Ваш браузер устарел!

Обновите ваш браузер для правильного отображения этого сайта. Обновить мой браузер

«Включи в игру региональный компонент!»

«Включи в игру региональный компонент!»

Ведущий стажировки: Лебедева Нина Игоревна, г.Железногорск, МБДОУ № 37 «Теремок», старший воспитатель.

Участники стажировки: педагоги дошкольного образования.

Даты проведения стажировки: 8.05, 11.05, 13.05 2022 г.

E-mail: vospitatel37teremok@bk.ru

Город: Железногорск, Красноярский край

Цель программы: Развитие готовности педагогов- дошкольников к реализации регионального компонента программы через игру в цифровом формате.

Задачи программы:

  • средствами дистанционного онлайн взаимодействия создать условия для приобретения опыта организации игровой и образовательной деятельности по технологии программы «Вдохновения»;
  • погрузить стажёров в практическую деятельность по планированию и организации игры с региональной тематикой и разработать составляющие регионального компонента в ДОУ на основе Примерной программы воспитания;
  • сформировать кейсы игр с региональной тематикой, способствующих развитию дошкольников в игровой деятельности на культурном содержании пяти образовательных областей;
  • организовать педагогическое наблюдение и провести рефлексивные мероприятия участников стажировки;
  • создать атмосферу вдохновения и культурного удивления для участников стажировки;
  • выйти за пределы детского сада, включить в деятельность родителей и соц.партнеров.
Программа мероприятий стажировки
Программа стажировки
https://vk.com/club211660351

Участники стажировки

Балашова Ольга Михайловна, Нововоронеж

Белобородова Надежда Каюмовна, Усолье-Сибирское

Бредихина Раиса Константиновна, Нововоронеж

Герасько Наталья Петровна, Железногорск

Гринева Евгения Валерьевна, Железногорск

Ерусланова Елена Анатольевна, Новоуральск

Зайцева Надежда Александровна, Димитровград

Иванова Марина Михайловна, Нововоронеж

Ковырзина Юлия Александровна, Железногорск

Корнеева Анжела Витальевна, Железногорск

Леонтьева Наталья Евгеньевна, Заречный ПО

Лопачук Ольга Николаевна, Железногорск

Лосева Ирина Викторовна, Саров

Пасько Ирина Ливериевна, Железногорск

Протченко Наталия Анатольевна, Новоуральск

Романова Марина Михайловна, Нововоронеж

Рудакова Евгения Александровна, Усолье-Сибирское

Рунина Татьяна Ивановна, Новоуральск

Рыльских Полина Анатольевна, Новоуральск

Рязанова Неля Александровна, Нововоронеж

Сычева Елена Викторовна, Новоуральск

Туракова Светлана Олеговна, Железногорск

Углова Александра Викторовна, Заречный СО

Юхта Ирина Владимировна, Железногорск

Яценко Ирина Алексеевна, Железногорск

Анализ стажировки

Жила-была воспитатель Лебедева Нина Игоревна, жила она в «Теремке», детском саду города Железногорска Красноярского края. И вот, 8, 11 и 13 мая 2022 года провела стажировку: «Включи в игру региональный компонент!». Стажировка та была специально для педагогов-дошкольников разработана, и тема её отвечала веяниям времени. Стажировка волшебной оказалась: в режиме онлайн собралось 25 человек из 8 городов. А славные эти города эти обитают в проекте «Школа Росатома» и нарекаются: Заречный Свердловской области, Заречный Пензенской области, Новоуральск, Усолье-Сибирское, Димитровград, Железногорск, Саров, Нововоронеж.

Кого только не было на этом событии! Помогала ведущей могучая команда педагогов МБДОУ № 37 «Теремок»: Ковырзина Ю.А., Корнеева А.В., Юхта И.В., Доброходская Е.А., Малетина А.Г., Герасько Н.П. Стажеров наблюдала зоркая команда экспертов: Грищенко Т.А., к.п.н, тифлопедагог МБДОУ № 37 «Теремок» г.Железногорск; Карасикова И.Л., этномузыкант, руководитель фольклорно-этнографической студии «ТаланЪ» городского Дворца культуры, г.Железногорск;  Захарова К.В., магистрант КГПУ им. В.П.Астафьева, г.Красноярск; Венина Н.С., музыкальный руководитель МБДОУ № 37 «Теремок», г. Железногорск.

Задала нам жизнь загадку: разгадай, мол, что такое региональный компонент во всём его многообразии? Началась наша стажировка накануне Дня Победы. Почему бы не спеть песню, записанную в Красноярском крае, со всеми? И спели! «Под окошком вишня…» С этой песни началось погружение. «Машина времени: традиции и современность».Открылась наша стажировка приветствием муниципального координатора проекта «Школа Росатома» в Железногорске Елены Антоновны Карягиной и заведующего МБДОУ № 37 «Теремок» Юлии Владимировны Минеевой.

Страшно было Нине Игоревне, но глаза пугают, а руки делают. И потек наш эфир, словно реченька. Есть у нас на стажировке место заповедное – группа в социальной сети «ВКонтакте», там обитает информационное поле стажировки. Сначала полагается познакомиться. На Параде регионов все участники представили свои города и свои федеральные округа. А уж от регионов мы перешли к знакомству с группой стажеров, общая характеристика которых сформировалась по результатам предварительного анкетирования.

Познакомились, пора и с планами определиться. Рассказала им ведущая стажировки о планах и об особенных позициях, которым нужно было следовать стажерам. Признаться, сомнения брали автора стажировки, когда позиции придумались. Но так можно более содержательно рассмотреть региональный компонент и его внедрение в практику детского сада, решила рискнуть!

А для начала разговора Нина Игоревна присказку рассказала под названием «Внедрение регионального компонента в жизнь детского сада через игру и проектную деятельность, затрагивающую 5 образовательных областей развития ребёнка». И узнали стажеры, что изменилось законодательство и появилась Примерная программа воспитания для образовательных организаций, реализующих программы дошкольного воспитания, и включает она в себя патриотическое направление воспитания, социальное, познавательное, физическое и оздоровительное, трудовое, этико-эстетическое направления воспитания. И вообще, год 2022 объявлен годом народного искусства и нематериального культурного наследия народов России.

На стажировке автору пришлось и себя показать, познакомить стажеров со своим опытом проектирования и реализации игрового проекта «Сибирская избушка». Увидели наши стажеры, как естественным образом можно завести игру с региональным компонентом в группу. Как можно, основываясь на периодизации игровой деятельности по Е.Е. Кравцовой осуществить создание условий для развития ребенка в данной игре. А игры появились уникальные: игра сюжетно-ролевая («Хозяюшки избы», «Рыбак на Енисее», «Сибирские охотники за кабанами», «Автопробег по Сибири»), с правилами (народные игры детей сибирского региона, самостоятельно придуманные игры «Кошки за мышатами» (с сосновыми шишками), «Танцы с платками»), режиссерская «Бабушки и внучки», «Кошки убегают от медведей», «Железногорский зоопарк», словесное фантазирование (придумывание сказок). Все пять образовательных областей, предложенных ФГОС, вместила в себя «Сибирская избушка».

Настало время утреннего круга. На круге-то мы и узнали: Что знают на тему стажировки наши стажеры? Что хотят узнать? И как узнают? А для более качественного общения сначала поработали в подгруппах. Время прошло, и мы встретились на общем круге, поделились результатами. Очень порадовало ведущего стажировки, что получилось предугадать пожелания стажеров, предусмотрев это в программе стажировки. Домашним заданием было условие – познакомиться с материалами утреннего круга и подготовить свой для прямого эфира.

Утро настало, солнышко встало, а у нас начался второй день«Машина времени в группе и в семье». А для настроения спели мы вместе игровую песенку «Летели две птички». Надо сказать, что Нина Игоревна каждый эфир решила выходить в разных комплектах традиционной одежды конца 19-начала 20 века Енисейской губернии. Сегодня это было платье-холодай. Рассказала ведущая про костюм, ответила на вопросы про него, а тут у нас гости появились. Это дети из группы «Божья коровка» к нам в гости пожаловали и вопросы стажерам про их города задавали. Увлекательная получилась беседа, вместе с тем, и трудные вопросы стояли перед всеми. Как завести разговор про регион на понятном для детей языке? Как утренний круг включить в уклад группы детского сада? Как выстроить диалог взрослых и детей в онлайн? Как утренний круг может дать толчок к развитию игры на региональную тематику?

Не успели обсудить, а у нас новые гости, дети из Димитровграда и Надежда Александровна Зайцева пригласили нас на утренний круг. Ах, как много для игры может дать обыкновенная божья коровка! Реальная проба позволила всем обсудить увиденное, да не просто, а через призму своих ролевых позиций.

Кто ищет, тот находит. Вот и наши «внутренние эксперты» нашли, что это интересная форма для старта игры, для передачи культурного опыта игры, позволяет включать сюрпризные моменты и провокации, учитывать индивидуальность каждого ребёнка, что соответствует современным требованиям к качеству образования. Удивило автора стажировки то, что предполагалась работа подгрупп одной за другой, то есть у стажеров из других ролевых позиций была возможность отдохнуть, но они полным составом участвовали во всех обсуждениях.

«Практики» актуализировали основные составляющие утреннего круга, возможности проблематизации как от педагога, так и от детей. Табличку с тремя вопросами лучше заполнять поэтапно, в течение дня или в ходе нескольких кругов. Важно создать условия для деятельности после круга. Включать семью, показывать результаты обсуждения родителям. Обсудили, какие игры могли бы получиться из показанного утреннего круга с учетом возраста детей, их оказалось не менее пяти.

Самое сложное обсуждение игры с региональным компонентом получилось у группы «учёных», и это не удивительно. Обратились к «Закону от образовании», «Конвенции о правах ребёнка», ФГОС, культурно-исторической теории Л.С. Выготского, трудам Д.Б. Эльконина. Шли мы шли, и пришли к перекрестку регионального компонента, на котором встретились не только педагогика и психология, но и антропология, филология, этнография, этнология, музыковедение, культурология, геология, география, история.  

«Матушка, родная, дай воды напиться…». Воды знания и создания условий непосредственного участия ребенка в собственном образовании. Как без родителей играть с детьми в игру с региональным компонентом? Она требует очень большого смыслового наполнения. Родители обозначили свои потребности и возможности. Обозначили, пути общения с ними и «объемы родительской нагрузки» от детского сада.

Поговорили мы вдоволь, а напоследок в кузовок положили домашнее задание: создаем фотобанк и кейсы региональных игр, развлечений и достопримечательностей. Пробуем игровую провокацию в любом центре детской активности. Готовим региональные детские частушки на завтрашний парад регионов. Закончили день колыбельной от ведущей стажировки. А вечером ждал наших стажеров информационный пир на весь мир: вебинар «Этнография детства» от эксперта стажировки, фольклориста Ирины Карасиковой.

Заря занималась, третий день начинала. «Машина времени: маршрут в будущее». Встретились стажеры на Параде регионов с частушками, да с балалайкой. Ну а после веселия, за дело принялись. В гости пошли к детям группы «Бабочки» из города Железногорска. И увидели игровую провокацию, которая переросла в самодеятельную игру. Возник у нас спор о применении неоформленного материала и игрушки для старта игры. Интересная дискуссия переросла в «шитье лоскутного одеяла», мы систематизировали итоги работы на стажировке и ответили на свой вопрос, поставленный в первый день: «Из чего состоит региональный компонент и как его применить в игре?».

В заключении стажировки взяли слово наши эксперты. Отметили включенность участников стажировки, значимость регионального компонента в воспитании личности ребёнка, пожелали внедрить то, что узнали на стажировке и применять в любое время.

Еще много золотых слов сказали и эксперты, и участники, что записано в волшебной книге отзывов. Вот и сказке конец, кто читал отчет, кто участвовал в событиях стажировки, проектировал и провел ее, кто дал такую возможность – молодцы! Я там была, радость жизни пила, по косам текло и в рот попало!

С уважением, автор и ведущий стажировки Нина Игоревна Лебедева

Фотоальбом стажировки

Видеоматериалы со стажировки

Отзывы о стажировке

Отзывы

Полезные материалы

Анализ утреннего круга
Дневник стажировки Рунина ТИ, Рыльских ПА, Протченко НА
Из чего состоит региональный компонент
Установочная презентация ведущего стажировки
Оценка стажировки участниками
Оценка стажировки экспертами