Ваш браузер устарел!

Обновите ваш браузер для правильного отображения этого сайта. Обновить мой браузер

«Практики художественного проектирования в школе как событийный инструмент индивидуализации образовательного процесса»

«Практики художественного проектирования в школе как событийный инструмент индивидуализации образовательного процесса»

Ведущий стажировки: Данилова Наталья Александровна, г. Снежинск, МБОУ «СОШ №135» имени академика Б.В.Литвинова», тьютор

Участники стажировки: учителя средней и старшей школы, педагоги-организаторы, классные руководители

Даты проведения стажировки: 04-06.04.2022

E-mail: natdjune@yandex.ru

Город: Снежинск

Цель программы: освоение стажерами способов и механизмов построения образовательного события посредством художественных методик.

Задачи программы:

  • Освоение теоретико-методологических основ партиципаторной творческой проектной деятельности для эффективной реализации приобретенного событийного опыта.
  • Освоение навыка художественного проектирования с возможностью дальнейшего применения этого навыка в педагогической деятельности.
  • Получение опыта создания партиципаторного события в условиях образовательного процесса.
  • Совершенствование навыков личностной и профессиональной рефлексии на протяжении стажерской практики.
  • Изучение специфики оценки творческого образовательного события, создание системы оценочных критериев.
Программа мероприятий стажировки
Программа стажировки
https://www.facebook.com/groups/514107806948924/

Участники стажировки

Зонова Кристина Николаевна

Казаку Маргарита Васильевна

Киреева Ирина Анатольевна

Новикова Ирина Геннадьевна

Поскрякова Мария Николаевна

Саморукова Кристина Валерьевна

Хлюстова Евгения Владимировна

Анализ стажировки

Тема: Практики художественного проектирования в школе как событийный инструмент индивидуализации образовательного процесса

4-6 апреля 2022 года, г. Снежинск

Мысленные экскурсии, карта мыслей о хорошем, инсталляция на подоконнике и обмен энергией в Zoom-окошках… Стажировка состоялась и получилась про творчество и созидание, которое происходит, несмотря на дистанционный формат.

В лучших традициях культуры соучастия стажёры с первого дня самоорганизовались в команду, которая храбро и отчаянно изучала основы партиципаторного проектирования. Целью первого дня стало погружение в структуры соучастия и поиск ответа на вопрос: «Зачем это нужно нам и зачем это нужно школе?». Вместе выяснили, что важность – в инициативе и ответственности, а начали, конечно же, с себя.

В первый день заметно небольшое волнение (моё и участников), ведь материал обширный, проблемных точек много, а в финале маячит ИДЕЯ собственного партиципаторного проекта. Как успеть всё за три дня? На этот вопрос отвечает всё та же партиципация, для которой сжатые сроки – это лишний повод для творчества. Благодаря тренингам и групповым заданиям удалось в первый стажировочный день определить критерии и вопросы, с которых нужно начинать деятельность в духе культуры соучастия, а к финалу первого дня, преодолев разрыв и победив скепсис по отношению к самим себе, стажёры получили задание разработать идею собственного проекта в выбранной форме современного искусства.

Второй стажировочный день предполагал активное обсуждение идей стажёров с использованием техники «Собирательство-сотрудничество-сотворчество». Участники придумывали идеи своей мечты, задавали вопросы к идеям друг друга, чтобы из всего этого оформить итоговую внятную концепцию. Неожиданно соучастие сработало в промежутке между первым и вторым днём, превратившись в инсталляцию на подоконнике в школе города Трёхгорный. Выйдя за пределы монитора, идея материализовалась в выставку книг об искусстве для учеников школы и обмен стикерами с мнениями по поводу этих книг.

Каждый привнёс что-то своё в задумки участников, так появилась детская экскурсия на библиотечный склад, спектакль Форум-театра об отношениях с родителями и видеодневник настроений учеников художественной школы. Снова состоялся обмен опытом и вдохновением, который закрепился рефлексивным тренингом «Слово и эмоция». Оставалось только вписать свои идеи в школьную реальность, что и предстояло сделать стажёрам в течение третьего стажировочного дня.

К третьему стажировочному дню приступили с оформленными идеями проекта и планом  реализации. Стажёры самостоятельно определили формат мероприятия, учитывая при этом обсуждение по итогам второго дня. Променад об истории города, инсталляция «Фонтан искусства», видеоэссе «Моё любимое домашнее…», дискуссия о забытых книгах – с такими проектами стажёры завершили свою работу.

Стажировка показала, что партиципация в школе – это повод для множества вопросов и активного поиска ответов, проблемная зона и в то же время зона творчества и инициативы. Многое ещё остаётся непонятным, многое требует большего опыта или поддержки. В качестве финального рефлексивного многоточия стажёры написали собственные манифесты «Педагог о культуре участия», в каждом из них отражена, по сути, одна мысль: художественные практики в школе – это пространство свободного выбора и самовыражения для педагогов и учеников. Команда завершила стажировку с обещанием встретиться очно и желанием создать дополнительный онлайн-проект в нескольких городах и школах одновременно. Поэтому цель программы – освоение стажерами способов и механизмов построения образовательного события посредством художественных методик – достигнута.

Фотоальбом стажировки

Отзывы о стажировке

Отзывы стажеров

Полезные материалы

Раздаточный материал — Анализ партиципаторного проекта
Раздаточный материал — Советы начинающим проект в духе культуры участия