Авторская программа стажировки «Образовательная навигация как средство проектирования и модерирования социокультурной среды для формирования у обучающихся способности делать запрос на индивидуальный образовательный маршрут»

Список участников стажировки:

  1. Васильева Альбина Андреевна, г.Лесной
  2. Казакова Оксана Анатольевна, г.Лесной
  3. Калинина Эвелина Александровна, г.Новоуральск
  4. Кондабаева Елена Михайловна, г.Новоуральск
  5. Леонова Юлия Сергеевна, г.Десногорск
  6. Маляренко Анна Борисовна, г.Лесной
  7. Падерина Надежда Алексадровна, г.Лесной
  8. Ползунова Татьяна Владиленовна, г.Новоуральск
  9. Прасолова Оксана Сергеевна, г.Новоуральск
  10. Степанова Любовь Евгеньевна, г.Зеленогорск
  11. Ступникова Оксана Юрьевна, г.Лесной
  12. Устинова Яна Александровна, г.Заречный СО
  13. Хрусталева Ольга Владимировна, г.Лесной

 

Информационный блок программы

1.1. Цель программы стажировки:

  • освоение стажерами образовательной навигации как эффективного средства формирования у обучающихся способности делать запрос на индивидуальный образовательный маршрут;
  • самостоятельное овладение стажерами способов проектирования, модерирования социокультурной среды, направленной на поддержку выборов, инициатив обучающихся;
  • совершенствование механизмов становления и развития субъектной позиции стажеров в развитии профессиональной компетентности.

 

1.2. Задачи программы стажировки:

  • обеспечить готовность стажеров к освоению образовательной навигации как средства по проектированию и модерированию социокультурной среды для формирования у обучающихся способности делать запрос на индивидуальный образовательный маршрут;
  • самостоятельно освоить способы деятельности в новых формах соорганизации детско-взрослого сообщества для эффективного формирования у обучающихся способности делать запрос на индивидуальный образовательный маршрут;
  • создать условия для:
  • моделирования стажерами компонентов социокультурной среды для формирования у обучающихся способности делать запрос на индивидуальный образовательный маршрут, пробного контроля и оценки моделей в реальной образовательной практике;
  • проектирования образовательных событий с включением средств образовательной навигации по формированию у обучающихся способности делать запрос на индивидуальный образовательный маршрут;
  • конструирования стажерами форм оценочных процедур для диагностики готовности обучающихся к маршрутному обучению по индивидуальному образовательному маршруту с помощью образовательной навигации;
  • приращения профессиональных качеств стажеров, их готовности к инициативам при реализации принципа индивидуализации.

 

1.3. Ключевые идеи опыта, в который будут погружены стажеры.

…Важная опора в работе по ИОМ – это особая,

избыточная, наполненная различными

возможностями социокультурная среда,

которая должна обеспечить поддержку

выборов, разных маршрутов продвижения,

инициатив …

Т.М. Ковалева

 

Федеральные государственные образовательные стандарты (далее – ФГОС) задают ориентир на личностное развитие обучающихся: самостоятельное приобретение ими опыта разнообразной деятельности, опыта познания и самопознания, способности нести личную ответственность за собственное благополучие и благополучие общества, социальную мобильность и адаптацию, формирование условий для осознанного и ответственного выбора жизненного и профессионального пути. В данном контексте способность «делать запрос» на индивидуальный образовательный маршрут (далее – ИОМ) и направленность личностных результатов обучающихся на самоопределение находят точки пересечения.

Самоопределение (англ. self — determination) – процесс и результат выбора личностью своей позиции, целей и средств самоосуществления в конкретных обстоятельствах жизни[1].

Культура запроса и соорганизация различных образовательных предложений в собственный образовательный маршрут – лежат в основе запроса на ИОМ как способности личности успешно действовать в ситуации неопределенности.

Формирование запроса (осознанного запроса школьников на собственный процесс образования, а вместе с ним и способность взять на себя ответственность за свой образовательный потенциал) — важная задача для школы, в том числе в связи с реализацией ФГОС среднего общего образования, когда все ученики должны продемонстрировать способность реализации индивидуальных проектов (ФГОС, раздел II, п.9), индивидуальных образовательных траекторий (маршрутов) (ФГОС, раздел II, п.6, раздел III, п.18).

Готовы ли современные школьники сделать запрос на ИОМ и ответственный выбор? Исследование, проведенное в МБОУ СОШ №64 в 2014 году, показало, что нет! Почему? Анализируя образовательную среду (единое расписание, частично репродуктивное обучение, отсутствие дифференциации, индивидуальный подход), пришли к выводам: без открытости, вариативности, принципа индивидуализации невозможно подготовить учащихся к запросу на ИОМ и нести ответственность за выбор. Убеждена: формировать умение делать запрос на ИОМ необходимо уже с начальной школы.

Решение проблемы формирования способности делать запрос на ИОМ видится в маршрутизации обучения, в проектировании пространства безопасных проб, практик, чтобы на собственном опыте ребенок учился делать запрос во всем.

Введение маршрутной системы обучения позволит создать такие психолого – педагогические условия, которые обеспечат активное стимулирование у школьников самоценной образовательной деятельности на основе самообразования, саморазвития, самовыражения.

В качестве дидактического средства маршрутной системы выступает ИОМ – целенаправленно проектируемая и моделируемая образовательная программа, обеспечивающая учащемуся позиции субъекта выбора (С.В. Воробьева, Н.А. Лабунская, А.П. Тряпицина, Ю.Ф. Тимофеева).

Рассматривая учебное занятие как социокультурное пространство, где взаимодействуют субъекты образовательной деятельности в лице учителя, учащихся и других возможных участников образовательных отношений, признаем, что его пространство – это встреча множества индивидуальных образовательных пространств. Задача учителя в такой ситуации – организовать соответствующие условия (принцип индивидуализации, открытости, непрерывности образования) для проектирования, осмысления и проживания учениками их образовательных маршрутов. Работа по маршрутизации обучения алгоритмизируется, чтобы ученик мог точнее спланировать собственную деятельность в рамках обустраивания пространства развития.

В качестве средства проектирования и модерирования социокультурной среды выступает – навигация. Её базовые стратегии видятся в изменении ресурсного обеспечения учебных занятий. Открытая, вариативная («избыточная») образовательная среда. Три типа ресурсов: предметные, социальные, антропологические. Системы навигации (буклеты, карты, диспетчеры). Среда меняется под запросы обучающихся. Запросы улавливаются, фиксируются. Учащиеся активно включают дополнительные ресурсы: ЭОР, электронные сервисы, соцсети; позиционируют себя в качестве экспертов, организуют групповую работу. Доска в классе – для сбора вопросов, открытого списка погружений; наработки обучающихся — на стенах. Смело воплощается идея педагогического бриколажа[2].

Применение навигации как средства для формирования способности у обучающихся делать запрос на ИОМ приводит к перестройке образовательного содержания. К нему применим экземплярный («основной») принцип отбора содержания. Предварительное представление всей темы, модуля, основных понятий рабочей программы. Составление и публикация карт предмета, блока, темы, их преобразование. Представление авторского содержания, разных точек зрения. Приоритет коммуникаций, рождение содержания «здесь и сейчас». Смело — «обучение наоборот».

 

Таблица 1.

Процедуры понимания

• отказ от идеи энциклопедизма, предполагающим переход к обучению как к «понимающему бытию»;

• процедуры понимания связаны с развитием умений интерпретации, что предполагает развитие дискурсивной компетенции и требует от педагога реализации гуманитарных технологий обучения.

Процедуры коммуникации

• выстраивание системы связей и отношений в классном и в школьном сообществах, в клубных объединениях, в социально неоднородных группах;

• способность самостоятельно регулировать контакты с образовательной средой (социумом);

• способность передавать информацию,

• способность разрешать конфликты

Процедуры проектирования

• освоение школьниками приемов и способов построения разнообразных видов деятельности — познавательной, ценностно-ориентационной, преобразовательной, исследовательской, проектной, самопознавательной;

•исследовательских практик, «социальных проб», а также способов трансляции результатов своей деятельности другим субъектам процесса обручения

Процедуры рефлексии

• включение в учебный процесс личностно значимых проблем понимания мира, других и себя как субъекта жизнедеятельности и как субъекта учебной деятельности;

•направлены на развитие способности к самооцениванию, самоанализу и самоконтролю.

 

При использовании образовательной навигации необходимо предоставление образовательных выборов и поощрение проб. Что выбираем? Уровни освоение предмета; виды домашних заданий; формы промежуточной аттестации; партнера для выполнения работ; содержание портфолио; темы предметного исследования, проекта.

 

Таблица 2.Матрица выборов

Кейс с проектной задачей (заданием) Образовательный результат

( какой?)

Что надо сделать? Варианты работы
Со взрослым В паре с учеником В группе Индивидуально Инициатива

(свой вариант)

Учебная грамотность

 

Зафиксировать проблемы, заложенные в задании… + + +   +
Информационная грамотность

 

 

 

Использовать разные способы поиска информации   + +    

 

Как организуется проба? Вначале стоит запрос ребенка: его интерес, потребность, инициатива. Тема и содержание пробы, ее длительность и интенсивность определяется самим учеником. Пространство пробы организуется так, чтобы исключить необратимые социальные последствия в действии ученика. Проба не направлена на внешнюю диагностику ребенка, он сам оценивает ее результаты.

В реализации образовательной навигации важным условием является организация образовательных событий, соответствующих культурному образцу (прототипу) деятельности.

Какие образовательные ресурсы необходимы? Связь с другими элементами и историей жизни школьного сообщества, участников. Наличие привлекательной перспективы. Развернутый этап подготовки. Системная многослойная структура, включающая коммуникацию. Участие интересного, привлекательного, успешного взрослого. Возможность выбора форм и характера личного участия. Возможность и уместность импровизации, порождения новых смыслов в ходе события. Со стороны учителя – опосредованное педагогическое управление (модерация), направленное на создание условий жизнедеятельности ребенка, группы, сообщества. Избыточность как принцип создания условий, среды, уклада, в выборе средств образовательной деятельности. Особая позиция педагога («кто знает, что случится?»). Использование трех групп ресурсов: культурных, социальных, антропологических. Главный метод – погружение.

Образовательная навигация выступает в качестве поддержки ИОМ ученика. Для этого учителю необходимо владеть разными формами организации образовательной деятельности, понимать образовательные результаты, которые необходимо освоить в ходе изучения цикла уроков и которые будут включены в контрольные мероприятия, владеть способами формирования и предоставления ученикам системы образовательных выборов с обратной связью, сопровождения реализации ИОМ, организации рефлексии.

Таким образом, вся программа стажировки будет построена на технологии маршрутного обучения. В качестве основного средства, обеспечивающего индивидуализированное развитие стажера и его социально-педагогического опыта, за счет овладения навыками сотрудничества, ответственности и самостоятельности на основе переноса способов действования, выступит образовательная навигация. В качестве основных форм организации работы в программе будут выступать образовательные и оценочные события как пробы, в рамках которых будет осуществляться проблематизация и задаваться все последующие ситуации развития стажеров.

Компетенции, которые будут формироваться во время жизнедеятельности стажеров на программе:

  • стратегическое планирование собственной деятельности и коррекция своего маршрута, исходя из сформулированной самими стажерами профессиональной цели или собственного запроса, или неорганизованной инициативы, возникшей во время программы;
  • прогнозирование рисков в ситуации неопределенности, то есть разработка сценариев развития и оценки будущего состояния среды;
  • разработка критериев и показателей для оценки собственной профессиональной деятельности, среды;
  • проектирование системы резервов (дополнительных вариантов) для компенсации вскрытых проблем («я обнаружил, что не умею, как исправить»).

 

Содержательный блок программы.

 

2.1. Программа стажировки.

1 Шаг – задача. Целеполагание (1ч.) Осознать ресурсность и эффективность ИОМ как альтернативной формы обучения при реализации ФГОС общего образования. Формулировать индивидуальные образовательные цели и приоритеты. Соотносить образовательный запрос с реальными образовательными целями.

2 Шаг – задача. Моделирование(7ч.) Провести диагностику среды и готовности класса к маршрутной системе обучения. Разработать памятку для родителей. Спланировать проведение собеседования с родителями на перевод обучающегося в ИОМ. Смоделировать цикл занятий по предмету по маршрутной системе обучения (образовательные и оценочные события с описанием результатов и форм оценки, самооценки). Продумать формы организации деятельности детей, разработать навигационный карты для обучающихся.

3 Шаг – задача. Самостоятельное применение (12ч). Осуществить пробы по внедрению модели ИОМ в учебной деятельности. Ввести три нововведения в образовательную среду класса по направлениям: расширение, навигация/картирование, отклик на потребности и запросы участников. Организовать и провести несколько учебных занятий без использования учебника (педагогический бриколаж), образовательное событие.

4 Шаг – задача. Рефлексивный контроль и оценка (4ч.) Организовать обсуждение и доработку проекта Положения об организации обучения по ИОМ обучающихся при изучении предметов в своей образовательной организации. Организовать рефлексию с обучающимися по индивидуальному прохождению маршрута. Определить зоны рисков, трудностей, обозначить пути выхода из «зон затруднений».

Предполагаемые продукты деятельности стажеров:

  • матрица для анализа образовательной среды, где формируются запросы на ИОМ, осуществляются выбор и несется ответственность за него;
  • матрица для анализа и проектирования образовательной практики;
  • диагностики готовности детей к маршрутной системе обучения;
  • модели ИОМ, в том числе самих стажеров программы;
  • навигационные карты;
  • кейсы образовательных событий, циклограммы учебных занятий, выполненные самими стажерами на основе навигации;
  • иные продукты, возникшие в результате инициатив стажеров.

 

2.2. Учебный план стажировки.

№ п/п Формулировка понятийной или практической задачи, решаемой в рамках стажировки Количество часов
лекции практическое занятие стажерская проба оценочное событие
1. Целеполагание (1ч.) Осознать ресурсность и эффективность ИОМ как альтернативной формы обучения при реализации ФГОС общего образования. Формулировать индивидуальные образовательные цели и приоритеты. Соотносить образовательный запрос с реальными образовательными целями. 2
2. Моделирование(7ч.) Провести диагностику среды и готовности класса к маршрутной системе обучения. Разработать памятку для родителей. Спланировать проведение собеседования с родителями на перевод обучающегося на ИОМ. Смоделировать цикл занятий по предмету по маршрутной системе обучения (образовательные и оценочные события с описанием результатов и форм оценки, самооценки). Продумать формы организации деятельности детей, разработать навигационный карты для обучающихся. 1,5 4 0,5
3. Самостоятельное применение (12ч). Осуществить пробы по внедрению модели ИОМ в учебной деятельности. Ввести три нововведения в образовательную среду класса по направлениям: расширение, навигация/картирование, отклик на потребности и запросы участников. Организовать и провести несколько учебных занятий без использования учебника, образовательное событие. 0,5 10,5 1
4. Рефлексивный контроль и оценка (4ч.) Организовать обсуждение и доработку проекта Положения об организации обучения по ИОМ обучающихся при изучении предметов в своей образовательной организации. Организовать рефлексию с обучающимися по индивидуальному прохождению маршрута. Определить зоны рисков, трудностей, обозначить пути выхода из «зон затруднений». 2 2
  Итог 24 часа 0 2 16,5 5,5

Ожидаемые результаты стажировки.

Так как программа стажировки рассчитана на разновозрастный и разноуровневый состав стажеров, каждый из которых имеет свой профессиональный запрос на программу, создает свой индивидуальный план, поэтому результаты приращения профессиональных качеств в каждом модуле программы будут разными.

Рамочно:

  • базовый (характеризуется сформированностью у стажеров адекватного и полного по форме и содержанию знания в формировании способности делать запрос на индивидуальный образовательный маршрут на основе образовательной навигации как способа проектирования и модерирования социокультурной среды, который носит статичный характер и полноценно функционирует при наличии ориентировочных опор или коммуникативной поддержки опытных коллег – уровень знания);
  • функциональный (характеризуется не только полнотой и адекватностью сформированного знания по формированию способности делать запрос на индивидуальный образовательный маршрут у обучающихся на основе образовательной навигации, но и приобретает черты действенности, более глубокой осознанности и гибкости; стажер не только имеет представление об объекте деятельности, но и соотносит его с выбором средств деятельности – уровень присвоения);
  • компетентностный (характеризуется правильностью, полнотой, действенностью, осознанностью, а также включенностью в систему активного взаимодействия с условиями образовательной среды; стажер не только имеет представление об объекте деятельности, соотносит его с выбором средств деятельности, но и осуществляет перенос деятельности в новую образовательную среду – уровень опыта).

 

Способы оценки результатов стажировки.

 

3.1. Внешняя оценка результатов стажеров.

  • Продукты образовательной деятельности стажеров буду размещены на сайте МБОУ СОШ № 64, социальной сети «Фейсбук» в группе проекта «Школа Росатома», на страницах школьной газеты «Формат64», медиаблога мастерской «Формат 64» на канале «Ютьюб», на канале «Атом ТВ», на личных VIKI – страницах стажеров.
  • Стажеры (по их запросу) смогут получить внешнюю экспертную оценку деятельности специалистами МКУ «Управление образования»; учителями, уже победившими в проекте «Школа Росатома», экспертом конкурсной программы 2018 – 2019 учебного года, интернет-пользователями; педагогическим сообществом и социумом городского округа «Город Лесной»: рецензии на созданные продукты, отзывы обучающихся и др.

 

3.2. Самооценивание стажерами собственных результатов.

Будет проводиться в виде оценки результатов и продуктов проб по оценочным листам. Форма и содержание оценочных листов (критерии, уровни достижения результата) будут спроектированы самими стажерами в индивидуальном и групповом форматах деятельности. Личные наблюдения, свой опыт стажеры будут фиксировать в форме путевых заметок, навигаторов.

[1]Грицанов А.А. Новейший философский словарь. Минск – 1999 г. Научное издание

[2] Бриколаж (bricolage) – использование для учёбы всего, что угодно, кроме специально созданных инструментов вроде учебников.

Анализ стажировки

С 4 по 6 апреля на базе МБОУ СОШ № 64 г. Лесного Свердловской области проходила стажировка по теме «Образовательная навигация как средство проектирования и модерирования социокультурной среды для формирования у обучающихся способности делать запрос на индивидуальный образовательный маршрут».

Ведущий стажировки: Кокорина Екатерина Юрьевна, учитель начальных классов.

Целью программы было освоение стажерами образовательной навигации как эффективного средства формирования у обучающихся способности делать запрос на индивидуальный образовательный маршрут; самостоятельное овладение стажерами способов проектирования, модерирования социокультурной среды, направленной на поддержку выборов, инициатив обучающихся; совершенствование механизмов становления и развития субъектной позиции стажеров в развитии профессиональной компетенции.

Вся информация о стажировке была представлена в твиттере, в группе стажировки «Образовательный навигатум 2019: шаг в будущее» и на сайте МБОУ СОШ №64.

На дистанционном этапе была создана группа в «Вконтакте» — «Образовательный навигатум 2019: шаг в будущее» для организации взаимодействия стажеров.

На данном этапе прошло знакомство со стажерами через предъявление профессионального кредо: «Смертельный грех учителя – быть скучным» (Падерина Н.А., г. Лесной); «Педагоги не могут успешно учить, если в это же время усердно не учатся сами» (Степанова Л.Е., г. Зеленогорск); «Всю душу детям отдавать» (Устинова Я.А., г. Заречный СО); «Учитель – это не профессия, учитель – это образ жизни» (Прасолова О.С., г. Новоуральск); «Учитель и ученик растут вместе» (Леонова Ю.С., г. Десногорск). 

На дистанционном этапе также стажерам предлагалось изучить программу стажировки на сайте проекта «Школа Росатома» и написать вопросы, которые у них возникли после знакомства с ней: «Кто создает образовательный маршрут: ребенок, учитель или совместно учитель – ученик? На каждом ли уроке эффективно и актуально использование навигации? В какой форме ребенок оценивает эффективность и успешность пробы, результат пробы? Запрос на ИОМ могут делать только одаренные дети или дети из коррекционных классов тоже в какой – то мере могут иметь такую возможность?» Вопросы стажеров стали первыми запросами на корректировку содержания программы, привлечение федерального эксперта (г. Москва).

Также стажерам предлагалось провести самодиагностику запроса на программу стажировки: есть проблема, которую я хочу решить; есть затруднение, с которым я сталкиваюсь в профессиональной деятельности; есть интерес к…; есть инициатива, желание. Из самодиагностики: «Проблема – недостаточная дифференциация обучения. Интерес – к изучению новых форм организации образовательного процесса. Инициатива – научить детей учиться таким образом, чтобы они могли проявить самостоятельность, чтобы учеба была в радость, а не пыткой подросткового возраста» (Устинова Я.А., г. Заречный СО). «Проблема – является ли возможным внедрение ИОМ в начальной школе? Есть интерес к разработке и внедрению ИОМ» (Прасолова О.С., г. Новоуральск). «Есть затруднения, с которыми я сталкиваюсь в профессиональной деятельности. Есть интерес непосредственно к теме стажировки. Есть инициатива и желание развиваться в сфере своей профессии, чтобы обеспечить максимально эффективный и комфортный маршрут как для ученика, так и для учителя» (Леонова Ю.С., г. Десногорск).

Таким образом, во время дистанционного этапа отслеживалась не только активность стажеров, но и основания, на которые они опираются, готовность к самостоятельным инициативным действиям, рефлексии по отношению к собственной деятельности.

Профессиональные дефициты, которые были выявлены в результате пробных действий: низкая инициативность стажеров, предпочтение объектной позиции в отличие от субъектной, в понимании принципов индивидуализации.

Стажировочный этап. Первый день.

Первый день начался с инициативы старшеклассников «Утреннее удивление». Учащиеся встречали стажеров русской народной песней и подарили цветы, выполненные своими руками.

Во время открытия программы приветственные слова для стажеров сказали Сергей Евгеньевич Черепанов, глава городского округа «Город Лесной»; Потапова Татьяна Анатольевна, председатель городской Думы; Елена Аркадьевна Виноградова, заместитель главы администрации городского округа «Город Лесной» по вопросам образования, культуры и спорта; Алексей Павлович Парамонов, начальник МКУ «Управление образования»;  Евгений Алексеевич Болдырев, директор МБОУ СОШ № 64.

Основными формами работы на стажировочной площадке выступали модельные семинары, пробы, рефлексивные сессии и мастер – классы.

На начальном этапе программы стажерами предлагалось смоделировать школу индивидуализации, опираясь на собственный опыт (а у всех он разный). Во время данной работы появилось очень много вопросов о самом понятии «индивидуализация». Частично они разрешились во время вебинара Марии Юрьевны Чередилиной, кандидата педагогических наук, федерального эксперта из Москвы.

После вебинара стажеры обратились к своим моделям и внесли изменения в них. Одним из событий первого дня стал образовательный квест «Тайны Лесного», проведенный учениками 10 атом класса. Стажеры не только познакомились с городом, его историей, погрузились в технологии «обучения наоборот», но и взаимодействовали с открытыми, инициативными старшеклассниками

Стажерская проба «Мой маршрут» стала очередным вызовом для участников программы: новая трудность состояла в том, чтобы описать с позиции принципа индивидуализации события первого дня и сформулировать новые задачи, шаги в своем профессиональном движении на программе.

Что же оставил после себя первый день? Модели школы индивидуализации, собственные индивидуальные маршруты в виде вопросов, рефлексивные заметки в группе «Открытая галерея закрытых городов», улыбки и слезы коллег, волнения, споры, перелом внутри себя, зарождение чего – то нового, желание творить, продолжать искать ответы на вопросы и несомненно, развиваться.

Стажировочный этап. Второй день.

Второй день начался с рефлексивной сессии «Такси. Выбери свой маршрут».  Ситуация для стажеров непростая: убедить оппонента поехать на свою улицу: «Индивидуализация» или «Индивидуальный подход». Маршрут для участников программы решил жребий. После небольшой подготовки стажеры инсценировали ситуации. Договориться удалось не всем. Но те, кто убеждал своего попутчика поехать по маршруту индивидуализации, аргументировали свою позицию возможностью выбора, проявлением инициативы, возможностью самостоятельного действия, субъектностью. После рефлексии некоторые стажеры отмечали, что им непросто было убедить оппонента, так как аргументов в выборе улицы «Индивидуализация» у них было больше, а по жребию достался индивидуальный подход.

На мастер – классе, посвященном навигации, рассматривались вопросы, касаемые индивидуального образовательного маршрута. Почему ИОМ? Через ситуации из образовательной практики, стажеры самостоятельно определялись с технологиями, выстроенными на принципах индивидуализации, задавались вопросами и искали ответы, перенося их на свою профессиональную деятельность. Например, как в загородном лагере «Таватуй» на проектных сменах в 21 день организовать время по выбору, если выбор деятельности детьми неравнозначный?

Накануне второго дня стажерам предлагалось выполнить подготовительное задание: отсмотреть уроки НТИ или фильм «Нас приняли» и составить экспертные листы. Свои модели презентовали друг другу на второй день. Затем стажерам представилась возможность осуществить пробу в открытой образовательной среде на V Весеннем образовательном форуме «Перспектива», который проходил в этот день в городе. Стоит отметить, что чувства после пробы были разные, так как каждый из участников программы искал следы индивидуализации и возможно, не нашел. Появились новые вопросы, которые частично разрешил мастер – класс «Секреты формирующего оценивания» от преподавателя МБОУ СОШ №64 Ольги Корепановой. Стажерам предлагались ситуации: от оценки речевого действия на французском языке, оценки работы ребенка, оценки картины перевертыша Джузеппе Арчимбольдо «Голова и корзина с фруктами» до оценки двух фрагментов уроков. На рефлексии каждого пробного действия стажеры создавали критерии оценки действия. На этапе «сборки смыслов» участники программы составляли таблицу перехода от традиционной модели оценивания к формирующему оцениванию. Как ценно, когда на программе один из стажеров восклицает: «А!! Я поняла!! Здесь же оценка процесса, а не результата!!!» После обсуждения содержания мастер- класса стажеры вернулись к своим экспертным листам, вновь обратились к своим ощущениям после пробы в открытой среде…А может, действительно важно, под каким углом зрения смотришь?

На модельном семинаре «Подготовка педагогического коллектива к работе с ИОМ» стажеры проектировали свои пробы третьего дня: учебное занятие, мастер-класс, родительское собрание…никто не ограничивал участников в выборе формы. Стажеры из городов: Десногорск, Заречный Свердловской области, Зеленогорск приняли вызов: провести родительское собрание на тему «Ваш ребёнок учится по индивидуальному образовательному маршруту». По мнению стажеров, работа с родителями при переходе на ИОМ самая трудная задача, которую они задумали решить на стажерской пробе.

Завершился день рефлексивными историями стажеров и просмотром спектакля театра — студии «Арлекин» «Маленькое солнце» по повести Юрия Воищева «Я жду отца», который тронул до слез.

Для меня второй день стал настоящим испытанием не только по тому, что «пропал голос» и пришлось быстро корректировать презентацию, перенося некоторые задачи на слайд, но и пониманием того, что есть проблемы у самого руководителя программы в модерировании среды, понятийном аппарате. В этом случае на помощь приходил эксперт стажировки Ирина Вячеславовна Зырянова.

Что оставил после себя второй день работы на стажировочной площадке? Понимание различия индивидуализации и индивидуального подхода, экспертные листы с точки зрения принципа индивидуализации, освоение эффективных технологий и форм организации деятельности учеников.

Стажировочный этап. Третий день.

Третий день стажировки открылся с утреннего удивления от учеников 10 атом класса. Бодрый спортивный танец девушек не оставил равнодушными стажеров.

Сама программа началась с рефлексии после просмотра спектакля театра – студии «Арлекин» «Маленькое солнце» по повести Юрия Воищева «Я жду отца». Вечером второго дня никто из стажеров не говорил. Все молчали: настолько душевно и духовно спектакль потряс их и зрителей в зале! Поэтому третий день начали с отзывов: «Я долго вглядывалась в лица актеров…пыталась понять, кто играет: дети или взрослые? Так пронзительно, проникновенно…»; «Катарсис…удивительное очищение, и в это время невозможно говорить…Ребята не играли, они проживали происходящее…»; «Когда на финале спектакля актеры вышли на поклон, я поразилась, что они плакали…»; «Удивительная игра актеров…и в этом заслуга руководителя студии «Арлекин»…».

После небольшой организационной подготовки стажеры осуществляли пробы в открытой образовательной среде школе №64: учебное занятие «Живые участники круговорота веществ» в 3 классе от стажеров г. Новоуральска; классный час, посвященный неделе детской книги, «Битва умов» в 6 классе; мастер – класс для педагогов школы 64 «Моделирование школы индивидуализации» от стажеров г. Лесного; родительское собрание «Ваш ребенок учится по ИОМ» от стажеров из городов: Десногорск, Заречный Свердловской области, Зеленогорск. Экспертами на пробах были дети, родители, педагоги — победители конкурса проекта «Школа Росатома», педагог из сетевой школы — лицея Наталья Маковеева. Из дневников стажеров «Стажерская проба – это не просто проба собственного замысла, воспроизведение идеи. Это проба быть рядом с детьми, а не над ними. И самое сложное после этого – оценить себя в этой деятельности. Важно оценить не то, что ты сделал, а то, как это отобразилось в тебе. Есть ли изменения»; «Старались придерживаться принципа индивидуализации. Не везде, но было»; «Данная проба, на мой взгляд, прошла не совсем успешно. Вернувшись к проектированию пробы, я бы выбрала для себя работу в паре, а не в группе».

Далее в программе был обозначен мастер-класс от педагога школы 64 по дебатам. Но еще накануне Калинина Эвелина Александровна из Новоуральска во время выбора группы для проведения стажерской пробы обозначила, у нее есть желание провести пробу, чтобы старшеклассники и стажеры помогли ей в ответе на вопрос: «Как помочь разным детям на смене в 21 день в образовательной центре «Таватуй» простроить индивидуальный маршрут»? Многие стажеры и старшеклассники атом класса поддержали инициативу. Поэтому пятой стажерской пробой стала работа взрослых и детей в перемешанных группах по проектировании свободно-организованного пространства на смене». Модели презентовались. Экспертами во время работы выступали корреспонденты канала «Атом ТВ» города Лесного. Пока велась съемка, юные телевизионщики наблюдали за работой команд: «Услышат ли стажеры запросы детей?»

Во время презентации моделей задавалось много вопросов и от самих стажеров, и от старшеклассников. На рефлексии дали слово корреспондентам канала «Атом ТВ». Не у всех взрослых в командах удалось удержать задачу.

Заключительным событием на программе стал семинар «Моделирование школы индивидуализации» от эксперта. Как пояснила Ирина Вячеславовна Зырянова, он необходим для «сборки смыслов», доработка модели школы индивидуализации – своеобразное оценочное событие на возможность посмотреть, что приросло у команды стажеров и у каждого участника программы за три дня. Во время данной работы стажеры вернулись к своим моделям и концептуально доработали их, были те команды, которые полностью изменили свой первоначальный вариант. Модели презентовались эксперту программы, администрации школы, старшеклассникам.

Последняя часовая часть программы была посвящена индивидуальной рефлексии стажеров. Каждый в своем темпе писал «Историю трех дней на стажировке». По окончании рефлексии участникам программы вручили сертификаты и подарки.

Что оставил после себя третий день? Отзывы, модели, сценарии занятий, родительского собрания, добрые эмоции, добрые слова, которые, надеюсь, надолго оставят след в профессиональной и личной жизни!

Хочется выразить благодарность эксперту проекта, Зыряновой Ирине Вячеславовне, за своевременные подсказки и коррективы в программе.

Для меня три дня стажировки были проживанием моего маршрута: яркого, сложного, удивительного и трудного. Эти три дня стали признанием моих дефицитов: модерировании среды, использовании понятийного аппарата, удержание тайминга, задач.

В заключение работы на программе стажировки получились следующие продукты деятельности:

  1. Модель школы индивидуализации;
  2. Листы оценки, спроектированные стажерами для уроков НТИ;
  3. Схемы перехода от традиционной модели на формирующее оценивание;
  4. Модели свободно – организуемого пространства на смене в 21 день в ОЦ «Таватуй»;
  5. Материалы с проб стажеров в открытой образовательной среде МБОУ СОШ № 64.

Компетенции, которые формировались  во время жизнедеятельности стажеров на программе:

  • стратегическое планирование собственной деятельности исходя из задачи или собственного запроса, или неорганизованной инициативы, возникшей во время программы;
  • прогнозирование рисков в ситуации неопределенности , то есть разработка сценариев развития и оценки будущего состояния среды;
  • разработка критериев и показателей для оценки деятельности, среды
  • проектирование системы резервов (дополнительных вариантов) для компенсации вскрытых проблем («я обнаружил, что не умею, как исправить»).

Спасибо проекту «Школа Росатома» за возможность выходить за собственные рамки, за возможность получения бесценного опыта в профессиональном становлении.
 

Фотоальбом стажировки

 

Видеоролики стажировки


 

Отзывы стажеров

 

  Отзывы стажеров

 

Материалы стажировки

 

  Проба 1. Модель школы индивидуализации
  Проба 2. Лист оценки, спроектированный для урока НТИ 1 группа
  Проба 2. Лист оценки, спроектированный для урока НТИ 2 группа
  Проба 4. Живые участники круговорота веществ
  Проба 5. Модель школы индивидуализации после конструктивных доработок
  Проба по проектированию среды в 21 день
  Программа стажировки
  Навигационный блокнот
  Портрет стажеров
  Презентация для родительского собрания
  Презентация Чередилиной М.Ю.