Ваш браузер устарел!

Обновите ваш браузер для правильного отображения этого сайта. Обновить мой браузер

«Формула успеха «ИГРА = ОБРАЗОВАНИЕ»

«Формула успеха «ИГРА = ОБРАЗОВАНИЕ»

Ведущий стажировки: Фитье Валерия Дмитриевна, город Заречный, Пензенская обл. МАДОУ «ДЕТСКИЙ САД №11», воспитатель.

Участники стажировки: воспитатели, методисты детского сада.

Даты проведения стажировки: 19 апреля, 20 апреля, 22 апреля 2022 года

E-mail: ms.chery@list.ru

Город: город Заречный, Пензенская область

Цель программы: овладение стажерами элементами игровой деятельности с включением когнитивных за-дач по пяти образовательным областям.

Задачи программы:

  • Формирование представлений педагогов об инструментарии игрового поведения воспитателя с внесением когнитивных задач.
  • Онлайн — апробирование стажерами самостоятельных педагогических действий в игровой деятельности с внесением когнитивных задач.
Программа мероприятий стажировки
Программа стажировки
https://vk.com/play11education

Участники стажировки

Баскакова Наталья Николаевна, Нововоронеж

Буйнова Елена Станиславовна, Заречный, Пензенская область

Буркина Елена Викторовна, Сосновый Бор

Вербина Юлия Александровна, Усолье-Сибирское

Веселова Юлия Викторовна, Полярные Зори

Вишневская Маргарита Сергеевна, Железногорск

Жирнова Екатерина Александровна, Снежинск

Коновалова Анна Викторовна, Удомля

Лушина Надежда Сергеевна, Саров

Малинина Мадина Наилевна, Глазов

Мукашева Юлия Васильевна, Заречный, Пензенская область

Пашнина Эльвира Викторовна, Усолье-Сибирское

Сайгачёва Анна Валентиновна, Полярные Зори

Силина Екатерина Олеговна, Лесной

Соснина Алиса Глебовна, Лесной

Ткаченко Елена Юрьевна, Трехгорный

Трушина Наталья Васильевна, Заречный, Пензенская область

Устинова Инна Анатольевна, Десногорск

Фура Екатерина Львовна, Новоуральск

Чуркина Екатерина Яковлевна, Железногорск

Шевченко Елена Ивановна, Волгодонск

Шибут Елена Владимировна, Зеленогорск

Шныркова Ирина Александровна, Заречный, Пензенская область

Шутова Анастасия Владимировна, Димитровград

Анализ стажировки

Тема стажировки: «Формула успеха: ИГРА=ОБРАЗОВАНИЕ»

19, 20, 22 апреля 2022 года, город Заречный Пензенской области

В стажировке приняли участие 24 стажера из 17 городов-участников проекта «Школа Росатома».

День первый.

В этом году многое поменялось в условиях конкурсной программы. Теперь мы из разных концов России смогли объединить все свои возможности в онлайн-формате. Два с половиной года мы успешно познавали просторы Интернет-пространства. В условиях пандемии мы приняли вызов: подготовить онлайн-стажировку, применяя сервисы и различные приложения для общения. И, знаете, получилось! Мы смогли передать важную информацию коллегам в интересной форме в онлайн-формате!

В первый день участники стажировки, несмотря на огромное расстояние, посетили наш город Заречный Пензенской области! Гостям удалось познакомиться и с детским садом «Цветик-Семицветик».

Как же хотелось поскорее познакомиться с участниками стажировки! Для этого была создана анкету участника стажировочной площадки, в которой было несколько вопросов: о цели пребывания на «формуле успеха», ожиданиях от стажировки. Благодаря анкетированию выяснилось, что 71% участников – играющие педагоги, большинство коллег знакомы с классификацией игр Е.Е. Кравцовой – автора книг «Психология игры», «Разбуди в ребёнке волшебника».

А как же без посвящения в стажеры? С помощью волшебных ярких головных уборов, предметов-помощников и заклинания мы стали настоящими стажерами!

А как же без знакомства и ритуалов? Благодаря нашему техническому модератору мы с лёгкостью смогли переместиться в сессионные залы для близкого знакомства и общения! Рандомное распределение «по комнатам» помогло стажерам найти себе единомышленников и поделиться субъективными целями на стажировку!

А лекции будут как в институте? А зачем? Хотелось больше «самостоятельного замысливания»! Для этого были оформлены лекции и чек-листы и отправлены участникам стажировки, чтобы больше времени провести в онлайн-активности.

Нужны ли ритуалы в онлайн-стажировке? На самом деле, благодаря ритуалу «Утренний и вечерний круг» мы смогли раскрепоститься, поделиться своими эмоциями, а главное – ответить на многие вопросы стажировки. У каждого участника был свой предмет-помощник, который ассоциируется со «Школой Росатома»: у кого-то это был оранжевый грейпфрут, у кого-то – игрушечный атомсмайл, а у кого-то — волшебные часы! Эти предметы помогали волшебницам игры сформулировать свои мысли и желания.

 Самый главный вопрос, который интересовал участников: кактвносить когнитивные задачи в игру? Мастер-класс в студию! Желательно без монтажа… «Не хочется томить наших стажеров! Нужно звать на мастер-класс!» — подумала я. Для этого стажерам была предложена карта наблюдения, состоящая из трёх главных составляющих игры: роль взрослого в поддержке детской игры; особенности игрового поведения дошкольников; развивающая предметно-пространственная среда группы детского сада для поддержки детской игры.

Благодаря Интернету, телефону и компьютеру появилась прямая трансляция игровой деятельности с дошкольниками с внесением когнитивных задач. «Ох, как хочется в отпуск, на море!» — заговорила девушка по воображаемому телефону. Да, да. Представьте, что вы опаздываете в отпуск, спешите на самолет. Но нет ни такси, ни людей, которые могут помочь! И тут «развернулась» игра… Игра, которая не запланирована педагогом… Взрослый – активный участник игры, который встраивается в сюжет, в спонтанность.

24 окошка с оживленными глазами коллег смотрели с экрана телефона. Стажёры оказались очень наблюдательными! Коллеги чётко озвучили когнитивные задачи, которые решались педагогом в ходе игры:

  • закрепить и обобщение знаний о профессиях: пилот, стюардесса, администратор;
  • создать условия для общения детей в игре, через развитие творческого сюжета в ходе игровой деятельности;
  • закрепить счет от 1 до 5;
  • активизировать представления детей о правилах поведения на борту самолёта, в воде, при тепловом ударе.

Стажеры проанализировали роли дошкольников. Девочка Василиса в ходе игры несколько раз меняла свои роли: стюардесса, администратор отеля, медсестра. Дети самостоятельно моделировали пространство для сюжетно-ролевой игры. Игра «развернулась» в нескольких зонах группы. Дошкольники активно включали в среду предметы-заместители, создавали образы (пилот, таксист, медсестра, дочка). Стажеры подметили, что параллельно с сюжетом об отдыхе, развернулся сюжет «ремонт машины и самолёта». Совместно с участниками проговорили важность тематики сюжетно-ролевой игры: детям интересен тот сюжет, который они прожили в реальной жизни. Итог: не бойтесь вносить когнитивные задачи в игру! В игре происходит развитие!

Подождите, подождите… Перед тем, как ответить на все интересующие вопросы участников стажировки, нужно было понять главное: «ИГРА = ОБРАЗОВАНИЕ или ИГРА ≠ ОБРАЗОВАНИЕ!» Для чего нужно уравнивать эти важные в дошкольном образовании понятия? Совместимы ли они?

Для того, чтобы выслушать все аргументы «за» и «против» участники стажировки разделились на 3 команды. В сессионных залах в течение 20 минут проходила активная дискуссия. Стажеры подмечали, что именно директивность взрослого мешает уравнять игру и образование! Для того, чтобы можно было нагляднее проанализировать аргументы коллег, каждая команда воспользовалась доской Miro. Приложение помогло зафиксировать каждое суждение на стикерах. Оказалось, легче было уравнять игру и образование, нежели чем найти аргументы против равенства двух важных понятий. Были и мнения о том, что игра – это бесцельное времяпрепровождение! Или, что в игре, при руководстве взрослого, ребёнок не может проявлять инициативу и самостоятельность. Педагог, не владеющий методикой педагогической поддержки игры, не может внести когнитивные задачи, не разрушая игру.

Но больше оказалось аргументов за равенство! Игра – источник развития ребёнка, игра – способ получения новых знаний, в любой игре могут включаться задачи (в процессе игры возможно решение не только запланированных задач, но и спонтанных), именно в игре происходит самообразование. После активной дискуссии коллеги сделали общий вывод: в каждой игре можно и нужно образовывать ребёнка; на любом этапе развития в любой своей форме игра способствует нравственному, интеллектуальному и эмоциональному развитию. В игре формируются новые мотивы и потребности: соревновательные, игровые, зарождаются новые виды продуктивной деятельности.

 «Круг вечерний начинаем, высказаться всем предлагаем!» — с такими словами начался вечерний круг. После ярких эмоций и впечатлений от первого дня стажировки, участникам стажировки дано домашнее задание. Задача стажеров: разработка экспертного листа для анализа предметно-пространственной среды группы для приоритетного вида игры. Команды приняли вызов. Созданное сообщество в социальной сети «ВКонтакте» включало в себя «Открытый дневник», в котором стажеры через посты с фотографиями делились своими личными впечатлениями и отзывами.

День второй.

Новый день – новая тема. Педагог играющий – спасательный круг для дошкольного образования!? Можно ли в современном образовании быть успешным педагогом и без прилагательного «играющий»? И действительно ли только играющий педагог может являться спасательным кругом в дошкольном образовании?

Через дискуссию по теме утреннего круга мы перешли на тему: «А какой он, играющий педагог?» Составив совместно словесный портрет играющего педагога через ментиметр, у нас получилась идеальная картина! Но только ли педагог способен влиять на игровую деятельность детей? «Среда!» — послышались голоса стажеров через экран. Командам предстояло презентовать разработанный экспертный лист по анализу развивающей предметно-пространственной среды для приоритетного вида игры. А остальные внимательно слушали коллег, добавляли и поправляли. Таким образом, получились экспертные листы с идеальным наполнением для игры в младшей, средней и подготовительной к школе группах.

Для погружения в исследовательскую онлайн-экспедицию по группам детского сада команды разошлись на 3 сессионных зала. Каждой команде предстояло проанализировать видеоролик определенной возрастной группы на соответствие всем критериям, указанным в экспертном листе. Возвратившись в общий зал, коллеги совместно просмотрели все 3 видеоролика с развивающей предметно-пространственной средой групп и озвучили свои командные аргументы. Было отмечено, что для режиссерской игры в младшей группе на видеоролике в достаточном количестве представлены тематические и неоформленные игровые поля, мелкие фигурки людей, животных, деревьев и т.д.; места уединения для разыгрывания режиссерских игр, обозначенные тканью или пледом; предметы-заместители. Для образной игры педагоги отметили богатое оснащение среды головными уборами разных животных, костюмами для переодевания, аксессуарами, атрибутами сказочных персонажей, образов людей различных профессий. Зеркало – главный предмет-помощник малышей в образной игре. В среде подготовительной к школе группы стажеры увидели как готовые настольно-печатные игры по разным образовательным областям, игры разных типов: лото, домино, бродилки, так и игры, самостоятельно изготовленные детьми или в совместной деятельности со взрослыми; материалы для проведения жеребьёвки. От стажеров прозвучала рекомендация – размещать в группе картотеку подвижных игр.

Далее нужно было просмотреть ролик по сюжетно-ролевой игре и создать совместно экспертный лист, благодаря чему участники стажировки смогли проанализировать особенности предметно-пространственной среды в группе детей 5-6 лет.

Вся РППС старшей группы подчинена реализации игрового замысла детей. Организованы игровые хранилища, где расположено оборудование (модули, коробки, контейнеры, ящички с условными обозначениями, места для хранения тканей различных размеров). Включены в среду как предметы-заместители, так и реалистичные игрушки. В сюжетно-ролевую игру переносятся часть атрибутов, используемых для образной игры (головные уборы, костюмы, маски, обувь). Остаются актуальными места для уединения. Дети самостоятельно трансформируют пространство под игровой замысел, изготавливают элементы костюмов из бросового материала.

Все стажеры единогласно отметили, что очень интересно наблюдать за игрой со стороны, замечаешь много того, на что в процессе игры не обращаешь никакого внимания. Тогда старшая группа «Фантазеры» с удовольствием пригласила стажеров на сюжетно-ролевую игру с внесением когнитивных задач «Туристический поход». Карта наблюдения, которая применялась на мастер-классе, позволила стажерам проанализировать каждое действие детей и взрослого.

Для обсуждения сюжетно-ролевой игры мы вновь разделились по сессионным залам. Развернулись бурные дебаты! «В игре мы увидели самостоятельную организацию детьми игрового пространства!», «Воспитатель взяла на себя роль и была вместе с детьми!», «А какой эксперимент получился благодаря поддержке инициативы и самостоятельности дошкольников!» — восклицали коллеги из разных команд. Несколько педагогов отметили находчивость и смекалку взрослого в игре. Другие же стажеры проявили смелость и выделили директивные действия педагога, которые, на их взгляд, помешали самостоятельности детей. «Отличная игра, а сколько в ней решено когнитивных задач!» — прокомментировала одна из участниц стажировки.

Вечерний круг «Ваши впечатления!?» прошел на позитивной волне, но как же справиться с новым домашним заданием. «Стажерская проба!» – звучит страшно! Каждой команде предстояло подготовить видео организации любого вида игры с внесением когнитивных задач без монтажа. Можно ли объединить в команды разные города? Нужно! А как быть со стажерами в должности заместитель заведующего, педагог-психолог, учитель-логопед, не работающими на группе? Главное, чтобы каждый участник команды внес свой вклад в общее дело. Составление сценария, проведение анализа игры, продумывание среды, необходимой для игровой деятельности, наконец, педагог, который будет непосредственно реализовывать все идеи команды с детьми – каждый смог взять на себя любую роль в подготовке и выполнении домашнего задания.

И после завершения общей конференции команды объединились вновь для выполнения домашнего задания. По-разному продвигалась работа команд: одни быстро выбрали вид игры, придумали тему и с педагогом, представляющим работу команды, определились. Другие же снимали игру несколько раз. Целых три игры анализировали участники первой команды, чтобы определиться, какую игру они будут представлять 22 апреля.

Не все решались проявить смелость и снять видео! Кто-то стеснялся, кто-то побаивался… В итоге, в каждой команде нашелся герой, который попробовал поиграть с детьми! У кого-то это было впервые…

День третий.

«Утренний круг начать нам пора, пожелаем каждому позитивного дня!» — с таких слов начался третий заключительный день стажировки, день стажерских проб! Тема утреннего круга «Я- играющий педагог» Подискутировав на тему «ИГРА=ОБРАЗОВАНИЕ», уравняв эти два важных понятия в дошкольном образовании, создав словесный портрет играющего педагога, детально разобрав каждый этап игры по классификации Е.Е. Кравцовой, уверенно можно перейти к местоимению Я = ИГРА!

Каждый участник стажировки смог ответить на вопросы «Действительно ли я играющий педагог?» «Убедился ли я, что именно играющий педагог всегда интересен детям?» И стажеры смело высказывались о своих открытиях, сомнениях, пробах!

Вывод: играющий педагог – современный участник игрового процесса, который в курсе самых важных увлечений маленьких дошкольников! Для играющего педагога игра – яркая приключенческая жизнь, которая протекает непрерывно с детьми на протяжении всего дня нахождения в саду.

Настало время представления домашнего задания. 3 команды по 15 минут презентовали свои игры на общее обозрение, по 25 минут шло обсуждение каждого ролика. Команды поведали всем истории съемки видеороликов игровой деятельности, долгие обсуждения, провели самоанализ. Участники стажировки ответили на вопросы: «Полезно ли было попробовать поиграть самому?», «Прочувствовать энергию каждого дошкольника?» Стажерские пробы удались!

Финальные фанфары! Занавес! Ох, какой же выдался эмоциональный открытый микрофон! Каждый хотел высказаться! Каждый нашел своих единомышленников! Далее новые эмоции в постах, фотографии, сертификаты…

А главное, каждый день помогал нам убеждаться в формуле успеха!!!

Трехдневная стажировочная площадка завершилась 22 апреля, но Формула успеха ИГРА=ОБРАЗОВАНИЕ остается открытой всегда!

С уважением, автор и ведущий стажировки Валерия Дмитриевна Фитье

Фотоальбом стажировки

Видеоматериалы со стажировки

Отзывы о стажировке

Полезные материалы

Карта наблюдения за игровой деятельностью
Особенности игрового поведения
Понятийный аппарат и функционал играющего педагога
Роль взрослого в поддержке детской игры
РППС группы для поддержки детской игры
Чек-лист Педагог в игре
Чек-лист Игровая компетенция