось сложнее всех стажеру из Десногорска – сложно разрываться среди идей и замыслов! Командная работа и желание пройти этот уровень подогрело в стажерах азарт, а теплые знакомства и беседы растопили лед и создали доверительную, но в то же время соревновательную атмосферу. Командная работа помогла участникам стажировки четко поставить свои цели и поделиться своими ожиданиями от стажировки.

Содержательная часть началась с расшифровки «пасхалок» и примеров применения геймификации на развитие различных уровней функциональной грамотности. В обсуждении и поиске проблемных точек стажеры сформировали единое представление об уровнях функциональной грамотности, элементах геймификации и коллаборации этих двух составляющих. «Туториал», «плюшки», «пасхалки» – каждое новое слово подвергалось расшифровке, за счет этого, стажеры смогли сформировать единый понятийный аппарат.

Пора понаблюдать за применением всех «плюшек» технологии в реальной работе с детьми. Отправляясь на урок в 7 класс, участники стажировки определили основные аспекты поиска и наблюдения: что ищем и за чем наблюдаем? На урок стажеры отправились в качестве наблюдателя и игрового эксперта. Стажерам предстояло ответить на 3 вопроса:

  1. Какие элементы геймификации используются в образовательном процессе?
  2. Какой вид функциональной грамотности развивается или отслеживается?
  3. На каком уровне функциональной грамотности применяются предметные ЗУНы?

Семиклассники принимали участие в игровом образовательном событии, состоящем из нескольких этапов. Стажеры побывали на одном из этапов этого события. Семиклассники, изучив несколько инструментов по работе с информацией на уроках информатики, применяли их в решении задачи, которую поставили для себя на уроке «Разговоры о важном» – семейные традиции. Выяснилось, что многие семьи предпочитают семейный отдых. Перенести семейные традиции в традиции класса и предложили семиклассники. Совместные поездки для школьников крайне редкие, а если и присутствуют, то по мнению учеников они «скучные, так как разработаны взрослыми». Так, ученики начали планировать свою поездку – но куда? И где брать средства на поездку? Эти вопросы предстояло решить ребятам, применяя ЗУНы не только с уроков информатики, но и других предметов, а также из личного опыта. Стажеры наблюдали, как ученики создают интерактивную карту с остановками, подбирают отели и даже уточняют информацию о стоимости номеров, позвонив в отель прямо здесь и сейчас. Подбор достопримечательностей и выбор меню – сложный выбор для подростков. Найти компромисс – еще сложнее. Здесь включились в работу уровни продвижения команд, а также «плюшки» – вознаграждения за прохождение этапов. Умение находить компромиссы прослеживалось на каждом этапе, создание опросов в беседах класса, споры и объективное голосование и даже просто случайность выбора. К выбору возвращались каждый раз, оценивая свои возможности, мотивы и мнение одноклассников. Даже распределение баллов снова окунуло учеников в ситуацию выбора.

Наблюдая за событием, стажеры старались определить для себя формат урока: игра или событие? Игра или элементы геймификации? А также старались отследить уровни функциональной грамотности. Во время обсуждения и послевкусия стажеры пришли к выводу, что создание игрового мира или внедрение элементов геймификации помогает ребенку определиться с выбором. Сделать выбор ответственно или безответственно, однако учитывать при этом, что выбор, сделанный им, придется пережить в реальной жизненной ситуации.

Проанализировать событие и определиться с основными составляющими технологии получилось у стажеров с помощью игры «Мировое кафе»: 4 стола, 4 вопроса, создание общей инфографики. Обсуждение основных понятий, элементов геймификации, уровней функциональной грамотности – все это помогло стажерам составить единую структуру применения игры или внедрения геймификации в образовательный процесс так, чтобы это работало на формирование функциональной грамотности 2 и 3 уровней. Сформировав единую структуру и создав совместную инфографику, стажерам предстояло погрузиться в фантазии и замыслы собственных идей.

Работа в командах продолжилась. Генерируя идеи, стажеры возвращались к своим первым разработкам и инфографике, опираясь на основные идеи и замыслы. К концу первого дня уже мелькали первые замыслы собственных игр, событий с применением технологии.

Поставить точку и понять уровень достижения своей цели стажерам помогла рефлексия эмоционального и содержательного состояния. Любое состояние человека, как квартирный вопрос – стажерам было предложено определиться с уровнем своего осознания на примере квартирного ремонта: новостройка без ремонта внутри, пустые стены – страх и неизвестность, неопределённость, или это уже стадия «черновой отделки» – имеются замыслы дальнейшего преображения пространства, есть намеки на развитие. Возможно эмоциональное состояние человека на данном этапе, это «законченный ремонт» – впереди самое приятное – подбор обстановки, мебели или состояние, которое будоражит фантазию для выбора метода, формы или педагогического инструмента. А может это уже теплая и уютная квартира, с законченным ремонтом, расставленными мебелью и аксессуарами, в которую хочется возвращаться снова и снова, а значит, приятное ощущение от проделанной работы и чувство удовлетворенности.

Стажерам предстояло провести аналогию и выбрать свое внутреннее состояние и ощущения от первого дня стажировки – большинство выбрали именно «черновую отделку» – нужна проба и реализация замыслов.

Второй день.

Играем, работаем в командах, разрабатываем. Второй день начался с разработки своих идей и замыслов в командах. Игра или событие? Вопрос всей стажировки так и летал в воздухе, однако стажеры принялись проектировать свои замыслы и совершать безопасную пробу.

Три команды, три игры, три удивительных погружения. Команды создали абсолютно три непохожие игры. Дальше началось погружение в пробу.

Первая команда предложила погрузиться в жизнь персонажа, которому предстояло определить свой жизненный путь. Проработанная стажерами игра сначала погрузила игроков в мир студента, готовящегося к экзамену, успешно его сдающего, затем молодого специалиста, получающего за проделанную работу свою первую зарплату, которую надо распределить так, чтобы на всё хватило, не забыв и про «подушку безопасности». Игра была апробирована на других командах. После анализа и обсуждения проведенной игры, было решено доработать игру, встроить инструменты для анализа и отслеживания уровня функциональной грамотности.

Следующая команда погрузила участников в целое событие – игрокам предстояло разработать реальный проект преобразования школьного холла. Проектируя обстановку и среду своего образовательного пространства, команда «Дизайнерского бюро» предложила вызов, приняв который, участники смогли проявить свою фантазию для изменения пространства школы, а юные журналисты, которые все три дня наблюдали за процессом, не смогли удержаться и погрузились в игру вместе со стажерами. Так, игра переросла в событие, а совместный анализ помог доработать игру, превратить ее в событие и сделать так, что событие станет важным инструментом модернизации лицея.

Небольшой передышкой между играми для стажеров стало наблюдение за игрой юных актеров – театральная группа второклассников лицея представили вниманию стажеров свой спектакль, а харизма маленьких актеров поразила участников стажировки. Герои представления – Собачка, Мышка и Слон – ловко разыгрывали любимые сказки на сцене, а стажеры смогли переключиться и с новыми силами вернуться в свою игру.

Третья команда подготовила игру «Туристическое агентство». Игра позволяет детям лучше узнать свой или чужой город, продумав экскурсионный туристический маршрут по нему. Применив знания, умения и навыки из разных областей знаний, можно четко отследить у игроков уровень сформированности функциональной грамотности. Обсуждение и доработка среди стажеров позволили создать реальный «вброс» в игру, добавить несложные задания.

При подготовке к играм участники стажировки задались вопросом: как отследить маркеры геймификации, уровни функциональной грамотности? Командная работа и дополнение общей схемы позволили стажерам разработать критерии маркеров, которые помогут проанализировать свою работу и понять, насколько эффективен тот или иной метод для отслеживания уровня функциональной грамотности.

Оценить свои эмоции и свое состояние после проведенных игр стажеры смогли, отметив их на «линейке эмоций». Завершился день экстремально-эмоционально – шопингом по местным магазинам (в поисках конфет красноярской кондитерской фабрики) по составленному туристическому маршруту. Результат шопинга стал приятным завершением дня.

Третий день.

Опасная проба. Дополнения, исправления, коррективы стажерами учтены и внесены. Предстоит важная миссия – открытое мероприятие-событие-игра для детей. Примут дети вызов или нет? Станет ли им интересен предложенный формат? Волнение и суета воцарилась на стажировке. Но большим удивлениям для стажеров стала открытость пятиклассников и готовность реализовывать любые предложенные идеи.

В одном кабинете кипит работа по проектированию маршрута для гостей стажировки. Ученики 5 «М» класса с интересом прорабатывали маршруты и стремились рассказать о каждом интересном месте своего города, девочки старались провести гостей по местам, где вкусное мороженное и можно сделать интересное селфи, а вот мальчишки решили, что нашим гостям обязательно надо посетить все торговые центры города. Дети составили подробную карту путешественника, отметили время передвижения, цели посещения. Такую карту можно реализовать и на бумаге, и через приложение в телефоне.

А другая группа пятиклассников удивлялась: почему нас пригласили на урок в коридор школы? Но все вопросы отпали, как только заместитель директора лицея обратилась к ребятам и попросила их о помощи в предстоящем ремонте. А самое удивительное, что сегодня им дали возможность всерьёз задуматься о реорганизации привычного школьного пространства – они стали настоящими проектировщиками и работали с профессионалами из дизайнерского агентства. Пустые коридоры превращались в уютное пространство с пуфиками, фонтанчиками, игровыми площадками и стенами для выражения детского творчества. Юные дизайнеры не забыли и про комфорт уединения, зеркала для маленьких модниц и конечно же автоматы с перекусом и кулеры с питьевой водой. Позаботились буквально обо всем, продумали каждую мелочь, о которой взрослые даже не догадываются, а детям этого не хватает в школе на данный момент.

Группа шестиклассников опробовала на себе взрослые этапы жизни, попытались понять цели своего обучения в школе, продумали дальнейшую траекторию жизни. Стажерам удалось погрузить лицеистов в необычный игровой формат деятельности – «Биржа Труда».

Опасная проба состоялась, и участники стажировки анализировали свою работу уже с помощью маркеров–критериев, которые они сами же разработали накануне. Так участники стажировки смогли понять: удалось ли им применить на практике технологию геймификации, смогли окончательно определить для себя, где игра, где событие, а где проект. За анализом и эмоциональной рефлексией после пробы пришло время провожать первых стажеров, а значит настало время вручать сертификаты и подводить небольшой итог работы. Подготавливаем наработки к публикации, составляем карту стажировки и собираем свой «чемоданчик» полезных разработок.

Стажировка подошла к концу, однако остались вопросы: как создать на уроке такие условия, чтобы включались в работу все дети? Возможно ли отследить формирование функциональной грамотности у каждого ребенка? На эти вопросы мы со стажерами продолжим искать ответы, но уже в дистанционных форматах. На память у стажеров останутся сертификаты и конечно элемент геймификации – «медаль достижений».

Завершением дня стала пешая экскурсия для гостей города Зеленогорска, которую разработали дети на пробе стажеров, а экскурсоводом стали участники стажировки из города Зеленогорска. Военно-исторический музей центра «Витязь» вызвал у участников большой интерес, ведь в музее невероятная коллекция экспонатов военной техники разных эпох. Познакомились и с реализацией детских проектов по изменению пространства города, реализованных в прошлом году – проект, посвященный истории города, с которой может ознакомиться каждый человек, имеющий телефон с QR-сканером. В Зеленогорске каждый школьник может предложить свою идею для улучшения пространства города и найти поддержку своему проекту через городской проект «Наш вклад в Гринград». Участники стажировки на деле увидели, как школьники не только проектируют, но и воплощают в жизнь свои замыслы.

Стажеры из городов проекта «Школа Росатома» насладились сибирским морозным воздухом, невероятными видами тайги, набережной реки Кан, отведали ароматного кофе вприкуску с красноярскими конфетами и тепло попрощались, пообещав и далее делиться своими творческими находками и наработками, но уже дистанционно. 

С уважением, автор и ведущий стажировки Жанна Евгеньевна Колюхова

Фотоальбом стажировки

Видеоматериалы со стажировки

Отзывы о стажировке

Полезные материалы

Уровни функциональной грамотности
Критерии анализа игры/события
Рефлексия
Технология