Обновите ваш браузер для правильного отображения этого сайта. Обновить мой браузер
«Технологии запуска и обогащения игры «Выбираю, делаю, играю»
Ведущий стажировки: Коркина Евгения Сергеевна, г. Снежинск, МАДОУ Снежинского городского округа детский сад комбинированного вида № 12, воспитатель.
Участники стажировки: воспитатели дошкольных образовательных учреждений.
Даты проведения стажировки: 18.04, 20.04, 25.04.2022
E-mail: evgeniakorkina@mail.ru
Город: Снежинск
Цель программы: Организовать деятельность стажеров по освоению технологии, обеспечивающей разви-тие дошкольников в игровой деятельности на культурном содержании пяти образовательных областей.
Задачи программы:
Астраускене Марина Александровна, Железногорск
Ахмадеева Ксения Юрьевна, Лесной
Богданова Екатерина Алексеевна, Железногорск
Волкова Наталья Петровна, Глазов
Гришакина Юлия Федоровна, Саров
Дьячкова Ольга Викторовна, Десногорск
Зайцева Ольга Николаевна, Озерск
Зенькова Марина Андреевна, Железногорск
Золотарева Полина Петровна, Димитровград
Иванова Светлана Валентиновна, Саров
Каминская Вера Валентиновна, Полярные Зори
Колоколова Татьяна Станиславовна, Курчатов
Кононова Татьяна Викторовна, Железногорск
Минина Ольга Вячеславовна, Усолье-Сибирское
Немчанова Евгения Игоревна, Волгодонск
Нестерова Галина Александровна, Зеленогорск
Опалева Анастасия Анатольевна, Новоуральск
Пророченко Марина Анатольевна, Усолье-Сибирское
Степанюк Ольга Ивановна, Саров
Сухорукова Юлия Алексеевна, Саров
Федоткина Александра Юрьевна, Железногорск
Херенская Светлана Александровна, Заречный Пензенская область
Чувашова Наталья Юрьевна, Заречный Свердловская область
Шамина Татьяна Сергеевна, Балаково
Шипилова Галина Ивановна, Нововоронеж
Щепитина Мария Евгеньевна, Саров
Тема стажировки: «Технология запуска и обогащения игры «Выбираю, делаю, играю»
18, 20, 25 апреля 2022 года, город Снежинск, Челябинская область.
В стажировке приняли участие26 стажеров: воспитатели, старшие воспитатели, заместители заведующего сетевых и несетевых детских садов, а также дети (от ясельной (!) до подготовительной группы) из 16 городов-участников проекта «Школа Росатома».
Принимая во внимание, что на стажировку придут педагоги с разным пониманием детской игры, до начала стажировки мы предложили участникам прочитать книгу «Разбуди в ребёнке волшебника» и ознакомиться с классификацией игры Е.Е. Кравцовой.
Если театр начинается с вешалки, то любая стажировка – со знакомства с местом, где она проходит. Наша стажировка началась с виртуальной экскурсии по городу Снежинску и детскому саду «Звёздочка», которую провели наши дети.
Первый день стажировки прошел под лозунгом «Зачем? и что для этого нужно?». Совместно работая в сессионных залах, участники погрузились в понятийное поле и нашли связь субъектности, произвольности, инициативности, самостоятельности и свободной игры; решали дилемму «Руководство или сопровождение игры?». Разобравшись в проблематике развития детской игры, мы плавно перешли к сути технологии. Содержательная часть не заняла много времени. Ведь видео каждого этапа стажировки ожидало стажёров во второй день…
Чтобы успешно реализовать технологию, нужно создать условия… Наши команды стажеров совместно работали теперь уже над критериями оценки среды для развития игровой деятельности детей. Причем стажерам была предоставлена возможность переосмыслить не только опыт создания условий для запуска, обогащения и поддержания игровой деятельности детей (как для образной, так и для сюжетно-ролевой), но и увидеть насыщение этой деятельности культурным содержанием пяти образовательных областей.
Далее стажерам предстояло продумать варианты экранов выбора детьми деятельности и насыщение центров активности культурным содержанием пяти образовательных областей. Под какую тему игры? Участники договорились и выбрали тему самостоятельно – ей оказалась тема Космоса.
Второй день стажировки имел лозунг «Мы знаем, что для этого нужно!» и начался с представления стажерами коллективно разработанных примеров наполнения центров активности на культурном содержании пяти образовательных областей под выбранную тему. Каждая группа участников представляла один из центров активности: центр творчества, центр математики и манипулятивных игр, центр грамоты и письма, центр науки, центр строительства, центр сюжетно-ролевой игры. Обсуждения, взаимодополнения, споры. И на данной ступени было важно не отойти от задачи оснащения центров активности, содержимое которых провоцировало бы детей на создание атрибутов для игры и на саму сюжетно-ролевую игру.
Также участники стажировки выкладывали в группу в социальной сети «ВКонтакте» экраны выборов, которые они используют в своём детском саду. Получилась целая ярмарка экранов выборов!
Далее стажерам были представлены видеофрагменты каждого этапа технологии, после просмотра которых шло активное обсуждение. Появлялись вопросы: А что, если ребёнок не захочет играть в ту игру, которая выбрана большинством детей? А если ребёнку не хватит места в том центре, в котором он хочет находиться? Нужно ли ребёнку ждать других детей, чтобы начать сюжетно-ролевую игру?. Большое количество вопросов показало неподдельный интерес участников к технологии. Также стажёры заполняли ресурсную карту технологии, где нужно было фиксировать деятельность детей и деятельность педагога на каждом этапе технологии.
По окончании второго дня были спроектированы стажерские пробы: участники должны были отснять по выбору один из этапов технологии «Выбираю, делаю, играю» с детьми из своего детского сада. На работу было отведено 2 дня.
Коллеги активно приняли участие в стажерских пробах. Мы не ожидали, что будет такая высокая активность при проведении стажерских проб. Участники стажировки проявили характер, смело приняли вызов и с успехом выполнили поставленную перед ними задачу. Было интересно смотреть и даже хотелось увидеть продолжение!
В третий день обсуждались стажерские пробы и тонкости технологии. Большинство стажеров для съёмок выбрали этап выбора детьми темы игры и её обсуждения. И здесь мы много говорили о тематике игр детей, о том, что порой темы появляются из агрессивного контента компьютерных игр и мультфильмов. Что делать? Коллеги предложили много вариантов, но сошлись на том, что детские страхи «нужно отыграть».
Педагоги, работающие на одной группе детского сада №37 «Теремок» из Железногорска, отсняли все этапы технологии, и у них получилось! И это еще раз говорит о том, что технология больше подходит для детей старшего и подготовительного возраста.
Многие участники гибко подошли к реализации технологии, внося свои приёмы. И это было грамотно, профессионально! Были участники, которые попытались реализовать технологию с детьми младшей группы, не учтя ведущий вид игры в соответствии с возрастом. Естественно, младшим детям было трудно договариваться об игре. Да и ожидать ролевого взаимодействия и развития сюжета от малышей не приходилось.
Вопросов было много. Как часто можно использовать технологию? Нужно ли говорить детям, что мы выбираем тему именно сюжетно-ролевой игры? Куда деваются атрибуты, сделанные детьми? Какие образовательные задачи удалось решить посредством технологии? Пишется ли в плане тема игры? Есть ли временные рамки у технологии?
О каком бы аспекте технологии мы не говорили на стажировке, все время наталкивались на вопрос, — что должен предпринимать педагог, чтобы запустить и обогатить свободную игру ребёнка? Чтобы полно ответить на этот вопрос, стажеры отправились в сессионные залы для совместных обсуждений. Разработанные критерии оценки деятельности педагога по технологии «Выбираю, делаю, играю» были представлены стажерами в общем зале.
В последний день всегда обобщаются полученные знания и умения. Вот и наши участники стажировки создали ментальные карты полученного стажерского опыта освоения технологии «Выбираю, делаю, играю». Ментальная карта или Mind Map представляет собой инструмент визуального мышления, используемый не только для сбора информации и идей, но и как катализатор, который вытягивает новые идеи. Прозвучала идея использовать «принципы самоуправления», когда дети без присутствия взрослого могут пройти все этапы технологии (но если дети могут сами, то и технология уже не нужна!). Говорили, что неплохо было бы провести исследование уровня развития игры детей, прошедших эту технологию и детей, развивающихся в «традиционной» системе.
Высказывались и о проблемах. О педагогах, не желающих перестраивать свою работу, предпочитающих эстетику в работах детей детской самобытности. О родителях, делающих выбор в пользу учебных знаний и навыков, не понимающих важность прохождения ребёнком каждого вида игры в определённом возрасте. Об отсутствии времени для разворачивания хорошей детской игры в детском саду.
Позиции стажеров менялись изо дня в день, что можно было наблюдать по рефлексивной самооценке.
С уважением, автор и ведущий стажировки Евгения Сергеевна Коркина