Ваш браузер устарел!

Обновите ваш браузер для правильного отображения этого сайта. Обновить мой браузер

«Организация школьной телестудии как эффективной воспитательной среды на принципах индивидуализации»

«Организация школьной телестудии как эффективной воспитательной среды на принципах индивидуализации»

Ведущий стажировки: Максимова Светлана Александровна, г. Лесной, МАОУ «Лицей», учитель

Участники стажировки: учителя основной и старшей школы, руководители школьных медиа, преподаватели дополнительного образования и другие заинтересованные педагоги

Даты проведения стажировки: 04.04, 05.04., 07.04.2022 (06.04 – день самостоятельной работы стажеров, в конце каждого дня также предусмотрены часы для самостоятельной работы)

E-mail: swetik33@mail.ru

Город: Лесной

Цель программы: организация деятельности для развития у стажеров способности проектировать и реализовывать возможности воспитательной среды школьного детского объединения, применяя медиатехнологию и технологию наставничества как эффективные воспитательные технологии.

Задачи программы:

  • распространить опыт создания и функционирования (работы) школьной телестудии МАОУ «Лицей»;
  • сформировать у стажеров представление об основных принципах воспитательной работы в студии, о воспитательном потенциале медиатехнологии и технологии наставничества;
  • вовлечь стажеров в деятельность по разработке воспитательного события с использованием этих технологий;
  • организовать проведение стажерских проб, в том числе со студийцами и учащимися МАОУ «Лицей» (при желании стажеры могут вовлечь и своих учащихся);
  • организовать внешнюю экспертизу работы стажеров и рефлексию.
Программа мероприятий стажировки
Программа стажировки
https://vk.com/club210818023

Участники стажировки

Список стажеровМаксимоваЛесной

Муромцева Ольга Александровна, Балаково

Дрёмова Инна Владимировна, Курчатов

Гатеж Марина Андреевна, Удомля

Понамарева Надежда Петровна, Озерск

Тимофеева Мария Валерьевна, Димитровград

Касимова Софья Ахматовна, Глазов

Пальчикова Татьяна Сергеевна, Нововоронеж

Пьячев Артем Владимирович, Лесной

Васильева Елена Николаевна, Лесной

Бянкина Ирина Олеговна, Лесной

Сундеева Юлия Валерьевна, Зеленогорск

Шамина Галина Ивановна, Нововоронеж

Анализ стажировки

Начну с самого главного. Стажировка для меня стала самопроверкой и рефлексией за 8 лет моей работы в студии детского телевидения лицея. Спасибо «Школе Росатома» за это)

День 1. «Вино из одуванчиков». Стажировка началась со знакомства. Мне хотелось с самого первого момента узнать своих стажеров. Если я смогу увидеть не всех, то хотя бы узнаю чуть больше о них с помощью  доски «Падлет» и быстрых свиданий, о которых знают все, кто хоть раз смотрел американские фильмы.  Так мы и познакомились. Имея возможность задать вопрос каждому участнику стажировки, мои стажеры воспользовались этим. Отмечу, что навыки работы с доской у всех были разные, поэтому все секреты друг друга нам выведать не удалось. Тем не менее, по признанию стажеров, им понравился и  инструмент, и форма знакомства.

Сразу после знакомства случилось понятийное погружение, чтобы можно было двигаться дальше с четким пониманием того, что такое медиатехнология и медиапродукты, а также воспитательное событие и способы отношений. Отмечу, что многие понятия стали новыми для участников стажировки. Если с медиатехнологией как понятием, близким к информации, удалось разобраться сразу, то воспитательное событие и способы отношений выявили больше дефицитов. Для стажеров оказалось сложным сформулировать отличия события от мероприятия, впрочем, это сыграло мне на руку, ведь сразу после понятийного погружения последовала презентационная часть воспитательного события для студийцев.

 Ребята получили задание за 2 часа до начала стажировки. В задании, на которое им давалось всего 3,5 часа, устанавливались три фронта работ: провести онлайн-экскурсию для стажеров, подготовить медиапродукты для пресс-центра «Большой перемены», а также снять сюжет о работе студийцев в эти 3,5 часа. Количество студийцев, принимающих участие в событии, — 15 человек. Ребята были рады такому погружению в работу, о чем высказались в рефлексии после события: «Работа целой командой студии напомнила о былых временах. Мы наконец увидели, кто чем занимается) Вообще первый день стажировки принёс, конечно, только положительные эмоции. Спасибо». Былые времена – это времена до пандемии. Почти 2 года у нас не было возможности собираться очно всей студией из-за ограничений. Дважды благодарна стажировке за это.

В течение 30 минут стажеры увидели и онлайн-экскурсию по новому помещению студии, и медиапродукты, которые создали студийцы (5!). Задание было выполнено, но важнее было другое.

Со стажерами перешли к следующему этапу – входной экспертизе воспитательного события. Они узнали обо всех ключевых моментах события и должны были выделить ведущие способы отношений, назвать воспитательные технологии, которые «работали» на это событие. Важно было увидеть воспитательные эффекты – с этим стажеры справились великолепно.

После кофе-паузы стажеры вновь встретились с ребятами (их было уже меньше, так как ребята разошлись по другим кружкам и секциям), но это им не помешало принять участие в «Аквариуме».  В этот раз «Аевариум» был рефлексивным. Ребята сами выбрали темы, которые хотели обсудить. С одной стороны, они представляли некую модель студии, с другой стороны, рефлексировали по поводу события, которое произошло. Стажерам очень понравился такой формат рефлексии.

А после «Аквариума» участники стажировки прошли небольшой мастер-класс по работе в «Канве». Уж раз говорим о медиапродуктах, то обойти стороной этот ресурс нельзя. Как же часто я его использую! И афиши, и презентации, и инфографика, и приглашения на бал… Мастер-класс проводила студийка Маша. Даже те, кто уже был знаком с этой онлайн-платформой, отметили, что узнали на МК новое для себя.

Послевкусием стало создание своего медиапродукта. Времени на его создание было совсем немного – и сделано это было специально, ведь мне хотелось, чтобы стажеры вышли из зоны комфорта. Удалось ли это им? И то, и другое – да) Многие в листе самостоятельной работы писали, что для создания медиапродукта было мало времени. Хорошо… — подумала я. – Будет вам времени больше!

День закончился рефлексией «Вино из одуванчиков». Выяснили, что продукт данный создается на базе трех продуктов: цветов одуванчика, лимонов и пряных трав. А сам он, по мысли Брэдбери, «пойманное и закупоренное в бутылке лето». Стажеры получили задание – создать такой медиапродукт, который будет состоять из 3 ингредиентов (воспитательное событие, способы отношений, медиатехнология) и закупорит вкус первого дня стажировки.

Вуаля!

День 2. «Вересковый мёд».

Второй день мы начали с «Антирефлексии». Конечно, название условное. Я предложила стажерам подумать, какие недочеты были допущены в их воспитании.  Непростой вопрос и грустные ответы, которые открыли дефициты из детства: неумение приспосабливаться к реальному миру, эмоциональную нестабильность, неуверенность в себе, нетерпимость, проблемы в межличностном общении и т.д. Этот серьезный этап обозначил нам 2 важных факта: значимость воспитания и его влияния на всю последующую жизнь человека, а также необходимость работы с этими дефицитами и с современными детьми. Казалось бы, смотрели назад (в прошлое), а оказались впереди (в будущем)!

Знакомство с технологией наставничества прошла также в онлайн-режиме. Старшие студийцы за час до второго дня стажировки получили задание подготовить мастер-класс для наших новичков, распределились по парам (опытный — новичок), подготовились и продемонстрировали стажерам опыт наставничества. Наша студия использует технологию наставничества довольно часто, это возможно и в условиях пандемии. Стажеры остались в приятном удивлении от наставников-студийцев, и мы перешли к рефлексии по поводу этой технологии. Как и раньше, вид рефлексии – медиапродукт. Какой воспитательный эффект дает наставничество в детской группе? Стажеры увидели много разных эффектов – они работали в группе, имели больше времени для этого, медиапродукты получились более полными и глубокими.

Обозначить проблемную воспитательную ситуацию решила с помощью двух облаков слов на темы «Что надо воспитывать?», «Чем надо пользоваться?». До начала стажировки, в ее подготовительный период, стажеры проходили опрос, в котором как раз и были такие вопросы. В ответах стажеров на первый вопрос звучали чаще всего «уважение», «патриотизм», «активность», «толерантность», «ответственность», «неконфликтность», «доброжелательность», «уверенность в себе». Поговорили о том, как эти варианты связаны с вариантами по «Антирефлексии». Нашлось много общего. А вот с ответом на второй вопрос было не так всё просто. Чем пользуетесь, когда воспитываете? Личным примером. Таков был самый распространенный ответ. Действительно, чем пользоваться? Но мы уже ответили на этот вопрос не единожды! Воспитательными технологиями! Создавать воспитательные события, не только отслеживать, но и проектировать способы отношений!

Найдя ответ на самый проблемный вопрос стажировки, перешли к рецепту воспитательного события. «Вересковый мёд» — так я назвала этот этап. Напиток из вереска, забытый давным-давно, по Стивенсону, — символ воспитательного события. Вместе со стажерами мы «вспоминали» этапы организации воспитательного события.

После того, как были расставлены все точки над i, стажеры погрузились в опыт разработки своего воспитательного события. Это была групповая работа, и была обозначена форма работы – «Вертушка», но в ходе работы одна из групп не смогла объединиться, поэтому стажеры продолжили работу в своей группе без передвижения. Возможно, это даже было лучшим вариантом. Сказать точно сложно. В любом случае на этапе предъявления своих первичных идей стало понятно, что группы поработали качественно!

Всего было представлено два замысла. Работа  в группах шла над несколькими этапами подготовки воспитательного события: идея от детей (как актуализировать потребности ребят?) – роли в командной работе – подготовка среды (предметная? Идейная?) – ход события .

После этого состоялась «Примерка»: стажеры рассказали о своих идеях  (которых было больше двух) студийцам, получив обратную связь. Участникам стажировки очень понравился этот этап.

Следующий этап – разработка экспертного листа, который позволит проанализировать будущие воспитательные события. По отзывам стажеров, это был один из самых сложных этапов. Размышляли, что вообще можно увидеть и измерить.  Экспертный лист дополнялся и на следующий день стажировки.

Рефлексия второго дня была зашита в слова «Если бы я…», стажерам было предложено поразмышлять о дефицитах, которые они обнаружили на стажировке, о «темных», непонятных местах стажировки… К сожалению, данная рефлексия оказалась не слишком информативной. Если стажеры и писали о дефиците, то только о времени.

Зато в листе самостоятельной работы стажеры  отметили, что второй день получился насыщенный, информативный, «мозги начали шевелиться», «полное погружение в стжировку».

Следующий за этим день был днем самостоятельной работы стажеров. Они работали в группах в выбранных онлайн-ресурсах.

День 3. «Ананасы в шампанском». Заключительный день стажировки – праздничный день, но несет в себе важные стажерские пробы. Самый первый этап третьего дня – облегченный «Аквариум» для групп, где они уже более подробно рассказали о своих воспитательных событиях. Надо сказать, что к тому времени оба события уже получили свое развитие и подходили к самой смотрибельной точке. После дня самостоятельной работы у одной из групп совершенно поменялась идея, что стало большой новостью для стажеров.

После «Аквариума» стажерские пробы продолжились. Здесь в работу вступили ребята (учащиеся 7 класса лицея г. Лесной и участники вожатского объединения г. Димитровград), которые продемонстрировали результаты своей работы и приняли участие в предусмотренной стажерами рефлексии. Это был позитивный опыт для ребят и для стажеров.

После этого, конечно же, группы ушли на экспертизу воспитательных событий друг друга. Дополненный экспертный лист помог им качественно выполнить анализ событий. После групповой работы стажеры смогли предъявить результаты экспертизы всем участникам. Благодаря этому этапу удалось найти проблемные места в событиях, инициированных стажерами, обдуманы варианты смягчения/избежания рисков.

Работу сделали – можем отдыхать? Нет, конечно, работа продолжается. «Ананасы в шампанском»  в деле. По И.Северянину, это «удивительно вкусно, искристо и остро». Как оставаться в профессии долгое время и не выгорать, как воспринимать жизнь в ее яркости и свежести? Секретами делились во время последней рефлексии. На доске «Падлет» (карта) находили точки своих городов и писали уникальные секреты, как сделать вкус нашей профессиональной жизни искристым и острым)

Вот и пришла пора закрывать стажировку. План мероприятий стажировки выполнен, погружение, по словам стажеров, произошло, отзывы написаны… А расставаться не хочется. Ведь стажировка – это маленькая жизнь.

PS// Горжусь своими студийцами.

Фотоальбом стажировки

Видеоматериалы со стажировки

Отзывы о стажировке

Отзыв Пальчикова Т.С. Нововоронеж
ОТЗЫВ Дрёмова И.В. Курчатов
Отзыв Муромцева О.А. Балаково
Отзыв от Бянкиной И.О. Лесной
отзыв Понамарева Н.П. Озерск
Отзыв Пьячев А.В. Лесной
отзыв Сундеева Ю. В. Зеленогорск
ОТЗЫВ Тимофеева М.В. Димитровград
отзыв Васильева Лесной
Отзыв. Касимова С. А. г. Глазов