Обновите ваш браузер для правильного отображения этого сайта. Обновить мой браузер
«Реализация принципа индивидуализации через организацию научно-исследовательской практики в старшей школе»
Обеспечить готовность стажеров к работе по формированию индивидуального маршрута обучающегося через организацию учебно-исследовательской практики.
Ключевой тренд современного образования – индивидуализация обучения, когда обучающийся становится доминирующим субъектом своей деятельности, когда учитываются его образовательные предпочтения и профессиональные потребности, когда он пробует себя в ситуации ответственного выбора, формирует и реализует собственные замыслы. Эффективным инструментом индивидуализации является организация максимально персонализированной проектной и исследовательской деятельности в соответствии с требованиями ФГОС: индивидуальный проект стал частью итоговой аттестации. Организация учебно-исследовательской практики для целой параллели одновременно – задача весьма проблематичная, не разработанная в методических рекомендациях и инструкциях. Фронтальные формы работы тут не подходят именно потому, что УИП – пространство для реализации индивидуальных замыслов обучающихся.
УИП решает важные задачи:
МАОУ «Лицей» г. Лесного более пятнадцати лет совершенствует механизм проведения УИП, реализуя принципы индивидуальной траектории развития обучающихся, удовлетворяя образовательные запросы социума. Наша цель – создать такую среду учебно-исследовательской практики, чтобы максимизировать самостоятельность обучающегося, погрузить его в ситуацию ответственного выбора, позволить проявиться истинным мотивам и профессиональным ориентациям.
Основные проблемы, на решение которых будет направлена деятельность стажировочной площадки:
Можно сказать, что во время стажировки участники пройдут все этапы погружения в среду УИП, которая создана в МАОУ «Лицей»:
Моделирование сред для этих этапов и предлагается на стажировке. При этом будут обеспечены условия для моделирования собственной среды, с учетом условий своего ОУ и личностных предпочтений.
Участнику стажировки предстоит:
У стажёров и других пользователей сети появится возможность дальнейшего профессионального общения, обмена идеями и опытом на созданной Интернет-площадке, посвященной методологии организации образовательных событий в технологии межпредметного интегративного погружения.
Технологии стажировки:
У участников стажировки будет возможность собрать «копилку разных новых идей и приёмов», которые будут полезны в организации образовательной деятельности.
Предстажировочный этап: On-line занятия, используя возможности Google и Skype, актуализация у стажеров имеющегося опыта работы над индивидуальными проектами. Создание Google-аккаунтов и сообщества.
№ п/п | Формулировки понятийных или практических задач | Коли-чество часов | Результат работы стажёров | Форма организации деятельности стажеров |
1 день. Блок запуска стажировки. «Начало с конца» | ||||
1. | Знакомство участников стажировки друг с другом. Определение общего круга необходимых для стажировки понятий | 1,5 | Установление доверительных отношений и настрой участников на совместную работу. Коллективная работа «Понятийное поле стажировки» | Тренинг Прием двухстороннего динамического конструирования |
2. | Определение личностных смыслов | 15 мин | Фиксация личностных смыслов и целей предстоящей стажировки на публичном дневнике практики | Работа в индивидуальном режиме |
3. | Профессиональный вызов: диссонанс между индивидуализацией и массовостью обучения | 1 | Актуализация представлений о принципах, задачах индивидуализации обучения, роли УИП в этом процессе. Разработка экспертных листов с критериями оценивания индивидуального проекта | Представление опыта проведения учебно-исследовательских практик в МАОУ «Лицей» без раскрытия технологий. Форсайт-сессия. Работа в микрогруппах (либо парах) |
4. | Погружение в финальный этап УИП, первая стажерская проба | 3 | Апробация собственных экспертных листов, лист «Следы реализации принципов индивидуализации» в лицее | Представление опыта проведения стендовой защиты в МАОУ «Лицей». Лицей без гида – работа в парах, индивидуальный выбор деятельности |
3. | Актуализация личностных смыслов участников стажировки. Выработка главных критериев УИП. Целеполагание и совместное планирование последующей деятельности | 1,5 | Образец экспертного листа, структура технологической карты УИП, определение наиболее проблемных точек – как задача из решения на следующий день | Обсуждение увиденного, сравнение экспертных листов. Работа в технологии динамического программирования |
4. | Рефлексия и релаксация, индивидуализация в творчестве | 2 | Хорошее настроение и релаксация, сувенир своими руками. Обратная связь в неформальной обстановке: работа с личностным смыслом (возможность его изменения) | Мастер-класс: стринг-арт |
2 день. Блок технологий, обеспечивающих индивидуализацию | ||||
5. | Электронная среда – инструмент сопровождения и оценивания | 1,5 | Работа с веб-сервисом Google-документы, стажерские пробы по созданию своих сообществ | Обзор возможных электронных оболочек для сопровождения УИП. Воркшоп по работе в веб-сервисе Google-документы |
6. | Проектирование ресурса УИП в интернет-среде | 3 | Разработанная интернет- среда для обеспечения УИП в своем ОУ | Индивидуальная работа с ПК по созданию, наполнению аккаунта, деятельность в среде индивидуализации |
7. | Презентация промежуточного продукта стажировки | 1,5 | Внешняя оценка стажерских проб | Презентация своих сред. Демонстрация действующей среды МАОУ «Лицей» |
8. | Организация занятия-рефлексии для участников УИП | 1 | Выработка идеи для организации рефлексивного урока | Технологии «мозгового штурма» |
9. | Организация рефлексии и самооценки стажеров | 1 | Рефлексивный анализ результатов дня. Взаимное оценивание проделанной работы (Интернет-голосование) и комментирование промежуточных результатов в сети через сообщество | Опосредованно через Google-документы в сообществе стажировки |
3 день. Блок технологии, обеспечивающие равный старт и единообразные условия УИП | ||||
9 | Стажерская проба по организации рефлексии участников УИП | 1,5 | Круглый стол или иная форма работы с 10-классниками, участниками стендовой защиты | |
10. | Обязательные условия, обеспечивающие эффективную среду для УИП | 1 | Список обязательных занятий, для обеспечения УИП | Рефлексия после круглого стола и «мозговой штурм» в условиях World Cafe |
10. | Технологии «запуска» УИП | 2 | Технологические карты проведения «инфраструктурных» занятий (участники могут предложить другие темы) — структура работы — выбор и утверждение темы — авторское право | Апробация «open space», как пример индивидуализации для учебной деятельности |
11 | Обобщение продукта стажировки | 1,5 | Представление результатов стажировки в форме, выбранной стажером | Представление своего результата (продукта) согласно заявленной (или измененной) цели и методического портфеля стажировки на стендовой защите |
12 | Анализ итогов стажировки, получение обратной связи от экспертов и стажеров | 1 | Рефлексивная оценка собственной деятельности и достижений, результатов работы стажировочной площадки |
№ | Формулировка понятийных и (или) практических задачи, предлагаемых для решения в процессе стажировки | Количество часов | |||
Лекции | Практические занятия | Стажерская проба | Оценочные форматы | ||
1. | Актуализация личностных смыслов участников стажировки и представлений участников стажерской программы о формах работы, в которых разворачивается учебно-исследовательская практика. | 1,5 | |||
2. | Осмысление принципов и инструментов технологии индивидуальной траектории посредством учебно-исследовательской практики. — Оформление понятийного поля программы стажировки; — Выделение характеристик и принципов УИП, чтобы она отражала индивидуализацию обучения, определение учительских компетенций и ролей в процессе УИП; — Погружение в опыт. | 2,5 | 2 | ||
3. | Знакомство с Интернет-средами. Получение технологических умений моделирования среды. | 2 | |||
4. | Проектирование модели образовательной среды старшей школы, обеспечивающей индивидуализацию обучения в рамках УИП. Разработка и апробация критериев оценки образовательной среды. — Определение этапов УИП; — Определение необходимых сред для реализации задач УИП; — Отбор инструментов и организация открытой Интернет-площадки в Google-документы, Google-blogger, сообщества в социальных сетях, сайт события и др.; — Разработка кураторских приемов – дневник практики, шаблонов, технологий планирования; — Создание критериальной базы для каждого этапа практики; — Создание банка идей для организации всех структурных элементов УИП. | 1,5 | 3 | ||
5. | Моделирование технлогической карты (конструкта) УИП для реализации в собственном образовательном учреждении. | 1 | 0,5 | ||
6. | Презентация продукта стажерскими командами и индивидуально. — Стажерские пробы с учащимися МАОУ «Лицей» в соответствии с разработанными технологическими картами. — Презентация результатов в сети Интернет. — Внешняя оценка стажерских проб. | 2 | 1 | 0,5 | |
7. | Организация рефлексии и самооценка в том числе в сети Интернет (по результатам каждого дня и стажировки в целом). | 4,5 | |||
Итого 24 часа | 0 | 11 | 6 | 7 |
Будет осуществляться через дневник практики в среде Google-документы. Рефлексивный анализ в форме комментариев в Интернет-пространстве стажировки на завершающем этапе работы (эмоциональная и содержательная составляющая оценки приобретенного опыта).
С 30 января по 1 февраля 2019 года в г. Лесном на базе сетевой школы проекта МАОУ «Лицей» прошла стажировка для учителей городов присутствия Госкорпорации «Росатом» по теме «Реализация принципа индивидуализации через организацию научно-исследовательской практики в старшей школе».
Руководитель стажировки: Царева Ольга Борисовна, учитель обществознания, истории и права лицея. Целью программы было обеспечить готовность стажеров к работе по формированию индивидуального маршрута обучающегося через организацию учебно-исследовательской практики для своей школы. Стажерская площадка была задумана как образовательное событие для педагогов, учитывающее специфику участников: наличие опыта, сформировавшегося педагогического стиля, ориентацию на практику.
На предварительном этапе стажировки было создано сообщество Google+, в котором состоялось не только заочное знакомство всех участников, но и были представлены некоторые материалы, исследован уровень понимания принципа индивидуализации в обучении, изучены ожидания стажеров, мотивы их участия, а также выявлены проблемы, на решение которых была ориентирована стажировка. (https://goo-gl.ru/4ODy)
Портрет стажеров.
19 человек из 11 городов присутствия Госкорпорации «Росатом». Учителя разных дисциплин (в том числе социальный педагог) и руководители школ, половина имеют более 20 лет педагогического стажа.
С системными мероприятиями проекта «Школы Росатома» знакомы все участники, но половина стажеров участвовали только в проектах для детей. 16 коллег – на стажировке впервые. Есть и один победитель конкурса педагогов этого года, один финалист.
Благодаря Google-формам удалось увидеть, что большинство стажеров имеют разный опыт организации учебно-исследовательской практики. 6 стажеров совершенно не знали суть принципа индивидуализации. При анкетировании ими было выбрано определение индивидуального подхода. Ещё большее количество участников затруднились выбрать или назвать технологии, обеспечивающие индивидуализацию обучения. Проблемы понимания были очевидны. Контент-анализ ответов стажеров на вопрос об ожиданиях от стажировки выявил наиболее часто встречающееся слово: «новые… новых… нового…» Стажеров объединяет идея обновить свой педагогический багаж, совершить апгрейд своей профессиональной позиции, вдохновиться и зарядиться идеями проекта «Школы Росатома». Пять стажеров, напротив, настоящие мастера, имеющие большой опыт организации работы с индивидуальными проектами. Отлично, значит, они смогут быть ресурсом для всех участников в процессе разработки среды УИП.
День первый.
8 часов 30 минут. Стажеры – в лицее. Их встречают педагоги, лицеисты и гости стажировки – глава ГО «г. Лесной» С.Е. Черепанов, председатель городской думы Т.А. Потапова, заместитель главы города по вопросам образования, культуры и спорта Е.А. Виноградова, начальник управления образования А.П. Парамонов. Гости поприветствовали стажеров, пожелали продуктивной работы, новых открытий и профессионального взаимодействия.
Первый этап – целеполагание. Стажерам было предложено первое пробное действие по созданию индивидуального маршрута: на оранжевом стикере написать личностную цель, тот образ ожидаемого результата, который участники хотят получить в конце трех дней работы. Эта цель должна была отражать те профессиональные дефициты, которые осознают стажеры. Целевой портрет участников формируется из следующих позиций: «Разобраться с понятием «индивидуализация»», «получить представления об организации среды для воплощения принципа индивидуализации», «узнать новые технологии по организации исследовательской практики в школе», «освоить приемы индивидуализации для организации УИП в своей школе», «научиться создавать индивидуальную траекторию обучающегося в ходе УИП» и др. Таким образом, видно, что у некоторых стажеров – субъектная позиция относительно собственной деятельности, но есть те, кто субъектом себя не считает, они хотят «получить». Тематически все цели исходят их двух главных понятий – «индивидуализация», как принципа, позволяющего обучающемуся стать субъектом деятельности. И «индивидуальный проект, учебная практика», как средство, погружающее ребенка в ситуацию ответственного выбора и самостоятельных проб. Это только начало работы на рефлексивном поле, на протяжении стажировки оно будет заполнено стикерами с планированием, трудностями и продвижением.
Второе пробное действие было направлено на установление основных дефиниций. Использован приём диалогового конструирования определений. Первое понятие – «образовательное событие». Сначала каждый стажёр написал определение сам. Потом педагоги объединились в пары и, сравнив свои определения, обсудив «за» и «против», сформулировали новое определение или остановились на каком-то одном. Следующий этап — объединились в группу из четырех человек, и вновь обсуждение. Затем работали ввосьмером. В результате появилось три определения. Теперь предстояло сформулировать одно на всех. Выработали основные признаки образовательного события: совместность и продуктивность деятельности, инициативность субъектов, личностно значимые результаты.
Далее прием диалогового конструирования был применен в обсуждении понятий «индивидуализация» и «индивидуальный проект». Оказалось, формулировать сложно? На этапе определения родовых понятия возникли разногласия и споры. Однако, именно в это время стажеры сами развели два принципа обучения: «индивидуальный подход» и «индивидуализация». Важно, что достигнуто это было диалогом, без обращения к теории, без лекций. Модератором —руководителем стажировки и экспертом, И.В. Зыряновой, «подкидывались» провокационные вопросы, проблематизируя обсуждение.
Как только смыслы установлены, стажеров ожидала третья проба. В лицее – значимое событие: стендовая защита для тех десятиклассников, которые полгода были погружены в учебно-исследовательскую практику. Задачей стажеров было разработать экспертные листы для оценивания индивидуальных проектов. Они разделились на пары и погрузились в моделирование критериев оценки. Предполагалось, что в опыте реализации технологий УИП, имеющегося в лицее, стажеры опробуют свои оценочные листы в естественной и уже работающей среде для реализации принципа индивидуализации.
Почти на три часа стажеры стали экспертами на стендовой защите. Они не только апробировали разработанные экспертные листы, общались с обучающимися, находили следы реализации принципа индивидуализации. После завершения пробы прошел состоялась рефлексия прошедшего. Обсудили достоинства и риски такой защиты проектов, в которой участник выбирает форму защиты. Оценили составленные экспертные листы, выявили множество проблем. В результате решили, что не унифицированные требования к защите, а предоставление ребенку право выбора формы своей защиты, право решить, готов ли проект к публичной экспертизе, наличие формирующего оценивания – всё это соответствует принципам индивидуализации. Стажеры наметили задачи по пересмотру критериальных параметров внешней оценки индивидуального проекта по приезду в свои школы. Как пересмотреть? Модератором стажировки –никаких рецептов не давалось, но вектор изменений обозначился.
После третьей пробы участники стажировки определяли, какие этапы УИП им ещё предстоит прожить. Методом динамического программирования «ученик Саша» и «его учительница Елена Алексеевна» (в ролях стажеры) делали шаги назад: от сегодняшней защиты к самому началу практики. Установили, что самый сложный этап – это самостоятельная работа над проектом. Как ее организовать? В какой среде она должна проходить? Какую роль должен играть педагог? На завтра были определены направления деятельности, которые зафиксировали стажеры в своих индивидуальных маршрутах.
Стажеры на стикерах записали свои «открытия» и осознанные дефициты. Ценно, что уже сегодня некоторые стажеры написали «разобралась, наконец, что такое индивидуализация». Здорово и то, что появились вопросы: «Как оценивать разные виды проектов?» «Не понимаю, как организовать всё так, чтобы ученик сам смог работать над проектом? Как поддержать его мотивацию?»
В конце дня стажерам просто необходим эффективный релакс и неформальная рефлексия, они открыли для себя новый вид декоративно-прикладного творчества – стринг-арт (англ.) или изонить (рус.). Под музыку молоточков стажеры за час создали собственные продукты в этой технологии и обнаружили в себе новые грани и ресурсы.
День второй.
Новый день начался с работы на рефлексивной стене: шаги назад – что сделано для достижения цели и шаги вперед, что будет сделано дальше.
Пробное действие – погружение в «тему дня» – организация среды, которая обеспечит самостоятельность обучающегося в ходе УИП. Еще на предварительном этапе все согласились с тем, что в наше время основой такой среды может стать некая электронная площадка, которая должна обеспечить и массовость и индивидуальную траекторию в УИП. Чем наполнить такую площадку? Какие инструменты необходимы для эффективной индивидуализации? Как организовать мониторинг прохождения индивидуального маршрута? Методом классического мозгового штурма (брейнсторминга) стажеры сначала накидали идеи, а потом удалили те, которые не соответствуют принципу индивидуализации. Например, было решено, что примеры детских проектов предыдущих лет помещать нельзя, чтобы не устанавливать жесткие рамки, не шаблонизировать практику.
Новая проба — моделирование этой площадки в реальных электронных средах: это и социальная сеть «Вконтакте», и платформа Google со всеми ее приложениями, и пространство электронного сетевого журнала. Во время пробы возникли инициативы стажеров: освоить новые среды. Ирина Преснякова из Соснового бора собрала группу для создания сайта на wix.com. А Наталия Кунгурова из Новоуральска объединила желающих поработать с ресурсом Trello. Стажеры стали сами субъектами стажировки, выходя из имеющегося «сценария», реализуя принцип индивидуализации.
Почти час работы группами. Одна из стажеров, Нелли Полетаева из Полярных Зорь, решила действовать в одиночку. Ее ответственный выбор.А потом, конечно, презентация и апробация сред. По очереди стажеры заходили в смоделированные сообщества, принимали разные позиции: детей, тьюторов проекта, то руководителей, организующих УИП. На этапе оценивания были разобраны «плюсы» и «минусы» разных интернет-платформ, фаворитОМ предварительного анкетирования социальная сеть «Вконтакте» оказалась в аутсайдерах. Каждый участник, да и руководитель стажировки, обогатился новыми идеями, нацелился на маленький революционный переворот в своих школах. Лицею тоже предстоит обновление.
Одной из целей стажировки было культурологическое просвещение участников, поэтому стажерам была предложена экскурсия в древний город Верхотурье, который входит в большое «Золотое кольцо» России. Заснеженный и морозный день не помешал знакомству с Троицким собором и самым маленьким кремлем нашей страны, огромным Николаевским мужским монастырем и скромным Покровским женским монастырем, с их святынями.
Но поездка в Верхотурье – вписанное событие в ходе стажировки. В автобусе – рефлексия и обсуждение предстоящего дня. Стажеры отвечали на два вопроса: зачем нужно два вида оценивания: рефлексия и экспертиза? Как этап рефлексии выстроить на принципах индивидуализации?
Результат – за время поездки была сконструирована рефлексивная сессия для лицеистов, участников УИП в технологии open space, главной идеей которой является предоставление субъекту выбора содержания, способов деятельности в свободно организованном пространстве.
День третий.
Третий день стажировки начался с пробы. Весь этаж лицея предоставлен стажерам. Семь пунктов, семь возможностей для рефлексивной деятельности детей и педагогов, плюс безлюдная площадка – «Книга жалоб, предложений, самобичевания и благодарностей». Кто-то выбрал «облако тегов», кто-то рефлексивную мишень, кто-то вдумчиво составлял «плюсы» и «минусы», кто-то создавал мемы или участвовал в фотосессии… Многие побывали в нескольких местах. В результате появилась огромная коллективная работа, которая станет материалом для изучения для организаторов УИП и кураторов проектов. Сами же дети вновь прожили опыт работы над индивидуальным проектом, высказались и получили опыт рефлексивной деятельности. Такой формат организации заключительного этапа УИП – новинка для лицея. Спасибо стажерам за идею!
На этапе оценки пробного действия стажеры довольны «выходу к детям». Проба, безусловно, удалась. Так оценивали все участники это событие. И несмотря на то, что риски подобного формата тоже были названы, все согласились, что даже при рефлексии можно предоставить ребенку выбор.
Технология open space стала основой и для работы над ещё одним этапом организации УИП – этапом «запуска». Изначально стажеры обозначили проблему дефицита идей по тому, как организовать выбор тем, как приобщить учеников к культуре исследователя, как организовать некий дневник продвижения ученика. Эти три проблемы и стали центрами свободного обсуждения, в результате которого появились: идея установочного семинара в технологии бенч-маркетинг, идея дня ярмарки тем через различные форматы, вопросы по дневнику практики… Да-да, не ответы, а вопросы. Эксперт «Школы Росатома», И.В. Зырянова, предложила рассмотреть не форму дневника, а форму навигационного блокнота. Ещё одна новация, ещё один задел на дальнейшее саморазвитие и возможно, продуктивное дистанционное сотрудничество. Идея дистанционно разработать такой блокнот, изучив имеющийся предметный опыт, – это шанс не оставаться только в рамках стажировки. Ирине Зыряновой хочется посвятить особые слова благодарности, не только за корректные и своевременные подсказки и замечания, но и за то, что на этом этапе стажировки она взялась за отдельный центр «open space» – «Вопрос эксперту».
Проработаны все этапы УИП с позиций реализации принципов индивидуализации. Настала очередь финала. Стажерам было предложено проанализировать три дня активной работы, систематизировать информацию, переварить новые идеи и представить результат стажировки в любой свободной форме. Та цель, которая была поставлена стажерами в начале, требовала реализации. У педагогов было 40 минут на оформление результатов: одни сели за компьютер и стали создавать электронную презентацию, другие писали рефлексивное эссе, третьи рисовали графики прироста, кто-то придумывал практически комикс или рисовал схему. Презентация своего результата была тоже в режиме «open space»: каждый участник мог спросить и выслушать стажера, на финал пришли специалисты из управления образования, и некоторые коллеги из лицея. Не академическое выступление, а творческий диалог, создавали атмосферу непрекращающегося сотрудничества.
Безусловно, оценить степень профессионального продвижения участников за три дня очень сложно, но по выступлениям стажеров очевидно, что хотя бы в смысле актуализации проблем реализации принципа индивидуализации в образовании через индивидуальный проект, в частности, продвижение есть. Так, на предварительном этапе участники неоднократно отмечали непонимание принципа индивидуализации, неумение организовать вариативную, избыточную среду для УИП, непонимание как совмещать индивидуализацию и массовость в УИП. На финале никто не путался в определениях индивидуализации и индивидуального подхода и даже заявляли те шаги, которые они уже готовы предпринять в своих школах.
Копилка педагогических и технологических идей наполнилась, завязались новые знакомства, появились единомышленники в городах, в которых обязательно мы ещё побываем. Однако, не только у участников стажировки можно заметить рост, но и у организатора. Осознана необходимость переосмысления того опыта УИП, который представлялся почти безупречным, появилось понимание значимости каждого из этапов деятельности в среде индивидуализации: «целеполагание – моделирование – апробация – оценивание, рефлексия». И вновь целеполагание…
Последний час стажировки был посвящен теплому и очень важному общению, где были сказаны добрые слова стажерам и вручены свидетельства и сувениры. Это был замечательный час, когда можно было поблагодарить стажеров за активную работу, за позитивный настрой и готовность совершенствоваться.
«Всё только начинается, вот увидите!» Со «Школой Росатома» возможно все!