Обновите ваш браузер для правильного отображения этого сайта. Обновить мой браузер
«Scrum или не Scrum?» (проект «Школьное пространство как условие формирования инициативы и субъектности»)
Ведущий стажировки: Черкасова Ольга Леонидовна, город Зеленогорск, МБОУ «Гимназия №164», учитель)
Участники стажировки: учителя, педагоги-организаторы школ, классные руководители заместители директоров по УВР, директора
Даты проведения стажировки: 28.03.2022 г., 30.03.2022 г., 01.04.2022 г.
E-mail: yalo.zelen@yandex.ru
Город: Зеленогорск
Цель программы: освоение педагогами Scrum-методологии как эффективной практики реализации воспитательных целей и задач и достижения обучающимися личностных результатов в соответствии с ФГОС ООО через организацию проектной деятельности.
Задачи программы:
Никифорова Екатерина Николаевна
Маклакова Анастасия Павловна
Мясникова Юлия Юрьевна
Чумакова Мария Викторовна
Казакова Елена Юрьевна
Татьяна Геннадьевна Иштыбаева
Катаева Ольга Юрьевна
Аксенова Владислава Владимировна
Лагунова Ольга Викторовна
Данилова Наталья Александровна
Вавилова Елена Михайловна
Лекомцева Татьяна Андреевна
Барабаш Анна Александровна
Бегеева Елена Борисовна
Джумаханова Анна Юрьевна
Анализ стажировки
Тема: «SCRUM ИЛИ НЕ SCRUM?» (ПРОЕКТ «ШКОЛЬНОЕ ПРОСТРАНСТВО КАК УСЛОВИЕ ФОРМИРОВАНИЯ ИНИЦИАТИВЫ И СУБЪЕКТНОСТИ»)
Цель: освоение педагогами Scrum-методологии как эффективной практики реализации воспитательных целей и задач и достижения обучающимися личностных результатов ФГОС ООО через организацию проектной деятельности.
28.03-30.03-01.04.2022, г.Зеленогорск, Красноярский край
Статистика: 15 участников, 11 городов
Все новое – это хорошо забытое старое. Мир неидеален со времен Адама и Евы, а с проектной деятельностью знаком был и сам Ной, который, за ограниченное время изобрел уникальный продукт. (И кстати, заказ от «владельца продукта» тоже был!)
Но обо все по порядку…
Работа над проектом начинается с формирования команды, а команда у нас собралась такая, что всем командам команда! Участники из 11 городов! Особенность проведения стажировок в этом сезоне – проведение стажировок онлайн. С одной стороны, очень жаль, что личная встреча не состоялась. С другой стороны, если бы не онлайн формат, вряд ли мы смогли бы охватить такую широкую географию.
Предварительное знакомство в очередной раз показало, что тот, кто знаком с проектом «Школа Росатома», навсегда остается «исследователем, который стремится открыть для себя новые идеи и знания. Они хотят узнать все, что возможно».
Да и цели ожидания у всех были общие – «общение, опыт, идеи», ожидание «чего-то нового, общения и положительных эмоций». Была создана группа во Вконтакте для обратной связи и возможности координировать происходящие процессы. Доска Miro с прикрепленными на ней продуктами, стала копилкой идей и происходящих событий.
День 1. Опрос показал, что все мы, так или иначе, задействованы в проектной деятельности, наверняка в разной степени, но все мы как минимум являемся участниками проекта «Школа Росатома». И собственно говоря, нам и предстоит погрузиться в проектную деятельность. Поскольку работать предстояло с проектами, мы убедились, что одинаково понимаем, что же такое проект? Работая в группах, участники выделили основные этапы проекта, и все сошлись на том, что все этапы в той или иной мере работают на воспитание.
Итак, первый такт – запрос от заказчика продукта. Директор МБОУ «Гимназия №164» Чернов К.Н., приступивший к обязанностям в начале учебного года, озвучил запрос на разработку универсальных проектов/предложений по модернизации предметно-пространственной среды с учетом пожеланий детей.
Прежде чем перейти к планированию спринта, необходимо уточнить сложность поставленных задач, и в этом помог «Покер планирования». Инструмент, который позволяет услышать сразу несколько экспертных мнений, но при этом снижает влияние их якорения. В процессе игры выяснилось, что не всем задачи кажутся посильными в такой краткосрочный период, что во многом зависело от опыта участников.
И снова работа в группах. Итогом стал Бэклог продукта – на основе базовых принципов конструирования современной пространственной удалось выделить основные задачи, на которые следует опираться при разработке проектов. Однако, отвечая на вопрос «Что именно можно поменять и как?» появилось много общих формулировок про «следования нормам СанПин и здоровьесберегающие технологии», но над конкретными предложениями по изменению пространства требовалось время подумать.
Перед началом следующего цикла, где сами стажеры уже будут мастерами группы, рефлексивная точка. По итогам первого дня большинство пришли к выводу о том, что то, что еле стоит – это «мы мало представляем то, чего хотят дети». И даже в условиях современных пространств новых школ, красивые яркие стены и наличие open space не гарантирует того, чтобы детям «зашло».
Основное отличие работы по Scrum – гибкость и СОВМЕСТНАЯ работа в команде участников разных уровней (администрации, учителей, детей и родителей), в отличие от водопадного (каскадного), где на каждом этапе свои разработчики, (по которому работают большинство школ, к сожалению), где административный аппарат работает отдельно от учителей и от детей. В скрам методологии работа предполагает участие в работе команды представителей всех уровней. Для того, чтобы оперативно можно было решать вопросы здесь и сейчас, а не дожидаться окончания проекта, который по итогам будет не одобрен «верхами». Случится ли это у команд стажеров?
Первый день разделенный на такты несколькими рефлексивными точками (в которых приняли участие не все стажеры?!?) заканчивается вызовом – стажерам необходимо создать свой проект по модернизации школьного внеаудиторного пространства с детьми. Или выступить экспертом, проанализировав опыт школ-лидеров.
А мы между первой и второй встречей идем на гемба и делаем кайдзен: идем на непосредственное место процессов, наблюдаем и пытаемся улучшить то, что есть совместно с теми, кто там находится и работает.
День 2. Встреча началась по всем правилам Scrum – с короткого стендапа, призванного синхронизировать всех участников и короткой обратной связи по итогам рефлексии первого дня. Безопасная проба – участники познакомились с итогами первого такта работы с детьми. Несмотря на столь короткий промежуток времени, за который необходимо было стать заказчиком, скрам-мастером, собрать команду детей и начать действовать, у стажеров было чем поделиться: инкремент продукта — промежуточные результаты.
Дети с огромным удовольствием принялись за проектирование своего пространства. Оказалось, что во многих школах остается проблема пустого, совершенно никак не задействованного внеаудиторного пространства, либо мест, которые дети хотели бы изменить, начиная от столовой, рекреаций и заканчивая библиотекой. Есть где развернуться! Но насколько же дети привыкли соответствовать жестким рамкам!!! «Нам хочется мест для сидения, мы готовы на любой вариант, даже сидеть ниже привычного, чтобы не зацеплять головой портреты писателей». Почему бы их (портреты) не сдвинуть, не перенести?
Дети хотят опытов и микроскопов вне аудиторного пространства.
Дети хотят розеток. Как бы то ни было – телефоны это наша реальность, и без зарядных устройств – никуда. Дети хотят рисовать, петь и танцевать.
Но на представлении первого этапа спринта встреча не закончилась. Ведь у нас еще были участники, которые пожелали выступить в качестве экспертов, и провели анализ опыта школ-лидеров. Но случилась ли процедура бенчмаркинга? Вновь мы видим яркие стены, просторные светлые коридоры, новогодние поделки на подоконниках. Но действительно ли все это работает на развитие инициативности, самостоятельности, субъектности и рефлексивности? И вот сами участники стажировки еще раз возвращаются к мысли о том, что наличие ярких стен, пространства open space, ноутбуков и модульных конструкций не является гарантией того, что школьная пространственная среда станет «живой», той, в которую захочется возвращаться, той, в которой хочется жить.
Второй день вновь заканчивается короткой рефлексией, в которой вновь участвую не все… Вопрос на «подумать»…А мы прощаемся, чтобы встретится на фестивале проектов и уже на ретроспективе.
День 3. Ретроспектива проекта. Scrum тем и хорош, что короткие интерации, частые встречи участников разных уровней и регулярная рефлексия позволяют вовремя корректировать задачи проекта и быть готовыми ко всевозможным изменениям. Голосование за лучший проект не удалось. Несмотря на то, что участникам предлагалось пригласить детей и дать им возможность познакомиться со всеми идеями, в эфир вышли только две ученицы, которые не только представили свой проект, но и прокомментировали все предложенные идеи. Надо сказать, детей ОЧЕНЬ увлекла идея проектирования школьной пространственной среды. У кого-то проекты были уже в процессе детальной разработки, ожидавшие решений по финансированию, а были и те, которые уже на этапе реализации! Здесь очень хочется отметить то, что все же сетевые школы проекта «Школа Росатома», на мой взгляд, отличаются, хотя может быть, правильнее сказать выделяются среди других. И не только уже имеющимися пространствами и наличием определенных технических средств. Но самими подходами, опытом работы, подходом административных команд к управлению.
И вновь мы возвращаемся к рефлексии – обязательной и одной из важнейших составляющих Scrum. Заключительный день — ретроспектива проекта: время поразмышлять о прошлом, чтобы улучшить будущее. И вновь не все участники принимают в этом участие!? Как оглядываться назад, чтобы двигаться вперед? Как мы можем научить этому детей, не делая этого сами? Или мы настолько хорошо это делаем, что не считаем нужным это фиксировать? Или же наоборот – делаем не так часто, а может быть даже крайне редко и поэтому не уверены в том, как это делать с детьми, чтобы это работало? Вопросы остались открытыми… Но! Это так здорово, когда встречи с теми, с кем ты «на одной волне», оставляют легкое послевкусие недоговоренности, недообсужденности и недосказанности. И ты снова ждешь встречи, чтобы получить новую порцию пищи для размышлений.
В любом случае, всем участникам всех школ из всех городов хочется сказать огромное спасибо!
Надеемся, что данный старт закончится реализацией проектов (хотя бы частичной) и детям не придется обмануться во взрослых в очередной раз. В ходе стажировки прозвучала мысль – «дети говорят, что их спрашивают формально, и на самом деле это никого не интересует, зачем тогда говорить правду и вообще что-то отвечать и что-то делать?»
Всем огромное спасибо за участие и за отличные интересные идеи! Так здорово познакомиться и совместно поработать с активными неравнодушными коллегами!
Жизнь длинная, возможно, у нас еще будет возможность увидеться и совместно поработать не в онлайн формате, а лично! Спасибо проекту «Школа Росатома», благодаря которому у нас есть возможность знакомиться, сотрудничать и дружить, находясь в разных точках страны.
Дорогие участники, пусть Ваши проекты (хотя бы частично) будут реализованы, и нашим детям и нам с вами будет работаться интереснее и комфортнее! А короткие Scrum-интерации и регулярная рефлексия помогут вовремя выявлять дефициты проектов))).
Всем удачи!!!
Черкасова Ольга Леонидовна
Учитель английского языка
МБОУ «Гимназия №164» г.Зеленогорск