Авторская программа стажировки «Образовательная навигация как средство проектирования и модерирования социокультурной среды для формирования у обучающихся способности делать запрос на индивидуальный образовательный маршрут»

Список участников стажировки:

  1. Григорьева Надежда Ивановна, г.Новоуральск
  2. Калинина Эвелина Александровна, г.Новоуральск
  3. Климанская Ольга Федоровна, г.Заречный ЗАТО
  4. Лазаренко Светлана Геннадьевна, г.Новоуральск
  5. Леонова Юлия Сергеевна, г.Десногорск
  6. Прасолова Оксана Сергеевна, г.Новоуральск
  7. Степанова Любовь Евгеньевна, г.Зеленогорск
  8. Устинова Яна Александровна, г.Заречный СО
  9. Чуприянова Марина Валерьевна, г.Новоуральск
  10. Щекалева Наталья Васильевна, г.Новоуральск

 

Информационный блок программы

1.1. Цель программы стажировки:

  • освоение стажерами образовательной навигации как эффективного средства формирования у обучающихся способности делать запрос на индивидуальный образовательный маршрут;
  • самостоятельное овладение стажерами способов проектирования, модерирования социокультурной среды, направленной на поддержку выборов, инициатив обучающихся;
  • совершенствование механизмов становления и развития субъектной позиции стажеров в развитии профессиональной компетентности.

 

1.2. Задачи программы стажировки:

  • обеспечить готовность стажеров к освоению образовательной навигации как средства по проектированию и модерированию социокультурной среды для формирования у обучающихся способности делать запрос на индивидуальный образовательный маршрут;
  • самостоятельно освоить способы деятельности в новых формах соорганизации детско-взрослого сообщества для эффективного формирования у обучающихся способности делать запрос на индивидуальный образовательный маршрут;
  • создать условия для:
  • моделирования стажерами компонентов социокультурной среды для формирования у обучающихся способности делать запрос на индивидуальный образовательный маршрут, пробного контроля и оценки моделей в реальной образовательной практике;
  • проектирования образовательных событий с включением средств образовательной навигации по формированию у обучающихся способности делать запрос на индивидуальный образовательный маршрут;
  • конструирования стажерами форм оценочных процедур для диагностики готовности обучающихся к маршрутному обучению по индивидуальному образовательному маршруту с помощью образовательной навигации;
  • приращения профессиональных качеств стажеров, их готовности к инициативам при реализации принципа индивидуализации.

 

1.3. Ключевые идеи опыта, в который будут погружены стажеры.

…Важная опора в работе по ИОМ – это особая,

избыточная, наполненная различными

возможностями социокультурная среда,

которая должна обеспечить поддержку

выборов, разных маршрутов продвижения,

инициатив …

Т.М. Ковалева

 

Федеральные государственные образовательные стандарты (далее – ФГОС) задают ориентир на личностное развитие обучающихся: самостоятельное приобретение ими опыта разнообразной деятельности, опыта познания и самопознания, способности нести личную ответственность за собственное благополучие и благополучие общества, социальную мобильность и адаптацию, формирование условий для осознанного и ответственного выбора жизненного и профессионального пути. В данном контексте способность «делать запрос» на индивидуальный образовательный маршрут (далее – ИОМ) и направленность личностных результатов обучающихся на самоопределение находят точки пересечения.

Самоопределение (англ. self — determination) – процесс и результат выбора личностью своей позиции, целей и средств самоосуществления в конкретных обстоятельствах жизни[1].

Культура запроса и соорганизация различных образовательных предложений в собственный образовательный маршрут – лежат в основе запроса на ИОМ как способности личности успешно действовать в ситуации неопределенности.

Формирование запроса (осознанного запроса школьников на собственный процесс образования, а вместе с ним и способность взять на себя ответственность за свой образовательный потенциал) — важная задача для школы, в том числе в связи с реализацией ФГОС среднего общего образования, когда все ученики должны продемонстрировать способность реализации индивидуальных проектов (ФГОС, раздел II, п.9), индивидуальных образовательных траекторий (маршрутов) (ФГОС, раздел II, п.6, раздел III, п.18).

Готовы ли современные школьники сделать запрос на ИОМ и ответственный выбор? Исследование, проведенное в МБОУ СОШ №64 в 2014 году, показало, что нет! Почему? Анализируя образовательную среду (единое расписание, частично репродуктивное обучение, отсутствие дифференциации, индивидуальный подход), пришли к выводам: без открытости, вариативности, принципа индивидуализации невозможно подготовить учащихся к запросу на ИОМ и нести ответственность за выбор. Убеждена: формировать умение делать запрос на ИОМ необходимо уже с начальной школы.

Решение проблемы формирования способности делать запрос на ИОМ видится в маршрутизации обучения, в проектировании пространства безопасных проб, практик, чтобы на собственном опыте ребенок учился делать запрос во всем.

Введение маршрутной системы обучения позволит создать такие психолого – педагогические условия, которые обеспечат активное стимулирование у школьников самоценной образовательной деятельности на основе самообразования, саморазвития, самовыражения.

В качестве дидактического средства маршрутной системы выступает ИОМ – целенаправленно проектируемая и моделируемая образовательная программа, обеспечивающая учащемуся позиции субъекта выбора (С.В. Воробьева, Н.А. Лабунская, А.П. Тряпицина, Ю.Ф. Тимофеева).

Рассматривая учебное занятие как социокультурное пространство, где взаимодействуют субъекты образовательной деятельности в лице учителя, учащихся и других возможных участников образовательных отношений, признаем, что его пространство – это встреча множества индивидуальных образовательных пространств. Задача учителя в такой ситуации – организовать соответствующие условия (принцип индивидуализации, открытости, непрерывности образования) для проектирования, осмысления и проживания учениками их образовательных маршрутов. Работа по маршрутизации обучения алгоритмизируется, чтобы ученик мог точнее спланировать собственную деятельность в рамках обустраивания пространства развития.

В качестве средства проектирования и модерирования социокультурной среды выступает – навигация. Её базовые стратегии видятся в изменении ресурсного обеспечения учебных занятий. Открытая, вариативная («избыточная») образовательная среда. Три типа ресурсов: предметные, социальные, антропологические. Системы навигации (буклеты, карты, диспетчеры). Среда меняется под запросы обучающихся. Запросы улавливаются, фиксируются. Учащиеся активно включают дополнительные ресурсы: ЭОР, электронные сервисы, соцсети; позиционируют себя в качестве экспертов, организуют групповую работу. Доска в классе – для сбора вопросов, открытого списка погружений; наработки обучающихся — на стенах. Смело воплощается идея педагогического бриколажа[2].

Применение навигации как средства для формирования способности у обучающихся делать запрос на ИОМ приводит к перестройке образовательного содержания. К нему применим экземплярный («основной») принцип отбора содержания. Предварительное представление всей темы, модуля, основных понятий рабочей программы. Составление и публикация карт предмета, блока, темы, их преобразование. Представление авторского содержания, разных точек зрения. Приоритет коммуникаций, рождение содержания «здесь и сейчас». Смело — «обучение наоборот».

 

Таблица 1.

Процедуры понимания

• отказ от идеи энциклопедизма, предполагающим переход к обучению как к «понимающему бытию»;

• процедуры понимания связаны с развитием умений интерпретации, что предполагает развитие дискурсивной компетенции и требует от педагога реализации гуманитарных технологий обучения.

Процедуры коммуникации

• выстраивание системы связей и отношений в классном и в школьном сообществах, в клубных объединениях, в социально неоднородных группах;

• способность самостоятельно регулировать контакты с образовательной средой (социумом);

• способность передавать информацию,

• способность разрешать конфликты

Процедуры проектирования

• освоение школьниками приемов и способов построения разнообразных видов деятельности — познавательной, ценностно-ориентационной, преобразовательной, исследовательской, проектной, самопознавательной;

•исследовательских практик, «социальных проб», а также способов трансляции результатов своей деятельности другим субъектам процесса обручения

Процедуры рефлексии

• включение в учебный процесс личностно значимых проблем понимания мира, других и себя как субъекта жизнедеятельности и как субъекта учебной деятельности;

•направлены на развитие способности к самооцениванию, самоанализу и самоконтролю.

 

При использовании образовательной навигации необходимо предоставление образовательных выборов и поощрение проб. Что выбираем? Уровни освоение предмета; виды домашних заданий; формы промежуточной аттестации; партнера для выполнения работ; содержание портфолио; темы предметного исследования, проекта.

 

Таблица 2.Матрица выборов

Кейс с проектной задачей (заданием) Образовательный результат

( какой?)

Что надо сделать? Варианты работы
Со взрослым В паре с учеником В группе Индивидуально Инициатива

(свой вариант)

Учебная грамотность

 

Зафиксировать проблемы, заложенные в задании… + + +   +
Информационная грамотность

 

 

 

Использовать разные способы поиска информации   + +    

 

Как организуется проба? Вначале стоит запрос ребенка: его интерес, потребность, инициатива. Тема и содержание пробы, ее длительность и интенсивность определяется самим учеником. Пространство пробы организуется так, чтобы исключить необратимые социальные последствия в действии ученика. Проба не направлена на внешнюю диагностику ребенка, он сам оценивает ее результаты.

В реализации образовательной навигации важным условием является организация образовательных событий, соответствующих культурному образцу (прототипу) деятельности.

Какие образовательные ресурсы необходимы? Связь с другими элементами и историей жизни школьного сообщества, участников. Наличие привлекательной перспективы. Развернутый этап подготовки. Системная многослойная структура, включающая коммуникацию. Участие интересного, привлекательного, успешного взрослого. Возможность выбора форм и характера личного участия. Возможность и уместность импровизации, порождения новых смыслов в ходе события. Со стороны учителя – опосредованное педагогическое управление (модерация), направленное на создание условий жизнедеятельности ребенка, группы, сообщества. Избыточность как принцип создания условий, среды, уклада, в выборе средств образовательной деятельности. Особая позиция педагога («кто знает, что случится?»). Использование трех групп ресурсов: культурных, социальных, антропологических. Главный метод – погружение.

Образовательная навигация выступает в качестве поддержки ИОМ ученика. Для этого учителю необходимо владеть разными формами организации образовательной деятельности, понимать образовательные результаты, которые необходимо освоить в ходе изучения цикла уроков и которые будут включены в контрольные мероприятия, владеть способами формирования и предоставления ученикам системы образовательных выборов с обратной связью, сопровождения реализации ИОМ, организации рефлексии.

Таким образом, вся программа стажировки будет построена на технологии маршрутного обучения. В качестве основного средства, обеспечивающего индивидуализированное развитие стажера и его социально-педагогического опыта, за счет овладения навыками сотрудничества, ответственности и самостоятельности на основе переноса способов действования, выступит образовательная навигация. В качестве основных форм организации работы в программе будут выступать образовательные и оценочные события как пробы, в рамках которых будет осуществляться проблематизация и задаваться все последующие ситуации развития стажеров.

Компетенции, которые будут формироваться во время жизнедеятельности стажеров на программе:

  • стратегическое планирование собственной деятельности и коррекция своего маршрута, исходя из сформулированной самими стажерами профессиональной цели или собственного запроса, или неорганизованной инициативы, возникшей во время программы;
  • прогнозирование рисков в ситуации неопределенности, то есть разработка сценариев развития и оценки будущего состояния среды;
  • разработка критериев и показателей для оценки собственной профессиональной деятельности, среды;
  • проектирование системы резервов (дополнительных вариантов) для компенсации вскрытых проблем («я обнаружил, что не умею, как исправить»).

 

Содержательный блок программы.

 

2.1. Программа стажировки.

1 Шаг – задача. Целеполагание (1ч.) Осознать ресурсность и эффективность ИОМ как альтернативной формы обучения при реализации ФГОС общего образования. Формулировать индивидуальные образовательные цели и приоритеты. Соотносить образовательный запрос с реальными образовательными целями.

2 Шаг – задача. Моделирование(7ч.) Провести диагностику среды и готовности класса к маршрутной системе обучения. Разработать памятку для родителей. Спланировать проведение собеседования с родителями на перевод обучающегося в ИОМ. Смоделировать цикл занятий по предмету по маршрутной системе обучения (образовательные и оценочные события с описанием результатов и форм оценки, самооценки). Продумать формы организации деятельности детей, разработать навигационный карты для обучающихся.

3 Шаг – задача. Самостоятельное применение (12ч). Осуществить пробы по внедрению модели ИОМ в учебной деятельности. Ввести три нововведения в образовательную среду класса по направлениям: расширение, навигация/картирование, отклик на потребности и запросы участников. Организовать и провести несколько учебных занятий без использования учебника (педагогический бриколаж), образовательное событие.

4 Шаг – задача. Рефлексивный контроль и оценка (4ч.) Организовать обсуждение и доработку проекта Положения об организации обучения по ИОМ обучающихся при изучении предметов в своей образовательной организации. Организовать рефлексию с обучающимися по индивидуальному прохождению маршрута. Определить зоны рисков, трудностей, обозначить пути выхода из «зон затруднений».

Предполагаемые продукты деятельности стажеров:

  • матрица для анализа образовательной среды, где формируются запросы на ИОМ, осуществляются выбор и несется ответственность за него;
  • матрица для анализа и проектирования образовательной практики;
  • диагностики готовности детей к маршрутной системе обучения;
  • модели ИОМ, в том числе самих стажеров программы;
  • навигационные карты;
  • кейсы образовательных событий, циклограммы учебных занятий, выполненные самими стажерами на основе навигации;
  • иные продукты, возникшие в результате инициатив стажеров.

 

2.2. Учебный план стажировки.

№ п/п Формулировка понятийной или практической задачи, решаемой в рамках стажировки Количество часов
лекции практическое занятие стажерская проба оценочное событие
1. Целеполагание (1ч.) Осознать ресурсность и эффективность ИОМ как альтернативной формы обучения при реализации ФГОС общего образования. Формулировать индивидуальные образовательные цели и приоритеты. Соотносить образовательный запрос с реальными образовательными целями. 2
2. Моделирование(7ч.) Провести диагностику среды и готовности класса к маршрутной системе обучения. Разработать памятку для родителей. Спланировать проведение собеседования с родителями на перевод обучающегося на ИОМ. Смоделировать цикл занятий по предмету по маршрутной системе обучения (образовательные и оценочные события с описанием результатов и форм оценки, самооценки). Продумать формы организации деятельности детей, разработать навигационный карты для обучающихся. 1,5 4 0,5
3. Самостоятельное применение (12ч). Осуществить пробы по внедрению модели ИОМ в учебной деятельности. Ввести три нововведения в образовательную среду класса по направлениям: расширение, навигация/картирование, отклик на потребности и запросы участников. Организовать и провести несколько учебных занятий без использования учебника, образовательное событие. 0,5 10,5 1
4. Рефлексивный контроль и оценка (4ч.) Организовать обсуждение и доработку проекта Положения об организации обучения по ИОМ обучающихся при изучении предметов в своей образовательной организации. Организовать рефлексию с обучающимися по индивидуальному прохождению маршрута. Определить зоны рисков, трудностей, обозначить пути выхода из «зон затруднений». 2 2
  Итог 24 часа 0 2 16,5 5,5

Ожидаемые результаты стажировки.

Так как программа стажировки рассчитана на разновозрастный и разноуровневый состав стажеров, каждый из которых имеет свой профессиональный запрос на программу, создает свой индивидуальный план, поэтому результаты приращения профессиональных качеств в каждом модуле программы будут разными.

Рамочно:

  • базовый (характеризуется сформированностью у стажеров адекватного и полного по форме и содержанию знания в формировании способности делать запрос на индивидуальный образовательный маршрут на основе образовательной навигации как способа проектирования и модерирования социокультурной среды, который носит статичный характер и полноценно функционирует при наличии ориентировочных опор или коммуникативной поддержки опытных коллег – уровень знания);
  • функциональный (характеризуется не только полнотой и адекватностью сформированного знания по формированию способности делать запрос на индивидуальный образовательный маршрут у обучающихся на основе образовательной навигации, но и приобретает черты действенности, более глубокой осознанности и гибкости; стажер не только имеет представление об объекте деятельности, но и соотносит его с выбором средств деятельности – уровень присвоения);
  • компетентностный (характеризуется правильностью, полнотой, действенностью, осознанностью, а также включенностью в систему активного взаимодействия с условиями образовательной среды; стажер не только имеет представление об объекте деятельности, соотносит его с выбором средств деятельности, но и осуществляет перенос деятельности в новую образовательную среду – уровень опыта).

 

Способы оценки результатов стажировки.

 

3.1. Внешняя оценка результатов стажеров.

  • Продукты образовательной деятельности стажеров буду размещены на сайте МБОУ СОШ № 64, социальной сети «Фейсбук» в группе проекта «Школа Росатома», на страницах школьной газеты «Формат64», медиаблога мастерской «Формат 64» на канале «Ютьюб», на канале «Атом ТВ», на личных VIKI – страницах стажеров.
  • Стажеры (по их запросу) смогут получить внешнюю экспертную оценку деятельности специалистами МКУ «Управление образования»; учителями, уже победившими в проекте «Школа Росатома», экспертом конкурсной программы 2018 – 2019 учебного года, интернет-пользователями; педагогическим сообществом и социумом городского округа «Город Лесной»: рецензии на созданные продукты, отзывы обучающихся и др.

 

3.2. Самооценивание стажерами собственных результатов.

Будет проводиться в виде оценки результатов и продуктов проб по оценочным листам. Форма и содержание оценочных листов (критерии, уровни достижения результата) будут спроектированы самими стажерами в индивидуальном и групповом форматах деятельности. Личные наблюдения, свой опыт стажеры будут фиксировать в форме путевых заметок, навигаторов.

[1]Грицанов А.А. Новейший философский словарь. Минск – 1999 г. Научное издание

[2] Бриколаж (bricolage) – использование для учёбы всего, что угодно, кроме специально созданных инструментов вроде учебников.