Обновите ваш браузер для правильного отображения этого сайта. Обновить мой браузер
«Технология «Double way» как инструмент педагога для развития детей в игровой деятельности»
Ведущий стажировки: Новгородцева Ольга Сергеевна, город Снежинск, МАДОУ «Детский сад комбинированного вида №13», старший воспитатель.
Участники стажировки: воспитатели, педагогические работники детских садов, не занимающие должность воспитателя (специалисты: инструкторы по физической культуре, учителя-логопеды, музыкальные руководители, заместители заведующего по УВР, старшие воспитатели и т.д.).
Даты проведения стажировки: 26.04, 29.04, 04.05.2022
E-mail: novgorodseva_olga@mail.ru
Город: Снежинск
Цель программы:
Задачи программы:
Бабюк Оксана Валерьевна, Удомля
Барышова Ирина Евгеньевна, Димитровград
Бирюкова Любовь Николаевна, Железногорск
Верховская Марина Олеговна, Заречный, Пензенская область
Глобчук Виктория Анатольевна, Саров
Гусева Марина Валериевна, Зеленогорск
Даулеткалиева Аида Жаукеновна, Озёрск
Исаичкина Екатерина Валерьевна, Удомля
Кащеева Татьяна Владимировна, Саров
Козабаранов Никита Сергеевич, Саров
Кондратьева Оксана Ивановна, Полярные Зори
Кошутина Анастасия Михайловна, Снежинск
Левашова Наталья Юрьевна, Озёрск
Маркелова Анна Александровна, Заречный, Пензенская область
Минаева Марина Сергеевна, Трёхгорный
Мухаметшина Диана Алексеевна, Лесной
Парфенова Наталья Михайловна, Саров
Рогачёва Татьяна Васильевна, Димитровград
Селиверстова Марина Андреевна, Заречный, Пензенская область
Соснина Оксана Владимировна, Заречный, Пензенская область
Тихонова Светлана Геннадьевна, Усолье-Сибирское
Трушнина Мария Викторовна, Заречный, Пензенская область
Тютина Алёна Викторовна, Новоуральск
Цыбань Ксения Александровна, Полярные Зори
Чернышёва Лариса Дмитриевна, Лесной
Тема стажировки: «Технология Дouble way как инструмент педагога для развития детей в игровой деятельности»
26, 29 апреля, 4 мая, город Снежинск Челябинской области.
Разрабатывая программу стажировки, я и не предполагала, что она станет стажировкой вызовов не только для стажеров, но и для меня. Современные реалии = современные подходы и методы, онлайн стажировка = онлайн взаимодействие как со стажерами, так и с детьми. Это ли не вызов?
Кто-то может предположить, что интерактивную стажировку провести легче, чем офлайн стажировку, но нет! Здесь тоже есть свои подводные камни, и в организации, и в проведении, и в содержании. Поэтому форма стажировки тоже не случайная – событийно-игровой марафон. 3 дня продуктивной, активной, самостоятельной и групповой, онлайн и офлайн работы, работы над общим продуктом и над собой – это ли не марафон? Это ли не вызов? Тогда…
На старт… внимание… МАРШ…
Чтобы лучше познакомиться со стажерами и узнать их ожидания, я предложила им заполнить анкету-знакомство. Результаты оказались очень неожиданными! 50% всех участников онлайн стажировки были воспитатели, а еще музыкальные руководители, инструкторы по физической культуре, логопеды, старшие воспитатели и методисты, преподаватели дополнительного образования. Очень обширная интересная аудитория. Стаж работы стажеров тоже различный, от 2 месяцев до 30+ лет. Впечатляет! Соответственно, и ожидания от стажировки обозначенные в начале, были очень разнообразными.
ТОП 8 самых популярных ожиданий:
Принимая во внимание то, что участники стажировки – это педагоги с разным пониманием детской игры, с разным профессиональным опытом, с различным опытом участия в мероприятиях и стажировках проекта «Школа Росатома», первым вызовом стало внесение корректировок в программу стажировки.
День первый.
Первый день стажировки проходил под девизом, он же хэштег дня — #МарафонПогружения и был посвящен ориентировке стажеров в понятийном поле, а также знакомству с детским садом и детьми, с которыми стажерам придется взаимодействовать.
Так как большинство педагогов позиционировали себя как «педагог играющий» или «играющий воспитатель», то и знакомство друг с другом прошло в форме игры, которую знают все с самого детства. Это помогло стажерам найти единомышленников и поделиться своими ожиданиями на предстоящую стажировку!
Одной из задач стажировки было формирование представления у стажеров о детской самодеятельной игре как основном виде деятельности в дошкольном детстве, посредством классификации игры Е.Е. Кравцовой (некоторые участники были не знакомы с данным подходом). Разбираясь в классификации игр по Е.Е. Кравцовой, стажеры проанализировали особенности разных видов игр и выделили ценность каждой из них в различных возрастных периодах, а также постарались оценить свою игровую позицию, отметили важность проживания каждого этапа игры, и необходимость изменения собственных взглядов на детскую самодеятельную игру. Чтобы закрепить полученную информацию практикой, педагоги отправились на виртуальную экскурсию по детскому саду «Родничок», которую для них провели ребята старших групп.
Вернувшись с экскурсии, стажеры постарались определить возраст детей и преобладающий вид игры в каждой группе, которую они посетили. Сделать это оказалось не так-то просто. Педагоги старались отметить, заметить «показательные», яркие моменты и признаки проживания детьми того или иного вида игры. Завязался спор, но, как известно, именно в споре рожается истина, поэтому обобщив полученные и имеющиеся знания, стажеры пришли к выводу, что что в жизни виды игр очень редко встречаются в чистом виде, чаще всего, они тесно переплетены или перетекают один в другой. Также наблюдательные педагоги не могли не обратить внимание на среду, среду благоприятную для развития того или иного вида игры. Поэтому следующим вызовом для стажеров оказался воркшоп – работа в группах по оценке РППС детского сада. В качестве инструмента для фиксации собственных наблюдений выступила виртуальная доска Padlet, с внесенными в нее критериями. Хочется отметить, что педагоги старались не только констатировать факт наличия тех или иных материалов в среде группы, но и выделить сильные и слабые стороны РППС групп. Сложность состояла в том, что экскурсия проходила онлайн и не все материалы были обнаружены стажерами, также, экскурсию проводили дети и показывали они только то, что интересно им. В качестве сильной стороны было отмечено, что для режиссерской игры в группе «Гномики» в достаточном количестве представлены тематические и игровые поля, мелкие фигурки животных, деревьев и т.д., а у «Пчелок» стажеры не заметили зеркало – предмет-помощник в образной игре и неоформленные материалы, зато в старшей группе стажеры увидели большое количество следов детской деятельности и детской документации. В процессе презентации командных продуктов наблюдалось личное отношение к происходящему и собственное понимание того, что значит «среда благоприятная для развития игры дошкольников». Стажеры отлично справились с заданием и, пока еще заочно, познакомились с ребятами, с которыми в дальнейшем им предстоит онлайн взаимодействие – реализовать игровое онлайн событие.
Погружаемся в тему глубже… Чтобы сформировать представления стажеров о технологии Дouble way и выделить её значимые эффекты для развития детей в игровой деятельности, была проведена короткая презентация основных идей опыта, основанная на противоречии: как сделать так, чтобы в образовательном процессе было достаточное количество времени для спонтанной самодеятельной игры ребенка, и в тоже время, решались образовательные задачи по всем пяти образовательным областям? Стажерам были представлены основные подходы технологии Дouble way, реализуемые ведущим стажировки, каждый из которых был раскрыт и предложен для использования в практике. Участники стажировки смогли увидеть и проанализировать деятельность педагога, владеющего данной технологией, выделить их сильные и слабые стороны, попробовать адаптировать их к своей работе. После просмотра, мы со стажёрами анализировали мою образовательную деятельность с детьми, и пришли к выводу, что сложно удерживать в голове задачи всех пяти образовательных областей, чтобы в подходящий момент вбросить их в игру, не разрушив её. Очередной вызов – как играть, не забывая про образовательные задачи, да еще и всё это в событийный онлайн формат уместить? С этим стажеры разбирались на стажерской пробе «Чистый лист» по составлению интерактивной карты-конструктора для помощи педагогу, чтобы быстро отбирать образовательные задачи, нестандартные проблемные ситуации, провокации и «вбрасывать» их в ход игры дошкольников, тем самым обогащая или провоцируя её на дальнейшее развитие. После презентации результатов групповой работы, стажерами сделан вывод, что вопросов пока ещё много, ответов ещё больше – это говорит о том, что все происходящее зацепило и заинтересовало. Споры и конструктивные диалоги заставили задуматься над тем, как можно применить технологию на практике, в своей профессиональной деятельности.
В завершении первого дня стажировки, участники получили домашнее задание – разделиться на группы и спроектировать игровое онлайн событие с детьми по технологии Дouble way для решения конкретной задачи (проблемы) и составить карту-конструктор по нему. Новый вызов! Класс! И в группе стажировки в социальной сети «ВКонтакте» разместить пост со своими впечатлениями о происходящем, используя хэштег дня.
День второй.
Второй день стажировки проходит под девизом, он же хэштег дня — #ЯСтажерЯтакВижу потому что у стажеров будет первая возможность провести собственные стажерские пробы, т.е. попробовать организовать и провести онлайн события для детей. Стажеры в процессе выполнения домашнего задания разделились на группы. Каждому педагогу предстояло сделать ответственный выбор: будет он пробовать себя с позиции «игрока» или с позиции «эксперта». Так у нас организовались 2 группы играющих педагогов и команда экспертов в составе 4 человек.
Работа началась с вопросов и обсуждений о том, какие особенности проведения онлайн событий, с кем и как мы будем проводить событие, кто должен определять тематику и нужно ли ее определять, или нужно «идти от детей»? Поддерживая инициативу стажеров, мы снова внесли корректировки в программу стажировки. Было принято решение начать работу с обсуждения актуальных вопросов. Стажеры предложили сначала презентовать результаты домашнего задания, а затем узнать особенности организации и проведения онлайн событий с детьми, чтобы в последствии внести корректировки в свои события. Каждая команда представила свою карту-конструктор по спроектированному событию, раскрыла замысел, озвучили задачи, которые они планируют решить.
У команды экспертов тоже было свое домашнее задание – составить экспертную карту, по который они смогли бы проанализировать событие, оценить его развивающий эффект, его сильные и слабые стороны, возможно, оценить действия стажеров внутри стажерской пробы. Педагоги справились на «отлично»! Они обозначили действительно важные критерии, например, культура общения педагога на платформе для проведения видеоконференций, маркеры игрового поведения дошкольников, характеризующие актуальный вид игры, позиция и действия взрослого, направленные на поддержку игры и др. После презентации домашнего задания, стажерами было предложено опробовать игровые события сначала на себе – на своих коллегах. Стажерская проба «Эскизы будущих онлайн событий».
1,2,3 и вот мы уже не педагоги, а дошкольники, активно проживающие образную игру, отправившиеся в лес разбудить медведя для того, чтобы узнавать – сосет ли он лапу зимой. Интересно? Не то слово! 3,2,1 и мы подготовишки, сконструировавшие ракету для экспедиции в космос, чтобы отвести марсианам семена растений с Земли. Ну как? Впечатляет? Нас – очень!
Затем последовал долгий самоанализ, признание собственных ошибок, обнаружение дефицитов в понятийной и практической базе по организации и проведению онлайн событий и очень качественный и глубокий экспертный анализ каждого события, переросший в групповую работу по составлению чек-листа «Инструментарий педагога для подготовки и проведения игровой онлайн практики с детьми». «Ничего не забыть!!! Нужно записать все!!!», говорили педагоги, работая над своим чек-листом. Главный вывод, который сделали все стажеры единогласно, что очень интересно наблюдать за игрой со стороны, замечаешь много того, на что в процессе не обращаешь внимания.
И вот, в конце второго дня стажировки, прозвучал долгожданный закономерный вопрос – «Где (на каких детях) будем проводить свои онлайн события?» Тишина… у каждой команды есть возможность сделать еще один ответственный выбор – провести событие с детьми в детском саду, в котором стажеры реализуют свою педагогическую деятельность и представить видео отчет, либо с детьми в детском саду ведущего стажировки. Наверное, это самый главный вызов для стажеров и для меня, как руководителя стажировки за все время.
Решение принято, играем в «Родничке»!!! В завершении второго дня стажировки, домашним заданием стало – подготовиться к игровому онлайн событию с детьми по технологии Дouble way. И в группе в социальной сети «ВКонтакте» разместить пост-впечатление, используя хэштег дня.
День третий.
#НаФинишнойПрямой
Финальный день стажировки направлен на реализацию игрового взаимодействия в группах детского сада. Каждый стажер попробовал себя в двух позициях — «играющего педагога» и «эксперта». Педагоги старались применить на практике новую технологию, методы и приёмы для развития дошкольников в игровой деятельности на культурном содержании пяти образовательных областей, принимали на себя роли, наблюдали, демонстрировали своё педагогическое мастерство и умение поддержать детскую инициативу, постарались создать условия для свободного выбора детьми деятельности, игровых материалов. Воспитанники «Родничка» с удовольствием поддерживали и подхватывали все идеи, провокации, предложения стажеров и играли с ними. Каждый стажер внёс свой вклад в общий продукт.
По мнению самих стажеров, игровые события получились! Опыт проведения онлайн взаимодействия с детьми получен! В рамках рефлексии «Свободный микрофон» педагоги делились своими впечатлениями, наблюдениями, конструктивными предложениями и замечаниями так же с двух позиций — «играющего педагога» и «эксперта», демонстрировали своё отношение к полученному в рамках стажировки опыту и высокий уровень мотивированности к применению его в своей профессиональной деятельности и для личностного развития.
Проведя анализ ожиданий и результатов стажировки, пришли к выводу, что у педагогов произошли профессиональные и личностные изменения, появилось желание внести технологию в свою практику. Ожидания, с которыми стажеры пришли на стажировку, полностью оправдались, некоторые стажеры отметили, что получили больший результат, чем ожидали, отзывы педагогов содержат планы на будущее: трансляция полученного опыта в своих детских садах, дальнейшее профессиональное развитие, также все стажеры отметили положительный эмоциональный фон стажировки и возможности для профессионального общения и обмена опытом. Все, кто дошли до финиша – настоящие чемпионы!
С уважением, автор и ведущий стажировки Ольга Сергеевна Новгородцева